среда, 25 ноября 2015 г.

Перечень универсальных компетенций для оценки специалиста e-learning

Автор: Марина Литвинова

Перечень составляли группой на неформальной встрече корпоративных специалистов e-learning. Под специалистом имеется в виду универсальный e-learning специалист, не руководитель проекта. Дополнения обсуждаем в комментариях и в форуме тут http://www.elearningpro.ru/forum/topics/e-learning-566 

1) умение использовать методику педагогического дизайна при разработке курсов
2) умение работать в LMS системах: администрирование, управление
3) умение программировать (в СДО - для тех.администраторов СДО и в диз. курсов - для разработчиков курсов, при необходимости)
4) умение использовать ПО для разработки курсов (по запросу, например, Articulate, Courslabe, Captivate и т.д.)
5) умение эффективно коммуницировать с внутренним экспертами - заказчиками курсов, с провайдерами и др участниками системы обучения
6) умение использовать основные принципы андрагогики (обучения взрослых людей) в разработке курсов и построении программ обучения
7) умение создавать визуально и информационно грамотные презентации и выступать с ними перед публикой (тренинги, совещания)
8) умение самообучаться и быть примером для подражания (спец. ДО как источник для создания системы управления знаниями в компании)
9) умение проявлять стрессоустойчивость (напр, в ситуациях с перегрузкой информации)
10) умение выявлять потребности заказчика обучения
11) умение проводить оценку обучения
12) умение использовать основные правила тестологии при создании тестов
13) умение применять принципы юзабилити при разработке курсов и настройке порталов обучения
14) умение применять принципы графического дизайна при разработке курсов и настройке порталов обучения
14) умеет отличать тренинговые задачи от нетренинговых (выбор инструмента обучения)
15) умеет создавать тех.задания на разработку электронных курсов в соответствии с реальным потребностям и возможностям как провайдера, так и студента, так и заказчика (написание ТЗ)
16) имеет опыт в сфере обучения (практический опыт в обучении)
17) может создавать программы смешанного обучения (создание программ обучения)
18) умеет использовать совместное обучение (сollaborative learning)
19) умение использовать элементы игрового обучения (gamification)

20) умение применять основные правила маркетинга для продвижения ДО в компании

Источник

Про это ваше смешанное обучение

Автор: Елена Локтева

Я вот гляжу, все мусолим и мусолим мы смешанное обучение. Статьи, вебинары, секции на конференциях, круглые и всякой другой формы столы... Ну ок, я тоже выскажусь. Хотя, возможно, повторюсь (годами эту мысль доношу). 

ТСО - технические средства обучения. У нас в педунивере даже был такой курс. Мы на этом курсе учились использовать в обучении калькуляторы, диапроекторы и специальные проекторы, для которых на тетрадных обложках ручкой рисовали формулы, примеры задач и т.п. И еще какие-то девайсы изучали, которые я тогда увидела в первый и в последний раз.

Так что нет никакого смешанного обучения. Есть его величество Обучение, и для того, чтобы им профессионально заниматься, необходимо использовать современные ТСО. И это не высокие слова, это требования к образовательному процессу - по крайней мере, в Кодексе об образовании Республики Беларусь так написано (см. Ст.89, п.1.6). 

Некоторые скажут, мол, ты все напутала, Лена! Мы под смешанным имеем в виду смешивание очного и дистанционного. Нет, я ничего не напутала. Это вы запутались по самое не могу. 

Как только Интернет попал на первый ПК, а затем и на первый мобильный телефон, нам всем нужно было понять:
  • учебный класс теперь не только там, где парты - он везде, где есть Интернет; 
  • учебное занятие не только тогда, когда звонок звенит - оно всегда, когда у слушателя есть время и необходимость.

Профессиональный преподаватель обязан уметь работать со слушателем на каком бы расстоянии тот ни находился. Более того, профессиональный преподаватель просто обязан отдать компьютеру с Интернетом все то, что тот делает лучше, и заняться, наконец, тем, что может делать только человек.

ИМХО, все разговоры о том, что за смешанным обучением будущее, ведут те, кто так и остался в прошлом. И не понял, что давно уже нет ни дистанционных курсов, ни дистанционного обучения - есть только инструменты, которые нужно использовать по назначению. А для этого надо хорошо знать эти инструменты.

И да, на всякий случай... Если кто-то вдруг (ну, мало ли!) захочет пожаловаться, что слушатели тоже не всегда умеют пользоваться... А кто, простите, должен их научить?! Кто должен прекрасно уметь использовать компьютер и/или мобильник как ТСО, и обучать этому других?! У кого в университетах курс ТСО? 

P.S. Я бы, кстати, этот курс в школе ввела. Как обязательный. Для всех: учителей, учеников, родителей. Только тут момент: этот курс надо будет так часто обновлять!.


понедельник, 23 ноября 2015 г.

Формат не имеет значения (для каких целей подходят видео-ролики)

Автор: Елена Тихомирова

Было бы желание... Если есть мотивация изучить что-то, мы готовы это сделать практически из любого источника. Если тема важна, если задача, под которую нужны новые знания, то даже старая отсканированная газета, в которой трудно разобрать слова, вполне подойдет. Большинство людей не нужно развлекать в процессе получения новых знаний - они решают задачу. Хотя да, я скорее всего, красивый анимированный ролик будет неплохим способом немного отдохнуть.

К чему я это? В очередной раз наблюдаю, как формат курса начинает становится важнее смысла курса. Сначала у нас были игровые курсы, которые все старались применить везде, где только можно, тренажеры и симуляторы пробовали даже для тех тем, где ничего кроме простого чтения не нужно. Теперь на очереди видео-ролики. Анимированный, скрайбинг, полноценное кино или рекламные заставки - вариантов на рынке стало очень много. И стоимость разная - от вполне бюджетных до очень дорогих. 

Видео-ролик - короткий, зачастую достаточно яркий, формат. Слушателю не нужно сильно напрягаться (вы уж простите меня за такой жаргон). Делать ничего не нужно, сидишь, смотришь, а перед тобой мелькают картинки, диктор что-то рассказывает и даже играет музыка. Очень привлекательно. А главное очень легко, как недавно отметил один мой коллега по цеху, поставить себе галочку - просмотрел, изучил, молодец! Кажется, что материал в таком формате настолько привлекательный, что все его будут изучать. 

Давайте посмотрим - что именно привлекательно? Материал или формат? Обучение должно быть осмысленным и осознанным, иначе толку от него никакого не будет. И мотивация к обучению должна быть только смыслом, а не форматом. Потому что сотрудник, слушатель, должен понять, почему он будет проходить это обучение, почему ему это нужно и что будет в его жизни хорошего после изучения. Только при таком понимании человек начинает изучать материал, вникать в него, делать выводы, а самое главное - думать о том, где и как он может новый материал применить. И тут формат не имеет значения, сам формат нас ни к чему подобному не призывает. 

Именно на смысл в курсе должен быть основной акцент. Да, это требует проработки, анализа целевой аудитории, анализа задачи обучения и еще много других итераций на этапе подготовки курса. Нужно собрать информацию, понять проблему и задачу и на основе этого подать материал так, чтобы слушатели его восприняли и приняли на вооружение. 

Видео-ролики могут быть прекрасным элементом курса. Они могут вдохновлять, мотивировать, акцентировать внимание, может быть даже немного развлекать, что тоже имеет смысл при сложных и больших курсах. Но они точно не подходят для большого объема информации, не подходят для того, чтобы человек мог подумать над представленной информацией - там все слишком быстро, сложно остановиться, нужны дополнительные действия, чтобы вернуться или пройти вперед. И еще важно помнить, что далеко не каждая тема корпоративного обучения может быть красиво и легко подана в виде ролика, без упрощения сути и отказа от части материала, который слушателям действительно нужен. 

Если ролик используется, то он должен быть встроен в курс: к нему должно быть вступление с текстом, чтобы акцентировать внимание во время просмотра, по нему должны быть выводы, задания, материалы для самостоятельного изучения в виде текста. 

Возможность использовать для доставки знаний разные форматы - это прекрасно и даже необходимо. Но у каждого формата и у каждого элемента в курсе - своя роль. 

Cнятие потребности в начале разработки или где "лежит" цель заказчика?

Автор: Елена Денисова


Я как-то спрашивала, с чего начинается разработка электронного курса. Сейчас, почти ни для кого не является новостью или спорным вопросом, что работать начинают с беседы с заказчиком и экспертом, а не получением пакета документации. 
Тем не менее, в самой беседе кроется крайне важный нюанс.

Когда к нам приходят с запросом: "Разработайте нам курс!" чаще всего хочется сразу же включиться в работу, а потому тут же запрашиваем, кого обучать, чему обучать, как обучать и в какой срок нужно обучение или готовый курс. Фактически, мы сразу решаем задачу в нашей привычной среде.

Это не всегда верно, так как наш род деятельности тоже имеет "границы" предметной области, поэтому и решаем мы поставленную задачу сразу же методами и инструментами привычной среды e-learning. А когда полученный запрос не вписывается в наши ограничения (временные ресурсы, технологические ограничения, ресурсы разработчиков и т.д.), впадаем "вступор" и говорим - "нет! мы не можем разработать так быстро качественный курс! это невозможно!" и в итоге начинаем отстаивать наши привычные понятия.

В действительности же альтернативное решение, практически всегда, существует, но лежит оно за пределами предметной области наших знаний и компетенций. Я имею в виду, что прежде чем решать задачу "в лоб", стоит немного абстрагироваться от ее формулировки и попытаться взглянуть по другому.

Для чего собственно задумывается обучение? И какой эффект должен быть в итоге? Как срочно? Возможно ли разделить задачу на краткосрочную перспективу и долгосрочную? Возможно, критично сначала решить краткосрочную, используя другие, менее эффективные, но зато уже реальные, имеющиеся в наличии инструменты, чтобы получить моментальный результат, а для компенсации использовать поддерживающие методы (например, сопровождение тьютора, или ведение форума), а разработку электронных курсов вести параллельно, постепенно закрывая потребность. Конечно, важно уточнить не разовая ли это акция и тогда вообще смысла нет разрабатывать курсы.

Я хочу сделать акцент на том, что нужно не выполнять запрос так, как он был сформулирован изначально и отказываться полностью от проекта, если оказывается, что ресурсов нет или их нельзя высвободить, а искать другие пути решения вопроса заказчика. И тогда будет решена проблема заказчика в краткосрочной перспективе и заложен алгоритм решения - в долгосрочной, и заказчик не будет потерян.

К сожалению, снимать бизнес-потребность умеют далеко не все "обученцы", но этому можно найчиться - одергивать себя от моментального принятия запроса и ухода в детали профессиональной предметной области. Стоит взглянуть на запрос с другой стороны и оценить другие способы решения.

Мысли вслух,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154&fref=nf
http://blogofdenisova.blogspot.ru



Также по теме: 
Внутренняя разработка электронных курсов. Анкета для заказчика