вторник, 2 февраля 2016 г.

Как найти нужные знания и не запутаться в сети Интернет?

Автор: Марина Литвинова

В настоящее время любой специалист, если он хочет быть востребованным на рынке труда и стремится стать профессионалом в своей сфере, понимает огромное значение постоянного развития. При этом основное внимание стоит уделить именно самостоятельному обучению. Если ранее человек был настроен на постоянный поиск новой интересной информации, которая была в дефиците, то сейчас ситуация противоположная: большинство людей испытывают постоянную информационную перегрузку. И при этом все равно мы нуждаемся в знаниях. Для того, чтобы разобраться в безграничных возможностях, которые нам дарит Интернет, важно настроиться на поиск адекватных данных по нужной теме. То есть не просто подряд просматривать все предоставленные поисковым запросом результаты, но и оценивать их  достоверность и практическую применимость, или как еще говорят – осуществлять поиск релевантной информации. Как этому научиться?

Во-первых, можно начать с того, чтобы следовать в сети за кураторами контента. Это как раз такие люди, которые помогают найти, отфильтровать и пояснить информацию по определенной теме. Чаще всего это либо эксперт в вашей теме, ведущий активный образ жизни в сети Интернет, либо группа/сообщество, которую курируют такие люди. Желательно искать узкоспециализированное сообщество в вашем направлении деятельности. Например, у e-learning специалистов это выглядит примерно так (ссылки активны после загрузки презентации со slideshare):



Почему стоит искать информацию/обучение/вебинары на зарекомендовавших себя ресурсах? Ответ прост: вы потратите минимум времени и на поиск и на качественное обучение, а также минимизируете рекламу, которая часто присутствует в бесплатном онлайн-обучении.

Во-вторых, можно самому стать куратором контента и научиться грамотно управлять информацией. И кстати обучение такое тоже можно пройти онлайн. В 2013 году я бесплатно прошла такой курс от Харьковского политехнического института (проф.Владимир Кухаренко, загляните в его блог, сейчас как раз закончила обучение новая группа кураторов).

В-третьих, практически в любой крупной компании есть  обучающий центр или корпоративный университет, который не только проводит обучение сотрудников, но и конечно же сможет подсказать вам, какой внешний курс/вебинар пройти, а также какие книги и статьи почитать.

И, напоследок, хочу поделиться еще одним ресурсом, который я очень люблю – это бизнес-дайджесты от компании Киевстар. Там можно найти рекомендации и отзывы о бизнес-книгах от топ-менеджеров, а также краткое содержание деловых бестселлеров. Часто именно книги подталкивают нас к тому, чтобы развиваться и совершенствоваться. И при этом также важно, чтобы это чтение было полезным, интересным и релевантным вашему поиску!

Первый опыт использования Storyline 2

Автор: Валерий Задавысвичка

Решил написать про свой первый опыт использования редактора Storyline 2. Наверное, правильней сказать про свои впечатления))) Остановлюсь на наиболее важных и запомнившихся для меня моментов. Начну с вопроса - Откуда вообще появилось у меня желание попробовать эту программу, ведь я уже давно использую Adobe Captivate и в принципе он покрывает все мои потребности? Ну во первых последнее время я замечаю, что большое количество специалистов e-learning используют эту программу. И мне стало интересно - Что же их привлекает в этой программе? Во вторых я в своей практике стараюсь руководствоваться принципом выхода из зоны комфорта - хочешь получать новые результаты - делай по новому. И когда появилась идея, вне работы в своём Банке, разработать курс в рамках проекта обучения Эйдетики (развития памяти) я принял решение, что буду это делать в новом для себя редакторе. Конечно же были сомнения: зачем использовать новое, если это от тебя потребуется больше сил и времени на изучение, но к счастью я не был ограничен строго во времени и знал, что по использованию этой программы есть сильное "комьюнити", которое может мне помочь в решении моих задач, если сам не смогу разобраться (по крайний мере я в это верю).
Перед написанием сценария курса, я владел информацией о потенциальных возможностях программы. Например, такие опции как "drag and drop", вопрос с текстовым ввода ответа, предоставление индивидуальной обратной связи в зависимости от результата тестирования и т. д. Поэтому, когда мы писали сценарий я учитывал все эти возможности, но не знал на сто процентов как это делается в программе.


Следующим шагом надо было определиться с общей концепцией оформления курса: какой фон; кнопки; стилистика текстовых боксов и картинок, как будет работать навигация курса. Я решил упростить себе задачу и попробовать найти уже готовые шаблоны. Так я набрел на ресурс - elearningchips, где нашёл для себя подходящий шаблон. На ресурсе есть платные и бесплатные решения. Воспользоваться им, оказалось очень правильное решение. Во первых - я вышел за рамки привычек в своей работе. Все мы знаем, работая в компании над разработкой курсов, ты должен придерживаться определенных стандартов и со временем они становятся частью тебя. И когда стал вопрос создать, что-то за пределами компании, у меня все получалось с отчётливым оттенком  корпоративного стандарта. Надо было разорвать это барьер ))) Во вторых сам шаблон помог мне понять как устроена работа в Storyline 2. В шаблоне уже были - готовые кнопки и разделы: карта курса, выход, глоссарий, помощь, вперёд / назад, титульные слайды и информационные слайды, где можно было вставить только текст с картинкой и даже ничего не надо дорабатывать. По шаблону я смог разобраться с некоторыми опциями программы. 


И несколько скринов того, что получилось у меня:






И ещё про один момент. Одной из задач которую мне надо было решить это установка таймера на определенные (не тестовые) слайды. "Погуглив", я вышел на ресурсы посвящённые "сторилайн" и нашёл порядка 5 решений, при этом по некоторым из них надо было просто скачать "темплейт" и добавить его в свой курс. Ещё раз убедился, что если надо найти хорошее решение, обязательно будут люди (а пользователей программы по всему миру очень много), которые с этим сталкивались и есть шанс, что до тебя уже нашли хорошую реализацию задумки и готовы этим поделиться.

Итоговые впечатления:

  • Похожий интерфейс с PowerPoint, делает программу более дружественной и понятной. 
  • Можно рисовать кнопки/интерактивные объекты и удобно настраивать их изменения при наведении курсора/нажатия... 
  • Использование слоёв - очень удобно для быстрого создания интерактивных переходов между информационными блоками/сообщениями 
  • Понравилось наличие группировки слайдов по сценариям (блокам) и отображение структуры их взаимосвязей
  • С возможностью "drag and drop" смог разобраться и сделать нужный интерактив очень быстро. При этом изначально  думал, что это у меня займёт гораздо больше времени. 
  • Легко понять как делать анимацию для объектов. Но в Adobe Captivate настройка анимационных эффектов мне нравится больше.

Программа мне понравилась и я намерен изучать и работать с ней далее. Вижу в ней много полезного. Дальнейшая вершина это изучение "переменных".


Источник

eLearning and the Science of Instruction. Совместное обучение в сети

Автор: Денис Якорев

Для обозначения совместного обучения при помощи информационных технологий  в западной литературе используется аббревиатура - CSCL (Computer-Supported Collaborative Learning).

Под CSCL понимается использование командами от 2 до 5 человек синхронных и асинхронных инструментов в целях, способствующих обучению:
  • создание продуктов,
  • решение учебных задач,
  • обсуждение видео-примеров и др.

Для этого обычно используются следующие типы приложений:
  • блоги и мини-блоги
  • видео-конференции
  • чаты
  • электронная почта
  • форумы
  • социальные сети
  • вики
Но стоит помнить, что технологии сами по себе бесполезны. Важно то, как они будут вписаны в процесс обучения, ведь технологии меняются, а человек учится также, как и тысячи лет назад.

Совместное очное обучение активно изучается на протяжении последних 60 лет. Результаты этих исследований достаточно интересны, и вполне применимы и для совместного обучения в виртуальном пространстве и сети Интернет.
Согласно исследованиям, совместное обучение имеет огромный потенциал для повышения качества обучения, но для этого оно должно соответствовать трём основным критериям:
  1. Ученики должны быть взаимозависимы
  2. Должна быть выбрана правильная цель обучения
  3. Между учениками должна быть налажена высококачественная коммуникация

Разберём критерии подробнее:

Критерий 1. Взаимозависимость участников
Взаимозависимость участников подразумевает, что результат каждого участника зависит от достижений остальных членов команды. Общекомандные достижения частично сказываются и на оценке каждого ученика.

Slavin(2011) особо отмечает важность группового вознаграждения, которое бывает эффективным только в том случае, если оценка каждого участника основана на суммарном результате каждого члена команды. К примеру, если в ходе занятия, ученики выполняют задание в группе, а потом сдают тест "сами за себя" - у них нет никакого стимула помогать другим членам команды. Если же в конце занятия их ждёт оценка, которая складывается частично из их собственных результатов, а частично - из результата всей команды в целом, то это уже совсем другая история.

Исследования подтверждают эффективность второго варианта. В 78% случаев использование группового вознаграждения даёт положительный результат. Рост эффективности, в среднем, 32%.

Критерий 2. Цели обучения
Групповое обучение должно преследовать одну или обе следующих цели:
  • индивидуальное обучение
  • качество командного проекта
Решение необходимо принимать в каждом конкретном случае, но стоит отметить, что хорошее качество конечного продукта, вовсе не означает качество обучения всех членов команды.

Критерий 3. Качество диалога внутри команды
Исследования показали, что для эффективных групповых занятий необходимо, чтобы в процессе учёбы между участниками было налажено общение, причём, вносить вклад в диалог должны все участники, никто не должен оставаться в стороне.

В результате экспериментов была получена интересная зависимость. В ходе эксперимента, часть учебных групп показала очень низкие результаты. При выяснении обстоятельств оказалось, что в 72% случаев низкие результаты были следствием плохой коммуникации внутри группы - общение между членами команды сводилось к тому, что один из участников просто пересказывал свои знания остальным. Эффективным же можно признать только такое общение, где все участники активно вовлечены в процесс - изучают разные мнения, задают и отвечают на вопросы друг друга, стараются разобраться в позициях своих согрупников.

Конечно, такой метод обучения накладывает свой отпечаток и на роль преподавателя - его задачей становится организация удобной для общения среды и стимулирование общения между участниками. К счастью, и в этом направлении уже есть некоторые полезные для преподавателей наработки, например метод Упорядоченной полемики, разработанный в 1992 году Johnson and Johnson.

Авторы книги eLearning and Science of Instruction на основании исследований приводят и ряд своих рекомендаций:
  1. Групповое обучение будет эффективнее индивидуального, если:
    1. поощряется взаимопомощь и совместное достижение целей
    2. ученикам даются задачи, которые способствуют рабочему диалогу между учениками, который, в свою очередь, способствует более глубоким мыслительным процессам
  2. Группа существенно результативнее, если речь идёт о создании творческих продуктов, или решении слабо формализованных задач (По данным Lou, Abrami, D'Apollinia продукт группового творчества лучше индивидуального на 200%). Такой результат становится возможным за счёт большего количества вариантов, которые может предложить группа, исправлении ошибок друг друга и формировании более полной картины процесса.
  3. В случае создания творческих продуктов и решения слабоформализованных задач совместная работа в виртуальности и онлайн может оказаться даже более эффективной, так как лучше способствует осмыслению информации и обмену идеями, чем очное обучение
  4. Избегайте создавать команды только из "слабых" участников. Лучше включать как сильных, так и слабых, либо только сильных. 
  5. Если основная цель - индивидуальное обучение, то учеников лучше разбивать попарно. Если цель - создание продукта, то лучше, чтобы команда включала 3 -5 участников.
  6. Удовлетворение учеников обучением зависит от общения внутри группы. Они показывают лучшие результаты, если у них есть возможность общаться с преподавателем и другими учениками.
Источник

понедельник, 25 января 2016 г.

Что такое нелинейные курсы?

Автор: Михаил Тресер

Многие современные инструменты для создания электронных курсов предоставляют авторам возможность создавать нелинейные курсы. В некоторых сервисах и программах это реализованно на базовом уровне, в других на более продвинутом. В любом случае, авторам-создателям курсов стоит знать, что такое нелинейный электронный курс, чем он может оказаться полезен в некоторых ситуациях и почему данное направление стало пользоваться популярностью в последние пару лет.

Нелинейный

Давайте сначала попробуем разобраться, что такое нелинейный курс и чем он отличается от линейного. Нелинейный курс – это курс, в котором последовательность страниц может меняться в зависимости от действий ученика (пользователя). Нелинейный курс имеет несколько ветвей развития событий и ученик может быть перенесен на нужную ветвь в соответствии с прописанным автором сценарием. Иными словами, если на определенной странице курса пользователь нажмет на первую кнопку, он продолжит курс по первому сценарию развития событий, если нажал на вторую, он попадет на второй сценарий, а если нажмет на третью кнопку, то пойдет по третьему пути обучения. Не всегда изменение сценария зависит от осознанных действий пользователя. Путь обучения ученика может меняться, например, в зависимости от результатов встроенного в курс теста. Можно настроить сценарии так, чтобы в зависимости от того, прошел ли ученик тест или нет будет зависет по какому из двух сценариев он продолжит изучать материалы дальше.
Количество ответвлений в курсе, которые может создать автор обычно не ограничено, но в большинстве случаев их будет не больше 3-4.

Зачем нужна нелинейность?

Ключевым моментом в прохождении пользователем курса является его общее впечатление и эмоции от процесса обучения. Положительные впечатления помогают лучше осваивать новую информацию и дольше удерживать её. Если уровень представляемого материала слишком высокий – ученик завершит курс с чувством усталости и неудовлетворенности. Если уровень слишком низкий – ученик будет скучать и просто перелистывать страницы, поэтому никакой дополнительной информации мы не сможем ему донести. По этой причине, важно уметь подстраиваться под уровень ученика. Одна из основных задач нелинейных курсов – создать несколько различных уровней сложности для сотрудников и перебрасывать пользователя на нужный уровень в соответствии с его знаниями и ответами.
Нелинейность помогает создавать ситуации, когда курс самостоятельно подстраивается под знания ученика, а вместе с этим меняются пути прохождения курса. По сути, курс может развиваться на нескольких параллельных путях. Изначально пользователь начинает обучение на среднем уровне, изучает первые страницы, а затем проходит небольшой тест. В зависимости от ответов, пользователь останется на среднем уровне или будет перенесен на более высокий уровень курса, где он сможет получить больше полезной, сконцентрированной информации. Если ответы были неверными, пользователь останется на среднем уровне или же будет переведен на более низкий уровень сложности, в зависимости от пожеланий создателя курса. Соответственно на более простой ветке курса пользователь найдет дополнительные объяснения по проблематичной для него теме, сможет получить более наглядные материалы и сможет лучше усвоить знания.
Никто не ограничивает автора в его креативности, он может периодически в процессе курса проверять понимание пройденного материала и в зависимости от этого направлять пользователя в другие ветки. Главное, не наплодить ненужные сущности.

Давайте подведем итоги.

Главной причиной для использования нелинейных курсов является оптимизация пути обучения сотрудника в соответствии с его знаниями. Оптимизация пути обучения в свою очередь помогает решить следующие проблемы:
  1. Предоставить ученику актуальные по уровню сложности материалы.
  2. Создать у ученика положительные эмоции и ощущение того, что он справляется с представленной ему информацией.
  3. Сэкономить время более продвинутых учеников, не посылая их читать материалы с информацией, которую они и так уже знают.
Еще одним преимуществом нелинейных курсов является их гибкость и удобство работы с ними для авторов. Вместо того, чтобы создавать череду линейных, идущих друг за другом страниц/слайдов, создатель курса может решить, что в определенной точке обучения ему нужно проверить процент усвоенных знаний. В случае необходимости он может тут же создать отвлетвление и перенести на него ученика, который не смог усвоить основное мысли доносимые ему на протяжении курса до этого момента.

Несколько полезных примеров

Лучший способ донести информацию ученикам – показать несколько реальных примеров по использованию. Ниже представлены несколько схем использования нелинейности в курсах, которые используются на практике.

Источник

О формальных знаниях и неформальных в разработке электронных курсов

Автор: Елена Денисова

Ведение блога для меня некоторая добровольная обязанность, которая требует от меня хотя бы выделения времени раз в неделю - остановиться и обдумать новое сообщение миру и себе...

Сегодня мне было несколько сложно сосредоточиться, но срок пришел, и тянуть с мыслями дальше не имеет смысла - нужно было что-то сформулировать. Прошедшая неделя была на столько насыщена на задачи, размышления и находки, что в голове если не каша, то очень плотный поток идей, которые, на первый взгляд абсолютно разные и не связаны между собой. Тем не менее, сейчас, сидя за компьютером в тишине позднего вечера, складывается четкая картина - удивительное свойство моего мозга!

Итак, снова возвращаюсь к любимой теме e-learning.

Уже в какой раз хочу сделать акцент на первичной точке входа процесса разработки абсолютно любого курса, но немного в другой интерпретации.

Так как в последнее время у меня появилась возможность, время и сложившиеся обстоятельства, вплотную заняться вопросами управления знаниями, знаниями и "катализаторами" движения знаний, то и на процесс разработки электронных курсов (периодически отвлекаясь на это слегка "забытое" незаслуженно мною, направление) я смотрю под призмой трансформации знаний.

До сих пор, началом разработки электронного курса является предоставление учебных материалов в любом виде (лучше, конечно, в текстовом, электронном), который далее требуется структурировать, визуализировать и реализовать одним из имеющихся инструментов. Большим "прорывом" явилось, что материалы следует структурировать согласно определенной цели - это уже неплохо.

Посмотрим на процесс разработки электронного курса под углом методологии "управления знаниями". Фактически, если использовать только документированный контент, в качестве исходного, то берется только формализованная часть знания. Это означает, что большая часть (неформализованная) остается за скобками и не используется. Кроме того, формализованное знание имеет свойство быстро устаревать и терять актуальность. Цель же выводится опять же исходя из имеющегося материала. Получается некая "петля в петле" - учим тому, что есть, а не тому, что надо в данный момент.

Начальной точкой любого курса должна быть постановка цели обучения, которая находится не в контенте исходного материала и определения "чему учить и кого", а в области решения конкретных бизнес-задач. 

Тогда алгоритм разработки курса выглядит следующим образом:
  1. Цель - решение конкретной бизнес-задачи.
  2. Проверка цели на реализуемость с помощью имеющегося инструмента обучения (в данном случае, e-learning) или частичной реализуемости.
  3. Уточнение цели.
  4. Постановка задач, как достичь данную цель.
  5. Сбор информации для решения поставленных задач (общение с экспертом, изучение области знаний "в полях" и т.п.).
  6. Выбор инструментария обучения.
  7. Структурирование материала и т.д.
В самом начале разработки электронного курса необходимо первым делом... отложить (убрать с глаз долой) весь имеющийся материал по данной теме и разобраться вначале с целеполаганием, а работа с материалом будет только на 5-7 этапе.

Тогда вначале происходит работа с неформализованным знанием, а формализованное может быть включено (если укладывается в поставленную цель), а может быть и нет. Если же начать сразу же с имеющейся части знаний, есть риск вовсе не решить нужную задачу бизнеса и "уйти не в ту степь", и следовательно получить недовольство заказчика... Курс в этом случае "не вылечить" - его нужно разрабатывать с нуля (я вообще не верю, что можно исправить курс, если цели и задачи поставлены неверно).

Если "вплетать" в разработку курсов методологию управления знаниями, то каждый курс будет направлен на решение конкретных практических задач, и представлять собой мини-систему цикла трансформации организационного знания из неформального в формальный и обратно.

С уважением,
Денисова Елена