вторник, 13 октября 2015 г.

8 преимуществ корпоративного дистанционного обучения

Автор: Алексей Орлов


Дистанционное обучение все больше и настойчивей проникает в корпоративную сферу. И если несколько лет назад приходилось повсеместно презентовать преимущества данного вида обучения и преодолевать скептические возражения административных и функциональных руководителей (кстати, у функциональных руководителей скепсиса было больше), то сегодня уже обсуждение строится вокруг механики и функционала, а сам вопрос о необходимости и актуальности данного вида обучения встречается все реже.
Проанализировав последние пять лет опыта в e-learning обучении, решил поделиться с вами очевидными преимуществами данного вида обучения.
1. Оценка знаний новых сотрудников и последующее обучение. 
Каждая компания по-своему уникальна и у каждой компании есть набор знаний, которые необходимо сотрудникам знать и применять. Идя по пути создания банка внутренних знаний, что отчасти зачастую и становится возможным только при запуске e-learning обучения, мы создаем возможность определять, какой информации недостает новому сотруднику и предоставлять её для изучения.
2. Каждому сотруднику – знания в зависимости от должности и его уровня. 
Ни для кого не секрет, что в корпоративном мире особенно четко прослеживаются границы доступа к информации и существуют показатели  готовности сотрудника  к её обработке, дальнейшему синтезированию. Это обуславливается и степенью конфиденциальности информации и степенью ответственности сотрудника. В зависимости от e-learning платформы или используемого внутри компании подхода к обучению, возможно распределение программ или отдельных модулей и предоставление их участникам обучения в зависимости от приоритетов и условностей. Приведу два примера:
- при адаптации супервайзера торговой команды ему будет назначена учебная программа “Управление торговой командой”. В данной программе будет предоставлена информация с описанием принятого в компании управленческого цикла – она понадобится ему при управлении командой торговых представителей. Но в ней будет пропущена часть модулей, которые применимы к самому супервайзеру и будут доступны директору филиала при адаптации в программе с таким же названием;
- используя функцию ветвления материала, возможно его избирательное предоставление. Это может выглядеть следующим образом. В компанию пришли два супервайзера и оба должны пройти программу по циклу продаж. Но один супервайзер работает по каналу розница, а другой по каналу HoReCa. Цикл управления командой один и тот же (постановка задач, формат проведения собраний и т.п), а отчетность и алгоритм работы с клиентами могут отличаться. В данном случае изначально программа содержит полный набор материала, а при помощи ветвления предоставляется только та её часть, которая необходима конкретному сотруднику.
3. Обучение без отрыва от рабочего места. 
При использовании технологий e-learning обучения, сотрудник отвлекается от основных обязанностей лишь на время (от 20 минут до нескольких часов). Согласитесь, пауза в исполнении функциональных обязанностей на несколько часов для некоторых специалистов куда более допустима, чем одно-двух дневная поездка на тренинг. Опыт последних лет показывает, что большинство участников дистанционного обучения вообще предпочитают проходить его в нерабочее время, в комфортной для себя обстановке (дома, в кафе и т.п.).
4. Каждая программа проходится для достижения конкретных целей. 
Время обучения ради процесса обучения и тренингов “для всех и обо всем” - прошло. Мы вроде уже привыкли к большому потоку информации, но и научились фокусироваться на конкретных результатах. Сегодня все больше компании используют информацию и знания для достижения конкретных целей. Пример с теми же супервайзерами – да, раньше тренинг был общим и в независимости от специфики работы супервайзера (розничные клиенты, оптовые, канал HoReCa), все проходили один тренинг. Сегодня мы не можем позволить сотруднику тратить драгоценное время на изучение информации, которая в дальнейшем или ближайшем времени ему не пригодится. Да, есть вариант, что супервайзер через время поменяет канал работы, но тогда ему и будет предоставлена необходимая информация.
5. Системность учебных процессов. 
Тут есть два момента. 1. Большинству людей требуется время для обработки полученных знаний и перевода их в навыки, так что дозированность и последовательность важны. 2. Внутри компаний есть план-график обучения, и менеджеры должны быть уверены в том, что в будущем сотрудники будут иметь знания, необходимые для реализации стратегических и тактических задач. Подобный план-график разрабатывается и согласовывается с учетом планов стоящих перед компанией в будущих периодах.
6. Сокращение затрат на обучение. 
Экономия затрат при e-learning обучении существенно зависит от количества участников обучения. При составлении бюджета, одна из самых расходных статей – проезд, проживание, питание (кофе-брейки, обеды). Вы можете прямо сейчас подсчитать, какая сумма останется в бюджете, если бы в другом городе был запланирован тренинг на 12-15 участников. А если участников 150-300–1500 в год?! А еще ответственные руководители и тренеры всегда помнят о стоимости и пользе рабочего времени, во время которого сотрудники заняты обучением…  Да, обучение проводится с целью повышения уровня профессионализма персонала, но это в будущем, а сегодня?!
7. Управление развитием сотрудников. 
При реализации таких программ, как “План индивидуального развития”, “Кадровый резерв”, “Наставничество”, e-learning формат может стать основным инструментом обеспечения и контроля качества реализации данных программ. Успех реализации таких программ напрямую зависит от занятости высококвалифицированных и дорогостоящих специалистов. Поэтому заранее разработанная, оформленная и предоставленная ключевая информация значительно повышает эффективность дальнейшего взаимодействия наставника и резервиста, позволяет контролировать ход обучения/реализации плана развития, тестировать эффективность усвоения полученных знаний.
8. Оперативная обратная связь по обучению. 
Методисты и тренеры знают, как участники любят играть во время обучения и с каким нетерпением ждут результатов тестирования. В аудиториях не всегда есть время, как на сами игры, так и на их разбор. Выполняемые в ходе дистанционного обучения задания и пройденные тесты, практически сразу указывают на правильность понимания той информации, которую содержит учебный курс. Оперативно полученная в системе данная информация, одновременно является и показателем эффективности и подкреплением успеха обучаемого.
Источник

воскресенье, 11 октября 2015 г.

E-learning технологии: снятие или формирование потребности в обучении. Бизнес-партнерство в e-learning.

На саммитах и конференциях разработчиков электронных курсов обсуждается и продвигается множество интересных, простых, сложных, инновационных и неочень, инструментов разработки. Говорится о педдизайне, сторителлинге, визуализации, геймификации, видео...

Все это, конечно, важно и нужно! Особенно, когда бюджет позволяет. Радует и тот факт, что начали обращать внимание на работу с экспертами - как с ними нужно выстраивать отношения, и нужно ли. Что при разработке электронных курсов необходимо вовлекать эксперта и привлекать, по возможности, на всем жизненном цикле проекта. И это здорово! (Хотя кто-то до сих пор предпочитает получить пакет документов и на этом закончить общение).

При разработке хорошего контента для курса привлекают не всегда одного эксперта, но не всегда он является и заказчиком электронного курса. К сожалению, в большинстве случаев цели заказчика-эксперта-обучаемого редко сводят к единому вектору (единому пониманию цели).

Качественный же результат возможен только при соблюдении этого условия. Что же мешает?

Если говорить про обучаемого (а он находится на конце логической цепочки выстраивания цели), то чаще всего цель формулируется исходя из учебных целей "преподавателя" - "научиться", "осознать", "узнать" и прочие схожие варианты, говорящие о компетенции обучаться, но никак не делать после обучения конкретные действия. Это ошибка номер 1. Нужно понимать, что должно качественно измениться в поведении обучаемого. 

Но, чтобы узнать, что должно поменять в действиях обучаемого (если говорить про рабочие процессы), то нужно знать, кому, собственно нужны изменения в процессах обучаемого, кроме самого обучаемого?

В организациях (не важно, производство это или "ретейл") за обучение и развитие отвечает традиционно HR-управление или даже выделенное подразделение по обучению и развитию. Проблема же в том, что чаще всего данное подразделение не знает кого, чему, как и собственно говоря, зачем обучать и развивать. Большинство работает по принципу реакции - "бизнес попросил - мы обучили". В итоге, результат почти нулевой.

"Бизнес" - не абстрактная единица, как сейчас удобно говорить и манипулировать, мол, так хотел "бизнес". В этом случае я всегда спрашиваю: "а у вашего бизнеса есть лицо, имя-фамилия, должность?". И у него есть конкретные потребности в обучении и развитии персонала. Другой вопрос, что чаще всего заказчики сами не вполне понимают, как нужно развивать персонала.

Но ведь именно для этого и создается специально выделенное подразделение, разве не так?
А получается, что сами "обученцы" не умеют вставать на позицию эксперта и разговаривать с "бизнесом" как с внутренним клиентом! А именно - грамотно снимать потребность в обучении и развитии, а также выстраивать внутреннюю стратегию обучения и развития, согласуясь с общей стратегией организации.

Это и понятно, ведь кроме инструментария мы ничего и знать не хотим! В электронном обучении данная проблема, на мой взгляд, стоит более остро, так как требований к результативности электронного обучения больше, и ожидания выше. Тем более, по затратам e-learning готов поспорить с очным.

Пока e-learning специалист не потрудится хотя бы в общих чертах изучить специфику организации - менеджмент, стратегию, ее положение на внешнем рынке и т.п., пока не научится говорить с заказчиками как с партнерами, а не на позиции рядовых исполнителей, то всем этим инструментам e-learning - геймификации, сторителлинга, визуализации, мультипликации и даже педдизайна - грош цена! Если e-learning не решает "бизнес-задач", а только преследует свои собственные какие-то, непонятные "бизнесу" цели, то и оставаться ему постоянно на правах "расходной статьи".

В размышлениях,
Денисова Елена.

вторник, 6 октября 2015 г.

Оnes upon a time…или сторителлинг в электронных курсах

Автор: Светлана Семенюк

«Кто рассказывает истории, тот управляет миром» - говорит старая индейская пословица. Через сказки и притчи передаются знания из поколения в поколение уже много веков. Почему же информация, поданная в форме истории, легко воспринимается? Всё довольно просто. Процесс обучения обычно контролирует левое полушарие головного мозга. При этом наше сознание выступает в роли охранной системы, которая противится любым изменениям. Когда мы слушаем сказки, включается правое полушарие, работающее с образами. Подсознание воспринимает опыт, переданный в истории, в обход нашего «внутреннего охранника». Таким образом «сторителлинг» – это эффективный инструмент передачи информации и воздействия на слушателя, основанный на подсознании.  Его достаточно часто используют в маркетинге, рекламе и, конечно же, в обучении.

Как создать историю?

Придумайте идею.
Идея – это основа любого курса. Она придаёт ему смысл, увлекая и мотивируя пользователя. Например, изучить историю и принципы работы компании можно совершая увлекательное путешествие в прошлое на машине времени или проходя залами интерактивного музея. 

Выберите персонаж.
Пользователи не хотят просто получать информацию. Они хотят слушать о себе. Хотят чувствовать и переживать. Персонаж даёт им такую возможность. Ассоциируя себя с героем курса, обучаемые переживают успех и неудачи, активно вовлекаются в процесс обучения.

Напишите сценарий. 
Начиная с Аристотеля все драматургические произведения строятся по принципу пирамиды Фрейтэга. Повествование начинается с завязки, в которой происходит зарождение некого конфликта. Далее следует его постепенное развитие, вплоть до кульминации, а затем развязка и эпилог. Обязательно используйте эту структуру для написания своей истории и пользователи обязательно её оценят.

Сформулируйте выводы. 
В сказке должна быть мораль, послание к слушателям, как следует поступать, чтобы добиться успеха. Сформулируйте выводы максимально просто и доступно. Старайтесь избегать многозначности и иронии.

Используйте сюжеты из жизни. 
История, которую вы рассказываете в электронном курсе, должна быть максимально связана с реальностью. Конечно, можно отправить пользователей изучать продажи в космос или в Древнюю Грецию, но тогда вы должны быть готовы к тому, что пользователи воспримут такое обучение только как развлечение и не станут применять полученные знания на практике. 

«Сторителлинг» помогает подать информацию интересно и динамично, мотивировать пользователей к обучению. Его можно применять практически в любой области знаний, включая точные науки. Однако, если аудитория изначально заинтересована в получении знаний, использование искусственной драматургии теряет смысл. Следует помнить, что «сторителлинг» – это всего лишь один из приёмов, помогающий организовать процесс обучения. И его использование должно быть методически оправдано.

четверг, 1 октября 2015 г.

Условия развертывания спирали организационного знания

Автор: Елена Денисова

Начну сегодняшний пост цитатой из книги И.Нонака и Х.Такеучи "Компания - создатель знания", М. 2003:

"Задача организации в процессе создания организационного знания состоит не только в непосредственном создании и накоплении индивидуального знания, но и в обеспечении необходимых для групповой деятельности условий".

И это, действительно так. Мало собрать, формализовать и сохранить знания, необходимо сделать так, чтобы спираль знания была "живой" и "динамической", а без взаимодействия участников создания знания это сделать невозможно.

Как же приводится в действие спираль знания? Сегодня я попытаюсь сверить теорию И.Нонака, Х.Такеучи (основанную, безусловно, на реальной практике) с собственной практикой - все ли было учтено, и на что стоит обратить внимание в дальнейшем. Приглашаю и вас проследовать за моих ходом мыслей - буду благодарна обратной связи!

Первое условие - Намерение.

По сути, это двигатель организации, называемый целью, которая обычно принимает форму стратегии. 

Если рассматривать стратегию в контексте управления знаниями, то она должна быть понятна и однозначна не только высшему эшелону компании, но и каждому сотруднику в разрезе собственной значимости при выполнении рабочих функций по отношению к общей цели организации. Намерение - это стратегический вектор движения к общей цели организации, где каждый ее участник выполняет важную и необходимую роль вне зависимости от управленческого уровня. 

Второе условие - Автономия или самостоятельность.

Данное условия говорит о возможности самостоятельного принятия решения индивида в рамках собственной деятельности. Это показатель осознанности собственных действий, когда человек использует необходимые знания при наступлении тех или иных условий, а не только по требованию руководства. Данное условие возможно только при выполнении первого условия, когда индивид осознает и принимает значимость своей деятельности в общем процессе и непосредственное влияние на конечный результат, а значит стремится к лучшим показателям своей работы, используя имеющиеся знания или находясь в поиске новых знаний.

Третье условие - Созидательный хаос или Потребность в изменениях или улучшениях.

По сути. это осознанный выход из зоны комфорта. Движение в сторону создания нового знания возможно только при определении проблематики  - что нужно улучшить или изменить для достижения лучшего результата процесса или достижения общей цели. Если все устраивает, менять ничего не нужно, то и поиск новых решений не ведется. Но такой вариант практически невозможен. Все изменяется и идеальных решений не существует - есть всегда что-то, что можно оптимизировать, изменить или улучшить. Организация должна осознанно двигаться в сторону постоянных изменений и улучшений в зависимости от окружающей компанию среды. Конечно, вовсе необязательно, что это всегда крупные изменения.

Четвертое условие - Избыточность информации.

Имеется в виду, что при решении задачи важно получать даже больше информации, чем кажется на первый взгляд: лучше отсечь потом "ненужное", чем принимать решения, основанные на неполной информации, однобоких выводов и без учета всех условий. Кроме того, избыточность информации определяется степенью осведомленности сотрудников организации, что помогает быть в курсе задач, над которыми работают другие подразделения или команды - в случае необходимости полученный опыт может быть учтен в других процессах.

Пятое условие - Разнообразие информации.

Принцип данного условия говорит о том. что сотрудники должны иметь возможность знакомиться и использовать не только информацию и знания непосредственной функции, но и смежных подразделений или других подразделений. Это помогает видеть процесс в целом, а не только свой "небольшой кусочек" и понимать принципы взаимодействия или действия общего процесса. 

Если соблюдены все условия, то спираль знания начнет и будет работать. Другой вопрос, что для реализации данных процессов необходимо понимать, что они запускают, фактически, необратимый процесс изменений, на которые придется оперативно и адекватно реагировать.


Всегда Ваша,
Денисова Елена,

Как оценить эффективность e-learning по модели Киркпатрика

Автор: Марина Литвинова

Не секрет, что классическим способом оценки эффективности обучения сегодня считается предложенная в 1975 г. Дональдом Киркпатриком модель, состоящая из четырех уровней:
- уровень 1 – оценка реакции обучаемых, 
- уровень 2 – оценка уровня знаний, 
-  уровень 3 – оценка поведения на рабочем месте, 
- уровень 4 – оценка влияния на результаты бизнеса.

Можно выделить три причины проведения оценки эффективности e-leanring:
  • оправдать существование/развитие/бюджет e-learning-проекта и его отдельных элементов, показав его вклад в достижение целей и задач организации; 
  • сформировать механизм получения информации о том, как улучшить процесс обучения;
  • сформировать механизм принятия решений о том, как улучшить процесс обучения.
На схеме - мой вариант данной схемы в применении к оценке эффективности дистанционного обучения. 



  • 1 (справа вверху) - Реакция слушателей на курс/тест/вебинар и т.д.
В электронном обучении оценку первого уровня можно легко провести в режиме он-лайн в формате анкеты обратной связи, желательно с визуализацией результатов. Что можно оценивать? Удобство восприятия информации, актуальность темы курса для сотрудника, применимость на практике и др. Удобно также использовать дополнительное поле для комментариев.
  • 2 - Оценка знаний и опыта, полученных в ходе обучения
Именно на втором уровне измеряются результаты обучения. Для этой цели необходимо провести тестирование до и после обучения (если выбран формат теста для проверки знаний, хотя это может быть и др вариант, например, набранные баллы в игре, тренажере, собеседование, реальная продажа продукта и т.д.). В СДО обычно имеется своя форма отчета по тесту и форма отчета по статистике тестирования определенных групп обучаемых. Со знаниями статистика справится конечно же лучше, чем с измерением опыта. 
  • 3 - Оценка поведения на рабочем месте
Нам необходимо понять в какой мере новые знания и навыки сохранились в памяти и используются теперь на рабочем месте. Для этого служит третий уровень оценки. 

В идеальном случае такая оценка производится через 3-6 месяцев после проведения программы обучения. За это время обучаемые имеют возможность применить новые навыки, а наставники, руководители или тренеры могут  проверить, как был усвоен материал.
Важно: в курсе (или др формате e-learning), по результатам изучения которого проводится оценка, должно быть прописано, чему должен научиться сотрудник, что он должен выполнять, при каких условиях и в какой последовательности. То есть должна быть четкая цель обучения. Без цели мы не сможем оценить, у нас просто не будет параметров для такой оценки.

Оценка происходит в реальных условиях. При оценке поведения на рабочем месте может принимать участие сам сотрудник, прошедший обучение, его руководитель и даже покупатели (клиенты).  Например, при оценке результатов обучения технике продаж могут рассматриваться следующие темы: 
 - рассказывает ли сотрудник покупателю о преимуществах продукта? 
 - может ли сотрудник проанализировать возражения  отдельных категорий покупателей? 
 - использует ли сотрудник для каждого из этих возражений соответствующую модель ответа? 
 - если потенциальный покупатель ничего не купил, предпринимает ли сотрудник после разговора с ним какие-либо шаги, чтобы это случилось в будущем?    
  • 4 - Оценка влияния обучения на деятельность компании
На четвертом уровне модели Киркпатрика оценивается воздействие обучение на результаты бизнеса. Ниже приведены примеры учебных программ и измеряемых параметров влияния на бизнес. К сожалению, такой способ используется достаточно редко из-за сложности получения данных о бизнесе и сложности выделения влияния прошедших обучение в качестве отдельной переменной.

Учебная программа
Параметр для измерения
Обучение методам ведения продаж
Объем продаж, лояльность покупателей, продолжительность цикла продажи,  доходность каждой продажи
Обучение техническим навыкам
Число звонков в «справочный стол», время на составление отчетов, форм или заданий, уверенное пользование программным обеспечением или оборудованием
Обучение методам повышения качества
Сокращение числа дефектов
Обучение технике безопасности
Сокращение количества несчастных случаев

Источник