вторник, 16 апреля 2013 г.

Мой алгоритм Learning on Demand


Автор: Иван Травкин

Исследование персональной стратегии обучения и всего, что связано с автономией учащегося, подводит меня к осмыслению собственного опыта. Ниже изложен мой «алгоритм» learning on demand (научения по мере необходимости). Эта стихийно сложившаяся последовательность из семи шагов позволяет приобретать новые навыки всякий раз, когда я осознаю потребность.

1. Почувствовать возможность

Эмоциональная реакция в ситуациях, связанных с неопределенностью, — когда непонятно, что именно нужно делать, — имеет ключевое значение. Лет десять назад, я испытывал растерянность, разочарование и желание все бросить (что часто и делал). Позже мне удалось выработать привычку представлять новые навыки, которые можно было бы получить, «объяв неопределенность». Воспринимая обстоятельства ситуации как приглашение, я ощущаю возможность.
Алгоритм Learning on Demand, Иван Травкин
2. Сформулировать потребность

Если первый шаг основан на эмоциональной реакции, то второй — ответ на «приглашение» — должен опираться на нашу рассудительность (в условиях неопределенности бессознательный опыт может обернуться мучением). Сформулировать потребность значит закончить следующую фразу: «Я хочу научиться... чему?»

3. Определить предметную область

Прежде, чем искать необходимые для обучения ресурсы, важно определить предметную область. Любые сведения о задачах и дисциплинах, непосредственно относящихся к интересующему нас навыку, позволят хоть как-то ориентироваться в новом контексте.

4. Найти ресурсы и экспертов

Здесь необходимо воспользоваться навыками поиска в сети (современная грамота). Важно искать не только информационные ресурсы, но и профессиональные сообщества. Общение с экспертами позволит скорректировать собственную траекторию и значительно сэкономит время. Лучше всего ориентироваться на открытые сообщества с «точками входа» для новичков (мы получим доступ и к людям, и к ресурсам).

5. Разобраться с «интерфейсом»

У любого информационного ресурса, как и у любого сообщества, есть свой «интерфейс». Например, вики-страницы являются частью более сложных систем, обладающих встроенными инструментами работы с информацией (категории, поиск, рекомендации и т. п.). Сетевые сообщества используют социальные инструменты, обеспечивающие «точки входа» для участников. Иногда требуется время, чтобы разобраться с этим.

Не стоит спешить, пропуская данный шаг. Понять и использовать «интерфейс» ресурса (информационную архитектуру) значит сделать его частью персональной учебной среды, а понять и использовать «интерфейс» сообщества (архитектуру участия) значит сделать участников сообщества частью персональной учебной сети.

6. Научиться

Используя «интерфейсы», мы получаем доступ к готовым знаниям и чужому опыту, которые нельзя просто «загрузить» в голову. Необходимо потрудиться: осмыслить новое и приобрести минимальный опыт. Иногда бывает достаточно понять некий принцип и, вооружившись инструкциями, перейти к следующему шагу. В остальных случаях приходится сначала потренироваться на примерах.

7. Использовать

Реальное использование навыка начинается в контексте той ситуации, которая сподвигла к его приобретению. Это своего рода экзамен, свидетельствующий о результативности обучения.

Источник: Fun of Teaching

пятница, 12 апреля 2013 г.

Теперь учитель может знать, что читает студент

Автор перевода: Станислав Трофимчук


В наше время преподавателям остается только гадать: читают их студенты учебники или же воздерживаются – таково мнение профессоров из Техасского университета A&M. Они не могут понять – то ли студенты пропускают некоторые страницы и не считают нужным делать конспекты, то ли вообще не берут учебник в руки.

«Это что-то вроде Большого Брата, только с добрыми намерениями», - говорит декан школы бизнеса Трейси Харли. Преподаватели университета больше не желают быть ясновидящими или заглядывать студентам через плечо. Вместе со своими коллегами из восьми колледжей они тестируют новую технологию из Силиконовой долины – CourseSmart; она позволит отслеживать изучение студентами цифровых учебников.
Крупнейшими издателями учебной литературы уже собрана информация об использовании цифровых учебных материалов. Но CourseSmart пошла дальше; она предоставляет преподавателю конкретные данные о каждом из его студентов. Это позволяет отслеживать, как преподаватель дает материал и что остается в головах у студентов после лекции.
Преподаватель менеджмента в университете A&M Эдриан Гардиа обратил внимание, что один из студентов хорошо отвечает на вопросы. Хорошие оценки показали и тесты; а программа CourseSmart выдала низкий «индекс участия». Ага, понимает лектор – хорошо, если студент открывал свой учебник один раз.
«Это был момент истины», - говорит Гардиа. В его задачу входит контроль за 70 студентами из трех групп. «Неужели они действительно считают, что могут чему-то научиться, если накануне перед тестом почитают учебник? Я должен достучаться до них, чтобы они поняли – учиться надо по-другому.»
Студенты видят свой «индекс участия», только если преподаватель захочет им его показать. Однако все они в курсе – книжки следят за ними. Для некоторых показатель «индекса участия» становится настоящим шоком - например, для 43-летнего Чарльза Теджеды. Низкая оценка, полученная на тесте, немного значила для него, но вот низкий «индекс участия» неприятно его удивил.
«Меня поймали», - говорит Теджеда. С двумя работами и тремя детьми времени учиться немного – Чарлз только ночью может позволить себе почитать учебник. «Видно, придется теперь читать его чаще», - признается студент.
Владельцы программы CourseSmart – такие крупные издательства, как Pearson, McGraw-Hill и другие. Стремясь закрепить свое главенство на рынке цифровых учебников, они предложили университетам способ, позволяющий отследить самостоятельную работу студентов с книгой.
Бывало, учителя по выражению лица ученика понимали – усвоил он материал или не очень. Теперь многие классы - виртуальные, в том числе и класс м-ра Гардиа. Преподавателям, не видя студентов, трудно понять, насколько хорошо они поработали –CourseSmart им в этом поможет.

coursesmart
Страница статистики в системе CourseSmart

Данные CourseSmart поступят к издателям – они пригодятся, чтобы внести в учебники нужные изменения. Раньше издательства и авторы могли только мечтать о подобной обратной связи. Она делает их усилия более эффективными, а в конечном счете, увеличивает прямые продажи книг. Компании Amazon и Barnes & Noble заявили, что тоже планируют получать такие данные от своих читателей; впрочем, о том, как они хотят распорядиться этими данными, компании пока молчат.
Похоже, доцифровая эра, когда писатели писали, а издатели издавали исключительно по своему наитию, становится символом невежества. «Раньше издатель даже и не подозревал, что третью главу некоей книги ни один читатель не прочел до конца», - говорит исполнительный директор CourseSmart Шон Дивайн. Теперь о трех с половиной миллионах студентов и преподавателей можно узнать, дочитали они третью главу до конца или нет. В числе участников эксперимента – университет Клемсона, технический колледж Центральной Каролины и университет Стоуни-Брук.
Четырехлетнее образование в Техасском университете A&Mвесьма престижно, с одной стороны, с другой стороны – только половина поступивших заканчивает этот университет. Если CourseSmart будет подключен к каждому классу, мы сможем повысить этот показатель, считает декан университета д-р Харли.
На лекции по менеджменту преподаватель Гардиа предложил студентам посмотреть видео, на котором директор типографии дает взбучку своему сотруднику, не зная всех обстоятельств ситуации. Гардиа делает вывод – менеджер должен располагать точными данными. Затем преподаватель предложил студентам проанализировать данные об их самостоятельной подготовке, которые он накануне разослал им по электронной почте. Нужно тщательнее изучать материал, таков вывод студентов о своей работе. Впрочем, некоторые учащиеся сказали, что CourseSmart не учла заметки, которые они писали от руки.
М-ру Гардиа жаловались также и на ошибки в программе. Так, студент, который зубрил материал в последний момент, заявил, что он открывал учебник не один, а несколько раз. Что ж, таков современный аналог жалобы, что домашнюю работу съела собака! На самом деле, ошибки в CourseSmart пока не замечены.
Конечно, CourseSmart некоторым образом вторгается в частную жизнь студентов. Впрочем, они отдают себе в этом отчет и в шутку называют программу «Большим Братом». Да и чему удивляться, ведь прозрачность частной жизни уже давно стала частью мира, в котором мы живем.
«Amazon знает обо мне больше, чем родная мать», - говорит 51-летняя Кэрол Джонсон, специалист в сфере высоких технологий.
А вот преподаватель технологий обучения в Высшей педагогической школе Гарварда, профессор Крис Деде, опасается. «Анализировать работу студентов с учебником необходимо, - говорит он, - но мы должны быть уверены в высоком качестве данных, которые мы анализируем».
Безусловно, и в программе CourseSmart есть свои проблемы. Например, достаточно студенту оставить свою цифровую книгу открытой, и вот уже программе кажется, что он ее читает - в то время как студент может заниматься чем-то совсем посторонним.
«Преподаватели не должны быть настолько наивными, чтобы считать, будто для студентов имеют большое значение все эти «индексы участия», - предупреждает профессор Деде.
В CourseSmart говорят, что сбор данных – это только начало большого пути. «Мы даем студенту объективную информацию о том, как он читает учебник. Рано или поздно студенты поймут, что «индекс участия» и успех тесно связаны между собой», - утверждает Шон Дивайн.
Студентка последнего курса Хиллари Торрес прекрасно учится, при том, что ее «индекс участия» низкий. Может быть, конспекты, которые она делает, не отслеживаются программой. «Если программа шлет преподавателю данные о том, что я не работаю с текстом, то, боюсь, мой имидж в его глазах упадет, - говорит Хиллари. – Если дела так пойдут, мне придется пересмотреть свои привычки работы с текстом».
Проработав в системе CourseSmart пару месяцев, преподаватель Гардиа пришел к своим собственным выводам. Если раньше студенты получали высокие баллы за тесты и он за них не волновался, то теперь высокие оценки сопровождает низкий «индекс участия». А это уже весомый повод, чтобы задуматься. «Может, курс слишком легкий, - говорит Гардиа, - а может, и учебники не слишком хороши».

среда, 10 апреля 2013 г.

e-learning на старт. 100 проверенных рекомендаций для успешного внедрения электронного обучения

Для тех, кто только начинает внедрять электронное обучения - рекомендуем презентации цикла вебинаров "e-learning на старт. 100 проверенных рекомендаций для успешного внедрения электронного обучения"









Автор: Марина Литвинова, менеджер e-learning PRO

понедельник, 8 апреля 2013 г.

Правила восприятия информации в помощь разработчику курсов


Автор: Елена Лымарь                                                            
Мы ежедневно сталкиваемся с огромным потоком информации, сидя на работе, прогуливаясь по улице или просто, читая книгу. Много данных является для нас поверхностными и несущественными, и все же мы непроизвольно тратим на них свои ресурсы. Тем не менее, приступая к созданию курса, хочется, чтобы содержащаяся в нем информация не воспринималась как «засоряющая».
По каким правилам воспринимается информация?
Существует ряд принципов, согласно которым мы организуем поступающие данные.
1. Принцип простых схем говорит о том, что для человека предпочтительнее воспринимать простые стимулы, нежели сложные. Поэтому экстраординарные изображения и схемы, безусловно, привлекут внимание, но все же, не станут более понятными читателю.

2. Принцип фигуры и фона. Фигурой в восприятии выступают, те стимулы, которые привлекли к себе наибольшее внимание, при этом остальные окружающие объекты на какое-то время становятся фоном. В данном случае нужно четко понимать, что мы хотим выделить для читателя в качестве фигуры. Например, можно создать «Курс о поведении в стрессовых ситуациях», включить в него ярких персонажей, эмоционально расписать все события, в общем, построить привлекательную картинку и, в тот же момент, отправить на второй план основную идею курса (ознакомление с конкретными формами поведения в чрезвычайных ситуациях). То есть читатели могут запомнить ярких героев, но не научиться следовать определенным правилам.

3. Принцип целостности. Человек склонен создавать полную картину восприятия, даже если некоторые ее элементы будут отсутствовать. К примеру, разделы курса сопровождались определенной мелодией, и когда читатель услышит данную мелодию отдельно, будет непроизвольно ассоциировать ее с конкретным курсом.

4. Принцип группировки характеризуется тем, что человеку легче воспринимать информацию и предметы, если они сгруппированы, то есть, разложены “по полочкам”. Подобная группировка должна быть понятной и логичной. Поэтому очень важно предоставить читателю возможность легко ориентироваться в новой для него информации, четко структурировать блоки данных, корректно выстраивать интерфейс и т.д.

5. Принцип переключения внимания. Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле “фигуру”, он еще нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей “фигуры”. 

Простым примером выступает четкая подача текста с выделением акцентов, группировкой абзацев, иллюстрированием и т.д.

6. И хорошо известный всем принцип 7 ± 2 указывает на то, что объем восприятия человека имеет определенные границы и дает возможность запомнить лишь от 5 до 9 предметов в один момент. Об этом правиле необходимо помнить при оформлении всех составляющих курса,  иначе читатель перестает обращать внимание на чрезмерное количество объектов, вследствие чего они превращаются в “фон”. 
Кому же интересно разбираться в сложном и перегруженном материале?
Для улучшения восприятия мы используем разнообразные средства, такие как фотография  > технический рисунок > чертеж > схема (расположены по степени возрастания абстрактности). 

• На  фотографии схватывается  пространственное  соотношение объектов аналогично человеческому видению. Мягкое изображение,  сохраняющее  все  полутоновые переходы, воспринимается хуже, чем контрастный фотоснимок.


• Технический рисунок точно передает  форму,  объемность, основные пропорции и назначение  предмета,  что  позволяет  изучить  его  по графическому изображению. Психологически наилучшим по восприятию считается перспективное изображение предмета.


• Чертеж содержит  условное изображение  предмета. Экспериментально доказано, что наличие  чертежей  в печатном текстовом сообщении способствует  его  более  глубокому  пониманию. Даже наличие или отсутствие подрисуночного описания устройства и его частей не оказывало существенного влияния на глубину понимания сообщения.


• Любая схема, отображающая технический объект, представляет собой  продукт абстрагирования с целью показа лишь самого существенного, принципиального в нем.  Работа  со   схемой   предполагает   определенный   уровень   развития пространственных  представлений  и  мышления.   


А такие средства, как график,  гистограмма,  диаграмма,  таблица,  формула способны к передаче более  скрытых  от  непосредственного восприятия свойств и особенностей изучаемого объекта.


• Графики   дают   возможность   наглядного   восприятия   разного   рода функциональных зависимостей, в том  числе  и  таких,  которые  принципиально невозможно наблюдать визуально. Наибольшей  эффективностью  обладают  графики  с  одной  параметрической линией, затем - с пятью, потом - с тремя. Плюс координатная сетка увеличивает эффективность графиков  приблизительно  на 30%.


• Информационные возможности гистограмм меньше, чем  у  графиков.  Например,  затруднительно  построить гистограмму с большим количеством столбиков. Такие гистограммы теряют свое основное преимущество - наглядность и становятся трудновоспринимаемы.


• Диаграмма - графическое  построение,  наглядно  показывающее  соотношение между различными величинами. В порядке увеличения  времени  восприятия  типы  диаграмм  распределяются так: столбиковые > ленточные > круговые. 


• Таблица содержит  только  факты. Таблицы  и  графики  взаимно  трансформируемы, все  информационное содержание  таблицы  можно представить в виде графика. На считывание  показаний  таблицы  уходит  примерно  в  2,5  раза  больше времени, чем на считывание показаний графиков.


• Формула. Оптимальное  употребление  математической  символики   заключается в дополнении ее словесными пояснениями. Степень наглядности формулы и таблицы  примерно  одинакова,  но  степень наглядности формулы  определяется   уровнем   математической   подготовки субъекта,  а  требования  к  подготовке таблицы значительно меньше.


Приступая к созданию курса, необходимо помнить, что психические процессы функционируют согласно определенным правилам. И в данном случае восприятие играет немаловажную роль, так как использование заголовков, абзацев, изображений  “делает перерывы” для восприятия, которые так необходимы для фиксации прочитанного, акцентирования на главном и выделения дополнительного и уточняющего текста. Чтобы учитывать данные закономерности, нам следует чаще ставить себя на место читателя…

пятница, 5 апреля 2013 г.

12 принципов мобильного обучения

Автор перевода: Станислав Трофимчук
 
По мере изменения учебных технологий электронное обучение на основе мобильных средств коммуникации также продолжает развиваться. На 2013 год запланировано сделать основной упор на различные проблемы, начиная с того, как определить доступ обучающиеся к контенту, и заканчивая тем, как обозначить саму идею «учебной программы».


Такие технологии, как планшетные ПК, различные приложения и доступ к широкополосному интернету, способствуют более легкому переходу к мобильному обучению, но полное погружение в среду мобильного образования выходит за пределы привычных инструментов обучения к живому общению и интернет-группам, оцениваемых каждым отдельно взятым учеником.

И только в рамках этих групп можно полностью понять родную для каждого ученика среду. Здесь, в этих сообществах, которые могут быть как физическими, так и цифровыми, рождается необходимость к познанию, знания накапливаются постепенно, прогресс находит естественный отклик, и появляется полное представление о каждом ученике, как о личности.
Principles-of-Mobile-Learning

1. Доступность

Мобильная среда обучения обеспечивает доступ к контенту, другим участникам группы, экспертам, пакетным документам, заслуживающим доверия источникам и имеющимся идеям по соответствующим темам. Инициировать процесс можно с помощью смартфона или iPad, ноутбука или при дневной форме обучения, но доступ должен стать постоянным, что в свою очередь перекладывает ответственность за процесс обучения на плечи студентов.

2. Метрики

Поскольку мобильное обучение является сочетанием цифрового и физического подхода, то доступны и разнообразные метрики (т.е. показатели) понимания и качества знаний.

3. Облако

Облако – инструмент реализации "умной" мобильности. Благодаря доступу к облаку, появляется возможность постоянно использовать источники данных и материалы проекта, позволяя обращаться к ранее недоступным уровням, методам повторения и совместной работы.

4. Прозрачность

Прозрачность является естественным побочным продуктом взаимосвязи, мобильности и сотрудничества. Поскольку планирование, мышление, производительность и отражение имеют одновременно мобильный и цифровой характер, им доступна немедленная возможность установить контакт как с локальными, так и глобальными сообществами через социальные медиа-платформы из Twitter в facebook, из edmodo в Instagram.

5. Игра

Игра является одной из основных характеристик подлинно прогрессивного обучения, будучи одновременно и причиной, и следствием заинтересованности ума. В мобильной среде обучения учащиеся сталкиваются с динамичным и часто незапланированным набором данных, доменов и участников общения, изменяя тон обучения с академического и уступчивого на личный и игривый.

6. Асинхронность

Среди наиболее значимых принципов мобильного обучения является асинхронный доступ. Это извлекает образовательную среду из рамок школы и позволяет ей двигаться в любое место, в любое время в поисках по-настоящему находчивого обучения. Это также дает опыт, который становится все более персонализированным: в нужное время, в подходящем месте и для конкретного человека.

7. Самовключение

С асинхронным доступом к контенту у других участников процесса и экспертов появляется потенциал для самовключения. Здесь учащиеся планируют тему, последовательность, аудиторию и приложения через содействие с учителями, которые сейчас выступают в качестве экспертов по средствам и оценке.

8. Разнообразие

С мобильностью приходит разнообразие. Благодаря постоянному изменению среды обучения, текучесть становится нормой, которая обеспечивает поток новых идей, неожиданных проблем и постоянные возможности для повторения и применения идей. Аудитории разнообразны, как и данные среды, из которой они будут почерпнуты и в которую - доставлены.

9. Курирование

Приложения и мобильные устройства могут не только поддерживать курирование, но и сделать его лучше, чем даже самый опытный педагог мог бы надеяться. По своей конструкции эти технологии адаптируются к учащимся, хранят файлы, генерируют идеи и подключают учащихся, делая курирование вопросом процесса, нежели способности.

10. Смешивание

Мобильная среда обучения всегда будет представлять собой смешение видов: физическое движение, личное общение и цифровое взаимодействие.

11. Постоянство

Непрекращающееся обучение - самовключающееся, спонтанное, повторяющееся и пригодное для повторного использования. Существует постоянная необходимость доступа к информации, познавательной рефлексии и взаимозависимым функциям посредством мобильных устройств. Оно также внедряется в сообщества, демонстрируя способности к доверительному и естественному взаимодействию со студентами.

12. Аутентичность

Все предыдущие 11 принципов придают обучению аутентичность, которой невозможно добиться в классе. Они также сводятся воедино, в конечном счете, чтобы обеспечить опыт, который по-настоящему персонализирован.