вторник, 2 декабря 2014 г.

Репортаж с лекции: Анализируй это: большие данные в образовании

Автор: Эдуард Бабушкин

Кто нибудь смотрел он лайн лекцию Анализируй это: большие данные в образовании?
Фишка в том, что Америку Чарли не открыл, хоть вещал из Нью-Йорка: у нас все сырые данные для анализа есть.
Этот крендель на лекции упоминал про SCORM - а уже есть TinCan.

В чем суть технологии Knewton: они скачивают все учебные активности студента, преподавателя, проявления контента и педагогического дизайна и смотрят, какие из этих сущностей как влияют на успешность прохождения курса.

К этим сущностям можно отнести:
  • промежуточный вопрос в курсе;
  • время чтения слайда;
  • время суток, когда студент вошел в курс;
  • продолжительность учебного видео;
  • количество текста на слайде;
  • количество друзей в компании, которые вместе проходят курс;
  • и т.д. и т.п..

Ближе всех к аналогичной задаче подошел Сергей Федосов из R-style (см. Контроль обучения в реальной среде).
Какое то время назад Сергей Колков (уж прости, Сергей, "сдам" тебя) задался вопросом: а можно ли по обратной связи определить, как успешно студент пройдет курс.
Отвечаю: модель более сложная, чем просто обратная связь.
Но всем данным, которые мы соберем из TinCan - можно
За этим стоит корреляционный анализ, от которого пока вы откерщиваетесь, но который, зараза, стучится в двери)))
Можно отмахнуться от Бабушкина, от тренда не отмахнетесь, самое обидное будет в том, что можно обращаться к таким провайдерам как Knewton, но иметь все возможности для собственного анализа.
Да. И скажу по секрету: лекция была во многом продажей услуг этого продукта. Но я хотя бы свой английский потренировал. Докладываю: где-то % 80 лекции понял сам без переводчика





четверг, 27 ноября 2014 г.

Приложение Pushbullet (потому что в цель)

Автор: Константин Бугайчук

Для Android смартфонов выпускается очень много приложений, часто не совсем вменяемых и интересных. Но вот на днях познакомился с приложением, которое шикарно позволяет использовать связку смартфона и ПК. Речь идет о приложении Pushbullet (http://www.pushbullet.com)


PushBullet позволяет мгновенно отправлять файлы, ссылки, заметки, списки, напоминания, адреса и многое другое с ПК на ваше Андроид устройство и что самое важное - этот процесс является обратным.

Кроме того, представьте, что Вы сидите за компьютером, а телефон остался в куртке в коридоре или Вы в наушниках и весть такой занятой - естественно, что Вы не услышите не звонков не сигналов SMS. А вот при установленном PushBullet эти сообщения придут на Ваш ПК в виде всплывающего окна, так что важные вызовы и сообщения Вы не пропустите

Естественно, что Ваш девайс должен быть подключен к Интернет либо через Wi-Fi или 3G (EDGE)

Чтобы начать работу с Pushbullet, его необходимо установить на смартфон из Google Play Market. После запуска приложение попросит авторизоваться при помощи вашей учётной записи Google. Кроме того, для браузеров есть соответствующие расширение, которые Вы  можете установить с сайта программы


Вот скрины главного сайта приложения





И ее версии для браузеров и ОС




После того,как Вы установили расширение на ПК, на Ваш смартфон (планшет) вы автоматически начнёте получать все уведомления с телефона на компьютере.

Это уведомление о пропущенном звонке




А это о пропущенном сообщении


Обратите внимание на кнопку "Ответить", которая позволяет ответить на сообщение прямо с компьютера и оно дойдет до адресата, который отправил его. Т.е. вы можете, фактически обменивать СМС-ками с ПК не используя телефон




Но, как я уже говорил, пропущенные вызовы и сообщения это не все. Главна фишка устройства в том, что оно позволяет обменивать файлами между ПК и смартфоном.


Например, вы серфите в смартфоне и наткнулись на полезную инфу (сделали фото, заметку), теперь Вы можете отправить себе эту ссылку (файл, фотку). Причем даже через медленный Интернет сообщения доходят быстро. Я потестил передачу со смарта на ПК и обратно - все работает корректно.



Вот, что Вы можете отправить с телефона (ссылка, фото, файл, заметка)



Если Вы перейдете в Ваш аккаунт на Pushbullet в Интернет (это можно сделать и через расширение браузера), то увидете, что сообщение доставлено. Важно то, что именно из этого места на ПК, вы можете отпралять такие же файлы (ссылки и т.д.) на Ваш смартфон


І. Пробуем режим "Смарт-ПК" - пишем заметку



Получаем заметку на ПК






ІІ. Пробуем режим "ПК-Смарт" - даем ссылку на сайт





И получаем ее на Вашем смартфоне






Какие есть варианты использования? Допустим, вы хотите отправить PDF на Ваш телефон. Вместо того чтобы идти, например, в Dropbox, вы можете поместить файл его прямо с ПК на смартфон 


Еще одна интересная функция быстрого использования - создание заметок. Можно составить на ПК список и отправить прямо на телефон. Он будет мгновенно в вашем уведомлении, и если вы щелкните по нему, оно приведет вас к контрольному списку, где вы можете проверить вещи, как вы закончите их. 



Ну и конечно, как я показывал, это обмен ссылками. Можно отправлять адреса веб-страницы и адреса Google Maps. Нашли кафе, музей, магазин - отправьте адрес на ваш телефон и получите навигацию уведомлением. 


Краткий обзор приложения от пользователя:



Удачного пользования всем читателям!

вторник, 25 ноября 2014 г.

Заметки с EdCrunch от 18 октября

Автор: Наринэ Исаханян


А. Джойс (Microsoft) Школьная экосистема виртуального и смешанного обучения


Поддерживая образования Microsoft реализует свои программы в 134 странах, 12 млн учителей и преподавателей прошли курсы от Microsoft от базовых до глубоких дисциплин; более 200 млн студентов участвовали в программах Microsoft. Подробнее отражено на слайде ниже:

Как технологии могут помочь в улучшении образования?

Один из главных вызов - нужно готовить студентов к работе, которой ещё нет.
 - Создавать инструменты образования, которые будут гибки и максимально адаптивны.
Ученики в развиваемых странах пока недостаточно внимания уделяют на развитие технических и естественно-научных знаний. Работодатели рассказывают, что современные студенты не умеют работать в команде, есть серьёзные проблемы с презентацией собственных идей и даже с генерированием их. Слишком часто мы требуем в школе, чтобы дети не вертелись, сидели и по возможности молчали! :-) 

Microsoft может помочь в 4 областях:
  1. создать инструменты, которые позволят ученикам учится в любой ситуации, 
  2. есть решения для совместной работы и школьного интерактива 
  3. есть технологические решения для подключения тех, кто доступа не имел 
  4. подключить тех, кто был исключен в силу физических проблем (дети с ограниченными возможностями)

Что происходит в цифровой образовательной школе?
Есть полностью виртуальные школы (их мало, только 3% обучающихся США); школы электронно-зрелые, школы, использующие гибридную модель; школы с технологиями, которые используются только в компьютерных классах; полностью исключенные от интернета.

Рассмотрим пример одной хорошей школы Hellerup school, Denmark - an e-mature school, и  её особенности:
  • концепция открытых пространств, 
  • наличие домашних зон (угловые части, релакс зоны), 
  • роль учителя - должна быть искренняя, вдохновлять детей, главная задача - давать максимальную свободу детям, чтобы они брали на себя ответственность за собственное образование,
  • нет компьютерного класса, ИКТ пронизывают все классы, детям разрешено пользоваться своими устройствами. 
Модель трансформации образования от Microsoft:
 - выработать четкое видение, какую школу хотите построить (актуальное);
 - разработка общих принципов и политик (устойчивый план развития на 5-10 лет, чего хотите добавить и каких студентов хотим получить);
 - как измерить достижения;
 - какие партнеры нужны (технологические, исследователи и прочее);
 - развитие навыков учителей и руководителей (постоянное обучение, а не раз в год);
 - разработка учебных планов: инструменты, электронные книги, ученические образовательные материалы;
 - оценка творческих навыков, а не способности запоминания;
 - выбор технологической платформы.

Kodu - визуальный язык программирования, предназначенный для создания игр, не сложен и доступен для детей. Загружается бесплатно с сайта Microsoft, подробнее:http://msdn.microsoft.com/ru-ru/beginner/hh133289.aspx
http://www.kodugamelab.com/about

Yammer - закрытая социальная сеть, подробнее здесь:
http://www.microsoft.com/ru-ru/office/yammer/

Office Mix - запись видеолекций, бесплатный модуль к Microsoft PowerPoint
https://mix.office.com/Gallery

Панельная дискуссия "Новые профессии и новые запросы"

- Дефицит не носителей компетенций, носителей знаний и профессионалов, а людей, которые могут организовывать эту историю, нужные коммуникации (в смысле кооперации, совместной деятельности людей, живущих в разных сферах деятельности).
Например, сейчас востребованы людей с метакомпетенциями, умеющие вшивать людей в процесс из разных сфер. Стоимость людей имеющих знания только в одной области будут уменьшаться.
 - Усеченная компетенция не будет востребована, метакомпетенция или глубокая узкая компетенция, за которую нужно платить.
 - Люди, обладающие уникальной специализации, их тренд растет. Пропадает понятие узкой специальности, люди обучаются смежным вещам и их специальность размывается.

Как остаться на плаву?
 - Большое количество образования уходит в онлайн. Стоимость профессий, которым начинают учить онлайн, падает. То, чему массово учат, это, во-первых, дешево, во-вторых, зарплаты этих профессий, как минимум не будут расти, а в следствии избытка обученных - падать.
 - В ближайшее время будут востребованы все люди, которые занимаются упаковкой онлайн образования. Сегмент образования персонала начинает расти за счет сокращения затрат на обучения. Дальше начнут все учить непонятно как "обучению онлайн продюсеров" и наступит их избыток и лет через 15 будут востребованы именно профессионалы (как избыток экономистов, юристов).
 - Кассиры, продавцы недвижимости и др., заменяться роботами...
 - Точки роста: онлайн-образования, медицина будущего, большие данные, роботы...
 - Высокая адаптивность, умение знание собирать отовсюду. Человек должен постоянно учиться, при этом понимая, что нужно сейчас учить.

Чарли Харрингтон (Knewton) Адаптивное обучение: взгляд изнутри

Революция в области онлайн образовании - расширении доступности контента.

Компания Knewton изучает функцию больших данных Интернета. Просто оцифровка старого бумажного учебника является преступлением против потенциала современных технологий. Мы хотим внести свой вклад в такую цифровую образовательную среду, которая сама будет под Вас подстраиваться, сама определять, что нужно нажать, чтобы вы лучше учились. Сейчас уже есть все, чтобы эффективно проводить интеллектуальный анализ данных.

Если у ученика есть трудности, он открывает старый материал. Любой контакт ученика с электронным учебником мы можем зафиксировать и в будущий урок встроить данный материал. Ученики разные и в классе может не быть одинаковых, поэтому нужны инструменты постоянного адаптируемого материалы к потребностям студента.

Инструменты, которые дает Knewton: 
  • автоматическая курация - сбор ответов Ваших учеников, 
  • движок, который дает прогноз, как справится с работой ученик и сможет ли он освоить данный курс,
  • обратная связь.
В одном из университетов Аризоны, студенты проваливали экзамен по математики, будучи зачисленными в студенты. Приходилось отправлять студентов отправлять на 6 месячные курсы. Решили подготовить онлайн курс по математике, который будет подстраиваться под студентов. Некоторые справлялись за несколько часов, большинство 3-4 месяца. У каждого ученика своя траектория, яблочками обозначены темы полностью изученными, либо недостаточно:

Граф знаний с 6 по 11 класс по математике для работы системы:

Пример маршрутной карты конкретного студента, то есть её путь прохождения данного курса:

Показывали ролик примера освоения 500 студентами одного блока, видно что каждый студент в своем режиме, видны отстающие студенты и вырвавшиеся вперед. Об Knewton можно почитать и посмотреть разные ролики в их блоге на официальном сайте: http://www.knewton.com/

Аналитический инструмент для учителя: 
Учитель видит учеников, но они как лебедь, рак и щука в разные стороны. Поэтому возникла необходимость возможность по формированию групп из одинаковых студентов. После этого преподаватели решили, что им не нужны группы отстающих, пусть они будут в общей группы и в ней же сильные, тогда одни будут учить других.

В профиле студента учитель видит, сколько попыток сделано и их результаты:

Анализ больших данных обучения студентов помогают отследить качество материалов.

Технологическое устройства Knewton:
1) граф знаний по дисциплины;
2) какие данные будем фиксировать в системе;
3) цели для разных образовательных продуктов, они естественно разные (например, к концу такой-то недели закончить такую-то главу).
На выходе получаемый кастомизированный движок.
Происходит постоянный анализ данных и корректировка траектории.


Александр Першин (сооснователь HTML Academy) Игровые механики и результаты их применения в онлайн-обучении

Докладчик представил HTML Academy http://htmlacademy.ru/. Это онлайн-курсы по HTML и CSS, включает 16 курсов,  303 задания и 27 испытаний (Подробнее писала здесь http://ug.ru/itis_article/25).

Особенности разработки онлайн-курсов в HTML Academy:
  • Постепенная подача информации
    - дробим большие и сложные задания или куски теории на маленькие и простые и составляем серии заданий.
  • Мгновенная обратная связь 
    - результат работы кода виден сразу;
    - правильность выполнения видна сразу;
    - задание дробится на несколько подзадач;
    - ученик быстро видит результат и быстро понимает прав он или нет.
  • Постепенное усложнение 
    - сложность должна расти всегда, чтобы ученик чувствовал прогресс;
    - рост должен быть плавным и нелинейным;
    - чрезмерная сложность - это стена и убийца мотивации;
    - слишком простые задания - скучны;
    - постоянно балансируйте сложность.
  • Головоломки
     - заставляют бросить вызов себе;
    - могут очень сильно затягивать;
    - много удовольствия после решения.
  • Сторителлинг
    - вызывает положительные эмоции
  • Открытые профили
    - эксплуатируют 3 механики: зависть, тщеславие, "раз они смогли, то и я смогу"
Внешняя мотивация - сторителлинг, мини-игры, рейтинги, открытые профили, достижения и очки
Внутренняя мотивация - постепенное усложнение, перфекционизм, головоломки

Проблемы при внедрении онлайн-курса:
  • организационные ограничения;
  • объективная сложность испытаний;
  • откровенные баги;
  • непонятные формулировки заданий;
  • чрезмерные сложные испытания.

И.Ященко Большие данные в системе образования

Представлены результаты исследования и сравнительной аналитики по ЕГЭ и олимпиадам, было интересно, после завершения доклад/презентация опубликуют на сайте ЦПМ.

Представляли проект "Лекториум" http://www.lektorium.tv/, развивает два направления: коллекция видеолекций лучших лекторов России и массовые открытые онлайн курсы.
Анонсирован запуск профориентационных курсов для школьников, которые могут быть интересны школьникам (Подробнее писала здесь http://ug.ru/itis_article/25).


А.Шпрех Мобильные устройства в школе

Wifi Analyzer - приложение, с помощью которого можно искать ближайшие сети и измерять их уровень сигнала. Таким образом, можно построить квесты на основе поиска точки доступа, при этом изучить, что и как влияет на передачу сигнала.

AndroSensor - приложение, собирающее информацию со всех датчиков на вашем устройстве.


Рэп-урок по географии :-)


среда, 19 ноября 2014 г.

Тренды LMS на 2015 год

Автор: Эдуард Бабушкин

В уже несколько раз упомянутой статье Джоша Берзина The Top 10 Disruptions In HR Technology: Ignore Them At Your Peril о трендах в HR есть целый пункт (8-й тренд из десяти), посвященный LMS.
В моем переводе
8. LMS меняются, и рынок растет
Одна из самых старых HR технологий - the learning management system. Первоначально разработанная как система управления расписанием занятий, этот рынок сильно вырос за последние несколько лет. В начале 2000-х эти системы стали называться “e-learning management systems”, и в последние четыре года наиболее успешные LMS провайдеры были куплены.
На сегодня рынок LMS стоит больше 2, 5 миллиарда долларов и вырос за этот год на 21 %, и это самый быстрорастущий сегмент HR софта. Почему он растет? Корпоративное обучение, контент, коллаборативное обучение являются фундаментальными стратегическими целями кажlой компании. Сегодня каждая компания имеет потребность в переобучении  технического персонала (причем, этот процесс становится перманентным), в обучении новых сотрудников, обучению работников тому, как делать свою работу лучше.
Произошел сдвиг от LMS как «системы администрирования учебного процесса» к LMS как «платформе вовлечения в процесс обучения». Новые LMS интегрируют процесс обучения с процессами управления талантами и управления эффективностью, включают интегированный контент и экспертизу менеджмента. Они часто имеют «движки» коллаборации и рекомендаций. Massive Open Online Courses (MOOCs) представляют собой новый источник обучения – YouTube с широким спектром инструментов и источников контента. Ваша LMS должна быть встроена в производственный процесс. И новая технология «Tin-Can» позволяет вам отслеживать все активности учащихся, включая даже клики по ссылкам на сайты.
Другой взрывной тренд в обучении – появление «встроенного обучения» или «интеллектуального обучения» как ключевой фактор успеха. Один провайдер, к примеру, законнектил свою LMS к CRM системе управления, и учебные задания на основе реальных процессов «выскакивали» во время, не занятой непосредственным обслуживанием технологических процессов.
Другой провайдер сделал прямую ссылку Salesforce, которая могла автоматически регистрировать работников на крусах и подсказывать необходимый учебный контент. Представьте, ваш менеджер выходит на сделку в несколько миллионов долларов, но не имеет соответствующего сертификата для ее проведения. Система сама предлагает соответствующий курс для получения сертификата. 
Интересно ваше экспертное мнение, коллеги: согласны ли вы с данным трендом, Схоже ли это с тем, как вы себе видите движение в  e-learning

Какие методы вы используете для мотивации обучения в системах LMS?

Небольшое резюме по итогам обсуждения в форуме.
Итак, наши эксперты для мотивации дистанционного обучения рекомендуют такие механизмы и способы:


1) в корпоративном обучении: 
- виртуальные бонусные баллы за прохождение курсов и тестов конвертируемые в реальные призы
- элементы геймификации (бейджи/достижения) видимые всем пользователям (пузомерки)
- % обученности в СДО - в KPI начальника от которого зависит его премия (считается автоматом из отчета в СДО). И он будет сам пинать своих подчиненных
- прямые призы, без всяких виртуальных баллов, тем кто первым/лучше всех пройдет курс (часто делается в рознице где вендоры спонсируют продуктовое обучение продавцов)
- рейтинги обучаемых по конкретным или всем курсам, видимые всем пользователям СДО или его учебной группы, хорошо когда визуализированно еще
- регулярные автоматические рассылки по руководителям/заказчикам обучения об успешности обучения подчиненных (с выделением лучших и худших). Сотрудники, разумеется, об этих рассылках знают. А также рассылки-напоминания о сроках обучения
- самая главная мотивационная мера: если обучаемый понимает зачем ему нужно изучение курса, он его обязательно пройдет. Если от результатов обучения зависит возможность выполнять свою работу и получать за нее зарплату, получение бонуса, возможность карьерного роста и т.п., то как-то специально мотивировать людей не приходится :)
- подведение итогов (регулярно неким документом), тут могут быть рез-ты от одного теста до выполнения целой программы обучения и рейтингов подразделений с различными параметрами
- если в курсе есть инструкция, без которой, скажем, кассир не может совершить перевод, или не сдав тест, не получит доступ к ПК, то проходят на ура
- заинтересованность необычным форматом курса
- соревнование между подразделениеми

2) в курсах Coursera 
- инструмент оценки "Равный - равному"/Peer Assessment. В зависимости от курса - этой оценки уделяют внимание (баллы), или нет. Польза для участника - это возможность оперативно увидеть себя со стороны на каких-то промежуточных этапах, а не ждать, когда твой результат оценит машина или команда создателей курса.

3) презентация о мотивации, основательно и очень информативно, рекомендуем

а также запись вебинара