вторник, 30 июля 2013 г.

Тест "eLearning является инструментом корпоративной культуры в вашей компании?"


Автор поста: Марина Литвинова

По мотивам видео-доклада на eLearning eLements 
Львова Марина, Как сделать eLearning инструментом корпоративной культуры
http://www.youtube.com/watch?v=1Ij2h8_N4t8 
Вопросы для специалистов по eLearning в компании. 
Да -1 балл, Нет – 0 баллов
1. В вашей компании принято учиться?
2. У вас есть четкий ответ на вопрос «Зачем нужно учить сотрудников компании»?
3. Является ли eLearning  частью корпоративной культуры компании?
4. Подталкивает ли каждый ваш электронный курс к тому, чтобы сотрудники что-то создавали после обучения?
5. Являются ли сотрудники компании актерами/участниками ваших курсов?
6. Привыкли ли люди в вашей компании часто читать любые документы?
7. Активно ли вы используете ли вы  макретинговые коммуникации для развития СДО (новости, рассылки, форумы, события, исследования и т.п.?

Подсчитайте набранные баллы, сделайте выводы. Для того, чтобы сделать eLearning инструментом корпоративной культуры, стремитесь к максимуму баллов и, конечно же, не ограничивайтесь вопросами теста.
Единственное, с чем не согласна, так это с тем, что в первый год внедрения e-learning в компании нельзя ощутить его преимущества. Можно, при грамотном подходе.
Особое внимание уделите маркетинговым коммуникациям – это действительно очень важный момент.
Доклад очень интересный, рекомендую. 


четверг, 25 июля 2013 г.

Управление e-learning проектом: менять ли в компании платформу СДО?

Автор: Марина Литвинова

Менять ли платформу СДО?

Обычно этот вопрос возникает на начальном этапе, если совсем не удалось внедрение выбранной платформы и поздно поняли, что она не подходит. Или же на этапе, когда СДО есть и, в принципе, устраивает, но хочется лучше, больше, красивее, функциональнее (нужны новые модули, которые не может предложить провайдер существующей СДО).

Если вы на начальном этапе, прошло полгода-год с момента установки СДО и видите, что система не подходит, то, к сожалению, ошибка или в выборе СДО или целях внедрения СДО, что еще серьёзнее. То есть изначально у отдела обучения /компании не было понимания того, для чего СДО, какие задачи она будет решать, как ее можно будет интегрировать в программные комплексы компании (и хотите ли вы этого), кто и как будет ее поддерживать, на сколько она вписывается в существующий процесс обучения.

Если же СДО уже существует достаточно давно, к ней привыкли, но хочется платформу лучше (и главное понимаете, чем именно лучше), то такая перемена будет достаточно серьёзным шагом для компании.


Я за то, чтобы сохранить существующую СДО при условиях, если: 
  • СДО помогает в реализации бизнес-задач компании (ключевой момент, ради которого в принципе в компании нужна или не нужна СДО) 
  • СДО «вписывается» в существующий процесс обучения (является одним из элементов, помогает планировать учебные события, отвечает стратегии развития обучающего центра и т.д.) 
  • СДО корректно интегрирована с другими программными комплексами компании (кадровая система, электронный документоборот, почта и/или др.канал коммуникаций, система оценки персонала и т д.) 
  • СДО выполняет возложенные на нее функции обучения и контроля знаний (тут можно конечно возразить, если бы выполняла, не захотели бы сменить, НО если отталкиваться от основных базовых возможностей, то платформы СДО имеют сходный набор функционала) 
  • СДО удобно настроена для пользователей и модераторов обучения, которые уже привыкли к ее использованию (возможно, не самое важное условие, но тем не менее имеет значение).
Если же в этих пунктах мы встречаем проблемы, то СДО действительно нам не подходит.

Первое, что нам нужно сделать -  проанализировать, можно ли решить эти проблемы в имеющейся СДО, и сколько ресурсов на это потребуется.

Второе, что нужно сделать: провести тщательную оценку ситуации и выделить ключевые моменты, из-за которых компании все же нужна другая СДО. Эти моменты должны касаться целей внедрения СДО, функционала СДО и ресурсов для поддержки.

Когда точно не стоит менять СДО:
  • Просто хочется попробовать другую СДО (чем больше компания, тем дороже может стоить это «попробовать», тренируйтесь на демо-версиях и сравнивайте, а сильно ли это отличается от текущей СДО, смотрите глобально на функционал и цели – они индикатор потребности в изменениях) 
  • Хочется, чтобы красивее выглядел сам Портал Обучения (во-первых ответьте, кому этого хочется – отделу обучения? компании? пользователям портала? Это очень многое прояснит.) 
  • Есть проблемы в программных комплексах, которые сейчас интегрированы с СДО – на эти комплексы отдел обучения обычно не влияет и, сломав существующие связи, настройка под другую СДО может оказаться очень неприятным длительным процессом с временными решениями и проблемами автоматизации данных.
Что ожидает в случае смены СДО: 
  • Затраты ресурсов, и денежных, и человеческих на покупку, установку СДО, настройку, интеграцию, тестирование, исправление ошибок (считайте и взвешивайте). 
  • Поддержка процесса СДО во время смены платформ (рассчитайте, сколько времени это может занять, и как будут потребности в обучении перекрываться в этот период) 
  • Перенос контента, истории обучения с одной СДО в другую и проверка корректности переноса данных (тут трудно предугадать, на сколько хорошо можно будет их «подружить», узнавайте есть ли у провайдера похожий опыт) 
  • Переучивание пользователей СДО тому, как ориентироваться в новой системе. Это касается и тех, кто учится, и тех, кто модерирует процесс обучения, создает курсы/тесты/анализирует статистику. 
  • PR новой СДО

Можно задуматься о смене СДО, если:

1. Необходима реализация новых целей отдела обучения и компании в целом, которые невозможно осуществить в имеющейся СДО.

Профессионал может и «мыльницей» сделать снимок лучше, чем «зеркальным» фотоаппаратом. Но все же он не будет с «мыльницей» работать каждый день J

2.  В имеющейся СДО не хватает функционала, который необходим для реализации бизнес-задач. Например, нужно расширить возможности для обучения и вовлечения персонала, а также для планирования программ обучения в соответствии с запросами бизнеса, т.е.:
- нет платформы проведения вебинаров, которая будет встроена в СДО для планирования обучения и сбора рез-тов,
- невозможность по нужным критериям планировать, формировать и контролировать программы обучения (в т.ч. с включением не только дистанционных мероприятий),
- невозможность получить необходимые стат.данные по СДО хотя бы при условии исп-я выгрузки в excel, подключения GoogleAnalitics или другой настройки стат-ки в имеющейся СДО)
- нет площадки для мозговых штурмов, вроде wiki или виртуальных миров.

3. Нужен «ветер перемен».

Долго размышляла, может ли быть поводом смены СДО желание полностью отойти от привычного и сменить взгляд на дист.обучение в компании.

Если проблемы в СДО никак не влияют на реализацию стратегии обучения в компании, стоит ли задумываться о другой платформе? Тут скорее стоит серьёзно задуматься о роли СДО в процессе обучения в компании. 
Смена самой стратегии обучения в компании может стать толчком к смене СДО, а не наоборот.
Если вашей компании действительно нужен ветер перемен, пусть он будет попутным!
 

среда, 24 июля 2013 г.

Как создавать онлайн опросы с помощью Zoho Survey

Автор: Бугайчук Константин

Многие из Вас слышали об онлайновом иннструменте Zoho, который относится к так называемым "облачным офисам". Кроме обычных приложений в пакет Zoho входят wiki-редактор, органайзер, собственный почтовый ящик  и т.д. Подробный обзор офисного пакета Zoho можно посмотреть по этой ссылке.

Недавно компания попыталась создать инструмент проведения опросов и тестов Zoho survey.


У сервиса есть платная и бесплатная версия, естественно, что  нас, в первую очередь интересует первая. Итак, какие особенности опросов заявляют производители? 







Неограниченное количество опросов. 15 вопросов в опросе, до 150 ответов. 34 шаблона опросов, 19 вариантов вопросов, шкала прохождения опроса. вставка на сайт или блог, генерация QR кода, возможность поделиться опросом через социальные сети, просмотр результатов в реальном времени и т.д. Интересно? Думаю да - надо проверять. 













Итак, регистрируемся через свой почтовый ящик или учетную запись социальных сетей.



Получаем форму, в которой есть окно с готовыми шаблонами опросов (на английском), база Ваших опросов, если таковые были и Вы зашли в очередной раз и вкладка для создания нового опроса.



Создаем опрос:  Вводим название, после этого система предложит нам выбрать тип вопроса, который будет применяться в Вашем опросе. Путем добавления новых или таких же типов вопросов вы создаете свой опрос (до 15 вопросов).





Интересно, что при множественном выборе вам просто надо вписать варианты ответов в колонку, а система сама их отформатирует:

а) опрос в процессе создания


б) Опрос после публикации



В сервисе есть предусмотренные шаблоны ответов на вопрос. Например: полностью не согласен, согласен, полностью согласен и т.д.




У созданного опроса появляются опции изменения, предварительного просмотра, публикации.


Нажав на опцию "Опубликовать опрос" - вы выбираете дату по которую будет продолжаться опрос, количество респондентов, пароль, защиту от ответа на одном и том же компьютере (поля можно оставить пустыми).



Публикация опроса предполагает то, что его можно вставить в блог, на сайт, поделиться в соц сетях и т.д.




Вот собственно вкратце все. Zoho еще раз доказало, что не отпустит Google так далеко от себя. Сервис порадовал простотой регистрации, вменяемыми условиями бесплатной версии, хорошей интеграции с соцсервисами, широким выбором опций опроса. Жирный минус для читателей блога так это один - полностью английский интерфейс. Но хочется сказать, что альтернативы онлайн опросов расширяются, что не может не радовать))).

Напоследок хочу привести пример созданного опроса. Если Вам не тяжело проголосуйте, а я посмотрю механизм отображения результатов и дополню публикацию))).


пятница, 19 июля 2013 г.

Нет у обучения функции информировать

Автор: Владимир Наумов


Время от времени на том или ином ресурсе, лично или в переписке коллеги многократно спрашивали у меня:
  • А почему вы считаете, что не может быть чисто информирующих (другой вариант: информационных) электронных курсов?
  • Почему работники компании (наиболее типично это для банков) не усваивают информации, а количество ошибок (в банках - особенно в бизнес-процессах и продвижении/продажах продуктов) не убывает (практически не убывает, а то и растет), а если и убывает, то не благодаря обучению, а под позитивным  воздействием негативной мотивации?
Ответ на эти оба внешне разные вопроса одинаков: "Да потому, что ваши курсы не обучающие продукты, а информирующие. Нет у обучения функции информировать, зато есть функция объяснять, толковать информацию (Подробнее о педагогических функциях контента см. материалы вебинара "Создаем функциональный контент").

Раз уж с легкой руки ряда наших eL-гуру повелось, что обучать взрослых теть/дядь нужно, как детей малых, на примерах, воспользуюсь их рекомендацией.
Вообразите ситуацию, когда преподаватель, ну, скажем, налогового права, вышел за кафедру и стал читать или  пересказывать Налоговый кодекс. Другой, более продвинутый преподаватель стал бы читать Налоговый кодекс + Комментарии к нему. Многое бы поняли студенты? Думаю, что не много. Если не верите, сами сядьте и почитайте его, или Таможенный или Морской кодекс, хоть с комментариями, хоть без (если вы не юрист). А если юрист, то книгу Р.А.Уилсона "Квантовая психология" (хоть она попроще и с заданиями для самоконтроля).

На то и нужен преподаватель, чтобы доступно переинтерпретировать информацию в учебное знание, а затем и объяснить, растолковать, если угодно, разжевать его - учебное знание - аудитории.

Думаю, что и е-курсы, если они обучающие, а не "творческая" компиляция информации + инфографические, схематические и прочие изобразительные и аудио-визуальные ее украшения также должны реализовывать функцию объяснения материала (информации).

В реализации педагогической функции "объяснить новый материал" есть еще два "побочных" эффекта: