Автор: Марина Литвинова
Именно с немого вопроса «А вы меня слышите?» часто начинаются первые
вебинары... И презенторы, тихо внемля этому вопросу, «глаголят истины» в
народ, надеясь, что там, по другую сторону монитора, участники не
«дремлят в наушниках», а действительно слушают.
Непривычным словом «презентор» называют того, кто ведет вебинар. Он же
«спикер», он же «докладчик», и даже впервые «тренер». Таким же
непривычным часто становится переход к электронному обучению с помощью
виртуальных классов — комнат вебинаров.
Несколько простых советов, изложенных в книге «
Взрыв обучения»,
а также сформированных на основе проведения вебинаров, помогут вам найти общий язык с аудиторией и
сделать обучение в формате вебинаров эффективным и вовлекающим.
Совет 1
. Помните, что Вы все же не просто выступаете, Вы
тренируете, обучаете. Не говорите перед аудитории, а общайтесь с нею.
Ведите диалог, а не монолог.
Совет 2.
Дайте Вашим участникам ясное понимание того, что их ждет
во время вебинара: в какой форме будет происходить обучение, когда
можно задавать вопросы, как воспользоваться чатом, какие будут
практические задания и как они будут проверяться.
Совет 3.
Задавая первый вопрос участникам, сделайте паузу. Позвольте им ответить на Ваш вопрос. Не отвечайте самостоятельно.
Совет 4
. Обращайтесь к участникам по имени. Это во-первых
мотивирует, а во-вторых, позволяет Вам контролировать процесс обучения.
Предупредите, что можете обратиться во время обучения к любому участнику
и попросите быть готовым к ответу.
Совет 5.
Запрашивайте у участников комментарии. Например,
попросите дать оценку некой ситуации или просмотренному видео-ролику,
обсудите какой-то спорный вопрос, оставляя комментарии в общем чате.
Совет 6.
Открытые вопросы, которые используются в тренингах, в
вебинарах также будут полезны. Это позволит создать дискуссии и
разнообразить процесс обучения.
Совет 7.
Давайте участникам упражнения на практическую отработку
навыков, полученных в ходе вебинара. Закончив упражнение, обязательно
дайте обратную связь: что было сделано хорошо, что можно улучшить, что
особенно Вам, как тренеру, понравилось в работе участников. Можно
отметить наиболее удачные комментарии.
Совет 8.
Включайте визуальную вовлеченность участников: покажите видео-ролик, попросите оценить изображение и прокомментировать его.
Совет 9.
Ваша презентация должна включать больше изображений,
которые иллюстрируют Ваши слова. Тогда участники будут слушать Вас. Если
в презентации много текста, то будут читать текст или же разрываться
между Вами и текстом, а это очень некомфортно.
Совет 10.
Рассказывайте участникам истории, позволяя им самим нарисовать в воображении свои образы на основе историй.
Совет 11.
Включайте участников в процесс обучения постоянно.
Каждые 2-3 минуты создавайте интерактивность: обсуждение в чате, вопрос,
переход от одного формата подачи к другому, задание, смена слайда...
Совет 12
. Подталкивайте к активности. Попросите участников
поднять руки, когда они закончат задание, или отреагировать смайликом,
показав свое отношение к слайду, вопросу.
Совет 13.
Соблюдайте тайминг. Оптимальное время: для вебинара 90-120 минут, для выполнения упражнения — до 5 минут.
Совет 14.
Спрашивайте отчеты по результатам работы на вебинаре.
Небольшой опрос можно провести в ходе вебинара и после его проведения.
Можно дать задание «на дом» и попросить выслать работы тренеру на e-mail
в определенной форме и в определенные сроки.
Совет 15.
Обязательно дайте 2-5 вопросов на оценку обратной связи
(понравился ли вебинар, практичен ли, что улучшить, какие темы
интересны еще, порекомендуете ли его коллегам и т. д.)
Совет 16.
Будьте кратки, говорите по сути. Информация, которая
подается с помощью вебинаров, должна быть доступной, интересной и
красиво оформленной. Не перегружайте текстом.
Совет 17.
Если Вы проводите вебинар впервые, потренируйтесь на коллегах. Порепетируйте на «живой» аудитории, пусть даже немногочисленной.
Совет 18.
Подготовьтесь к вебинару. Вы должны: 1) хорошо знать
презентацию, связки между слайдами, план обучения; 2) уметь пользоваться
платформой: включать и выключать чат, опросы, листать презентацию,
«расшаривать» экран, знать к кому обратиться за технической помощью.
Совет 19.
Учитесь у радио-ведущих — вот чудесный пример общения с аудиторией, подобный тому, что происходит на вебинаре.
Совет 20
. До начала вебинара определитесь, что Вы хотите
донести участникам, и с чем они должны «выйти». Да, речь о цели. Цель
Вашего вебинара — это то, что узнает, поймет, сделает, сможет применить
Ваш участник после окончания обучения.
Желаем Вам удачи и творческого вдохновения, а Вашим ученикам интересного, активного и эффективного обучения!