пятница, 24 февраля 2017 г.

Трудные вопросы смешанного обучения, или Многоукладность образовательного хозяйства

Автор: Владимир Наумов

Пришло время и/или указание свыше:
университет, колледж, коммерческий центр профессиональной подготовки, корпоративный университет решили/вынуждены реализовывать в своей деятельности смешанное обучение.

Обычно преподавательский состав от такой новации далеко не в восторге, а сторонников blended learning немного. И не только потому, что это связано с серьезными организационными изменениями, новыми видами работ, затратами значительных ресурсов и т.п.  Дело, среди прочего, и в том что преподавательский состав весьма и весьма разнороден. Это люди разного возраста, разной квалификации, с разным педагогическим опытом и профессиональными предпочтениями. Часть же преподавателей просто не понимает, чего от них хотят, еще часть - просто не желают изменять(ся) что-либо. И чем крупнее образовательное учреждение (в университетах преподавателей сотни и тысячи), тем выше степень разнообразия индивидуальных опытов и предпочтений, мировоззренний и дидактических подходов.


Из моей практики: провожу смешанный курс по смешанному обучению.
Целевая аудитория – преподаватели центра повышения квалификации специалистов одной очень массовой, а другой – весьма элитной профессии. Люди этих профессий обязаны проходить ежегодную аттестацию.
Сама же компания - один из   безусловных  лидеров в своем деле в  РФ. Работающие в ней преподаватели на рынке просто нарасхват. И прекрасно осознают, что от внедрения смешанного обучения и их учебный центр, и каждый из них лично нимало выиграют.  Явного глубинного сопротивления введение blended learning не наблюдается.


Цель курса: самоопределиться и спланировать свою преподавательскую деятельность в кратко- и среднесрочной перспективе в связи широким внедрением смешанного обучения в компании.
На удивление высокую активность и прекрасные результаты показывают слушатели. (Никогда еще с такой сильной, ровной и равной по уровню квалификации аудиторией не сталкивался).
Столь же прекрасно выполняется и итоговая работа: каждый преподаватель составляет содержательно-деятельностную матрицу своего курса (В матрице  расписывается, что и как на каждом из этапов освоения содержания курса будут делать преподаватель и их слушатели)
Результаты-то хорошие, да лежат, с удивлением обнаруживаю, в 4-х разных, если не  противоположных, образовательных парадигмах:
  1. в половине случаев - просто доброе советское знаниецентрированное обучение,
  2. 1/4 работ выполнена  в рамках компетентностного подхода (с действительно правильным и глубоким  пониманием требований ФГОС),
  3. еще 1/4 работ - чистой воды социальный конструктивизм.
  4. одна - и блестящая работа - сделана в парадигме анархической, радикально либеральной дидактики.


Такие вот полипарадигмальность с многоукладностью в одном образовательном хозяйстве. И это при том, что молодежи до 35-40 лет в аудитории 2-3 человека из 15.


Трудные вопросы:
  1. Допустим ли такой плюрализм образовательных подходов в одном отдельно взятом учреждении образования?
  2. Как в условиях такого плюрализма работать образовательному учреждению:
    • подбирать и/или готовить новые кадры преподавателей,
    • учить одни студенческие группы по-советски, другие - в духе конструктивизма, а третьи - в дидактики анархизма?
    • формировать образовательную политику,
    • определять приоритетные направления развития,
    • наконец, подбирать программные инструменты и сервисы, удовлетворяющие каждой из парадигм (в моем случае LMS, установленная в компании. явно не дотягивает для реализации конструктивистского подхода в обучении, не говоря уже о либертианском).
    Как на подобные вопросы отвечает компания, с которой я имел удовольствие поработать, увы, не могу обнародовать.

    Однако вместе с коллегой, Сергеем Запорожченко, готов рассказать о разрешении подобных и многих иных трудных вопросов здесь.


    И, под занавес,

    Самый трудный вопрос:
    а не является ли смешанное обучение некой новой парадигмой, которая вовсе не копирует, не переносит механически в смешанный формат упомянутые выше подходы (и, тем более, индивидуальный преподавательский опыт) к обучению.
    А вдруг, blended learning - это особая. специфическая образовательная парадигма?
    Да об этом - уже в следующий раз.

    вторник, 21 февраля 2017 г.

    Краткий обзор рынка мобильных приложений для обучения

    Автор: Павел Безяев
    В феврале активно изучал рынок мобильных приложений для обучения. Выяснил для себя несколько интересных моментов:
    1. На этом рынке сейчас происходит просто настоящий взрыв – мне показывали пакеты заказов – у небольших компаний за прошлый год сотни проектов и в этом году уже десятки. Доходит до смешного – у некоторых даже нет демонстрационного доступа к приложению, так как они его просто не успевают настроить – команда на 150% загружена текущими заказами, а при таком спросе и потребности в демо особой нет.
    2. Прослеживается некий хаос в том, как крупные компании используют мобильные приложения для обучения. Из того что успел понять не прослеживается какой-то системы. Мобильные приложения пока никак не вписываются в единую архитектуру обучения компаний. Чаще всего это решения под локальные задачи – чтобы сделать их ярче, где-то это некие параллельные активности в рамках концепций «дижитализации» и «мобилизации» с перспективой на интеграции LMS. Но чаще всего никакой интеграции нет. Есть LMS, а есть еще несколько приложений для внешних электронных библиотек, приложения под поддержку очных образовательных мероприятий и некоторые эксперименты (расскажу ниже).
    3. На отечественно рынке особо активно развиваются так называемые event-приложения – для сопровождения и поддержки мероприятий (конференции, семинары, тренинги). Почему я их тут рассматриваю? Потому что на базе этих приложений появляются отличные решения для обучения, при том это у них получается даже лучше чем у приложений созданный по LMS. Есть мысли почему так происходит, но это тема для отдельной публикации.
    4. «Монстра», который бы в телефоне решал все задачи, что могут сейчас решать современные корпоративные LMS я не встретил. И я пока понимаю, что еще большой вопрос, что такое приложение жизнеспособно. Посмотрите на Goole или Яндекс – у них под разные задачи есть отдельные приложения. Я себе слабо представляю, чтобы в одном приложении удачно уживались и навигатор, и такси, и объявления о продаже, и заказ билетов, и музыка, и погода… Представить, конечно, можно, но зачем? С другой стороны, есть конечно приложения типа Facebook, где есть почти весь функционал основного сайте, НО обратите внимание – в основе там «один поток» - лента. У приложения должен быть «ключевой поток» иначе оно уже не очень эффективно. А теперь представим, приложения, где у нас и электронные курсы, и оценка, и сообщества, и работа с компетенциями, и коммуникации, и все что еще сейчас входит в задачи корпоративных Учебных порталов. Неудобно.
    5. Надо признать, что про большинство SCORM-контента придется забыть – чуда не будет и эти курсы, сделанные без учета работы на мобильных приложения, на смартфонах «не полетят». В мобильных приложениях живет и будет жить видео с короткими тестами, ну и небольшие тексты – не «слайдовые курсы», а именно тексты.
    Для себя я на данный момент выделил следующие категории и типы приложений:
    1. Приложения для LMS:
    • Docebo (LMS с приложением) – на сегодня это одна из самых развитых LMS в мире, в которую за последние годы были сделаны огромные инвестиции. Приложение тоже выглядит очень достойно, но функционал ограничен.
    • TeachBase (MOOC-LMS c приложением) – интересный start-up из тех тысяч LMS, созданных на базе волны популярности МООК\MOOC. Судя по всему SCORM даже и не планируется поддерживать, но очень интересно реализована возможность самостоятельно разработки курсов и есть мобильное приложение, подходящие под обучение в заданном формате (виде + тесты + форум).
    • iWebtutor (прохождение электронных курсов без подключения к сети) – это приложение к самой известной и востребованной в корпоративном секторе LMS. Вещь долгожданная, но, к сожалению, «пощупать» самому пока не удалось. Да и судя по описанию это очень ограниченное решение, а не полноценное мобильное приложение для LMS.
    1. Решения для обучения на базе event-приложений:
    • КАМПУС.ШКОЛА (поддержка мероприятий, push, микрообучение, предтренинг и посттренин) (http://eventplatform.ru/) – пока это приложение понравилось мне больше всех. На само деле это даже не приложение, а скорее конструктор приложений, который настраивается под заказ. История не дешевая, но пользуется огромным спросом и работает. Из event-приложения получилось отличное решение для полноценного обучения через мобильный телефон. И концепция этой истории очень близка к тому что можно назвать уже не просто eLearning, а Modern Learning – когда границ между очным, дистанционным и электронным обучением уже нет. Одно переходит в другое и все поддерживается мобильным приложением.
    1. Посттренинговое сопровождение:
    • Mindmarker – решение сделанное именно под посттренинговое сопровождение. Разработчики утверждают, что на практике наработали уникальную методологи, которая позволяет так спланировать мобильные-активности после обучения, чтобы максимально повысить эффект от обучения. Идея примерная такая – через два дня после обучения, приходит какой-то текст с напоминанием, потом опрос, через две недели какое-то видео и творческое задания, потом еще и так примерно четыре недели. Но стоит это все дорого и решение узконаправленное, а хочется охватить весь цикл обучения.
    1. Разработка решений под заказ:
    • ТЕМА (push, микрообучение) (http://thetheme.ru/) – интересный пример приложения разработанного «Облако Education» под проект ТЕМА. Возможен вариант размещения курсов компании для своих сотрудников (условия уточняю). Мне понаравилась реализация под определенные задачи – например, у нас есть курс, состоящий из набора коротких видео роликов – интервью с очень хорошими экспертами. Приложение настраивается так, что раз в день (или раз в три дня) человек получает push-уведомление с приглашением к просмотру очередного ролика. Так можно добиться максимального процента просмотра роликов сотрудниками.
    • «Гид по развитию компетенций» - еще один интересный проект того же разработчика, но сделанный для Билайна. Сотрудники могут использовать приложение в разных режимах – как библиотеку рекомендованных электронных книг и фильмов, или как аналог конструктора Индивидуального плана развития (ИПР). Сотрудник указывает желаемую роль, получает рекомендации и строит для себя ИПР. Идя замечательная – «ИПР в кармане»! Описываю со слов разработчиков и заказчиков, так как пока самому не было возможности посмотреть.
    • «Университет в кармане» - это приложение мне сложно отнести к какой-то категории. Решение изначально разработано именно, как мобильное приложение под обучение. Подрядчик говорит о сотнях установок, но в версии под iOS я даже не смог запустить тесты и пока жду подтверждения, что можно продолжить изучение.
    1. Мобильные сайты или «псевдоприложения» - web-решения под мобильные устройства:
    • eQueo – решение активно используется в рознице и позиционируется, как приложение для обучение. Но в реальности это web-решение, которое представляет из себя подборку каналов с видео.
    • «Знания в кармане» (http://m.e-lc.ru) – пример мобильного сайта для WebTutor. Контент курсов специально адаптирован, а верстка максимально укрощена и переработана под мобильный формат.
    1. Мессенджеры, как простое решение для мобильного обучения - не удивляетесь, но на обычных мессенджерах (WhatsUp, Telegram, Viber), можно сделать удивительные вещи в плане мобильного обучения. Тут конечно надо «набить руку» и речь про обязательное сопровождение процесса модератором, но на помощь спешат чат-боты и возможности этого решения не исчерпаны. Пример, я описывал здесь.
    Вот такой вот обзор получился. Буду продолжать изучать данную тему.
    Мобильности вам!
    Павел Безяев.
    Источник: i-elearning.ru

    понедельник, 20 февраля 2017 г.

    Мотивация онлайн учеников (часть 2)

    Автор: Константин Бугайчук.
    Продолжение поста

    Знания о том, что мотивирует учащихся имеет решающее значение для оптимизации учебного процесса. Мы предлагаем использовать 3 психологические теории для создания Ваших электронных курсов и проведения учебного процессаю

    Теория потока.


    Ее автор Михай Чиксентмихайи. Согласно его взглядам лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания, а тогда, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Поток - это состояние полной поглощённости деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие от процесса очень велико.



    Оптимальное состояние сознания — это внутренняя упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия (внимание) направлена на решение конкретной реалистичной задачи и когда наши умения соответствуют требованиям, предъявляемым нам этой задачей. Процесс достижения цели упорядочивает сознание, поскольку концентрация на выполнении текущей задачи отсекает всё, не относящееся к делу.

    Было выделено несколько основных компонентов переживания состояния потока: 
    • задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной; 
    • он должен иметь возможность сосредоточиться; 
    • концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь;
    • в процессе деятельности увлечённость субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах;
    • занятия в состоянии потока позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями;
    • осознание своего "Я" в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше;
    В процессе той или иной деятельности именно поставленные задачи поддерживают нашу концентрацию на необходимом уровне. Любое, даже самое элементарное действие может принести массу удовольствия, если его надлежащим образом видоизменить. Важнейшими шагами в этом направлении являются:
    1. Постановка главной цели и максимально возможного количества связанных с ней промежуточных целей.
    2. Предельная концентрация на происходящем и её сохранение.
    3. Нахождение способа измерения собственного прогресса в рамках выбранной системы целей.
    4. Повышение сложности задачи по мере того, как деятельность становится скучной.

    Теория Самоопределения.

    Теория имеет дело с тремя основными психологическими потребностями: автономность, компетентность и связанность. Эти основные психологические потребности являются общими для людей разных культур, пола и профессий. Удовлетворение этих потребностей способствует саморазвитию человека.

    От автора: Мне эта теория напомнила взгляды Дена Пинка из видео "Об удивительной науке мотивации" и книги "Драйв: что на самом деле нас мотивирует?":

    1) "Новая система для функционирования наших компаний должна строиться на трёх принципах: самостоятельность, профессионализм и целенаправленность. Самостоятельность – потребность самому направлять свою жизнь. Профессионализм – желание становиться лучше и лучше в важном деле. Целенаправленность – стремление делать своё дело во имя чего-то большего, чем ты сам"

    2) " Очень немногие организации могут похвастаться тем, что предлагают людям хоть какую-то свободу в выборе тех, с кем им придется работать. Поощрение автономии не означает отказа от ответственности. Мотивация 2.0 подразумевала, что, если людям дать свободу, они будут отлынивать от работы, и что самостоятельность будет лишь способом уклонения от ответственности. Мотивация 3.0 берет за основу другое предположение. Она исходит из предпосылки, что люди хотят отвечать за результаты своего труда и что предоставление им возможности распоряжаться задачей, своим временем, своей техникой и своей командой и есть путь к достижению этой цели".

    Что это, как я думаю, значит для учебного процесса:
    • автономность - свобода учебной траектории ученика, возможность самостоятельно направлять свою учебную деятельность вместе с его ответственностью за результаты;
    • профессионализм (компетентность) - показать ученику его будущие результаты до... и после..., четко обозначить что он будет уметь после прохождения курса;
    • связанность - связать его достижения с практикой, жизнью, если есть возможность, необходимо задействовать групповые проекты, организовывать сообщества практиков или включить свою аудиторию в уже существующие  и т.п.

    Теория Путь-Цель. 

    Она основана на базовой человеческой склонности следовать примерам. Так, у всех нас есть наши любимые спортсмены, чьими результатами мы восхищаемся. Теория Путь-Цель (Path-Goal),  была разработана  в 1971 году, а затем уточнена в 1996 году. Основой этой теории является убеждение, что мотивация обучаемого и, следовательно, его / ее эффективность в значительной степени зависит от поведения инструктора (учителя).



    От автора: Вот вот, а я всегда говорю своим коллегам: "Аудитория смотрит на то как Вы воспринимаете Ваш предмет, как относитесь к учебному процессу, -  и видит, если Вам все равно!".

    Есть четыре основных модели поведения, связанные с теорией Path-Goal:
    1. Инструктивная: В качестве разработчика - дайте ясные цели, инструкции, порядок действий. 
    2. Поддерживающая: Убедитесь, что ваш курс включает в себя поддержку с вашей стороны на различных уровнях. Например, если вы создаете учебные модули в Интернет убедитесь, что вы указываете средства, с помощью которых слушатели могут получить доступ к этим ресурсам.
    3. Ориентация на достижения. Будьте наставником для слушателей, не будьте высокомерным. Разработайте  посильные, но не легкие задачи, чтобы дать учащимся уверенность, что они могут достичь своих целей.
    4. Участие: Дизайн курса предполагает, что Вы учтете следующие типы взаимодействий:
    • между учащимися и преподавателем;
    • между самими учащимися;
    • между учащимися и учебным материалом;
    • между учащимися и интерфейсом.

    пятница, 17 февраля 2017 г.

    Что нового в e-learning? Новостная рассылка для участников e-LearningPRO

         
    Микрообучение - один из трендов этого года в e-learning. Хотите узнать, как на практике применить методику обучения небольшими “порциями”? Тогда читайте в нашем блоге перевод англоязычной статьи “Что такое микрообучение на самом деле?”.

    Если в ваших курсах часто используется фраза «Поздравляем, вы успешно завершили курс!", то советуем задуматься на тем, за что, на самом деле, мы хвалим слушателей.
    comix.png
         ПРИГЛАШАЕМ:
    comix.png
    ПОСЕТИТЬ E-LEARNING-МЕРОПРИЯТИЯ
    • 16 февраля 2017, онлайн
    • 18 февраля 2017. г. Киев
    • 13 - 16 марта 2017, онлайн
    • 20 - 24 марта 2017, онлайн
    • 10 апреля 2017. г. Москва
    • 11 и 12 апреля 2017. г. Москва.
    • 13 - 14 апреля 2017. г. Москва.
    • 24 - 25 мая 2017. г. Москва
    comix.png
    ПОЧИТАТЬ ПОСТЫ ОТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА
    comix.png
    ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ДИСКУССИЯМ СООБЩЕСТВА
    comix.png
    ЗАГЛЯНУТЬ В БЛОГИ ПО ТЕМЕ E-LEARNING И НАЙТИ ТАМ
    Ответы на самые актуальные вопросы:
    Лаконичные советы про e-learning:
    Интересные мероприятия:
    Кейсы внедренных e-learning-проектов:
    Книги, которые можно почитать:
    comix.png
    НАЙТИ РАБОТУ В СФЕРЕ E-LEARNING

    Будьте всегда с e-learning:
    Посетите e-Learning PRO в http://www.elearningpro.ru/?xg_source=msg_mes_network

    вторник, 14 февраля 2017 г.

    Как меняются МООК (MOOC) и меняют мир e-learning


    Автор: Павел Безяев
    В своем блоге я уже не раз поднимал тему так называемых массовых открытых онлайн-курсов (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC). Например, здесь «Как MOOC извращает понятие e-learning!» или здесь «Муки из-за MOOC и немного о BigData HR». Из названий уже видно мое не самое лучше отношение к этой тенденции e-learning, да что там скрывать — с 2013 года я реально противопоставлял МООК полноценным интерактивным электронным курсам. Для меня МООК были чем-то, что дискредитировала идею e-learning, но при этом они не могли меня не интересовать, так как явление действительно приобретало все более массовый характер. Надо признать, что сейчас уже выросло поколение пользователей и разработчиков для которых МООК это и есть e-learning и которые даже не слышали про «наш» SCORM, а если и слышали, то относятся к нему как… как к чему-то древнему как «г… динозавров». В последние годы на рынке появляются сотни или даже тысячи «LMS», которые и не думают поддерживать SCROM (привет моей любимой WebCT 3, с которой и начинался мой путь в e-learning!) и которые заточены идеологию МООК. А на рынке разработки контента появилась целая армия провайдеров, которая опять же делает курсы в формате… и не знает ничего про… Ну вы поняли.

    К сути! На днях мне настоятельно посоветовали еще раз взглянуть на МООК и я сделал это максимально непредвзято. И скажу честно – МООК меня удивили! За последние год-два все сильно изменилось.

    Возьмем для примера вот эту подборку – «10 лучших практик онлайн-курсов»:
    Можно выделить два типа МООК:
    1. Курсы, которые можно изучать самостоятельно – максимально близкий аналог привычных нам (в корпоративном секторе) электронных интерактивных курсов в SCORM. 
    2. Курсы с расписанием и обязательной поддержкой — аналог очного обучения, но с дистанционной коммуникацией участников. 
    В курсах первого типа ставка делается на:
    • Качественный видеоконтент (короткие лекции с инфорграфикой, примерами, интерактивными вставками, качественным сценарием). 
    • Обязательную работу с мотивацией (промо-ролик, яркие примеры, атмосфера) 
    • Интерактивные субтитры всех видеолекций, самарии лекций. 
    • Понятную структура курса с прогрессом изучения. 
    В курсах с обязательной поддержкой и расписанием:
    • Ставка на создания взаимодействия в курсе и создание сообщества (вопросы и задания на форуме, «социальная стена» для знакомства участников, групповые задания, конкурсы). 
    • Творческие задачи (с возможностью взаимной оценки). 
    • Виртуальные лабораторные работы. 
    • Виртуальные коллекция (участник делятся своими примерами – «создаем коллекцию минералов»). 
    • Вебинары для поддержки курса. 
    Выводы:
    Производство видеконтента для хороших MOOK уже сравнимо с разработкой лучших интерактивных курсов и съемкой фильмов:
    • Качественный сценарий 
    • Визуализация примеров и процессов 
    • Подготовленные ведущие 
    • Работа с мотивацией 
    • Интерактивные вставки (вопросы) 
    • Подобранные декарации 
    • Разбивка контента на короткие модули (до 10-15 минут) 
    • Сегодня MOOK это уже не просто видеозапись лекций с тестами после них, а полноценные дистанционные курсы с очень качественным видеоконтентом в основе. 
    • Большинство MOOK рассчитаны на обучение по заданному расписанию с обязательной поддержкой. В таких курсах ставка делается на взаимодействие участников (сообщества) и возможность общения с преподавателем (вопросы на форуме, вебинары). 
    Какие это дает возможности для корпоративного обучения:
    • Дистанционные курсы, построенные по методологии современных качественных MOOK могут быть успешно использованы в корпоративном обучении. Можно добиться существенного процента успешного прохождения курсов (явно выше классических для MOOK 4-9%). 
    • Потенциально разработка курсов в формате MOOK может быть быстрее, чем разработка типовых интерактивных курсов (не нужно так детально прорабатывать сценарий). 
    • На рынке можно найти готовые качественные MOOK под требуемые тематики и использовать в обучении. 
    • Можно привлекать к разработке корпоративных электронных курсов команды разработчиков специализирующихся именно на МООК. 
    • На базе модели MOOK с поддержкой строить учебные программы внутренних тренеров (дать тренерам подходящую платформу и методологию). 
    Для себя я принял решения плотно поработать в этом году с этим форматом и часть заказов от бизнеса реализовать «по мотивам МООК». Вижу ли я в этом риски? Конечно! Будут ли сложности? Будут! Ну, например, нам придется снова убедить бизнес, что дистанционное обучение требует на поддержку ресурсов сравнимых с поддержкой очного обучения (я именно про ресурсы на тех кто учит) и что чуда с электронными курсами, которые «сами все делают» будет становиться все меньше. Но мир уже изменился и надо брать лучше и делать! А взять это этой истории точно уже много!Меняйте этот мир к лучшему!

    Ваш,
    Павел Безяев

    Источник: i-elearning.ru

    понедельник, 13 февраля 2017 г.

    Что такое микрообучение на самом деле?

    Перевод статьи "Definition of MicroLearning" by Will Thalheimer

    Автор статьи пробовал найти хорошее определение "микрообучения". Но так как не нашел его, то решил создать собственную версию: "Микрообучение предполагает использование относительно коротких учебных активностей (от нескольких секунд до 20-ти минут, иногда до 1 часа). Это может быть любая комбинация таких видов контента, как 
    представление информации, обзор, практика, отражение (осмысление), подсказки, поддержка учебной деятельности, напоминание о целях обучения, убедительные сообщения, назначение заданий, социальное взаимодействие, коучинг, диагностика (обратная связь), взаимодействие с преподавателем и другие методики."

    В микрообучении, по мнению автора статьи, чаще всего используются пять типов кейсов:

    1. Замена курса, когда микрообучение обеспечивает отработку изучаемой темы или поддержку процесса обучения, часто в качестве замены аудиторных занятий или для долгосрочного обучения.

    2. Расширение курса (продление процесса обучения), когда в течение курса и после него процесс изучения сопровождается потоком коротких учебных взаимодействий для усиления, укрепления или углубления знаний.

    3. Поддержка/отработка полученных знаний (дословно "поисковая поддержка"), когда микрообучение тренирует практику поиска информации, напоминает о полученной информации, чтобы обеспечить длительное хранение знаний и навыков.

    4. Своевременное обучение (о нужном моменте для получения знаний), когда учащимся необходимо выполнить задачу, которая нужна им в данный момент в их деятельности.

    5. Поведенческие подсказки, когда с помощью микрообучения ученика подталкивают к определенным действиям, выполнению поставленных задач или поддерживают его деятельность в рамках назначенного обучения.

    Эти пять кейсов демонстрируют основные сферы применения микрообучения. Кроме того, в курсе может использоваться более одного кейса и различные их комбинации. Например, при использовании микрообучения в качестве замены стандартного электронного курса, при разработке учебного материала можно применить такие кейсы, как поддержка/отработка полученных знаний и поведенческие подсказки. 

    За что хвалить слушателей? Или «Поздравляем, вы успешно сдали тест!»

    Автор: Елена Тихомирова

    «Поздравляем, вы успешно сдали тест!».
    «Поздравляем, вы успешно завершили курс!"

    Это типовые слова, которые мы так часто ставим на последних слайдах курса или теста. Еще мы хвалим за прохождение модуля, за выполнение задание (успешное). Мы также хвалим и студентов в классе, детей, которые что-то сделали. Мы говорим «Ты молодец!», «У тебя здорово получилось!». 

    Мы хвалим за результат. Так получается, что мы говорим хорошие слова в конце, и говорим их в виде подтверждения окончания обучения. Получается, что вроде как именно окончание обучения имеет самое большое значение. Достижение последнего слайда, успешное прохождение всех контрольных точек и вопросов - это ли является основным достижением? 

    Нет. Если уделить этому чуть больше внимания, то сразу очевидно, что важно не окончание курса, важен процесс обучения. Важны те усилия, которые я приложила, чтобы получить новые знание. Усилия, которые потребовались, чтобы выучить, запомнить, уделить время и внимание вопросу. Человек думал, вспоминал и запоминал. И это самое важное. 

    Похвала и вознаграждение должны быть в течении всего процесса обучения. И сформулированы они должны быть именно относительно процесса и тех усилий, которые приложены к изучению. Таким образом мы мотивируем прикладывать усилия и отмечаем, что именно это важно. Мы показываем, что ценим усилия человека. Для взрослых это особенно важно. Особенно, когда есть понимание, что моя компания оценила мои достижения. 

    Есть и еще один важный момент - такой подход помогает сформировать общий позитивный образ процесса развития и прикладывания усилий. Не только в обучении, везде. Тогда старания и усилия становятся для человека положительным и приятным действием и каждую новую задачу человек решает с удовольствием от самого процесса. 

    Источник

    пятница, 10 февраля 2017 г.

    Что нового в e-learning? Новостная рассылка для участников e-LearningPRO

    Электронные курсы - это неотъемлемая часть системы обучения во многих компаниях. 
    Хотите знать, как такой формат живет и развивается? Какие результаты показывает? Для каких целей он оказывается будет эффективным? В каких случаях необходимо привлекать подрядчиков, а какие курсы можно разработать самостоятельно? 
    Тогда принимайте участие в исследовании и сможете получить результаты на свой e-mail:
    Если вы задумались над тем, как перейти от точечной мотивации к конкретной теме к мотивации в целом, когда в компании принято учиться и все относятся к этому уважительно и с энтузиазмом, то рекомендуем почитать:

    comix.png
    ПОСЕТИТЬ E-LEARNING-МЕРОПРИЯТИЯ
    • 18 февраля 2017. г.Киев
    • 13 - 16 марта 2017.
    • 20 - 24 марта 2017.
    • 10 апреля 2017. г. Москва
    • 11 и 12 апреля 2017. г. Москва.
    • 13 - 14 апреля 2017. г. Москва.
    • 24 - 25 мая 2017. г. Москва
    comix.png
    ПОЧИТАТЬ ПОСТЫ ОТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА
    comix.png
    ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ДИСКУССИЯМ СООБЩЕСТВА
    comix.png
    ЗАГЛЯНУТЬ В БЛОГИ ПО ТЕМЕ E-LEARNING
    comix.png
    НАЙТИ РАБОТУ В СФЕРЕ E-LEARNING