четверг, 29 декабря 2016 г.

Что почитать про e-learning в начале года?



  • Декабрьские посты нашего блога, если что-то пропустили:
Тренды в e-learning в 2017 году (по материалам вебинара)
Как принять e-learning проект? Советы для заказчика
Впечатления, идеи, кейсы и материалы конференции ELFORUM"
По горячим следам конференции "Искусство разработки курсов"
Дизайн портала, удобство пользователей 
4 элемента стратегии внедрения микрообучения
Управление знаниями: как получить знания экспертов.


среда, 28 декабря 2016 г.

С новым годом!

Дорогие участники e-LearningPRO! 
Настало время вспомнить самое лучшее, что произошло в этом году! И мы, со своей стороны, хотим напомнить о наиболее интересных событиях и материалах в сфере e-Learning.
    Если по каким-то причинам 22 декабря вы пропустили предновогодний вебинар от eLearning Center и WebSoft, то посмотрите запись  и конспект. Получилось очень интересное и насыщенное двухчасовое мероприятие, во время которого мы обсудили тренды в e-learning и их возможное применение, преимущества и ограничения. Поговорили про накопленный опыт и планы на будущее.
     Хотите узнать, что читали специалисты по онлайн-обучению в этом году? Смотрите ТОП-5 самых популярных публикаций блога e-LearningPRO:
А для того, чтобы уравновесить популярность этих публикаций, представляем вашему вниманию подборкудекабрьских постов нашего блога:
     Хотите узнать, какие события в сфере обучения илернинцы оценили больше всего? Читайте отзывы о мероприятиях в e-learning за 2016 год (Россия и СНГ):
Если вы знаете другие мероприятия и можете оставить о них отзыв, то, пожалуйста, напишите нам, и мы с радостью опубликуем!
     В 2016 году действительно было достаточно много интересных конференций, семинаров, тренингов, курсов, вебинаров, посвященных e-learning. Надеемся, вам посчастливилось стать участником хотя бы одного такого мероприятия. Если же нет, то рекомендуем запланировать посетить в следующем году:
  • Курс “Разработка курсов в CourseLab” (Март, 2017)
  • Тренинг “Разработка курсов в Storyline” (Апрель, 2017)
  • Курс “Педагогический дизайн” (Апрель, 2017)
  • Конференция E-Практика (23 мая 2017)
  • Конференция eLearning elements (24-25 мая 2017)
  • Экосистема обучения (22 ноября 2017)
  • Искусство разработки курсов (15 декабря 2017)
Следите за нашими анонсами, чтобы не пропустить актуальную для вас тему!
     
Хотите почитать что-то полезное во время новогодних каникул?
Бесплатные электронные книги от eLearning Center:
Подборки материалов от e-learning PRO:

Желаем вам новогоднего настроения и сказочного успеха!
До встречи в новом 2017 году!

вторник, 27 декабря 2016 г.

Тренды в e-learning в 2017 году (по материалам вебинара eLearning ON AIR)

По материалам trainings.ru


22 декабря 2016 для всех специалистов сферы онлайн-обучения состоялся бесплатный предновогодний вебинар «eLearning ON AIR» от компаний WebSoft и eLearning Center. На мероприятии можно было узнать про итоги уходящего года и тренды будущего, поговорить про методику и технологию e-learning, обсудить книги и накопленный опыт, подумать о планах и идеях на будущее, и просто пожелать друг другу волшебного праздничного настроения.
Вебинар проводили: Алексей Корольков, генеральный директор компании WebSoft, и Елена Тихомирова, генеральный директор компании eLearning center. Для тех, кто не смог найти два часа для того, чтобы окунуться в предновогоднюю e-learning-атмосферу, мы расскажем о том, что же было во время вебинара.
Самое главное, о чем говорили — это тренды в развитии e-learning в 2017 году и далее. И не просто как идеи, а как вектор, в направлении которого можно двигаться. Участники вебинара (а их было более 200) также внесли вклад в анализ трендов и поделились своими достижениями в этом году, а также идеями в отношении развития e-learning в следующем.
Мнения участников мероприятия.
Какие ваши e-learning-достижения больше всего запомнились в 2016 году?

  • Запуск своего курса,
  • Создание геймификации,
  • Внедрение смешанного обучения,
  • Внедрение мобильного обучения,
  • Внедрение новой системы обучения,
  • Победа в конкурсе разработчиков курсов,
  • Автоматизация процессов обучения в компании,
  • Переход от провайдеров к внутренним разработчикам,
  • Продвижение MOOC (массовых открытых онлайн-курсов),
  • Прочтение интересных книг (например, Живое обучение),
  • Получение навыков разработки курсов в специальных инструментах,
  • Разработка инд.планов развития для сотрудников (стажировка, адаптация).

  • Какое направление развития e-learning, на ваш взгляд, будет наиболее перспективным в 2017 году?
Мобильное обучение,
Адаптивное обучение,
Управление знаниями.



Как видно из ответов участников, большинство из них в следующем году планируют развивать мобильное обучение. С этого тренда и начнем.
Тренды для развития e-learning в 2017 году.
1. Мобильное обучение
Мобильное обучение в 2017 году будет даже более актуальным, чем в этом году. У многих компаний появилось понимание того, как это делать, как запускать мобильное обучения. Уже есть некий опыт использования. Куда двигаться дальше?
Что нужно сделать для того, чтобы мобильное обучения стало эффективным?

  1. определиться с задачей: обучаем или информирмируем,
  2. определиться с ролью мобильного устройства в системе обучения,
  3. определиться с инструментами мобильного обучения: курсы, справочники,
  4. определиться с моментом использования мобильного обучения: возникновение потребности,
  5. определиться с периодом использования мобильного устройства: очень короткий промежуток времени.
Важен не только хороший контент, но и удобство и скорость использования мобильного обучения. Также нужно понимать, для каких задач подходит такой формат, а для каких не подходит. Многое будет определяться в процессе накопления собственного опыта, — делится мнением Елена Тихомирова.


Как грамотно подойти к внедрению мобильного обучения с точки зрения настройки процессов?

  1. сделать LMS доступной для обучения через Интернет (даже могут быть различные варианты отображения контента внутри и вне корпоративной сети, например облачные решения),
  2. рассмотреть варианты мобильных приложений, чтобы обучать во вне LMS,
  3. сделать дизайн учебного портала адаптивным,
  4. рассмотреть альтернативные варианты интерфейса LMS (например, чат-боты, которые позволяют через мессенджеры типа WhatsApp или Telegram, собирать информацию о прохождении обучения получения обратной связи и т. д.),
Важно понимать, действительно ли в компании есть потребность в мобильном обучении. Например, если сотрудники проходят 1—2 курса в год, используют при этом учебный портал, то нет необходимости двигаться в сторону мобильного обучения. Для мобильных приложений существует своя ниша использования, которую нужно определить, — советует Алексей Корольков.


2. Организация обучения
С точки зрения организации обучения в следующем году можно ожидать такие тенденции развития:

  1. микрообучение (подача темы микро-дозами через удобные промежутки времени и адаптивные траектории, которые становятся возможными благодаря микро-форматам обучения),
  2. постоянное погружение в тему обучения (благодаря использованию траекторий обучения и выстраивания процесса из микро-порций по выбранной тематике),
  3. чтение как тренд в противовес микро-обучению, когда длительное погружение в материал дает более вдумчивый процесс познания (например, лонгриды),
  4. курируемый контент и использование внешних ресурсов (внутреннего контента и внутренних экспертов недостаточно, поэтому важно уметь обращаться к внешним ресурсам (библиотеки, курсы) и уметь в них ориентироваться (с помощью экспертов-кураторов).
  5. непосредственно адаптивное обучение.
Как внедрить эти тенденции в организации обучения?

  1. для того, чтобы разбить курс на микро-модули, не нужны какие-то особые инструменты, такие способы есть в любой LMS, как только вы дробите контент на более мелкие кусочки, вы получаете различные возможности для использования, например LMS как справочный центр (важно: доступ должен быть очень быстрый и удобный, помогут хеш-теги, ярлыки и отдельный справочный интерфейс),
  2. для того чтобы реализовать адаптивные траектории обучения, в том числе с использованием внешних ресурсов, LMS должна быть «невидимой», то есть ее границы для пользователя не видны. Это значит, что где бы ты не учился (внутренние или внешние ресурсы), вся информация о твоей активности и результатах обучения, попадет в единый кабинет пользователя внутри учебного портала,
  3. управлять мини-обучением и адаптивными траекториями можно только с помощью автоматизации, особенно когда у вас в компании достаточно большое количество учебного контента и учеников (сотрудников). Учесть нужно не только построение траекторий обучения, но и поддержание их актуальности и своевременное обновление,
  4. адаптивное обучение это путь к построению модели профессиональных компетенций в формате: компетенция/знание-адаптивный тест-обучение, даже в режиме автоматизации.
3. Разработка электронных курсов


Недавно состоялся конкурс разработчиков электронных курсов, в котором приняли участие более 60-ти претендентов. Елена Тихомирова поделилась мнением, что в этом году курсы стали лучше (более интересные, более аккуратные и более эффективно построенные) и рассказала о трендах в разработке курсов:

  1. разнообразие форматов и как следствие необходимость больше внимания уделять методологии и оценивать целесообразность применения того или иного формата (также связано с переходом к модульному обучению),
  2. осмысленная вовлеченность в обучение, в том числе и после окончания прохождения электронных курсов,
  3. построение связей между курсом и дополнительными материалами (книги, статьи, видео, как внутренние так и внешние источники).
Алексей Корольков дополнил, что в плане разработки курсов четко прослеживаются два градации инструментов для создания онлайн-контента: сложные и простые. Что касается простых, то они более универсальны и нацелены на непрофессиональных разработчиков курсов, и особых изменений в этих инструментах на данный момент не наблюдается. А вот что касается сложных инструментов, то тут появляются возможности создания интерактивного адаптивного контента и использования облачных технологий. Например, создать лонгрид можно и с помощью простого, и с помощью сложного инструмента. Но это будет совершенно разный онлайн-контент. Для непрофессиональных внутренних разработчиков (тренеры, эксперты) подойдут простые инструменты, а вот более сложным технологиям можно будет учить более мотивированных e-learning-специалистов.


4. Аналитика в e-learning
Только реальные цифры помогут продемонстрировать, насколько хорошо работает проект. И единственный способ оценить эффективность обучения не только в человеко-курсах (потому что это говорит только о продуктивности LMS). Нюанс в том, какие именно цифры/данные «умеет» собирать ваша система обучения. А также в том, каким образом происходит анализ, какие выводы делаются. Ведь это способ и демонстрации работы LMS, и эффективности организации учебного процесса, и взаимосвязи обучения и результатов работы (связь LMS с CRM), и дальнейшего развития/переосмысления процесса обучения.
Для того, чтобы грамотно использовать аналитику в e-learning, важно отталкиваться от таких понятий, как KPI (ключевые показатели эффективности) и Performance management (управление результативностью). Алексей Корольков рекомендует проводить анализ данных на уровне системы управления талантами (очное обучение + дистанционное обучение + результаты оценки) и сравнивать с реальными KPI (показатели, цели, задачи) и другими HR-процессами (подбор, оценка). Можно уже смотреть в сторону автоматизированных алгоритмов, которые будут давать предсказания по успешности сотрудника на основании его резюме/результатов обучения/достижений. Machine learning — это немного в будущее, но вполне перспективно.
5. Управление знаниями
Тренд на управление знаниями в течение последних нескольких лет сошел на нет, но сейчас эта тема вновь стала набирать популярность. И это естественная эволюция e-learning и m-learning. Во многом это связано с появлением большого количества инструментов, позволяющих быстро распространять знания и собирать обратную связь и результаты обучения.
На каких моментах в переходе к управлению знаниями необходимо акцентироваться в первую очередь?

  1. пересмотр имеющихся бизнес-процессов в компании (организация, обмен знаниями, мотивация),
  2. появление новых ролей и новых ответственных для организации грамотной системы управления знаниями,
  3. социальные компоненты, которые позволят дать обратную связь о том, что нравится в системе, а что нет, что полезно, а что не полезно,
  4. работа над мотивацией к удобному использованию компонентов базы знаний.
Многие компании сталкиваются с необходимостью организации базы знаний на этапе, когда накоплено достаточно большое количество контента и уже есть опыт по его организации. В какой-то момент компания переходит от «ура, у нас уже 10 курсов и мы постоянно создаем новый контент» к «у нас уже 1000 курсов и нам сложно этим управлять». 

Для того, чтобы усовершенствовать существующую систему обучения, учебный портал, необходимо:

  1. перейти от накопления контента к его классификации (теги, профили знаний, ярлыки) и управлению,
  2. понимать назначение каждого из инструментов, благодаря которым генерируются разнообразный контент: курсы, тесты, видео, инструкции, вебинары,
  3. понимать способы доставки и использования различного контента (кто размещает, где, есть ли стандарты/шаблоны, кто обновляет и т. д.),
  4. организовать коммуникации на портале между его участниками,
  5. организовать систему распространения контента пользователям,подключив социальные компоненты на учебном портале (лайки, комментарии),
  6. упорядочить процедуры создания контента, обучить внутренних разработчиков.
6. Интеграция процессов обучения


Эффективность LMS можно оценить лишь в том случае, когда обучение эффективно интегрировану в ту среду, в которой находятся сотрудники (ученики портала обучения). На уровне интеграции есть возможность собрать воедино все данные, полученные из различных источников, как внутренних, так и внешних, о чем мы говорили выше. И управлять этим в едином месте — в LMS. Новый стандарт Tin Can, например, может передавать данные из внешнего обучающего тренажера в корпоративную LMS. Это как один из примеров, когда интеграция дает ощутимый эффект и когда можно говорить о создании так называемой экосистемы обучения.
7. Виртуальная реальность
На нескольких мероприятиях активно прозвучал тренд виртуальной реальности. Но что имеем по факту? Много потенциальных возможностей, при этом нет проверки эффективности, пробовать можно, но с осторожностью. Да, в эту сторону можно смотреть, но лучше в сторону дополненной реальности, — рекомендует Елена Тихомирова.
Действительно, есть огромное количество технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, чат-боты, big data, и в этой ситуации есть важный момент: не забывать о том, что технологии существуют не для технологий, а для людей.
На этой позитивной ноте ведущие вебинара пожелали всем участникам благоприятного нового года, насыщенного интересными событиями и яркими впечатлениями!


Запись вебинара
http://news.websoft.ru/vclass/vcplayer.html?cid=6356905125915083693



понедельник, 26 декабря 2016 г.

Как принять e-learning проект? Советы для заказчика и подрядчика.

Автор: Елена Тихомирова

Мы вот все время говорим, между собой конечно, что проект заказчику сдать очень сложно. Будь это курс или СДО или портал. Самая сложная работа начинается во время сдачи - потому что наступает момент, когда все начинают понимать, что то, что сейчас получится и будет тем результатом, за который заплатили деньги. И тем результатом, которым потом придется пользоваться.

Со стороны заказчика процесс не менее стрессовый, чем со стороны подрядчика. Нужно принять работу, заплатить за нее и понимать, что именно с этим мы теперь будем работать. И тут становится страшно - пропустить важное, что-то не отработать, не обратить внимание на какие-то важные вопросы. Процесс приемки превращается в большую головную боль. А зачем нужна головная боль, когда ее можно избежать?!

Вот несколько средств предотвращения головной боли
1) Точно понять, что для вас важно - в самом начале проекта. Иногда получается так - в начале важна методика и про нее говорится очень много, а при приемке - на методику уже не смотрят, важна только графика. Каждая компания имеет право на свои приоритеты, а потому если для вас именно графика имеет большое значение, то нужно про это помнить с самого начала.

Тут стоит курс или портал или любой консультационный проект разложить сразу на основные составляющие - что в нем есть? И из этих частей сделать чек-лист, в котором будут те вопросы, на которые вы будете обращать внимание при приемке. И с коллегами такой чек-лист имеет смысл обсудить и согласовать, важно, чтобы при сдаче проекта не оказалось, что смотрят все в разных направлениях;

2) Расскажите подрядчику о ваших приоритетах. Иначе они вам будут методику сдавать, а принимать вы будете графику. И это тоже нужно сделать в начале проекта, тогда будет понятно, как работать и на что обращать внимание. Если в самом начале не получилось, то можно и в период сдачи оговорить, что особенно важно. Хотя это будет не особенно честно.

3) Каждый элемент, который вызывает у вас вопрос, проверяйте на связь с эффективностью обучения. Например, отсутствие части материала в курсе - может ли это быть проблемой для достижения целей? А структура курса? Структура учебного ресурса? Способ доступа к информации на портале? А иконки? Цвет картинок?

На самом деле все важно, говорят мне мои оппоненты. Да, согласна. Только вот внимание к тому, что незначительно часто забирает внимание от того, что на самом имеет значение. Получается, что потратили кучу времени на обсуждение размера шапки главной страницы портала, но не обсудили процессы его обновления и сопровождения. Вопрос - действительно ли правильный размер шапки будет так влиять на эффективность доступа к информации?

На детали смотреть стоит обязательно, только вопрос - в какой момент? Лучше всего деталями заниматься после того, как все основное уже принято и запущено и у вас осталось время на мелочи и красоту. Да и договора на поддержку и сопровождение тоже могут быть очень полезными, они экономят много нервов хотя бы на понимании, что у вас будет возможность еще все доработать. 


Источник

пятница, 23 декабря 2016 г.

Впечатления, идеи, кейсы и материалы конференции ELFORUM '16

Автор: Марина Литвинова

http://elf.etutorium.com/

Некоторые идеи выступлений с более детальным описанием тех кейсов, которые субъективно для меня показались интересными и практическими. 

На мероприятии было два потока: 1) обучение как бизнес (в большей степени нацелен на преподавателей и учебные центры, которые хотят перевести очное обучение в формат e-learning). 2) корпоративное обучение (нацелен на аудиторию e-learning специалистов в компаниях). Я посмотрела один доклад в первом потоке и потом до конца мероприятия была во втором, пропустив только первый доклад про вебинары. Кстати, мои коллеги рассказывали, что было интересно.


Первый поток "Обучение как бизнес" (только первый доклад, все остальные можно посмотреть в mindmap одного из участников)

Константин Бугайчук, Научно-исследовательская лаборатория ХНУВД
Тема: ОНЛАЙН-КУРС: С ЧЕГО НАЧАТЬ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ >>>

Константин очень интересный пример спикера с академической подготовкой и корпоративными языком подачи информации. А еще он увлекается презентациями, визуализациями и типографикой (шрифты). При этом рассказывает всегда непринужденно и по существу. 

Тезисы:
  • В начале внедрения нужно честно ответить себе на вопрос: зачем нужен онлайн формат
  • Если поставленные задачи можно решить без онлайн, то стоит так и сделать
  • Есть масса бесплатных интрументов для онлайн: почта, скайп, гуглдиск, соц сети, мудл с системой вебинаров, если вы хотите вначале попробовать
  • Если вы просто выложили текст онлайн и при этом нет взаимодействия, то это не обучение
  • Идея перевернутого класса: более сложная деятельность с преподавателем, более простая с родителями/самостоятельно, см. Таксономию Блума
  • Важно знать основные ошибки внедрения онлайн обучения, разработки контента и поддержки пользователей 
  • Константин рекомендовал прочитать книгу "Приемы педагогической техники" (А.А.Гин). Особенно для понимания мотивации учеников.


В презентации был полезный слайд, который все фоткали, так называемый чек-лист для оценки качества электронного курса. Лучше, если вы его разработаете именно для вашей компании. Но базовый перечень критериев для оценки курса можно взять у Елены Тихомировой вот тут


Второй поток "Корпоративное обучение" (кроме первого доклада)

Светлана Семенюк из компании Техноматика рассказала про разработку интерактивного курса на основании шаблонов, продемонстрировала подборки персонажей и структур для слайдов. Основные тезисы:
  • Интерактивный курс дает хорошую обратную связь с визуализацией последствий (неверно закинул ингредиенты в печку, печка взорвалась, пример из курса вне выступления, но хорошо отражает идею)
  • Шаблоны/быстрый e-learning это как фастфуд эл.обучения: хорошо, но в меру
  • Простые шаблоны для курсов можно найти на стоках. Красиво, платно.
От себя добавлю,  что в шаблонах часто используются различные персонажи,  и ассоциации с такими персонажами и элементами шаблона должны быть четкими и не мешать усвоению информации. И еще я думаю, что лучше заказать разработку набора шаблонов для корпоративных курсов, чем подбирать курс под один из доступных шаблонов в стоке.


Ирина Михалева из SmartMe University рассказывала про LMS под ключ на основе одного из облачных решений. Сам проект (кейс ПравэксБанка) мне не удалось прочувствовать, возможно, потому что он еще "юный" или потому, что акцент был на контенте, а структуры не было видно. И в то же время, спикер был явно воодушевлен и доволен проектом, а разве не это самое важное? Когда есть вдохновение, то легко двигаться дальше. Почему отказались от одной платформы взамен другой, тоже не ясно. Зато для себя я поняла неактуальность вопроса "Какая у вас установлена платформа?". Восторг видео-контентом, о котором упоминали в кейсе, особенно качественным видео, вполне объясним. Этим сейчас все увлечены. Неоднократно на конференции говорили про видео-ролики, их разработку, длительность видео, требования к качеству съемки, озвучки и так далее. Наверное, надо что-то посоветовать по этой теме, поэтому вот: Как упаковать знания в видео-ролики (по материалам вебинара Евгения Медведева)


Екатерина Быкова, Линия магазинов EVA
Тема: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКИ. УСПЕХИ И «НАБИТЫЕ ШИШКИ» В РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Екатерина стала для меня очень приятным открытием. Мне все же удалось на конференции поблагодарить ее за реально интересный доклад, а также за качественное выступление. Хотя я с трудом пробилась через толпу участников, у которых было море вопросов после выступления. В общем, рекомендую обратить внимание на этот очень достойный e-learning проект и найти в сети презентацию, когда ею поделятся организаторы конференции. 

Тезисы:
  • На данный момент используют разные виды контента: scorm курсы для персонала розницы, вебинары, короткие видео уроки по 10-15 минут, в том числе есть оценка 360 и некоторые другие процессы, гармонично связанные с обучением. 
  • Результаты обучения сотрудников влияют на систему мотивации персонала: в зависимости от набранных баллов по обучению начисляются баллы в систему мотивации
  • Платформа: Moodle,  доработанный
  • Средство для разработки курсов: Storyline
  • Курсы разрабатываются с учетом принципов запоминания инф-ции (например, возврат к предыдущему блоку), рекомендаций по пед.дизайну,  визуализации, есть интерактивы и практ задания. (О чем кстати мы говорили во время вебинара о трендах - Ссылка)
  • Курсы часто делаются в формате кейсов, где есть историй с главным героем - сотрудником магазина Ева. Ввели эту практику с 2014 года, в результате чего % прохождения вырос с 80 до 98 %.
  • В курсах происходит отработка навыков консультирования клиентов
  • Также отработка навыков после видео курсов или вебинаров происходит через аудиторное обучение (я так поняла, в зависимости от темы и возможности отработки в онлайн иои оффлайн формате)
  • Планируется серия видео уроков для розницы
  • Учтены особенности быстрого обучения, отсутствия персонального компьютера у сотрудников в магазинах и активный темп работы персонала
  • Сотрудники сами просят "мультик" (скорм курс) вместо инструкций в том числе потому, что существует обратная связь: сотрудникам задают вопросы о том, в каком виде они хотят пройти обучение, понравился ли пройденный курс, и на основании ответов настраивается процесс обучения
Шишки, которые набили в "Еве" при внедрении LMS:
- контроль присутствия на вебинаре (переклички, точечные вопросы конкретным людям)
- отвлечение на рабочие процессы (поису оптимального времени и дня)
- слабый уровень коммуникации (обратная связь, интерактивы)
- низкий уровнь восприятия новичками (в программу обучения включаются участники со стажем от 3 мес, это речь о специальных школах).

Итоги внедрения LMS:
- сокращение расходов на обучение и трудозатрат по сравнению с очным форматом
- увеличение количества обученных сотрудников за счет онлайн инструментов.

В компании существует и геймификационный проект ЕваМания:
  • В компании существует единый механизм вовлечения персонала
  • Учитываются все-все активности сотрудника в компании: обучение,  участие в проектах компании, социальная деятельность, результаты KPI и т.д.
  • "Евочки" баллы за деятельность, плюсик уже только за само название и за мультяшных девочек-евочек, может потом из презентации вытяну и добавлю.
  • Есть система благодарности коллегам
  • Есть рейтинги, а этотздоровая конкуренция, по наблюдениям учебного центра работает очень эффективно
  • Итоги игры: призы, подарки, реальные путешествия
  • Удается удерживать внимание на игре вот уже 2 года (это правда круто для геймификационного проекта)
  • Происходит постоянный пересмотр игры, правил, элементоа
  • Вовлечены топ менеджеры и руководство департаментов
  • Постоянно добавляются новые акции, лотереи, конкурсы
Вот! В украинском e-learning тоже есть аналог программы благодарности одного из российских проектов.


Станислав Загурский из компании Колорис рассказал про игровой симулятор. В бОльшей степени речь шла о функционале продукта с акцентом на готовые шаблоны и возможность использовать нелинейные сценарии в курсах.

Кто не знает, нелинейный сценарий это когда курс ведет не по одному пути всех, а по разным, в зависимости от изначального функционала (спец/рук), результатов предварительного теста (хорошо/плохо/уровни) или в зависимости от действий ученика непосредственно внутри курса). Нелинейные сценарии могут быть созданы различными инструментами для разработки электронного контента. Детальнее можно почитать про преимущества нелинейных курсов тут.

Я бы с осторожностью отнеслась к выступлениям, которые акцентировались на инструментах,  а не на методике, цели и задачи обучения. Особенно для новичков, такой подход может быть опасным. Потому что они могут начать именно с использования инструментов (ведь это просто и даже красиво) и непосредственно с разработки курсов, в то время как нужно начать с анализа целей, аудитории обучения, правил проектирования и подбора подходящего инструмента. Потом уже можно и шаблоны, и симуляторы и другие эксперименты. А вот азы проектирования были в первом потоке, но в тот момент я была в корпоративном зале.  Если вы новичок и для вас актуальна тема разработки (а правильнее - проектирования) курсов, то почитайте вот тут.


Андрей Кубай, Ведущий инженер американской компании Sweetrush Inc. (США)
Тема: ВСЯ ПРАВДА О МОБИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Андрей - представитель американской компании на украинском рынке e-learning, поэтому я всегда с большим интересом отношусь к его докладам. Это возможность взглянуть с другой стороны и подорвать какие-то наши шаблоны. В этот раз Андрей рассказал всю правду о мобильном обучении и показал примеры реальных курсов.

Тезисы:
  • Активную разработку мобильных проектов в компании Sweetrush начали уже 3-4 года назад 
  • Необходимо помнить, что mlearning это в первую очередь способ доставки контента
  • Мобильное обучение имеет специфический формат и требует особого подхода
  • mlearning пострадал от wow эффекта, поэтому важно понимать его сильные и слабые стороны
  • Плюсы: доступность, удобство процесса обучения, гибкость способа доставки контента, мобильность в плане возможности передвижения без ограничений в процессе обучения и как следствие повышение мотивации.
  • Минусы: мобильный интернет, особые требования к подготовке контента, внешние раздражители
  • Рекомендации к разработке mlearning курсов курсов аналогичны разработке курсов, которые проходят на ПК: тщательный анализ целевой аудитории и ее возможностей обучения, анализ технических ограничений (размер монитора, безопасность пользования корпоративными ресурсами, качество мобильного интернета)
  • Инструменты для разработки контента в том числе в формате mlearning (примеры): Articulate Storyline,  Adobe Captive,  Adapt (бесплатно). У каждого свои плюсыи минусы,
  • Масшабируемость текста и гибкость контента на мобильном телефоне это разные вещи. Важна возможность настройки таких моментов, как например, размер шрифта (вместо просто масштабируемости страницы).


* По результатам опроса среди наших участников оказалось, что только около 5% аудитории конференции, у которой внедрена LMS, используют мобильные форматы обучения.

Валерий Задавысвичка, Corporate E-Learning Club, Пиреус Банк
Тема: КАК НЕ СВЕСТИ С УМА СОТРУДНИКА В ПЕРИОД ЕГО ЭЛЕКТРОННОЙ СТАЖИРОВКИ.

Кейсы из банковской сферы встретишь не так часто. Учитывая мой 7-ми летний опыт работы в банковском онлайн-обучении, мне всегда интересно заглянуть за кулисы учебного центра одного из банков. И в данном случае также хотелось поддержать моего партнера по Corporate E-Learning Club.

Тезисы: 
  • Проект онлайн-стажировки реализован с помощью LMS Moodle Corporate и Outlook 
  • Стажировку проходят сотрудники фронт-офис (отделений банка) 
  • Онлайн-формат помогает быстрой адаптации новичков 
  • Сам проект постепенно развивался с 2010 до 2016 года, и в 2016 была реализована текущая версия онлайн стажировки. Постепенно был налажен процесс обучения, требования к разработке курсов и тестов. Со временем перешли от количества тестов к их качеству, когда лучше меньше, но лучше, и со сложными выборками для исключения списывания. 
  • Стажировка длится 10 рабочих дней. Только после успешного прохождения стажировки (не менее 80% баллов по каждому тесту) сотрудник получает доступ к банковским программным комплексам. В течение 2016 года прошли обучение 62 стажера. Проект модернизировал в 2016  1 специалист - менеджер по дистанционному обучению. 
  • Контроль качества обучения не формально выполняет руководитель + существует программа "Тайный покупатель"+ учебный центр выборочно может проводить устный опрос сотрудника по уже сданным тестам. Для отработки навыков по знаниям банковских продуктов, полученных в процессе стажировки, проводится очный тренинг.
Проблемы, которые пришлось решать во время настройки онлайн-стажировки: 
- поддержка актуальности каталога курсов (как альтернатива всегда есть информация на внутреннем портале)
- ошибки в тестах (найденная ошибка дает дополнительные баллы нашедшему)
- списывание и формальность обучения (PR самой цели обучения для сотрудника как мотивационный момент для честности)

Принципы, которых придерживается учебный центр банка: 
- дать возможность сотруднику находить нужную инф в нужный момент, возможно даже в процессе обслуживания клиентов (СППР - система поддержки принятия решений)
- научить находить нужную информацию,  а не списывать готовые ответы.

Участники конференции задавали вопросы о синхронизации программы стажировки с кадровой системой учета персонала, о тайминге тестирования, о том, какие процессы были автоматизированы и каким образом, как много открытых тестовых вопросов, какое количество попыток разрешено для успешной сдачи теста.

Кстати, в течение всей конференции всплывала тема проверки самостоятельной сдачи теста, невозможности списать, честности обучения.  Об этом напишу отдельно, так как разгорелась целая дискуссия.


Евгений Бондарец из DynEd Ukraine рассказал про изучение иностранного языка при помощи традиционных офлайн и онлайн инструментов: особенности, нюансы и подводные камни. Подчеркнул, что 74% мирового контента в сети Интернет размещено именно на английском языке. Владение языком - это навык, который необходимо оттачивать регулярно, еще лучше ежедневно. Сам процесс запуска обучения языку в формате онлайн можно разбить на три части: 1) оценочный тест, до 30 мин, уровень знаний, 2) учебный план в зав от уровня знаний, 3) непосредственно процесс обучения, оценка знаний, консультации с учителем.


Максим Шкилев, Бизнес-тренер 
Тема:  КАК СВОИМИ СИЛАМИ ПОСТРОИТЬ УПРАВЛЯЕМУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ОТ 200 ДО 1000+ СЛУШАТЕЛЕЙ

Тезисы:
  • Как своими силами построить управляемую систему смешанного обучения: 1) проектирование (mind map), 2) наполнение контентом, обязательно дать сценарий действия, помочь отработать навык, 3) дать вводную информацию сотруднику понятным языком, инструкции по обучению (видео, скрин касты), лендинги, реклама, анонсы, кабинет слушателя
  • Управляемая система обучения смешанного формата строится на основе базы знаний (тут снова вспомним о тренде смешанного обучения). Элементы используются в различных учебных процессах. 
Важными составляющими управляемой системы смешанного обучения являются:
- бенчмаркинг - демонстрация мнения других людей и в сравнение со своим мнением, в форумах, вопросах, ответах. 
- рассылки писем, планирование автоматических рассылок при определенных условиях, анализ статистики рассылок.  
- настроить систему так, чтобы основная часть действий была автоматизирована.
- четкое понимание того, что должно быть в онлайне, а что в оффлайн. 
- использование различных инструментов, в том числе простых и бесплатных: Hangouts, Youtube (видео), Mindmeister (схемы), Canva.com (дизайн), Lucidchart (диаграммы, графики), Prezi (презентации).

Максим высказал мнение, что оффлайн - это формат именно для общения и сравнения своих достижений с достижениями коллег, а онлайн - формат для отработки навыков на реальных клиентах (например, видео-запись диалога с реальным клиентом и его анализ). Тут же из аудитории возникло возражение о невозможности отработать soft skills навыки в онлайн-формате. Максим подтвердил, что в некоторых случаях это будет трудозатратно в части анализа и для B2B-продаж больше подойдет оффлайн-отработка.


Евгений Штеменко, Comfy
Тема: ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ СВОЮ СИСТЕМУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МАКСИМУМ?

Евгений порадовал отличным кейсом о реализации LMS в компании. Проект существует достаточно давно. Изначально был реализован на платформе от Гиперметода, но ее уже основательно "доработали". В данный момент онлайн-обучением занимаются 3 сотрудника.

ТЕЗИСЫ:
  • Программы подготовки стажера, наставничества и кадрового резерва полностью автоматизированы для удобства управления ими. Мы узнали, как построены программы, как анализируются результаты, кто какие роли выполняет в этом процессе, как обновляются данные. Было много отличных скринов, так что отслеживайте, когда на ресурсах конференции появится презентация доклада.
  • В компании популярен видео-контент. Были продемонстрированы отличные примеры во время доклада.
  • Существуют проекты "Comfy wiki" и "Инфоритейл" (база информации для сотрудников розницы). При этом есть возможность просмотра информации через мобильный телефон. 
  • Проект "Справка" служит для проведения простейших операций. Дает возможность поиска по темам по словам. После его внедрения значительно сократилось количество ошибок. Даже новичок с помощью "Справки" легко выполнит незнакомую операцию. Тот же принцип СППР, о котором говорил Валерий Задавысвичка.
Из аудитории было задано много вопросов. В основном, о том, есть ли система штрафов за невыполнение назначенных курсов обучения (нет, но могут быть напоминания. О том, с какими сложностями сталкивались при внедрении онлайн-обучения (так как это было давно, то в основном вспомнили проблему отсутствия отдельных ПК). О том какой прирост в продажах можно ожидать в результате обучении (хороший вопрос про эффективность, но так как чаще идет сравнение очного и дист формата в плане затрат, Евгений также подчеркнул сложность измерения результов только благодаря заслугам обучения). Были вопросы о лояльности сроков обучения,  тестирования, не снижает ли это эффективность обучения? (проводили анализ результатов обучения сотрудников и результатов последующей работы, прямой связи не обнаружили). Евгений также подчеркнул, что LMS это в первую очередь инструмент для руководителей с целью обучения их сотрудников. Был вопрос о чат-ботах (пока попытки использовать чат-боты были неуспешны, их приостановили).

Кстати, как-то про эффективность обучения, измерения результатов было очень мало и в докладах, и в вопросах. Эта тема, возможно, возникнет на одной из следующих конференций. А для кого это актуально уже сейчас, то рекомендую доклад Игоря Беха "Как оценить эффективность e-learning". На данный момент это один из лучших и наиболее "удобоваримых" украинских докладов на такую сложную тему.

Мирослав Боцула, Collaborator
ТЕМА: КОРПОРАТИВНЫЙ E-LEARNING ПО ТЕХНИКЕ ПУСТОГО ИНБОКСА
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ >>>

С Мирославом мы познакомились около года назад. Именно он помог Corporate E-Learning Club в создании единой площадки, где теперь мы проводим вебинары  и размещаем материалы для обучения e-learning специалистов: http://elclub.com.ua/ (на данный момент обучение бесплатно). Недавно Мирослав порадовал нас оригинальной темой long read, а на конференции удивил техникой пустого инбокса. Мне очень нравится подход поиска чего-то нового в e-learning.

ТЕЗИСЫ:
  • Мы обучаем взрослых людей, основная задача которых - работать, поэтому обучение у них на втором плане
  • Можно выделить три категории сотрудников: новички, карьеристы, бывалые (категория, в которую переходят новички и карьеристы)
  • Как бывалый реагирует на обучение? "Ну ну" или "сопротивление".
  • Как мотивировать "бывалого" на обучение? - Сделать обучение частью работы.
Для того, чтобы сделать обучение частью работы, необходимо:
1) Чтобы обучение стало решением конкретной рабочей задачи
2) Чтобы обучение принозило пользу
3) Сделать процесс простым
4) Убрать потерю времени из за лишней информации
5) Помочь сотрудникам организоваться в обучении
6) Ненавязчиво дисциплинировать, незаметно приучить к обучению
7) Влиять на получаемые сотрудниками блага для мотивации к обучению

Какими инструментами это сделать? - Календарь - долгосрочная перспектива,
- Расписание - перспектива на неделю
- Стек заданий - инбоксы, в которых то, что я могу сделать прямо сейчас. Задача - держать инбокс пустым. Отработал задачу - ушла из бокса.

Идея пустого инбокса - это метод упорядочивания своих дел из книги Дэвида Аллена "Как привести дела в порядок" (Getting Things Done GTD).

Чтобы GTD  заработало, нужно пояснить бывалому сотруднику моментов:
- чем его работа важна для компании
- чего сотрудник может добиться через несколько лет
- за что сотрудник отвечает в компении и что ему нужно сделать в будущем

Инбоксы должны быть удобоваримыми. Это микрокурсы, короткие видеоролики,  книги, опросы, статья, тест, презентация, документ. Задача должна выполняться быстро: до 1 часа в неделю.

Рекомендации о том, как сократить информацию, ищите в книге "Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст (книга Главреда)" Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Мирослав также советует поискать статьи этих авторов просто в сети Интернет.

Мирослав уже провел анализ такой методики и говорит, что со временем люди включается в такой формат обучения и хорошо его воспринимают, хотя по началу и могут выполнять задачи нерегулярно. Но, в итоге, переполненные боксы начинают раздражать и человек подсознательно стремится освободить. В мотивации к этому действию поможет еженедельный обзор: получено задач, выполнено, провалено, набрано баллов, какое количество задач на след неделю. Это можно хорошо визуализировать (например, количество заданий отображает на плаву ваш корабль или, увы, тонет). Добавить регулярность: представьте, что это одна серия сериала каждый вторник.

Из аудитории задавали вопросы о том, как и где найти то, что уже пройдено (есть специальный ресурс), об интеграции LMS, о новых трендах. Что касается трендов, то Мирослав делает ставки на мобильное обучение.



Что касается организации самого мероприятия, то я в этом плане не сильно акцентируюсь на деталях, чтобы выделить какие-то нюансы вроде меню кофе-брейков или расцветки и качества раздаточных материалов.  В целом,  это мероприятие было насыщенным, даже во время кофе - брейков зал гудел как улей, так как были организованы группы для нетворкинга. Была возможность перекусить и выпить чая/кофе. Лично меня порадовало, что к чаю был лимон ) Разыгрывались подарки и поощрения. Организаторы быстро реагировали на отзывы: тепло/холодно в зале,  хорошо ли видно/слышно выступления/ вопросы и в зале, и для тех, кто смотрел онлайн. Немного почувствовалось, что нужны перерывы между выступлениями, хотя бы на передвижения для желающих, так как было два потока/зала. Некоторые выступления можно было перенести в формат выставок/мастер классов по продуктам на время проведения кофе-брейков. Это как пожелания.  Я как-то не люблю критиковать людей с хорошими инициативами, которые они реализуют впервые, и при этом очень стараются и даже искренне поясняют,  что могут волноваться и ошибаться, так как это новый опыт. Поэтому, уважаемые организаторы, компания eTutorium, вы молодцы и проделали большую работу для сферы украинского онлайн-обучения. 

Была отличная эльфо-атмосфера,  которая вносила свою нотку легкости в серьезную тусовку дяденек и тетенек, которые приехали учиться тому, как учить других онлайн. Заряд обучения был таким мощным, что у  меня даже книжки притягивались друг к другу :) Одну книгу передали московские коллеги из e-learning PRO, а две другие подарил украинский наш коллега Владимир Кухаренко. И всем спасибо, буду читать.



Лучшие моменты конференции:
- когда один из спикеров заволновался и признался в этом, зал дружно поддержал его апплодисментами,
- когда во время нетворкингов стоял шум разговоров и люди постоянно перемещались от одной группы к другой,
- когда не хотелось расходиться, а хотелось болтать и болтать с коллегами,
- когда видела реальные классные кейсы украинских проектов,
- когда смотрела на глаза коллег, горящие илернингом и надеждой на него.

См.также отзывы других участников #elforum

Дочитали? Скажите себе "я - молодец"!
Потому, что только что вы получили онлайн-апгрейд своих знаний)