понедельник, 13 мая 2013 г.

Эра автономного обучения

Автор: Владимир Нюренберг

Лирическое вступление


В самое ближайшее время наши представления о том, как мы учимся, изменятся самым кардинальным образом. Как когда-то распространение книгопечатания и книжной культуры стало основой широкого распространения грамоты (письма и чтения), так Интернет-технологии станут началом эры самообразования. Несколько веков назад распространение технологий книгопечатания наряду с изменением организационных форм образования стали основой для становления современной школьной системы. Однако эти трансформацией не имели бы смысла, если бы не происходившие параллельно институциональные сдвиги, связанные с секуляризацией и появлением светского образования. Сегодня мы наблюдаем нечто подобное.

Реальность новых технологий

Благодаря появившимся в последние десятилетия технологиям «оцифровки» данных появилась возможность создавать контент любого формата и обеспечивать к нему удаленный (бесплатный или относительно недорогой) доступ практически из любой точки. И это происходит не только с контентом. Технологии позволяют моделировать и воссоздавать практически любой объект или процесс, который может быть использован для учения. Пока любая «симуляция» требует усилий квалифицированных разработчиков, однако раньше они требовались и для конструирования простейших сайтов, которые сейчас могут быть созданы в любом количестве и качестве мало-мальски продвинутым пользователем.
 


Плюс к этому манипулирование этими объектами может быть совершенно свободно от (принудительного) контроля со стороны других людей, а значит и от каких бы то ни было ограничений. Функции сопровождения и поддержки таких манипуляций сейчас могут быть переданы специальным сервисам. Или, что лучше, людям которых мы сами выбираем. «Ученик с высокой мотивацией, не имеющий особых трудностей в учении, часто не нуждается ни в какой помощи, кроме показа того, чему он хочет научиться» (И. Иллич). ИТ позволяют находить таких «мастеров» - носителей навыков. С помощью веб-сервисов (социальных медиа), каждый из нас может стать участником любого сообщества профессионалов, находить самых авторитетных экспертов, общаться с ними и учиться у них. Это уже не вопрос технологий. Это лишь вопрос коммуникативных барьеров и их преодоления.
Однако сегодня мы становимся свидетелями не только взрывного роста технологий, но и важных институциональных сдвигов, которые станут катализатором трансформации и развития современной инфраструктуры образования.

Рыночные игры в MOOC

Одним из индикаторов этих сдвигов, на мой взгляд, является «расцвет» MOOC-проектов. Возможно, мои соображения и выводы априорны. Полагаю, что эти проекты, не только экспансия крупнейших университетов на глобальный рынок (см. «Общественное благо или рыночные игры. Реальные причины появления MOOCs»), но и ответ на вызов последнего десятилетия, связанный с выходом на рынок образования новых провайдеров образовательных программ. Используя ИТ, последние снижают издержки на организацию учебного процесса, охватывающего значительную (в территориальном, а не количественном смысле) аудиторию, концентрируя ресурсы на создании специализированных учебных программ по актуальным направлениям (специалисты с востребованными навыками, а не с фундаментальной подготовкой).

Университетские консорциумы (это, кстати, также одна из важнейших трансформаций: крупнейшие игроки рынка объединяют свои ресурсы для реализации он-лайн проектов) идут в том же направлении. Открытые массовые курсы – это площадка для привлечения учащихся с целью дальнейшего выявления и отбора талантливых сотрудников, и их рекрутинга для сферы высокотехнологичного бизнеса (см., например, Coursera's Career Services). Для реализации этой и смежных стратегий университеты открывают бесплатный доступ к своим курсам и предлагают учащимся сертификацию непосредственно по их завершению, а не в рамках интегрированных квалификационных (т.н. «базовых») программ.

Это иная модель построения образовательной программы – открытая (open curriculum). Некоторые северо-амерамериканские учебные заведения широко используют эту модель как дополнение к «базовым» образовательным программам. Предполагается, что за счёт «открытой» части программ, учащиеся могут «усиливать» свою подготовку, проходя курсы, которые они считают необходимыми для своего личного или профессионального развития. (см. определение).

Массовые открытые курсы как новый виток в развитии открытых образовательных ресурсов расширяют применимость такого, «открытого» подхода. «Если воспользоваться аналогией с музыкальной индустрией, университеты до сих пор предлагали программы в виде «альбомов» - четыре года обучения по программе бакалавриата, в которой специальные дисциплины (major) шли в комплекте с базовой образовательной программой (core curriculum). В будущем будут предлагаться более компактные, целевые образовательные сертификаты и «кредиты» (единицы аккредитации выполнения учебного плана – В.Н.), из которых студенты смогут выбирать, чтобы создавать свои собственные академические портфели. Станет возможным одновременно пройти курс по математике в Массачусетском технологическом институте, инженерный класс в Пердью (Purdue) и, возможно, с курсом в области права по защите окружающей среды от Йельского университета, выстраивая междисциплинарное образование, ориентированное на собственные интересы и цели карьеры» (см. Натан Харден «Конец университета, каким мы его знали»).

Как мне представляется, это следующий шаг в создании возможностей для персонализации обучения. Насколько глубоко эти перемены в итоге затронут организационные основы существующей образовательной системы, судить сложно. Однако даже если данная модель будет существовать хотя бы как дополнение к сложившейся практике формирования и реализации образовательных программ, это уже будет хорошим подспорьем всем желающим и оспособленным учиться самостоятельно.

Признание неформальных учебных достижений

пятница, 10 мая 2013 г.

Коннективизм: сетевое обучение VS приобретение знаний

Автор: Владимир Наумов
Размышления вслух о коннективизме и обучении
 
Все больше сомнений возникает в том, а является ли коннективизм "территорией обучения", а тем более - его теорией?
Если говорить о цели коннективистских проектов как об извлечении и/или приобретении индивидом знания, а также, безусловно, оформления индивидом его понимания и смыслов, то цель "похожа" на обучающую.
Однако, по определению, обучение = преподавание + учение. Отсутствие в коннективизме (как минимум в явном виде) преподавания, заставляет смотреть на него как на нечто особое, быть может, недо- или полупедагогическое.   
Коннективистское взаимодействие может также привести к созданию нового знания. И это здорово! Является ли генерирование нового знания прерогативой обучения конкретной аудитории (студентов-врачей, например, или авиадиспетчеров. Представляете?) В традиционном понимании, едва ли. 
Включение коннективистких решений в рамки компетентностного подхода (да и в процесс традиционного обучения также) позволяет говорить либо о зарождении новой концепции - порождающего (знания) обучения, либо о формировании особых методик сетевого порождающего обучения в рамках уже имеющихся парадигм. А тут уже и до формирования талантов и, в бизнесе, до управления талантами рукой подать.
Однако, ИМХО, коннектистивистское обучение взаимодействие окажется успешным и полезным, 

  1. если его участники заранее обладают определенным набором знаний, умений в предметной области и компетенций (прежде всего по работе со знанием и коммуникативных), которые приобретены ими ранее в рамках, как правило, "нормального" обучения (преподавания + учения).  
  2. когда новые ценные знания и смыслы, умения, навыки и компетенции, приобретенные участниками коннективисткого взаимодействия смогут ...
·         либо применяться ими на практике,
·         либо быть распространены среди других людей средствами ... традиционного обучения, ибо повторить в точности процесс индивидуального извлечения/приобретения и осмысления новой информации в следующем коннективистом акте взаимодействия уже не удастся.
Каким может быть сухой (практический) остаток из этих пространных рассуждений?
Попробую выдвинуть ряд соображений:
  1. Коннективистское взаимодействия не стоит проводить в неподготовленной или сильно отличающейся по уровню базовых ЗУНов, особенно по мыслительным навыкам и коммуникативным компетенциям,  аудиторией. Это не означает, что все должны быть подготовлены одинаково и даже быть специалистами из одной предметной области. Как раз в межпредметном взаимодействии умеющих мыслить лиц коннективизм может дать весьма приличный прибавочный продукт, если участники будут обладать адекватной культурой мышления и взаимодействия.
  2. В академическом обучении: прибегать к "услугам" коннективизма а) только после приличного освоения базовых знаний и способов деятельности; б) при формировании исследовательских компетенций, при подготовке будущих творческих специалистов, проведении проектных и научно-исследовательских работ групп студентов.
  3. В корпоративном обучении и повышении квалификации:
  • поскольку извлечение и приобретение знаний, а также перевод неформального знания в формальное суть шаги доброго-старого процесса управления знаниями, рассматривать коннективистское обучение  взаимодействие стоит как средство осуществления этих шагов; 
  • использовать коннективисткие способы в группах практики, качества, аналитиками и экспертами компаний (отраслей) для порождения нового знания, а также в процессах управления талантами. Реже, где это рационально, и при подготовке кадрового резерва.
В итоге и обучение цело, и коннективизм сыт. Что думаете, коллеги?

Источник
P.S. Любопытные комментарии к этому тексту можно найти по ссылке Источник

четверг, 9 мая 2013 г.

Мотивация взрослых. Советы и сомнения

Автор: Константин Бугайчук
 
Давненько что-то я не писал в блог, "виной" тому уважаемые мною люди Владимир Кухаренко и Владимир Наумов в курсах которых я сейчас принимаю участие. Тем не менее, кое-какой интересный материал у меня накопился и я предлагаю Вашему вниманию статью по мотивации взрослых: "17 Tips To Motivate Adult Learners".



17 советов как мотивировать взрослых учащихся: 


1. Создание релевантного опыта обучения, основанного на возрастных особенностях группы и интересах ваших учащихся, акцент на практических умениях. 
Важно разработать курс, который обеспечивает немедленную обратную связь. Необходимо размещать в нем материалы, которые могут быть реализованы на практике. Взрослые больше ценят практическую информацию, а не пространные факты и теории.

2. Содействие исследованиям.  
Хотя именно дети характеризуются любопытством и склонностью к исследованиям, взрослым учащимся тоже иногда хотелось бы воспользоваться этой возможностью, чтобы получить информацию (знания), которая имеет для них личностный смысл. По этой причине, в курсе надо иметь разнообразные виды материалов, справок, инфографики, коротких видеолекций, подкастов и бесплатных ресурсов. В такой среде обучения учащихся, более вероятно, могут получить дополнительное вдохновение или найти что-то, что заставляет их хотеть узнать больше об определенном вопросе. 

3. Постройте сообщество и интегрируйте социальные медиа. 
Имейте в виду, что социальные сервисы являются мощным инструментом для совместной работы, комментирования и обмена. Вы можете облегчить групповые дискуссии сотрудничество, интегрируя эти возможности в свои курсы.


4. Голоса и ведеозаписей не достаточно.
Добавьте в обучение личный контакт. Ваш курс должен иметь лицо. Будьте доступны для людей, приглашайте экспертов, авторов, преподавателей и других специалистов в свой курс. Проводите  дискуссии и консультации в online режиме.


5.Вызов через игры. 
Придумайте различные решения проблем, упражнения и тематические исследования.Сделайте ваших учеников исследователями, предложите им задания на творческий поиск.

6. Используйте юмор. 
Юмор будет работать  даже с самыми активными учащимися в вашем курсе. Студенты будут слушать ваш материал более тщательно, чтобы не пропустить на Ваши юмористические вставки. 

7. Фрагментируйте информацию 
Малые порции информации запоминаются и усваиваются лучше.


8. Добавьте интригу.
Не сообщайте все о Вашем курсе в начале. Сохраняйте интригу на протяжении обучения. Никто не любит читать книги, если если знает о том, что должно произойти.


9. Приспосабливайте материал под индивидуальные интересы и карьерные цели.
Вдохновляйте учащихся работать на свои собственные цели и индивидуализируйте обучение, чтобы удовлетворить их личные потребности.
10. Стимулируйте ваших учеников.
Поощряйте деятельность учеников, заставьте их думать, решать головоломки  либо задавайте вопросы на размышление. 

11. Пусть обучение происходит через ошибки.
Согласно немецкой пословице "вы станете умнее совершив ошибки". (Я так понял смысл совета, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное это практика и своевременная корректировка ошибок через повторение практики)

12. Сделайте материал это визуально убедительным. 
Знаете ли вы, что 83% обучения происходит визуально? 

13. Включите эмоции.
Если вы не вдохновляете Ваших учеников, если ваши материалы не интересны, как вы будете мотивировать ваших учеников? Придумайте противоречивые высказывания, обратитесь к их опыту, добавьте реальные истории. 

14. Расскажите примеры применения информации в рабочих условиях учеников. 

15. Уважительно относитесь к аудитории.

16. Попросите обратную связь.

17. Огласите слушателям преимущества Вашего курса.


Много из перечисленного я буквально на себе ощутил за последний месяц участвуя в курсах В. Кухаренко и В. Наумова, где больше, где меньше - не суть. Можно сказать в таком случае, что эти советы работают. Кстати - вот некоторые примеры (их есть еще много, но тогда это будет не пост, а реклама).

а) Первый принцип педдизайна от Р. Ганье (В. Наумов - п. 12, 13,14, 17 статьи)


б) Обучение взрослых начинаем с проблемных ситуаций (В. Наумов - п. 1,9, 13, 14 статьи)


в) Давайте задания на самостоятельное исследование (В. Кухаренко - п. 5 статьи)


*Скрины взяты из этих ресурсов (если авторы скажут удалить - то удалю):
  1. Дистанционный курс В. Кухаренко "Куратор содержания": http://dl.kharkiv.edu/mod/resource/view.php?id=12501
  2. Обучающе консалтинговая сессия В. Наумова: http://blog.newedu.su/p/blog-page_28.html



ОТСТУПЛЕНИЕ:

Дописав этот пост, мне попалась статья Юрия Ээльма "Владивосток 2013, или НЕТ НОЖЕК — НЕТ МУЛЬТИКОВ"

И тут я подумал, в своем большинстве обучение взрослых в сфере которая мне интересна в данный момент происходит на курсах повышения квалификации. Так будут ли работать изложенные выше 17 принципов мотивации (активизации) в аудитории со "стеклянными глазами". Ведь приведенные скриншоты с курсов, где участие в общем-то, в одном случае добровольное, во-втором - уплачено (не со своего кармана - это я не о себе).

В этом случае думаю, проблема касается нескольких аспектов. 

1. Взрослая аудитория должна быть хоть немного мотивированной приходя на такие курсы. Сама "материнская" статья поста говорит о  советах по активизации учебного процесса в рамках "почти идеальной аудитории", которая либо пришла добровольно на внутреннем движке познания, либо заплатила свои деньги. В ином случае не будет это работать (хоть ты преподаватель приходи на курсы в костюме Буратино и с кроликом в шляпе).

2. Само обучение взрослого сотрудника должно быть поддержано со стороны руководства, как минимум.

3. Необходима справедливая оценка достижений сотрудника в том числе и в вопросах собственного совершенствования. Иначе... (да да я тоже знаю как это поверьте). Будут слюни, вопли, стеклянные глаза и "превращения солидных людей в первоклашек на последнем уроке перед каникулами".

Кстати вот несколько роликов, что в общем-то не только в денежном вознаграждении счастье. Смысл такой, что деньги это хорошо, но поддержка со стороны работодателя в ином направлении (свободное творчество, некоторая компенсация своих добровольных затрат на обучение) тоже важна. НО ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Иначе такие статьи по мотивации можно будет выкидывать в топку!

Вывод напрашивается такой: "Обучение сотрудника (повышение учителем квалификации) должно быть оценено и поддержано организационными (кадровыми) изменениями в учреждении (ВУЗе компании) иначе его результат будет стремиться к 0".

суббота, 27 апреля 2013 г.

Ключевые элементы системы дистанционного обучения (Персонал Москва 2013)

Автор: Эдуард Бабушкин


Сайт HRM в моем лице организовывал форум под название Ключевые элементы системы дистанционного обучения. Мы предложили два доклада. Даю в записи.

1. Доклад Михаила Протасова (Руководитель отдела дистанционного обучения
Корпоративный университет ООО «Enter») 

"Система аналитики и автоматизации подбора и обучения сотрудников фронт подразделений Enter".

Доклад не на новичков. Это заход на реализацию TMS (Talent Management system или Интегрированное управление талантами).  TMS - возьму на себя смелость дать определение - это в первую очередь аналитика, позволяющая управлять переменными + увязка всех (или почти всех) hr - процессов в единый технологичный комплекс.

В этом смысле доклад Михаила Протасова - заявка на TMS. Можно докручивать, можно по показателям упражняться, но в целом - это дело ресурсов и фантазии компании. Предлагаю рассматривать как технологию интегрированного управления талантами в России: если вы встретите термины Talent Management system или Интегрированное управление талантами, то вспоминайте видеовыступление Михаила Протасова.



2. Доклад Александра Беляшина (Начальник отдела дистанционного обучения и контроля знаний ЗАО «Банк Русский Стандарт»)

"5 простых шагов, чтобы внедрить СДО". 

Доклад будет интересен тем, кто внедряет или собирается внедрять дистанционное обучение у себя в компании, тем, кто внедрил и желает сравнить свой опыт. 

Доклад технологичен, т.е. его можно использовать как некий ориентир. 

Мне доклад не просто понравился, но я еще от себя добавлю, что Александр в 15 минут выдал продукт - очень приятное впечатление. 




пятница, 26 апреля 2013 г.

Семь правил успешной организации онлайн-обучения

Автор перевода: Станислав Трофимчук

Хотя, изначально эти принципы были сформулированы для применения в обычном оффлайн классе ещё 25 лет назад, они не потеряли своей актуальности и сегодня, применительно к онлайн обучению. Единственное что поменялось со сменой парадигмы обучения - это практическая реализация этих принципов. Представляем вашему вниманию сами принципы и опыт практика онлайн-обучения по их применению. 

1. Поощряйте общение между студентами и преподавателями
Студенты должны знать, как именно и в какое время можно связаться с онлайн-преподавателями, чтобы в случае необходимости задать им вопрос. Я, в рамках своего онлайн-курса, всегда четко сообщаю студентам о том, как можно со мной связаться (через электронную почту, скайп, твиттер и проч.), и оговариваю время, когда я буду доступен для контактов. Я допускаю, что студенты могут использовать для онлайн-обучения рабочее время, поэтому и в рабочее время со мной тоже можно общаться. Студенты всегда ценят такую возможность.

2. Развивайте сотрудничество между студентами

Это очень важно, ведь обучение лучше и быстрее проходит в группе. Онлайн-курс не должен быть замкнутым общением преподавателя и студента. Онлайн-преподаватели должны заботиться о том, чтобы все студенты их курса были связаны совместной работой. По моему опыту, студенты, чувствующие себя изолированными от учебного коллектива, обучаются хуже других. На своих онлайн-курсах я стараюсь как можно раньше включать в учебу различные совместные интерактивные семинары. В идеале, преподаватель должен организовать дискуссию, в ходе которой студенты могли бы обсуждать различные концепции и обмениваться друг с другом идеями. Насколько важно в онлайн-обучении общение студента с преподавателем, настолько же важно общение студентов друг с другом. Вы, преподаватель, должны предоставить им пространство для этого общения.

3. Поощряйте активное обучение

Студент не должен быть пассивным приемником неких знаний, транслируемых преподавателем. Цель студента - вдумчиво, целеустремленно и активно добывать эти знания. Разрабатывая интернет-курс, не забудьте создать студентам возможности для активного обучения. Это может быть как интерактивное управление студента своим обучением, так и использование различных интернет-инструментов (например, сервисов GoAnimate, Animoto и им подобных). Однако, активное обучение не стоит ограничивать использованием в онлайн-курсе различных интернет-новинок. Преподавание технических дисциплин может сопровождаться практическими работами студента на собственной кухне, а обучение социологии и психологии – наблюдениями в парке или проведением интервью с посетителями торгового центра.

4. Обеспечьте быструю обратную связь

Конечно, в условиях крупных онлайн-курсов это не очень просто. И тем не менее, даже если число ваших студентов перевалило за сотню, они должны быстро получать информацию – хорошо или плохо выполнено задание. Если вы видите, что контрольная работа слишком масштабна, чтобы быстро ее проверить – по крайней мере, сообщите об этом своим студентам, чтобы они не ждали впустую. Старайтесь для проверки давать небольшие задания, тогда и обратную связь будет наладить гораздо проще. Сейчас популярна практика тестов, когда ответы студентов анализирует программа; однако, студентам гораздо интереснее и полезнее получить ответ лично от преподавателя, проверившего работу.

5. Задавайте студентам задания, которые они смогут выполнить

Обучение требует много времени – это понимают и студенты, и преподаватели. И если онлайн-обучение имеет гибкий график, это не значит, что времени на него нужно отводить меньше. Преподаватели должны реалистично относиться к своим заданиям и времени, которое будет нужно для его выполнения. Можно задать студентам прочесть 500 страниц учебника за один день, но серьезно ожидать, что они выполнят это задание – мы не можем. Возлагайте на интеллект студента большие надежды, но отдавайте себе отчет в его интеллектуальных и физических возможностях.

6. Конкретизируйте свои требования

Мало просто ожидать от студентов того и другого, необходимо детально и четко доносить до них свои требования. Тогда и студенту будет проще соответствовать ожиданиям преподавателя. Хотите ли вы, чтобы студенты заходили на портал онлайн-курсов ежедневно? Должны ли задания быть представлены в определенном формате? Поощряете ли вы использование смайликов в общении студента и преподавателя? На эти и другие вопросы вы должны ответить сами себе, прежде чем ваш онлайн-курс начнется.

7. Проявляйте гибкость

Обучение может происходить через тысячу разных путей. Текст – хороший, но далеко не единственный способ передачи информации. Не бойтесь использовать различные мультимедийные средства. У вас по плану длинная тема по средневековью? Призовите на помощь YouTube или Vimeo, используйте скринкастинг, вооружитесь программой для создания скриншотов Jing. Вместо того, чтобы зачитывать студентам десять страниц текста, потратьте это время на то, чтобы вместе со студентами записать видео о том, чему они научились на сегодняшнем занятии.
Оливер Дреон, директор Центра Академической Успеваемости Университета Миллерсвилля.