вторник, 27 сентября 2016 г.

Как проводить эффективные вебинары? 5 советов по книге "Живое обучение"

5 небольших советов о проведении вебинаров (по книге "Живое обучение" Елены Тихомировой). 

1. Знание преимуществ вебинаров позволит применять их эффективно и правильно, то есть для тех целей, для которых они предназначены. А преимущества вебинаров - это:
- быстрая организация обучения в принципе,
- быстрое обучение от эксперта, которому некогда создавать курс (участвовать в его создании),
- охват большого количества участников обучения,
- экономия времени и денег в сравнении с более длительными и дорогими в разработке форматами (интерактивный курс, симуляция, видеофильм и т.д.),
- возможность сразу же дать ответы на вопросы участников (если вы ожидаете, что таких вопросов будет много и с помощью FAQ это не перекрыть),
- немного фантазии и практически любой тренинг проще и быстрее перевести в вебинар (разработка курса потребует полностью переделать/адаптировать исходный тренинговый материал).

2. Знание основных ошибок при проведении вебинаров, позволит не наступить на чьи-то "грабли" и не потерять веру в эффективность самого инструмента.
А ошибки при проведении вебинаров чаще всего такие:
- предполагать, что вебинар это тот же тренинг, просто дистанционно, что для него не нужна доп.подготовка или учет каких-то особенностей проведения обучения не в очном формате,
- предполагать, что участники вебинара будут спокойно слушать вашу 2-х часовую лекцию и не отвлекаться на другие задачи,
- не учесть все технические моменты организации вебинара,
- не учесть удобство для самого ведущего во время проведения вебинара.

3. Сценарий вебинара - очень важный момент. Сценарий должен включать все этапы вебинара (наподобие скрипта тренинга) + орг.моменты (сколько будет длиться вебинар, будет ли запись и др. материалы)  + задания для участников (детально о задачах и других способах вовлечения участников читайте в главе 7 "Вебинары")

4. Презентация - основная опора для ведущего. Презентация для вебинара должна быть более информативной, чем для очного тренинга. Просто эмоциональной картинки на слайде не достаточно, нужно изложить основные идеи

5. После вебинара важно поддерживать связь с участниками для того, чтобы помочь запомнить услышанное. Это можно сделать с помощью проверки знаний, рассылки презентации, видеозаписи вебинара, дополнительных материалов или, например, организации форума для обсуждения темы. 


Также читайте:
Подборка материалов по теме проведения вебинаров

четверг, 22 сентября 2016 г.

Регулярные выражения в CourseLab

Автор: Андрей Матюков

Об использовании RegExp в «КурсЛабе» впервые подумал, когда понял, что в обычном условии сравнение строк в некоторых случаях происходит некорректно.


Подвернулась задача провести проверку пользовательского ввода, при которой верными будут считаться следующие значения: 0700, 07:00, 07.00, 07 00 и  07,00. Опять на ум из молодости вернулись «регэкспы».

Оказалось, что и в CourseLab при помощи JavaScript их можно использовать. Для этого обработчик надо разместить в папке проекта под названием «1» в файле «module.js».
Механизм для передачи значений переменных от этого файла «КурсЛабу» немного описан в разделе «Для опытных пользователей».


Вызов функции из действий объектов происходит следующим образом:


Указываем имя переменной тому полю, ввод в которое будем проверять, и ограничиваем по длине.


Затем проверяем кодом в файле module.js допустимые значения.


// RegWord
function RegWord()
{
CLV.oSlide["bylo"] = 'neverno';
//В переменную txt вношу значение поля ввода
var txt = CLV.oSlide["fulltext"];
var reps = 'a' + txt;
//Задаю шаблон регулярного выражения для 0700
var srch1 = "0700$";
var re1 = new RegExp(srch1,'i'); //Флаг i - независимости от регистра в конкретном примере не нужен, но оставлю для наглядности
var itog1 = reps.search(re1);
//Если в поле ввели 0700
if(itog1>0)
                {
                  CLV.oSlide["bylo"] = 'verno';
                }
//Задаю шаблон регулярного выражения для остальных значений
var srch2 = "07[.,: ]00$";
var re2 = new RegExp(srch2,'i');
var itog2 = reps.search(re2);
//Проверка ввода остальных допустимых комбинаций
if(itog2>0)
                {
                  CLV.oSlide["bylo"] = 'verno';
                }
    
itog1=0;
itog2=0;
srch1=0;
srch2=0;
re1=0;
re2=0;
}
Далее уже на основе сравнения введенного значения с шаблоном произвожу дальнейшие манипуляции уже в «КурсЛабе».


Этот пост в блоге я разместил не только для того, чтобы с кем-то поделиться информацией об использовании регулярных выражений в CourseLab, но и, возможно, чтобы получить новые знания для себя. Данная конструкция позволяет в конкретном примере корректно пропустить все значения кроме одного (x0700). Сейчас объясню почему.

Не владею на должном уровне RegExp или JS, но почему-то не получается задать «паттерн» с флагом начала и конца строки, например "^0700$". Такая конструкция не дает нужный результат, как будто в переменную поля ввода автоматически добавляется еще какой-то невидимый символ. Пытался проверить вводимые данные посимвольно – вроде ничего нет. Или же иным образом оформить шаблон нужно...

Из-за этой особенности приходится к введенному значению добавлять вперед символ (var reps = 'a' + txt;) и тогда уже сравнение происходит корректное, если вводится 5 символов (например, «07 00»). Если же 4, как в случае с «0700», то правильным засчитывается и один ложный вариант «x0700».Может, надо несколько иную конструкцию использовать, а не reps.search(re1)

Пока ответа не нашел. Буду признателен, если кто подскажет.

среда, 21 сентября 2016 г.

Приглашаем принять участие в опросе: "Рынок СДО в России"

Система дистанционного обучения для многих компаний - это один из ключевых инструментов в обучении и развитии персонала. Важно, чтобы инструмент, которым мы пользуемся каждый день, развивался и помогал нам работать максимально эффективно. Что сегодня важно для пользователей СДО? Нужна ли другая система или нужно развивать существующую? 

Мы проводим всероссийское исследование СДО, чтобы определить новые векторы развития этого рынка.

Опрос может занять от 2,5 до 5 минут, практически все вопросы обязательны. Серьезное исследование требует серьезного подхода, поэтому будем благодарны, если вы будете давать реальные ответы.

У ВАС ЕСТЬ СДО?

Если в вашей компании уже внедрена СДО, вы ей пользуетесь давно или недавно, то приглашаем вас пройти опрос для компаний, внедривших СДО.
Пройти опрос для внедрившиx >>>

У ВАС НЕТ СДО?

Если в вашей компании только планируется внедрение или вы недавно заключили контракт с вендором и начинаете проект, пройдите опрос для начинающих компаний.
Пройти опрос для начинающиx >>> 
Благодарим за участие!

Система обучения в организации - встроенная в производственный процесс или отдельно стоящий центр обучения?

Автор: Елена Денисова

Раньше, когда я выбирала место работы, на входе всегда интересовалась - где по организационной структуре организации находится подразделение по обучению персонала. Связано это было с необходимостью определения наличия доступных коммуникаций для процесса обучения. Результативность системы обучения (да и системы управления знаниями тоже) зависит целиком от налаженных связей внутри организации и получения оперативной обратной связи.
           Со временем гипотеза, позаимствованная у японской модели системы управления знаниями, подтвердилась и на практике - сначала при внедрении результатов работы моей диссертации в ЗАО "Европлан", а далее и при анализе других организаций. Любопытно, что зная организационную структуру предприятия, можно вполне предсказать тот или иной результат обучающего подразделения, а также его сложности и трудности.
           Подумала, что описание этих двух типов моделей проектирования системы обучения в организации спустя более 5-ти лет будет кому-то интересно сейчас вместе с обоснованием. Смотрите ниже.
         Единственное, что добавлю к нижеследующему (все же тогда это было научной гипотезой), что под прямыми и обратными связями сейчас понимается реакция обучающего центра на изменения в бизнес-процессах и производственных процессах. То есть, обучение должно проводится не по графику, спускаемому сверху в большинстве своем (исключение ежегодное гос. обучение по закону), а по оперативному запросу производства или бизнесу - изменилось что-то, тут же включился процесс обучения, благо инструментов обучения и развития сейчас предостаточно даже для "быстрого" реагирования.   
         Другими словами, обучение работает только тогда, когда оно встроено в процесс, гибко адаптируется, изменяется вместе с организацией и является непрерывным для всех уровней организации, являясь в свою очередь кроссфункциональным процессом организации.


Модели проектирования системы обучения в организации

Традиционная модель проектирования системы обучения в организации
Традиционно, принято проектировать системы обучения по принципу прямого директивного влияния и распространения: решение о необходимости обучения сотрудников организации принимает руководство компании или центральный аппарат обучения, обучаются все по приказу и по строго установленному плану.
Инициатива передается от руководства организации нижерасположенным структурным единицам. Стимулом обучения служит директивы или приказы. Не редко используются административные методы (например, уменьшение премии у сотрудника в случае нерадивого отношения к указанному обучению).
Центр обучения в этом случае занимает отдельную структурную единицу, находящуюся в непосредственном управлении руководства (Директора), обособленно от всей организационной структуры, в некоторых случаях может являться отдельным дочерним предприятием, вынесенным за пределы основной организации. В этом случае, центр обучения либо выполняет строгие указания руководства без возможности проявить инициативу и получить обратную связь в силу отсутствия достаточных коммуникаций внутри организации, либо предлагает услуги обучения самостоятельно исходя из собственных предположений и видения без учета анализа деятельности обучаемой организации (чтобы быть в курсе, что требуется на местах, необходимы прямые и обратные связи коммуникаций с обучаемой организацией, которые практически невозможно наладить, если обучаемое подразделение или предприятие находится за контуром основного предприятия).
В этом случае результаты обучения предсказуемы и весьма ощутимы.
Минусом подобной схемы является отсутствие обратной связи. Как правило, сотрудники стараются сдать контрольные задания и часто закрывают глаза на несоответствие или возможные ошибки, содержащиеся в материалах курса. Руководство не получает обратного отклика, кроме результатов успешного обучения и не может оценить реальную актуальность обучения, на сколько оно результативно и востребовано.
Также обязательное массовое обучение часто не учитывает разный уровень подготовки и личных знаний сотрудников. В результате обучение может оказаться неэффективным в силу того, что кому-то предлагаемые курсы покажутся слишком легкими и неинформативными, а другим – слишком трудными и поэтому не усваиваемыми. Другими словами, минус данной системы – отсутствие необходимой информации о потребности обучения конкретных сотрудников организации.
 

Традиционная Модель проектирования системы обучения

Модель проектирования системы обучения «Из центра – Вверх - Вниз»
         Данная модель проектирования системы обучения оптимальна для применения в крупных организациях. Система обучения в этом случае находится не отдельно от структуры организации, а встроена в процесс: с одной стороны имеет связь с руководством компании и подчиняется ему, а с другой – тесно взаимосвязана со всеми подразделениями или отделами организации.
Инициатором обучения является центр обучения. Здесь осуществляется оперативное выявление потребности в обучении во всех «точках» организации и, в соответствии с политикой компании выносится предложение руководству организации. Руководство компании рассматривает варианты предложений и выносит решение, передавая информацию нижним структурным единицам. Таким образом, осуществляется обмен нужной информации между руководством и всеми подразделениями компании. В этом случае работают механизмы прямой и обратной связи.
Центр обучения проводит коммуникационные связи внутри организации и соответственно имеет обратные связи. Таким образом, в планировании обучения учитываются потребности отдельной единицы Компании – будь то отдел, департамент или сотрудник - прослеживается направленность на индивидуум.
В этом случае используется как добровольное обучение (работают механизмы стимуляции самообразования), так и обязательное, по решению руководства, но с учетом потребности обучаемых (в результате выяснения потребности обучения и передачи «идеи» руководству).
  Модель проектирования системы обучения «Из Центра-Вверх-Вниз» 

В этом случае используется как добровольное обучение (работают механизмы стимуляции самообразования), так и обязательное, по решению руководства, но с учетом потребности обучаемых (в результате выяснения потребности обучения и передачи «идеи» руководству)

Буду рада обратной связи и вопросам для обсуждения

С уважением,
Денисова Елена 
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154



четверг, 1 сентября 2016 г.

От обучения знаниям к действиям в процессе обучения

Нам показалось, что будет полезно тезисно подать этот материал из блога Владимира Наумова про современный манифест обучения. Богатая академическая лексика не всеми хорошо воспринимается, а хотелось бы поделиться этой информацией со всеми, кто вовлечен в обучение. Если вас заинтересовали основные тезисы ниже, то всегда можно перейти к первоисточнику и почерпнуть глубже. 

  • Передавать нужно опыт, а не просто знания.
  • При проектировании и организации обучения первичными являются деятельность и действия, формирующие эту деятельность, а не знания.
  • Знания не самодостаточны, они являются всего лишь средством обучения.
  • Если студент не решает учебные задачи, то это значит, что учебная деятельность не организована.
  • Знать — значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.
  • Усваивать знания можно, только оперируя ими, а не просто запоминая их.
  • Деятельность преподавателя заключается в проектировании и организации учебной деятельности и ее управлении, а не в «передаче» знаний.
  • Контролировать надо не знания, которые являются всего лишь средствами, а результаты деятельности. 
  • Если студент сделал дело, то это значит, что он и знает, и умеет.