среда, 18 апреля 2018 г.

Об авторстве на онлайн-контент, бесплатных и платных ресурсах

Автор: Марина Литвинова


Чем мы готовы делиться с другими и где границы авторства у открытого сетевого контента?

Когда одни люди готовы делиться знаниями, другие держатся за авторское право на контент, который ежесекундно где-то еще рождается, меняется и умирает. Застолбить право на контент в блоге или на сайте - все равно что пытаться построить замок из сухого песка. 

Когда одни компании открывают программный код и распространяют свои технологии для удобства клиентов, кто-то все еще держится за иерархию и бюрократию. Поэтому одни управляют талантами, а другие - оргструктурой. И для обеих компаний это может быть настолько правильно и естественно, что они не поймут аргументов друг друга в пользу своей стратегии.

Иногда люди, не сговариваясь, озвучивают одни и те же мысли, опираясь на один общий источник. Это говорит о плагиате или о том, что появилась какая-то актуальная тема, проблема, стал популярен тот самый источник?

Пока одни эксперты проводят конференции и рассказывают о реальных проектах, другие все еще пытаются собрать аудиторию на бесплатные вебинары для продвижения продуктов и услуг. Недавно я узнала, что есть спикеры, которые готовы заплатить чтобы выступить на каком-то мероприятии. Но их не часто приглашают, так как такие доклады сводятся к рекламе.

Мне кажется, у нас поменялись критерии ценности и принадлежности контента. Это уже не только факт платности или бесплатности, авторских прав или открытости, закрытости и доступности. Пока у меня нет понимания этих критериев. Почему-то один человек требует возмещения морального и материального ущерба за использование его мыслей в открытой дискуссии, а другой переводит англоязычные публикации на русский язык и бесплатно делится в блоге и соц.сетях. Появляются открытые массовые онлайн-курсы при примеру украинского Prometheus, последователя Coursera, профессиональные сообщества и хорошие бесплатные ресурсы. Ведь что-то движет этими людьми, зарождающими новые учебные проекты, доступные для каждого.


В чем слабые моменты бесплатного обучения?

Меня восхищают люди, которые несут свет знаний. Хотя бесплатный контент имеет свои нюансы, влияющие на ценность и уважительное отношение к его автору.

Кажется, что корпоративное обучение для сотрудника бесплатно. Но это не так: он платит за изучение курсов, посещение вебинаров своим временем, иногда даже личным. При этом получает ли он что-то еще, кроме информационной перегрузки контентом? Есть над чем задуматься при позиционировании бесплатного корпоративного обучения.

Да и бесплатные мероприятия совсем не бесплатны для их организаторов. Три года мы в Corporate e-learning club периодически проводим очные встречи чтобы развить рынок e-learning в Украине. Просто потому, что хочется помогать новичкам быстро найти экспертов и качественный контент. И это не только периодическая очная поддержка, но и непрерывная обратная связь в онлайн-формате. А для того, чтобы модерировать проф.сообщество, нужно много временных и эмоциональных ресурсов.

В конце 2017 года закрылось белорусское сообщество e-learning.by, на прошлой неделе остановился образовательный портал Newtonew. Это проекты, созданные евангелистами, которые не могут не делиться знаниями. В начале 2018 года родилось проф.сообщество Digital Learning в Телеграм, также основанное людьми со стремлением генерировать знания и опыт. И я восхищаюсь всеми этими проектами.

Мне будет приятно, если вы сошлетесь на первоисточник этой статьи при репостах. Но у меня нет мыслей о том, как "застолбить" авторство на подобный открытый контент в сети интернет. Может, это неправильно.

Я планировала написать книгу про e-learning, но поняла, что это труд долгий и ресурсный, а сфера меняется очень быстро. То, что актуально здесь и сейчас, за время подготовки и печати книги, устареет. И собрала пост, который постепенно становится электронной книгой: Что нужно знать менеджеру проекта про e-learning? К тому же, по отзывам коллег, на книге сложно заработать в нашей узкой нише. Но у меня есть потребность делиться знаниями, структурировать мысли и излагать идеи. Причем выражена потребность так сильно, что я готова делать это бесплатно: вести личный блог, базу знаний e-learning специалиста в Телеграм, модерировать профессиональное сообщество. Помимо основной работы. Просто потому, что в кайф. Когда будет не в удовольствие, перестану.



Что продает платное обучение, кроме контента?

Онлайн-контент, который используется для обучения, не может продаваться длительное время. Его могут скопировать, разместить на торрентах, расшарить в соц.сетях. Он может устареть визуально или просто стать неактуальным. Поэтому кроме информации, учебный контент в себе должен содержать дополнительную ценность:

  • Что еще приобретает человек, пропуская через себя новые знания, тратя на это время и деньги?
  • Становится ли он участником профессионального сообщества людей, тоже стремящихся к развитию?
  • Достигает ли поставленных целей?
  • Сможет ли за время обучения найти коллег, сотрудников, партнеров?
  • Изменится ли его поведение, привычки? 
  • Научится ли он чему-то новому и ценному для себя? 
Можно застолбить право авторства на такую дополнительную ценность, создав что-то уникальное в дополнение к своему учебному продукту. Но слово "застолбить" тут плохо подходит, потому что вам придется постоянно меняться самому и менять свои подходы. Так, чтобы это было интересно и актуально.


P.S. Это мой последний пост в блоге e-learningPRO в роли менеджера этого сообщества. Блог был создан как дополнение к сайту http://elearningpro.ru/. Мне немного грустно оставлять этот ресурс, в который вложено столько сил, времени и эмоций. Но количество проектов и задач шире, чем могу охватить. Поэтому расставляю приоритеты, борюсь с информационной перегрузкой и оставляю то, из чего уже выросла. Надеюсь, этот блог поддержит новый менеджер, который придет на мое место. И чтобы не совсем печально, задам вопрос: знаете, какой был самый первый пост в этом блоге в 2012 году? Он назывался "Стандарт на e-learning". Я и забыла. А ведь отличное начало, правда? http://e-lpro.blogspot.com/2012/06/e-learning.html

1 комментарий:

  1. If you are looking for the Finance Accounting Assignments help then in this case you can opt for our Finance Accounting Assignments help.we provide the best Accounting and Finance Assignment.We also provide Financial Reporting Assignment Help for students across the globe. for more information contact us +16692714848.

    ОтветитьУдалить