вторник, 31 марта 2015 г.

О том, что инерциальных систем нет! Или где границы обучения?

Автор: Елена Денисова

Знаете, когда читаю ту или иную книгу (художественную, профессиональную литературу или даже научную), ловлю себя на том, что периодически беру этакую призму из другой области (книги, опыта и пр.) и просматриваю через нее описываемое в текущей книге. А иногда даже несколько призм идут в дело - не специально, чисто механически, как заблагорассудится моему мышлению или мозгу (интересно, это мозг живет "сам по себе"?). При чем в процессе изучения таким способом осмысления занятные вещи находятся или вырисовываются.

Например, я совершенно легко могу найти параллель между тремя разными произведениями, написанными разными авторами, в разное время и для разной, в принципе, целевой аудитории и да, с разным ролевым сюжетом - "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкина, "Хроники Амбера" Р. Желязны и "Гарри Поттер" Дж. Роулинг. Все они по большому счету об одном и том же - о добре и зле. Конечно, кто-то с возмущением скажет, что их сравнивать нельзя - тем не менее я вижу связки, и даже в деталях - кому интересно, могу после поделиться.

Но если идти дальше, то при изучении личностных черт персонажей я могу определить их психотип или даже управленческий уровень или примерить классификацию спиральной динамики и с этой точки зрения понять логику происходящего...

О чем это я? О том, что человек постоянно примеряет опыт и знания в других ситуациях, и чем больше он узнает по средствам чтения или обучения, то тем больше он использует накопленное для изучения и понимания других неизвестных сфер. Что-то такое даже я видела в философских рассуждениях древних философов, но к сожалению, имен не вспомню..

На самом деле, это особенность человеческого мозга, на сколько я понимаю (информация взята мною после детального изучения книги Савельева С.В. "Изменчивость и Гениальность") - использовать накопленные знания для осознания нового - зачем изобретать что-то новое, когда в "кладовках" мозга есть столько полезного - бери и применяй.

Другое дело, что после формального обучения далеко не все знания "ложатся на полочки в мозг" - большинство уходит в эфир. Помните эти слова обучаемых или самих себя: "Вы нам практику расскажите! Как это сделать лично на моем примере?" - оказывается, далеко не все получается легко переложить на собственный опыт. И это большая проблема современного обучения - неважно какого формата.

Я, конечно, не могу сказать однозначно, как быть в такой ситуации, но кое-какие мысли роятся сейчас в моей голове. Попытаюсь их изложить, пока не испарились (улыбка).

Думаю, как говорил наш старый профессор кафедры САПР во времена моего обучения, что изучить систему можно только инструментами другой (а лучше нескольких) систем. Что это означает? 

Дело в том, что само обучение, обособленное и выделенное, от действительной среды не может ничему научить! Так как обучаемый находится внутри системы обучения и пользуется только ее инструментами. Инерциальных систем нет! Все взаимосвязано и перетекает одно из другого и обратно. 

Чтобы человек мог закрепить, а тем более использовать полученные знания, он должен "проверить" их, используя "инструменты" другой системы - например, рабочей. Может быть, поэтому в MBA строгие ограничения поступления - сюда должны приходить люди с уже имеющимся "багажом практического опыта"?

Если говорить о корпоративном обучении, то какой-то общий шаблон обучения для всех организаций, переносимый специалистом по обучению из одной компании в другую не существует, так как зависит от множества факторов.

Обучение - это комплексное решение, которое, мало того, само по себе индивидуально, так и встраивается в уникальные условия окружающей среды: нельзя сказать, что только e-learning или очное, или и то, и другое; нельзя установить раз и навсегда порядок "шествия" тех или иных форм обучения - "сначала очное - потом электронные курсы" и наоборот; нельзя однозначно отстаивать или настаивать на форме подачи обучения - директивное или только свободное, основанное на самомотивации со свободным правом изучения! В каждой отдельно взятой организации могут использоваться все или несколько форм обучения, но единственное, что эти организации в обучении объединяет - это комплексность подхода! При чем, выбор самого подхода зависит напрямую от деятельности организации и ее сотрудников: кому-то нужно предоставить неограниченный доступ к мультимедийным библиотекам, кому-то игры, кто-то сидит большую часть времени за стационарным компьютером, кто-то же постоянно в пути и ему необходимо мобильное обучение... у всех у них совершенно разный опыт и восприятие окружения.

Обучение должно быть встроено в уже имеющийся рабочий процесс, а не наоборот!

Есть мысли по этому поводу?
Пишите, обсудим!

Всегда Ваша Денисова Елена.
ttps://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154

среда, 25 марта 2015 г.

e-Learning в Сибири (отзыв о конференции Smart eLearning-2015)

Автор: Иван Булавкин

12 и 13 марта 2015 г. в заснеженном Томске прошла II Сибирская практическая конференция по онлайн-обучению «Smart eLearning».

Мне посчастливилось побывать на этой конференции в качестве одного из спикеров. 
Впечатления от конференции очень хорошие.
Постараюсь ими поделиться.


Отдельно хочется отметить высокий уровень организации, это касается всего: зала, технического оснащения, информирования, сопровождения и прочего. Томский институт бизнеса задрал в прошлом году планку и ее уверенно держит.


Теперь о докладах.


Программа конференции была поделена на два дня: первый день – академический сектор, второй день – корпоративный. Надо сказать, что оба дня пролетели незаметно, поскольку были насыщены интересными докладами и дискуссиями, вне зависимости от того к какому сектору (академическому или корпоративному) они относились. Более того, после конференции для многих стало ясно, что, по большому счету, разницы между академическим и корпоративным обучением особенно нет никакой (лично я всегда так считал).


Первый день, после официальных приветствий от партнеров конференции и ректора ТИБ Сергея Лифановича Красинского, открыл доклад Александра Молчанова, проректора по организации электронного обучения МЭСИ, к сожалению, в формате видеозаписи, однако это лишь добавило ему очков, если вспомнить, что конференция посвящена электронному обучению. Александр Молчанов представил системный взгляд на внедрение онлайн-обучения в вузе, любой желающий может с ним ознакомиться, поскольку в момент нашего просмотра его выступления в Томске, Александр выложил свою видеозапись в Youtube.


Особенно интересными были доклады двух представителей ВятГУ: проректора по инновационному обучению Ольги Токмаковой и заместителя начальника управления электронного образования Александра Михеева. Они познакомили со своим опытом внедрения онлайн-программ в вузе. Опыт ВятГУ интересен, прежде всего, тем, что проект в вузе реализовывается комплексно и достаточно амбициозно, несмотря на то, что контингент студентов-дистанционников достаточно мал. Коллеги из ВятГУ продемонстрировали и учебный портал и сами курсы, поделились планами на будущее. Особенное уважение вызывает тот факт, что все технические решения проекта онлайн-обучения были собственными разработками. Если кто-то стоит в начале пути, рекомендую обратиться за советом в ВятГУ – это образец команды, которая очень хорошо начала и которую в обозримом будущем жду большие успехи.


Заставил всех по-хорошему завидовать директор программ дистанционного обучения ИБДА РАНХиГС Ярослав Павлов, который представил опыт создания очно-дистанционной программы MBA. Считается, что MBA и онлайн – вещи трудно совместимые, однако Ярослав этот миф пытается развеять и, как кажется, вполне успешно. Опыт Ярослава Павлова интересен, прежде всего, тем, что это яркий пример, когда онлайн-программа реализуется вузом без собственной технической поддержки, полностью отдав на откуп технические вопросы стороннему подрядчику, в данном случае, небезызвестной компании Uniweb. На вопрос: можем ли мы у нас в стране делать качественный онлайн-продукт в такой сфере, как элитное бизнес-образование, Ярослав отвечает ДА.


Ольга Исакова, начальник учебно-методического образования ФДО ТУСУР представила доклад о том, как организовано ДО в ТУСУРе, одном из родоначальников дистанционного обучения в Сибири. Что сказать, у ТУСУРа все работает, так как и должно работать.


Ваш покорный слуга в своем выступлении затронул тему роли преподавателя в процессе внедрения e-learning, на что я хотел обратить внимание? На то, что не стоит «ломать через колено» преподавателя, который работает по-старому, только потому, что он работает по-старому. Только разобравшись с целью обучения, можно понять какова роль преподавателя и какие технологии ему необходимо использовать. Не буду подробно останавливаться на своем докладе, быть может созрею до статьи.


Татьяна Козлова, начальник отдела сопровождения электронного обучения МЭСИ рассказывала про мотивацию студентов и преподавателей в электронной среде. Из этого доклада и его обсуждения я вынес для себя одну главную идею – автоматизация учебного процесса возможна только при условии жесткой дисциплины. Нет дисциплины – нет автоматизации.


Михаил Перегудов – один из экспертов Webinar.ru, поделился своими лайфхаками при проведении вебинаров. Надо сказать, что это действительно самые действенные, при этом самые популярные практики, думаю многие их знают. Кто не знает – записывайтесь в Вебинар-Академию!


Организатор конференции – Любовь Максименко продемонстрировала интерактивный курс, поделилась практическим опытом создания интерактивности, ну и вообще, она молодец. Не слышали ее выступление? Жаль, многое потеряли.


Первый день завершился дискуссией, которую модерировали первый проректор ТИБ Максим Красинский (он же был модератором всей конференции) и Елена Тихомирова (ну вы все ее знаете!).


Дискуссия оказалась достаточно оживленной. Обсуждался вопрос эффективного e-learning. Как его определить? Что значит эффективность? Высказывались различные точки зрения и с позиции вуза, и с позиции работодателя, и с позиции обучающегося. Если кратко, то эффективный e-learning для вуза – это тогда, когда студент имеет возможность освоить учебную программу и пройти необходимую аттестацию, для работодателя – это когда выпускник может самостоятельно думать и имеет практику, для обучающегося – это, когда появившееся свободное время он хочет посвятить онлайн-обучению. Все сошлись на том, что e-learning двигается в правильном направлении, несмотря на то, что электронное обучение уступает (во всяком случае пока) традиционному очному обучению в эффективности. Поднимались вопросы контроля за образовательным процессом, проблема идентификации учащегося. Точки зрения по этим вопросам разошлись. Но я позволю себе зафиксировать свою точку зрения: действие рождает противодействие, увлекаясь контролем, мы не усложняем жизнь недобросовестным учащимся, а только толкаем их на более изощренные уловки и помощь профессионалов (не для кого не секрет, что сейчас работают тысячи фирм, которые «помогают» студентам учиться).


Второй день, как я уже говорил, был посвящен корпоративному обучению.
Начала ген. директор eLearning center Елена Тихомирова, она рассказала, как можно экономить с помощью электронного обучения, вернее, как не превратить ваш e-learning проект в «пожирателя денег», от чего можно избавиться в электронном обучении, что в нем не обязательно и лишь отнимает финансовые и организационные ресурсы. Надо сказать, что этот доклад был полезен не только корпоративному сектору, Елена рассказала о таком формате электронного курса, к которому лично я пришел, после череды собственных ошибок (жаль, что раньше я не слышал ее выступления), иногда хотелось вскочить с места и крикнуть: «Да, именно так у нас и было, черт подери!» Главный посыл выступления о том, что экономить можно и нужно на этапе проектирования.


В конце второго дня, Еленой были сформулированы те же мысли, но применительно к внедрению e-learning в компании вообще. 


Кира Гусева, руководитель отдела дистанционных программ обучения «Юлмарт» (ударение на первый слог!!!) рассказала, как устроен процесс разработки курсов в ее компании, поделилась формами согласования и некоторыми фишками.


Второе выступление Киры было посвящено конкретным курсам, которые она продемонстрировала, как говорится, все как у людей курсы как курсы, самое главная фишка – это то, как умело Кира с коллегами ориентируется на конечного потребителя курсов, насколько проработана тема вовлечения сотрудников в обучение (креативность и чувство юмора торжествует!).


Александр Беляшин, руководитель направления автоматизации и дистанционных технологий «Корпоративной академии Росатома» поделился своим взглядом на роль СДО в корпоративном обучении, речь шла о том, что СДО может стать эффективным инструментом системы управления знаниями. 


Второе выступление Александра было о том, как превратить всех сотрудников в генераторов учебного контента. Тема потрясающая, по большому счету, Александр говорил о заветной мечте всех, кто занимается обучением, потому что лучшего обучение, как взаимообучение придумать нельзя. Поскольку, обрисованное Александром всеобщее «обучательное сачастье» выглядело совсем идиллически, после выступления возникли споры, хотя речь шла скорее не о противоположных позициях, а о сомнениях.


Завершил конференцию доклад Алексея Королькова, ген. директора компании “WebSoft”, о подводных камнях при внедрении e-learning проекта, во второй раз мне захотелось вскочить и закричать: «Да, именно так у нас и было, черт подери!» Речь шла о выборе LMS, вернее о тех критериях, которые должны рассматриваться при ее выборе, о том, как важно, чтобы в команде по внедрению участвовали IT-специалисты, обсуждался «больной» вопрос защиты персональных данных.


Конечно, самой интересной частью конференции было общение в кулуарах, народ был разговорчив и откровенен, за что отдельное спасибо организаторам конференции и лично Любови Максименко, которые создали неформальную и доверительную обстановку, располагающую к хорошему общению.


***
Еще по теме - Smart eLearning-2015:об онлайн-обучении из первых уст
И другие посты в блоге Томского института - http://online-institut.ru/blog/


Что должно произойти после изучения электронного курса?



Автор: Марина Литвинова

Я верю, что этот вопрос - Что должно произойти после изучения электронного курса? - ключевой, самый важный и единственно правильный на начальном этапе разработки обучающего материала. Ответ на самом деле прост - должно что-то произойти, должно быть совершено действие.  И это должно произойти не только после электронного курса, но и после вебинара, тренинга, обучающей игры, урока, лекции и т.д. и т.п. 

Почему же электронный курс должен быть чем-то особенным в плане постановки цели обучения? Как только курс будет воспринят как серьезный обучающий процесс, приводящий к результату, исчезнут бесполезные, "для галочки", "для ознакомления", "просто красивый" и "у всех такой есть" курсы. Исчезнут вопросы "а зачем мы вообще его разрабатывали", "почему они не продают лучше, мы же их протестировали и получили классные результаты", "откуда столько ошибок в отчетности, всем же разослали новые инструкции, они должны были прочитать" ну и т д. 

Как только вы (как e-learning специалист) научитесь задавать этот единственный вопрос, слушать ответы, прояснять ситуацию дополнительными вопросами, вырисовывать цель обучения и хотя бы набрасывать возможные критерии измерения цели обучения - ваши курсы станут более эффективными. И еще - очень хорошо знать некоторые моменты коучинга и НЛП, помогает в общении с экспертами/заказчиками обучения.

Два слайда по материалам двух вебинаров (Елены Тихомировой о критерия эффективности курсов и Владимира Кухаренко о разработке курсов и смешанном обучении). Прямое руководство к действию. 




И кстати участвовать в вебинарах - очень полезная вещь!

И еще - конструктор целей обучения, очень классный инструмент http://ode.ru/target/

http://elearnlmp.blogspot.com

вторник, 24 марта 2015 г.

Материалы вебинара "Критерии качества курса, что меняется в понимании педагогического дизайна"


20 марта состоялся вебинар "Критерии качества курса, что меняется в понимании педагогического дизайна". Мы сформулировали несколько основных параметров качества и правил под них и подробно их обсудили. А также вспомнили о системе SMART в контексте электронного обучения. Спасибо всем, кто посетил данное мероприятие! 


понедельник, 23 марта 2015 г.

«Переворот» в корпоративном обучении

Автор: Светлана Ильина

В конце прошлого года специалисты Открытого университета Великобритании выделили 10 трендов, которые значительно повлияют на образование в мире. Одним из таких нововведений, уже ставшим популярным, является «перевернутое обучение».

Перевернутое обучение сочетает технологии традиционного и дистанционного образования. Теоретические материалы изучаются дома, преимущественно с помощью видео, а домашние задания выполняются в классе. Первые упоминания об этом тренде появились еще в 2000 году, поэтому в сети уже очень много статей о том, как осуществить переворот в школе или вузе.


А можно ли «перевернуть» корпоративное обучение? Оно существенно отличается от школьных уроков с разбором темы на занятии и домашним заданием. Сотрудники посещают тренинги, семинары, проходят курсы повышения квалификации. Тем не менее, такой формат обучения также с успехом «переворачивается». Перед конференцией или вебинаром слушателям предоставляются видеозаписи, статьи, а на самой встрече проводится обсуждение. Оно пойдет гораздо эффективнее, когда участники подготовлены и знают круг изучаемых вопросов. При проведении семинаров и тренингов точно так же. Дома сотрудники изучают статьи, смотрят презентации или видео. Затем в аудитории – налаживается интерактивное взаимодействие: подготовка проектов в группах, обсуждение примеров и обмен опытом.

Преимущества «перевернутого» подхода:
  1. Возможность гармоничного совмещения электронного обучения с очными встречами. Весомый бонус в данном случае – дополнительное время на практические задания, игровые упражнения, обсуждение сложных моментов материала.
  2. Доступность ресурсов – каждый слушатель изучает материал в удобное время, возвращается к нему при необходимости, и благодаря распространению через интернет – просматривает в удобном месте и даже с мобильных устройств.
  3. Работа в команде – подход направлен на организацию проектных групп, интерактивное взаимодействие. Создаются комфортные условия, чтобы делиться идеями и находить решения.
  4. Оценка прогресса обучения – если для распространения материалов в компании используется система дистанционного обучения, то тренер просматривает результаты обучающихся, выявляет темы, которые вызывают затруднения, и уделяет им больше внимания на практике.
Принцип «переворота» подчеркивает важность взаимодействия участников обучения. Чтобы «перевернуть» корпоративное обучение, необходимо настроить две стороны процесса. Для традиционных аудиторных занятий самое главное – это профессиональный тренер.

Что касается «домашней части», то необходима площадка для размещения ресурсов и видеолекций. Например, это может быть облачное хранилище или система дистанционного обучения. При выборе СДО и инструментов для создания видеолекций и электронных курсов следует обратить внимание на:
  • Поддержку мобильных устройств;
  • Поддержку стандартов SCORM и Experience API (Tin Can API);
  • Отчеты, которые предоставляет СДО.
Итак, чтобы реализовать «перевернутый» подход, необходима более активная работа преподавателя на занятиях, а также более высокая степень ответственности обучаемых. Но эти усилия оправданны. Направленность на развитие практических навыков помогает усвоить материал и улучшает результаты обучения.
http://www.ispring.ru/elearning-insights/