Автор: Владимир Нюренберг
Лирическое вступление
Рыночные игры в MOOC
Одним из индикаторов этих сдвигов, на мой взгляд, является «расцвет» MOOC-проектов. Возможно, мои соображения и выводы априорны. Полагаю, что эти проекты, не только экспансия крупнейших университетов на глобальный рынок (см. «Общественное благо или рыночные игры. Реальные причины появления MOOCs»), но и ответ на вызов последнего десятилетия, связанный с выходом на рынок образования новых провайдеров образовательных программ. Используя ИТ, последние снижают издержки на организацию учебного процесса, охватывающего значительную (в территориальном, а не количественном смысле) аудиторию, концентрируя ресурсы на создании специализированных учебных программ по актуальным направлениям (специалисты с востребованными навыками, а не с фундаментальной подготовкой).
Университетские консорциумы (это, кстати, также одна из важнейших трансформаций: крупнейшие игроки рынка объединяют свои ресурсы для реализации он-лайн проектов) идут в том же направлении. Открытые массовые курсы – это площадка для привлечения учащихся с целью дальнейшего выявления и отбора талантливых сотрудников, и их рекрутинга для сферы высокотехнологичного бизнеса (см., например, Coursera's Career Services). Для реализации этой и смежных стратегий университеты открывают бесплатный доступ к своим курсам и предлагают учащимся сертификацию непосредственно по их завершению, а не в рамках интегрированных квалификационных (т.н. «базовых») программ.
Это иная модель построения образовательной программы – открытая (open curriculum). Некоторые северо-амерамериканские учебные заведения широко используют эту модель как дополнение к «базовым» образовательным программам. Предполагается, что за счёт «открытой» части программ, учащиеся могут «усиливать» свою подготовку, проходя курсы, которые они считают необходимыми для своего личного или профессионального развития. (см. определение).
Массовые открытые курсы как новый виток в развитии открытых образовательных ресурсов расширяют применимость такого, «открытого» подхода. «Если воспользоваться аналогией с музыкальной индустрией, университеты до сих пор предлагали программы в виде «альбомов» - четыре года обучения по программе бакалавриата, в которой специальные дисциплины (major) шли в комплекте с базовой образовательной программой (core curriculum). В будущем будут предлагаться более компактные, целевые образовательные сертификаты и «кредиты» (единицы аккредитации выполнения учебного плана – В.Н.), из которых студенты смогут выбирать, чтобы создавать свои собственные академические портфели. Станет возможным одновременно пройти курс по математике в Массачусетском технологическом институте, инженерный класс в Пердью (Purdue) и, возможно, с курсом в области права по защите окружающей среды от Йельского университета, выстраивая междисциплинарное образование, ориентированное на собственные интересы и цели карьеры» (см. Натан Харден «Конец университета, каким мы его знали»).
Как мне представляется, это следующий шаг в создании возможностей для персонализации обучения. Насколько глубоко эти перемены в итоге затронут организационные основы существующей образовательной системы, судить сложно. Однако даже если данная модель будет существовать хотя бы как дополнение к сложившейся практике формирования и реализации образовательных программ, это уже будет хорошим подспорьем всем желающим и оспособленным учиться самостоятельно.
Признание неформальных учебных достижений
Лирическое вступление
В самое ближайшее время наши представления о том, как мы учимся, изменятся самым кардинальным образом. Как когда-то распространение книгопечатания и книжной культуры стало основой широкого распространения грамоты (письма и чтения), так Интернет-технологии станут началом эры самообразования. Несколько веков назад распространение технологий книгопечатания наряду с изменением организационных форм образования стали основой для становления современной школьной системы. Однако эти трансформацией не имели бы смысла, если бы не происходившие параллельно институциональные сдвиги, связанные с секуляризацией и появлением светского образования. Сегодня мы наблюдаем нечто подобное.
Реальность новых технологий
Благодаря появившимся в последние десятилетия технологиям «оцифровки» данных появилась возможность создавать контент любого формата и обеспечивать к нему удаленный (бесплатный или относительно недорогой) доступ практически из любой точки. И это происходит не только с контентом. Технологии позволяют моделировать и воссоздавать практически любой объект или процесс, который может быть использован для учения. Пока любая «симуляция» требует усилий квалифицированных разработчиков, однако раньше они требовались и для конструирования простейших сайтов, которые сейчас могут быть созданы в любом количестве и качестве мало-мальски продвинутым пользователем.
Плюс к этому манипулирование этими объектами может быть совершенно свободно от (принудительного) контроля со стороны других людей, а значит и от каких бы то ни было ограничений. Функции сопровождения и поддержки таких манипуляций сейчас могут быть переданы специальным сервисам. Или, что лучше, людям которых мы сами выбираем. «Ученик с высокой мотивацией, не имеющий особых трудностей в учении, часто не нуждается ни в какой помощи, кроме показа того, чему он хочет научиться» (И. Иллич). ИТ позволяют находить таких «мастеров» - носителей навыков. С помощью веб-сервисов (социальных медиа), каждый из нас может стать участником любого сообщества профессионалов, находить самых авторитетных экспертов, общаться с ними и учиться у них. Это уже не вопрос технологий. Это лишь вопрос коммуникативных барьеров и их преодоления.
Однако сегодня мы становимся свидетелями не только взрывного роста технологий, но и важных институциональных сдвигов, которые станут катализатором трансформации и развития современной инфраструктуры образования.
Рыночные игры в MOOC
Одним из индикаторов этих сдвигов, на мой взгляд, является «расцвет» MOOC-проектов. Возможно, мои соображения и выводы априорны. Полагаю, что эти проекты, не только экспансия крупнейших университетов на глобальный рынок (см. «Общественное благо или рыночные игры. Реальные причины появления MOOCs»), но и ответ на вызов последнего десятилетия, связанный с выходом на рынок образования новых провайдеров образовательных программ. Используя ИТ, последние снижают издержки на организацию учебного процесса, охватывающего значительную (в территориальном, а не количественном смысле) аудиторию, концентрируя ресурсы на создании специализированных учебных программ по актуальным направлениям (специалисты с востребованными навыками, а не с фундаментальной подготовкой).
Университетские консорциумы (это, кстати, также одна из важнейших трансформаций: крупнейшие игроки рынка объединяют свои ресурсы для реализации он-лайн проектов) идут в том же направлении. Открытые массовые курсы – это площадка для привлечения учащихся с целью дальнейшего выявления и отбора талантливых сотрудников, и их рекрутинга для сферы высокотехнологичного бизнеса (см., например, Coursera's Career Services). Для реализации этой и смежных стратегий университеты открывают бесплатный доступ к своим курсам и предлагают учащимся сертификацию непосредственно по их завершению, а не в рамках интегрированных квалификационных (т.н. «базовых») программ.
Это иная модель построения образовательной программы – открытая (open curriculum). Некоторые северо-амерамериканские учебные заведения широко используют эту модель как дополнение к «базовым» образовательным программам. Предполагается, что за счёт «открытой» части программ, учащиеся могут «усиливать» свою подготовку, проходя курсы, которые они считают необходимыми для своего личного или профессионального развития. (см. определение).
Массовые открытые курсы как новый виток в развитии открытых образовательных ресурсов расширяют применимость такого, «открытого» подхода. «Если воспользоваться аналогией с музыкальной индустрией, университеты до сих пор предлагали программы в виде «альбомов» - четыре года обучения по программе бакалавриата, в которой специальные дисциплины (major) шли в комплекте с базовой образовательной программой (core curriculum). В будущем будут предлагаться более компактные, целевые образовательные сертификаты и «кредиты» (единицы аккредитации выполнения учебного плана – В.Н.), из которых студенты смогут выбирать, чтобы создавать свои собственные академические портфели. Станет возможным одновременно пройти курс по математике в Массачусетском технологическом институте, инженерный класс в Пердью (Purdue) и, возможно, с курсом в области права по защите окружающей среды от Йельского университета, выстраивая междисциплинарное образование, ориентированное на собственные интересы и цели карьеры» (см. Натан Харден «Конец университета, каким мы его знали»).
Как мне представляется, это следующий шаг в создании возможностей для персонализации обучения. Насколько глубоко эти перемены в итоге затронут организационные основы существующей образовательной системы, судить сложно. Однако даже если данная модель будет существовать хотя бы как дополнение к сложившейся практике формирования и реализации образовательных программ, это уже будет хорошим подспорьем всем желающим и оспособленным учиться самостоятельно.
Признание неформальных учебных достижений