вторник, 11 ноября 2014 г.

Learning 2014: мотивация, сложность обучения и воображение

Автор: Елена Тихомирова

В это утро (27 октября) в моей жизни случилось важное событие - я слушала выступление Сэра Кена Робинсона. И не в записи, не на ted.com, а сидя всего десятке метров от него. И хоть я и не понимаю культ личности, но уже очень давно имено Сэр Кен (нам даже пояснили, как его правильно зовут) стал моим кумиром в образовании. Потому что он написал и сказал то, что мне кажется очень важным - про талант и про то, что он есть у каждого. И про то, что современная система образования не дает нужных возможностей для этого. Для меня было важно, что именно он, именно на этом мероприятии говорил о тех вещах, которые нельзя упускать из виду, если мы хотим делать настоящее обучение.

Но сначала был Nick Pinchuk, президент компании Snap-On. И его первые слова были про мотивацию. Но вот только совсем не про то, что мы так часто обсуждаем: что написать в курсе, чтобы люди хотели его учить, что вообще сказать людям, чтобы они открыли курс или пошли на тренинг. И уж точно не про приказы об обязательном обучении. Он сказал, что мы редко думаем о тех, кто на самом деле заставляет работать экономику любой страны. О рабочих, о самых базовых сотрудниках, знания и навыки представляют особую важность. Если они не будут работать качественно, если будут делать ошибки, то шансы на успех любой компании - очень невелики.

Здесь задача далеко не в самом обучении. Человек может эффективно обучаться только тогда, когда ему нравится то, что он делает. Когда ему интересны новые знания и навыки и он понимает, что от их получения он станет лучше, тогда обучение действительно может быть эффективным. И при высокой внутренней мотивации формат уже не будет иметь такого большого значения - потому что человек целеустремленный возьмет знания в любом виде (я тут вовсе не про то, что курсы можно делать кое-как, просто можно меньше «бантиков» вешать). Нужно продвигать значимость каждой профессии. Чем больше человек чувствует, что то, что он делает, действительно имеет значение и кому-то нужно, тем более комфортно он себя ощущает. И ощущает собственную значимость и самореализацию (пирамида Маслоу все-таки не зря так долго актуальна). В этот самый момент наш потенциальный слушатель и готов к тому, чтобы начать развиваться. Потому что ему нравится то, что делает, он ощущает ценность своей работы, готов становится лучше и готов брать новые знания и начинать их использовать.

Мотивация начинается не внутри курса. Она должна быть там, где как нам часто кажется, специалист по обучению вовсе не работает. Там, где любому рабочему нужно рассказать и показать, как он много делает для компании. Об этом должны знать все сотрудники, каждый со своей позиции. Кстати, тут стоит сразу сделать сноску про специалиста по обучению - про него я еще буду писать, потому как очевидно, что наша зона ответственности сильно поменялась и нужны другие навыки, про которые мы раньше и не думали.

Вслед за Ником - Сэр Кен. И первое, что он сказал - мы не учим реальным навыкам. Мы слишком часто фокусируемся на чем-то абстрактном, а абстракция - это роскошь профессионалов. И самое важное, что во многом ни корпоративное обучение, ни академические программы, не готовят человека к реальной жизни. Мы живем в условиях турбулентной экономики (и это не только про Россию, хотя нам кажется, что нас трясет все время и сильнее других). Для успешной деятельности сегодня многим нужны не сколько профессиональные навыки, сколько инструменты жизни и работы в условиях эмоциональной нестабильности, которая является вечным спутником любых экономических потрясений.

Далеко не всегда мы прикладываем достаточно усилий, чтобы понять, почему человек что-то не делает или делает не так, как от него ожидают. Да, может быть он и не умеет делать на самом деле, но есть и другие причины. Это могут быть страхи, неуверенность в завтрашнем дне и многое другое. Обучение - дело очень личное. И очень хрупкое состояние. Как только человеку некомфортно, обучение может стать большой проблемой. А потому выстраивая любую систему обучения и подбирая решения к той или иной проблеме нужно помнить, что далеко не всегда решением будет тот курс, идея создания которого лежит на поверхности.

Очень хочу вам задать вопрос, такой же, как нам задавали на конференции - вспомните своего самого любимого учителя? В большом зале почти 2000 человек пришли к единому мнению - мы запоминаем в основном тех учителей, которые ставили перед нам сложные задачи. Тех, кто вызывал любопытство и заставлял думать.

Тем утром прозвучала очень интересная фраза «Любопытство пробуждает сопереживание». Теперь если мы внимательно посмотрим на все подходы к проектированию качественного обучения, то не найдем ни одного, в котором не было бы рекомендаций в самом начале показать слушателю, что здесь есть лично для него, показать понятный и знакомый пример - сделать что-то такое, чтобы человек «соединился» с материалом. То есть - начал сопереживать, чувствовать материал, понимать то, зачем он нужен. Туда же и истории - про них мы говорим, как про основной инструмент для возбуждения эмоций. Эмоции же нужны, чтобы человек начал чувствовать то, что он изучает.

Простое обучение не вызывает любопытства. И то, чего мы так часто боимся в корпоративном обучении, создавая простые курсы, в которых, простите меня, часто все просто разжевано, на самом деле совсем не так страшно.

Правильно поставленная задача в начале, достаточно сложная и относящаяся к нашей работе - вот, что нужно для повышения мотивации к обучению. И да, еще - понимание, что наша работа ценна и важна.

среда, 5 ноября 2014 г.

Галерея специалистов e-learning. Наталья Филимонова

Наталья Филимонова. 

e-LearningPRO: Наталья, как и в каком году вы пришли в e-Learning?


Наталья: Я работаю в сфере дистанционного обучения с 2008 года. Начала в ГК «Carlo Pazolini», где внедрила СДО на базе WebTutor и самостоятельно разрабатывала электронные курсы. 


Сейчас работаю в ЗАО «Глобэксбанк», где занимаюсь разработкой курсов и симуляций. Помимо этого создавала учебные курсы для компаний: Адамас, Baon , ТД Ярмарка. Проводила учебные сессии и семинары по работе с редактором электронных курсов CourseLab для компаний: Тинькофф Кредитные Системы, Baon , ГК Омега.


В 2009г. заняла 1 место в конкурсе электронных учебных курсов, созданных с помощью редактора WebSoft CourseLab (курс «Эффективные продажи»). 


Выступала на Саммите разработчиков электронных курсов 2012г.



Какие знания/умения/навыки вам нужны в работе?
Специалист e-learning – это, во-первых, преподаватель, а значит, он должен быть способен систематизировать материал и делать его комфортным для восприятия учащимся. Но здесь есть тонкость – ведь обычно он не является носителем знаний, а работает с экспертом, который снабжает его необходимой информацией. Поэтому  нужно уметь правильно строить работу с экспертом: задавать вопросы, выводить на конкретику, инициативно предлагать варианты отработок, упражнений и проч., т.к. эксперт обычно смутно представляет возможности электронного обучения в плане создания симуляций и интерактива.

Нужно ли постоянно повышать квалификацию специалисту e-Learning, если да, то как.
К сожалению, у нас пока нигде не учат «на специалиста по e-learning», поэтому большую роль играет самообразование. Могу посоветовать читать специализированную литературу, в том числе зарубежную, общаться с коллегами, посещать тематические выставки, мероприятия и семинары, чтобы быть в курсе последних тенденций. Например, есть очень интересное ежегодное мероприятие – саммит разработчиков электронных курсов eLearning Elements. Также встречи специалистов, занимающихся электронным обучением, регулярно организует компания WebSoft.

Сложно ли найти работу специалисту вашего профиля? Какие способы поиска наиболее эффективны?


Мне кажется, наиболее эффективны два способа – классический поиск работы по специализированным сайтам типа headhunter и «адресные» приглашения на вакансии. Мир специалистов e-learning довольно тесен, и многие знают своих коллег, видели сделанные ими курсы, примеры внедренного электронного обучения в компаниях, а потому могут оценить уровень профессионализма не понаслышке. И когда открываются интересные вакансии, нередко в первую очередь обращаются адресно к интересующим специалистам.


***
  • Ссылка на запись вебинара «Система дистанционного обучения в Carlo Pazolini – идеи и реализация»:
http://hrm.ru/db/hrm/78D7CB1C58BB012A442579AD0020DEAB/webinar.html


  • Ссылка на запись выступления «Чему электронный курс может научиться у тренинга»:
http://www.youtube.com/watch?v=aYIEihwwm3k&list=PLCCF674308DA8CD68&index=6

Портфолио:




E-mail: natasha_filim@mail.ru

С уважением,
Наталья Филимонова.



>>>


     Сообщество e-Learning PRO приглашает экспертов e-learning -сферы рассказать о своем опыте и внести свой вклад в развитие Галереи.
     Менеджер e-Learning PRO - Марина Литвинова, marina@e-learningcenter.ru. 

суббота, 1 ноября 2014 г.

Стили обучения и советы для обучающихся

Автор: Константин Бугайчук

Перевод инфографики: Стили обучения  и советы для обучающихся





Для аудиалов:

  • записывайте лекции;
  • попросите повторить если Вам непонятно;
  • проговаривайте вещи, которые хотите запомнить;
  • читайте вслух;
  • учитесь с другом, с которым Вы можете разговаривать и слышать информацию;
  • используйте известные песни, чтобы улучшить запоминание деталей и новых слов.
Для визуалов:
  • записывайте (аннотируйте) основные идеи в тетради;
  • просмотрите главу перед чтением что выделить ключевые слова, название, содержание;
  • обращайте внимание на рисунки и схемы;
  • слушаете лекцию - смотрите на спикера;
  • садитесь посредине класса, где хорошо видно доску и учителя;
  • используйте графические методы аннотирования (карты памяти, схемы, ленты времени);
  • используйте флешкарты, чтобы помочь вам изолировать и "ментально" увидеть факты и их порядок.
Для кинестетиков:
  • если возможно "делайте" ваши проекты и задания в активном режиме;
  • пишите ключевые слова пальцем в воздухе, гладкой поверхности или на ковре;
  • используйте короткие перерывы, которые включают активные действия;
  • попробуйте учить в разных положениях - меняйте положения чаще;
  • записывайте основные идеи в блокнот, тем самым - руки продолжают движение;
  • попытайтесь воспроизвести слова или события простыми жестами;
  • запишите слова на флешкартах и читайте их вслух, ходя при этом по кругу.


А вот это советы не учащимся, а преподавателям:
(подборка из разных источников, например: http://goo.gl/jRtltS)

Аудиалы:


  • Начните новый материал с краткого объяснения того, что будет; 
  • Используйте метод Сократа для чтения лекций путем опроса учащихся; 
  • Включите слуховую деятельность, например, мозговой штурм, викторину; Оставьте достаточно времени, чтобы опросить учащихся о их деятельности; 
  • Задавайте вопросы учащимся, старайтесь разговорить их. 

Визуалы:

  • Используйте графики, диаграммы, иллюстрации или другие наглядные пособия; 
  • Включите наброски, концептуальные карты, раздаточные материалы и т.д; 
  • Оставьте пробелы в раздаточных материалах для заметок; 
  • Ликвидируйте потенциальные отвлекающие факторы; 
  • Дополните текстовую информацию иллюстрациями, когда это возможно; 
  • Попросите их рисовать или делать заметки на полях.

Кинестетики:
  • используйте цветные маркеры, чтобы подчеркнуть ключевые моменты на лекционных плакатах; 
  • делайте перерывы; 
  • включите в обучение эксперименты или наглядные демонстрации;
  • принесите в класс макеты, опытные образцы и т.д.

четверг, 30 октября 2014 г.

Требования к современному преподавателю

На своих курсах повышения квалификации преподавателей мы затрагиваем тему "Требования к современному преподавателю". В ее рамках в этом году я обратился к публикации Александра Александровича Андреева "Проблемы преподавателей вузов в среде e-learning". По ее мотивам я подготовил небольшую презентацию, которую и представляю Вашему вниманию.


С полным текстом статьи Александра Александровича можно ознакомиться по ссылке http://vovr.ru/upload/Educa8-9-10.pdf




среда, 29 октября 2014 г.

Книга "eLearning and the Science of Instruction". Часть 7. Практика. Часть 2

Автор: Денис Якорев

В этом посте мы продолжаем рассматривать практику в электронном обучении. Первые два принципа: достаточность объема и отражение реальности - мы уже рассмотрели в предыдущей публикации. Этот же пост будет посвящен оставшимся:
  • принципу эффективной обратной связи 
  • принципу распределения практики между учебными событиями
  • соблюдению принципов мультимедиа в практических заданиях и 
  • принципу постепенного перехода от примеров к практике

Принцип 3. Добавьте в курс эффективную обратную связь 

Важность обратной связи трудно переоценить: из 138 факторов, влияющих на обучение, обратная связь по эффективности занимает 10 место. Но, чтобы она оказала свое позитивное влияние, необходимо соблюсти ряд требований:

Требование 1. Обратная связь должна не просто констатировать, правильный ответ или нет, но и объяснять почему.

Ниже приведены примеры констатирующей (корректирующей) и объясняющей обратных связей:
Констатирующая(корректирующая) обратная связь
Объясняющая обратная связь
По разным данным использование объясняющей обратной связи дает прирост результативности на итоговом тестировании от 16 до 87%.

Требование 2. Обратная связь должна быть сосредоточена на учебной задаче, а не на обучаемом. 

Похвала, как правило, не содержит информации, ценной с точки зрения понимания задачи, вовлечения в процесс и достижения целей обучения. Поэтому, если ученик решает какую-либо задачу, обратная связь должна быть сфокусирована именно на процессе и особенностях ее решения.

Не используйте обратную связь типа «Отлично», «Молодец» и т.д. А также старайтесь избегать баллов в качестве результата. Вообще, постарайтесь не давать ученикам возможности сравнивать себя друг с другом.

Требование 3. Если задача решается в несколько шагов, то обратную связь надо давать после каждого шага, а не после всего упражнения в целом. 

Однако, данный совет касается лишь упражнений, где четко определены как последовательность, так и содержание шагов. Для заданий, в которых жесткой структуры, существует ряд исследований, которые утверждают обратное.

Еще несколько советов:

  • Особо подчеркивайте обратную связь, которая дает ученику понимание его прогресса за определенное время 
  • Располагайте сообщения обратной связи таким образом, чтобы ученик одновременно видел сам вопрос, свой ответ и сообщение 
  • В вопросах типа «единственный выбор» или «множественный выбор» после ответа покажите правильные варианты и сообщение, объясняющее, почему эти варианты правильные 

Принцип 4. Распределите учебные задания между другими учебными событиями

4.1 Распределите практику по курсу

«Для длительного запоминания информации разреженная практика является более предпочтительной, чем массовая  - это один из наиболее достоверных феноменов в практической психологии. Разреженная практика дает стабильно высокие результаты как для вербальных, так и для двигательных навыков» (Druckman and Bjork, 1991).

Для реализации этого принципа распределите все практические задания по нескольким модулям вашего курса, практические задания внутри модуля также стоит распределить между учебными событиями, а не давать всё единым блоком. 

Если провести тестирование сразу после обучения, результаты тех учеников, кто проходил курс с разнесенной практикой, будут сопоставимы с результатами после блочной практики. Разница появится со временем:


 4.2 Используйте различные типы практики

Этот принцип легко понять, познакомившись со следующим экспериментом (Taylor and Rohrer, 2010):

Две группы учеников изучали одну и ту же тему: грани, ребра, вершины и углы для 4х различных геометрических фигур. Ученикам предлагалось решить 32 различные задачи - по 8 на каждую из фигур. 

Первая группа изучала материал по схеме:
Фигура1 + Задачи по фигуре 1 - > Фигура 2 + Задачи по фигуре 2 ... - то есть по «блочной» схеме. 

Во второй группе задачи были перемешаны и ученики каждый раз решали задачи всех 4х видов. 

Помимо задач, выполняемых в процессе обучения, предусматривался тест, который ученики должны были сдать через день после обучения. Результаты вы можете видеть на иллюстрации ниже:

Несмотря на то, что в процессе изучения материала вторая группа допускала больше ошибок, уже через 1 день их результаты стали существенно превосходить результаты «блочной» группы.

Возможно, эти результаты можно объяснить принципом, затронутым нами в Главе 6:
Практические задания и примеры должны даваться в разных контекстах и с разными начальными условиями. Тогда ученики, помимо прочего, учатся выявлять закономерности, лежащие в основе этих примеров и заданий.

4.3 Советы для определения необходимого числа задач и их расположения в курсе 

  1. Проанализируйте требования, предъявляемые к навыку
    • Нужно ли доводить его до автоматизма? Если да, то нужно ли добиваться этого в процессе учебы, или он будет отработан уже в рабочем процессе? 
    • Необходимо ли понимание учеником идей и процессов, лежащих в основе навыка? 
  2. Для не особо важных задач и задач, не требующих выработки автоматизма, избегайте чрезмерного обучения, которое впустую растрачивает время и ресурсы 
  3. Если требуется доведение навыка до автоматизма - используйте как можно больше практики 
  4. Если от обучаемого требуется автоматически отвечать или реагировать на что-либо, то постарайтесь автоматизировать оценку точности и скорости ответа/реакции. Если вы добьетесь приемлемого результата, то в дальнейшем и скорость, и точность будут только расти 
  5. Распределите практику как между различными модулями внутри одного курса, так и между различными учебными событиями внутри одного модуля 
  6. Синхронный курс лучше дополнить асинхронными занятиями. Лучший вариант - использование коротких 1-2 часовых синхронных занятий с асинхронными курсами между ними 
  7. Если цель обучения - изучение особенностей решения разных типов задач, то разные задачи стоит давать в едином блоке практики, а не разделять их во времени

Принцип 5. Использование принципов мультимедиа в практике 

5.1 Принципы избыточности и модальности 

Аудио - очень неудобный вариант как для постановки задачи, так и для сообщений обратной связи. Ученик должен иметь возможность в любой момент вернуться к условиям задачи и внимательно их изучить.

5.2 Принцип смежности 

Располагайте все элементы задач так, чтобы ученик мог одновременно видеть условие задачи, свой ответ и сообщения обратной связи. В вопросах с несколькими вариантами ответа дополнительно выделите правильный вариант ответа

5.3 Принцип обоснованности 

Практические задания должны выполняться в среде, свободной ото всяких раздражителей. Поэтому в асинхронных курсах рекомендуется избегать:
  • любых историй и мультимедиа объектов, направленных на развлекательные цели, 
  • сложной графики, 
  • фоновой музыки и звуков 
  • чересчур детальных текстовых описаний 
  • анимаций/звуков в качестве сообщений обратной связи 
В случае вебинаров, ведущему стоит обеспечить режим тишины на время выполнения заданий

Принцип 6. Плавный переход от примеров к практике 

Данный принцип лучше посмотреть в посте, посвященному этой проблеме

Источник