пятница, 19 февраля 2016 г.

6 ученых о которых должны знать учителя (часть 3)


Автор: Константин Бугайчук




Бенджамин Блум (1913-1999)

Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), психолог Университета в Чикаго, предложил свою таксономию в 1956 году как метод оценки успешности обучения.

«Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.


Уровень
Навыки
Задания
Знание
Повторение или распознавание информации
Назовите …
В каком году …
Где происходит …
Напишите формулу …
Перечислите …
Понимание
Понимание смысла информационных материалов
Закончите фразу …
Что вы узнали …
Почему …
Преобразуйте выражение …
Объясните взаимосвязь …
Расскажите своими словами
Использование
Применение в сходной ситуации
Объясните цель применения
Решите домашнюю задачу несколькими способами …
Какая теория позволит объяснить данное явление
Проверьте предложенную гипотезу …
Выводы …
Анализ
Определить части и структуру
Какова структура …
Классифицируйте …
Что является следствием …
Сравните …
Проанализируйте причины …
Синтез
Соединить части по-новому
Найдите собственное решение …
Предложите алгоритм …
Найдите альтернативу …
Каковы возможные изменения …
Систематизируйте …
Исследуйте …
Оценка
Оценить значимость на основе критериев
Оцените логику …
Опишите достоинства …
Выделите критерии …
Соответствуют ли …
Что вы думаете о …
Сделайте выводы …


Уточненная Таксономия Блума.

В 1999 году Лорин Андерсон и ее коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. Новая Таксономия проводит различие между «знанием о том, что», т.е. содержанием мышления, и «знанием того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.

"...Измерение Знания – это «знание того, что». У него есть четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное".


Фактическое знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как классификации и категории.

Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими процессами.

"...Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создават".

В соответствии с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса, так что учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание.


Измерение Когнитивных Процессов

Когнитивный процесс
Примеры

Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти


Узнавание
Узнавать лягушек на рисунках с различными видами амфибий.
Найти предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника, вокруг вас.
Припоминание
Назвать трех английских писательниц девятнадцатого века.
Написать по памяти таблицу умножения.


Понимать – Создавать значения на базе учебных материалов или опыта


Интерпретация
Нарисовать схему процесса пищеварения.
Пересказать Второе иннаугурационное обращение Линкольна.
Приведение примеров
Нарисовать параллелограмм.  
Назвать млекопитающее, которое живет в вашей местности.
Классификация
Назвать четные и нечетные числа.
Перечислить типы правления в современных африканских странах. 
Обобщение.
Придумать заголовок для короткого абзаца.
Перечислить основные аргументы в защиту смертной казни, приводимые на данном Веб сайте.
Умозаключение
Догадайтесь о значении незнакомого термина из контекста.
Решите, какое число должно стоять следующим в числовой последовательности.
Сравнение
Объясните, почему сердце работает как насос.
Проиллюстрируйте сходство и различие между двумя книгами Чарльза Диккенса с помощью диаграммы Венна.
Объяснение
Нарисуйте схему, поясняющую, как давление воздуха влияет на погоду.
Объясните с помощью конкретных фактов, почему произошла Французская революция.

Применять – использовать процедуру


Исполнение
Добавьте в столбик двухразрядные числа
Прочитайте вслух абзац на иностранном языке
Выполните штрафной бросок.
Применение
Отредактируйте фрагмент текста.
Составьте бюджет.

Анализировать – вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым


Дифференциация
Вычленить существенную и несущественную информацию в математической задаче.
Нарисовать схему с указанием основных и вспомогательных персонажей романа. 
Организация
Рассортировать книги в классной библиотеке по категориям.
Нарисовать схему часто используемых метафор и объяснить их действие.
Соотнесение
Опишите мотивацию поступков персонажей в романе или коротком рассказе.
Прочитайте предвыборную программу кандидата на политический пост и сделайте предположения относительно его позиции по проблемным вопросам.

Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах


Проверка
Участие в работе в группе, оценивание организации идей и логики аргументации своих коллег.
Прослушайте политическое выступление и отметьте все противоречия в ней.
Проанализируйте план работы по проекту на предмет наличия в нем всех необходимых шагов.
Критика
После разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям.
Выберите наилучший способ для решения комплексной математической проблемы.
Оцените убедительность аргументов за и против астрологии.

Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры


Генерация
Разработайте несколько научных гипотез, объясняющих то, почему растениям нужен свет.
Предложите набор альтернатив ископаемому топливу, которые позволят решить ряд экономических и экологических проблем.
Планирование
Создайте раскадровку для мультимедийной презентации о насекомых.
Разработайте план исследовательской работы по взглядам Марка Твена на религию.
Производство
Создайте среду обитания домашней водной птицы.
Создайте пьесу на основе главы из романа, которую вы читаете.


Измерение Знания



Фактическое знание – базовая информация


Знание терминологии
Словарные понятия, математические символы, музыкальная нотация, алфавит
Знание специфических деталей и элементов
Элементы пищевой цепочки, имена конгрессменов,   основные сражения Второй мировой войны.

Концептуальное знание – Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое


Знание классификаций и категорий
Виды животных, различные виды аргументов, геологические эры.
Знание принципов и способов обобщений.
Типы конфликтов в литературе, Ньютоновские законы механики, принципы демократии
Знание теорий, моделей и структур
Теория эволюции, экономические теории, модели ДНК

Процедурное знание – Как делать что-либо


Владение специфическими навыками и алгоритмами
Формулы для решения квадратных уравнений, правила смешения красок, умение выполнять волейбольную подачу.
Владение специфическими техниками и методами
Литературная критика, анализ исторических документов, методы решения математических задач
Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры
Методы, подходящие для различных опытов, процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных литературных стилей.

Метакогнитивное знание – Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности


Стратегическое знание
Способы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного, методы создания Веб страниц.
Знание о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание.
Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных, различия в стилях написания делового и электронного письма.
Самопознание
Необходимость использования диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо свои идеи, прежде чем выразить их в письменной форме.


На мой взгляд наиболее оптимальное изложение таксономии Блума




Одна из последних моих работ по цифровой таксономии Блума




Ховард Гарднер (Hovard Gardner) 1943...

Разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой». Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора.

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста». Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • телесно-кинестетический;
  • личностный.
Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру.

1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).

2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.

3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.



6 ученых о которых должны знать учителя (часть 2)


Автор: Константин Бугайчук


Беррес Фридерик Скиннер  (1904-1990), американский психолог.

Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. 


Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает).
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро).
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека).
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом»)
Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.
Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т.п.). 

Немного истории:


В 1953 году Скиннер навестил свою дочь в школе "Шэди Хилл" и ужаснулся тем, как преподается в классе математика. Некоторые дети уже закончили решать задачи, и им нечем было заняться; другие безуспешно сражались с заданием; результаты теста можно было узнать только на следующий день. 

Скиннеру представилось, что должен был существовать более рациональный способ обучения. И он сконструировал первую примитивную обучающую машину - устройство, в котором на сложенной гармошкой бумажной ленте, а позднее на картонных карточках, были напечатаны математические задачи. Вопросы были подобраны с постепенно возрастающей трудностью, так, чтобы обеспечить отвечающему возможность получения правильных ответов. Подвижной рычаг с помощью прозрачного окошка показывал, верно ли решена задача. Если ответ учащегося был правильным, передвигался другой рычаг, выставляя следующий вопрос. Если ответ на вопрос оказывался неверным, рычаг не мог двигаться, и студенту предоставлялась возможность попытаться решить задачу правильно. 

Машина не могла прочитать правильный или неправильный ответ; все, что она могла - это с помощью механического устройства показать, верно ли выполнено задание. Сутью скиннеровского изобретения была разработка учебных схем, в которых было обеспечено продвижение ученика от выполнения простейшего задания по арифметике или правописанию ко все более трудным, но так постепенно, что ученик редко ошибался. Подкрепление в виде демонстрации в окошке правильного ответа на вопрос побуждало ученика переходить к следующему вопросу, потом к следующему, позволяя в конце концов вполне овладеть предметом. Таким образом, ученик осваивал тему не методом проб и ошибок, а движимый стимулом в виде подкреплений - его собственных правильных ответов на вопросы, появляющихся в окошке.

Программированное обучение: Programmed Instruction Educational Model http://goo.gl/WxUjky

Скиннер утверждает, что обучение может быть успешным, если содержание разделено на небольшие, последовательные шаги, и если учащиеся получают немедленную обратную связь, подкрепление и вознаграждение. Программированное обучение осуществляется с помощью компьютеров (машин).

2 модели программированного обучения:

  • Линейная. Согласно этой модели, содержание делится на последовательные малые шаги, учащиеся отвечают на вопросы (решают задачи) их собственном темпе и им сразу же, представляется результат.
  • Модель ветвления.Студенты должны объяснить ситуацию или решить проблему с помощью набора альтернативных ответов. Если они отвечают правильно, они идут дальше к следующему набору. Если их ответ не верный, они возвращаются (направляются) к материалу, который поможет им в решении в зависимости от их ошибки. Этот процесс повторяется для каждого шага на протяжении всей программы.

Принципы программированного обучения:

  1. Учащиеся должны быть активными. Учителя задают вопросы, чтобы подтвердить понимание учащихся. Степень понимания находит свое отражение в ответах.
  2. Немедленная обратная связь. Инструкторы обеспечивают немедленную обратную связь для учащихся. Как только они знают, что ответ был правильным или неправильным, они приступают приступить к следующему вопросу, или они перепроверяют то, что не ученик понял.
  3. Постепенные шаги. Учащиеся должны обрабатывать небольшие порции информации.Учащиеся должны чувствовать, что они делают успехи, то, что будет стимулировать их дальнейшую работу.
  4. Собственный темп. Каждый учащийся работает в собственном темпе. Учителя должны уважать это разнообразие и позволить им принять решение о желательной скорости обучения.


Джером Сеймур Брунер (1 октября 1915,) американский психолог и педагог, специалист в области исследования когнитивных процессов.

Интеллект, по Брунеру, зависит прежде всего от содержания обучения. Предлагая учебные задачи детям разных стран и континентов, он показал, что интеллект обучаемых детей Мексики, Канады, европейских стран и африканского племени уолофов не имеет существенных различий. В то же время дети, не посещавшие школу, резко отличаются от своих грамотных соплеменников. Отсюда Д. Брунер делает вывод, что интеллект может формироваться двумя путями: на основе развития абстрактного мышления, что важно для общества с индустриальным производством, и на основе совершенствования сенсорных систем, умения чувствовать природу, что важно для занятий охотой и скотоводством.

Важнейшие способы усвоения информации дает язык. В нем представлены свойства предметов и категории явлений, благодаря чему происходит классификация, упорядочение знаний. Однако для дальнейших качественных изменений в мышлении надо научиться использовать и другие способы получения информации (например, символы математики и вычислительной техники).

Программой дальнейших научных исследований можно считать идеи Д. Брунера о том, что для объяснения развития надо учитывать особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества.

Д. Брунер возглавлял Всеамериканскую комиссию по пересмотру содержания и методов обучения в школе, добиваясь, чтобы учили не фактам, а структуре науки, заложенной в системе базовых понятий. Именно в обучении он видел причину развития интеллекта. В этом его концепция противостоит Ж. Пиаже и сближает с последователями Л. С. Выготского.

С Д. Брунером связывается теория "обучения путем открытий"

"Обучение путем открытий" можно определить как процесс, когда материал излагается в незаконченной форме, а от учащихся требуется, чтобы они сами организовывали его, сами выявляли взаимосвязи, существующие между элементами информации.

Выявление связей между понятиями Брунер называет системой кодирования. В теории Брунера – открытие – это самостоятельное формирование систем кодирования (при обучении это происходит при посредничестве педагога).

Брунер выделяет четыре группы условий, облегчающих "обучение путем открытий":

  1. Настрой – это предрасположенность к тому, чтобы прореагировать определенным образом. Брунер имеет в виду следующее. Человек, настроенный на открытие обычно сам пытается найти взаимосвязи между разрозненными единицами информации. Поэтому учащихся необходимо постоянно побуждать к этому.
  2. Состояние потребности – это уровень возбуждения, взволнованности или готовности учащегося. Брунер (в соответствии с законом Йеркса-Додсона) полагает, что наиболее оптимальным является умеренный уровень возбуждения.
  3. Овладение конкретикой. Это означает в какой степени учащийся уже овладел конкретной, относящейся к предмету информацией. Открытия – это не дело случая, они происходят, когда человек хорошо подготовлен, утверждает Брунер. Чем шире спектр информации, которой владеет учащийся, тем вероятнее, что он сможет выявить отношения, внутри этой информации.
  4. Многообразие обучения. Брунер уверен, что учащийся, который получает информацию в разных условиях, скорее выстроит систему кодирования и организует эту информацию. Он рекомендует одни и те же предметы и темы преподавать учащимся более одного раза – скажем на разных ступенях обучения, но при этом – с разным количеством подробностей и с различной степенью сложности, в зависимости от меняющихся интересов, базовых знаний и способностей учащихся.
Принципы:

Принцип 1:. Решение проблем. Учителя должны направлять и мотивировать учащихся по поиску решений путем объединения существующей и вновь полученной информации Таким образом, учащиеся являются движущей силой обучения, занимают более активную позицию и создают более широкое применение для навыков посредством деятельности, которые поощряют риски, решение проблем и исследования (поиск).


Принцип 2: Управление учащимися. Учителя должны позволить ученикам работать в одиночку или с другими, и учиться в своем собственном темпе. Эта гибкость делает обучение прямо противоположным обычной последовательности уроков и мероприятий, снимает с учащихся  стресс, и заставляет их чувствовать ответственность за собственное обучение.

Принцип 3: Интеграция и подключение. Учитель должен показывать ученикам, как объединить предварительное знание с новым, и поощрять их в самостоятельных исследованиях. Знакомые сценарии становятся основой новой информации, поощряя учащихся расширить то, что они знают, и изобрести что-то новое.

Принцип 4: Анализ информации и интерпретация. Обучения с помощью открытий процессно-ориентированное, а не контент-ориентированное, и основывается на предположении, что обучение это не просто набор фактов. Учащиеся учатся анализировать и интерпретировать полученную информацию, а не запоминать правильный ответ.

Принцип 5: Отказ и обратная связь. Обучение происходит не только тогда когда мы находим правильные ответы. Это также происходит в случае недосказанности. Этот тип обучения не сосредотачивается на поиске правильного конечного результата - мы обнаруживаем при этом подходя новые вещи и новую информацию. Ответственность учителя в том, чтобы обеспечить обратную связь, так как без него обучение является неполным.

Доп. статья What is Discovery Learning? http://elearningindustry.com/discovery-learning-model

6 ученых о которых должны знать учителя (часть 1)

Автор: Константин Бугайчук



Выго́тский Лев Семёнович (1896-1934)

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Понятие «зона ближайшего развития» — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Смысл этого понятия, состоит в том, что обучение «вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка».

«Педагогика, — писал Выгодский, — должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Что понимать под этой зоной? Это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.

В школе ребенок обучается «не тому, что он умеет делать самостоятельно, но тому, чего он еще делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством. Центральным для всей психологии обучения моментом и является возможность в сотрудничестве подниматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей, возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания».

Но это должно быть подражание «не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции». Подражание — это все, «что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве…». Но ведь «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно. … Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Главной фигурой, по Выготскому, является сам ребенок как субъект собственной деятельности; учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может направлять и руководить личной его деятельностью с целью ее дальнейшего развития.


Жан Пиаже (1896-1980)

По мнению Пиаже, дети проходят четыре основных стадии когнитивного развития, на каждой из которых происходит существенное изменение их понимания мира. Благодаря наблюдению за своими собственными детьми, Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:
  • сенсомоторную (от рождения до 2 лет);
  • дооперационную (от 2 до 7 лет);
  • стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет);
  • стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека).
Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.
  1. Сенсомоторная стадия. На этом этапе малыши приобретают знания через чувственный опыт и управление объектами окружающей действительности.
  2. Дооперационная стадия. На этом этапе дети познают мир через игру. Однако за внешне простым процессом игры стоит сложный процесс овладения логикой и восприятия точки зрения других людей.
  3. Стадия конкретных операций. На этом этапе развития дети начинают думать более логично, но их мышление всё ещё не обладает гибкостью мышления взрослого. Они, как правило, не понимают и не принимают абстрактных и гипотетических понятий.
  4. Стадия формальных операций. Заключительный этап теории Ж. Пиаже предполагает развитие логики, способности использовать дедуктивные рассуждения и понимать абстрактные идеи.

Основные понятия теории Ж. Пиаже

1. Схема действия. Схемы -это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир. С точки зрения Пиаже, схема включает в себя как само знание, так и процесс его получения. Как только ребёнок получил новый опыт, новая информация используется для изменения, дополнения или замены ранее существовавшей схемы. Если проиллюстрировать это понятие примером, то можно представить ребёнка, у которого есть схема о некоем типе животного — собаки, например. Если до настоящего момента единственным опытом ребенка было знакомство с маленькими собачками, то он может полагать, что собаками называются абсолютно все небольшие, пушистые четвероногие. Предположим теперь, что ребенок сталкивается с очень большой собакой. Ребенок воспримет эту новую информацию, включив её в уже существующую схему.

2. Ассимиляция. Процесс включения новой информации в ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Процесс этот носит несколько субъективный характер, потому что мы, как правило, пытаемся немного изменить новый опыт или полученную информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформировавшиеся убеждения. Восприятие собаки ребёнком из приведённого выше примера и, собственно, определение её как «собаки» — пример ассимиляции животного с детской схемой собаки.

3. Аккомодация. Также адаптация предполагает изменение или замену существующих схем в свете новой информации — то есть, процесс, известный как аккомодация. Она включает в себя само изменение существующих схем или идей в результате возникновения новой информации или новых впечатлений. Во время этого процесса могут быть разработаны и совершенно новые схемы.

4. Уравновешивание. Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией — это достигается как раз с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. По мере прохождения стадий когнитивного развития важно поддерживать баланс между применением предварительно сформированных знаний (то есть, ассимиляцией) и изменением поведения в соответствии с новой информацией (аккомодацией). Уравновешивание помогает объяснить то, как дети способны переходить от одного этапа мышления к другому.


Есть для специалистов один, думаю, небезинтересный источник: Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с. http://psychlib.ru/mgppu/kgp/kgp-001-.htm

четверг, 11 февраля 2016 г.

«Сетецентрический подход в обучении персонала»


сетентрический подход в обучении
Конкуренция – это война, а рынок – поле боя. Сравнение жёсткое, но честное. Десятки, сотни, тысячи успешных людей признаются, что активно используют уроки военного искусства в своей работе. И нет ничего удивительного в том, что, казалось бы, сугубо военная концепция может найти применение и в повседневной жизни.

Поинтересуйтесь в любом из популярных поисковиков что такое сетецентрический подход, и пять из десяти предложенных вам ссылок будут про Сетецентрическую войну. И это не удивительно, ведь родоначальником данного понятия считается маршал Советского Союза Николай Васильевич Огарков, а само понятие легло в основу сразу нескольких военных доктрин, разработанных в США.

Концепция сетецентрической войны заключается в достижении инфокоммуникационного превосходства за счёт объединения участников боевых действий в единую сеть, что в свою очередь даёт им превосходство в боевых возможностях. То есть, если у вас есть набор ресурсов для выполнения задачи, свяжите эти ресурсы в единую информационную сеть и дайте им возможность обмениваться информацией. Так вы многократно повысите их эффективность, и, как следствие, повысите вероятность выполнения задачи. В этом и заключается смысл сетецентрического подхода, и, согласитесь, это один из тех смыслов, с которыми можно работать не только в рамках военной науки.

У вас как у специалиста по обучению или руководителя есть цель – улучшить результаты своих сотрудников. Для этого вы должны помочь им изменить текущую модель поведения на модель более эффективную. В рамках этой цели можно использовать определённый набор ресурсов.  Вы можете провести тренинг, показать им обучающее видео, проверить знание регламентов, рекомендовать книгу, поощрять либо наказывать за проявленные или непроявленные признаки нужной модели, и много чего ещё в зависимости от возможностей, фантазии и целесообразности.  И поскольку вы специалист хороший, то наверняка попытаетесь использовать сразу несколько ресурсов, чередуя и комбинируя их. Но вопрос в том, станет ли этот набор ресурсов системой или так и останется просто «ящиком с инструментами».

Без системы инструментов работы с сотрудником он превращается в «болтик» в организационном механизме, который сначала покрутят в одну сторону, потом в другую, потом молотком постучат, а в итоге сорвут резьбу и скажут, что просто бракованный попался.

Применение сетецентрического подхода в обучении позволяет застраховаться от таких последствий. Дайте возможность каждому инструменту обмениваться информацией об объекте с другими инструментами. Это запустит процесс создания базы информационных ресурсов для данного объекта. Базы, которая достигнув критической массы, позволит добиться нужного нам изменения объекта. «Тренинг», «Наставник», «Тест», «Руководитель» и т.д. должны быть замкнуты в единую коммуникационную сеть, и в рамках этой сети им необходимо непрерывно обмениваться информацией после каждого контакта с сотрудником, чтобы затем корректировать своё воздействие с учётом этой информации.

Больше того, используя принципы сетецентрического подхода мы получаем ресурсы там, где их раньше не было. К примеру, сейчас уже не новость, что мобильный телефон или планшет, подключённый к единой экосистеме обучения, превращается из обычного гаджета в мощнейший инструмент воздействия.  Таких «гаджетов», способных интегрироваться в единую сеть, становиться всё больше, и практически каждый из нас это уже два «я» - «я» реальное и «я» сетевое, поэтому в эпоху интернета вещей ключевой становится способность выстраивать сложный многоэлементный процесс обучения. Процесс, включающий это самое сетевое «я» и мобилизующий его ресурсы для достижения нужной нам цели. 

Эдуард Пономарёв

среда, 10 февраля 2016 г.

Быть или не быть. Или почему 700 лучше 4000?

Автор: Александр Слепец

Не так давно, на конференции «Искусство разработки курсов» было отличное выступление на тему «Разработка тестов, результаты которых имеют значение» (Алексей Корольков, Websoft). Когда я с утра увидел программу, то подумал, что этот блок, наверное, будет самым скучным, но я ошибался. Доклад спикера вызвал активную дискуссию не только на конференции, но и за ее пределами.
Рекомендую перед прочтением поста просмотреть данную презентацию.

******************
Не смотря на, то что «классика жанра» говорит нам о трех этапах тестирования: 


1.       Проектирование и разработка теста.
2.       Реализация (запуск) тестирования.
3.       Анализ, оценка и интерпретация результатов тестирования.

Алексей предложил более детализированные процесс разработки тестирование:
Как часто при создании и запуске нового тестирования мы проходим все эти этапы? Вопрос оставлю открытым, но на 100% соглашусь со спикером, что если Вы хотите достичь эффективности от тестирования, то это оптимальный путь.
Определения целей тестирования – это всему голова. Ведь в зависимости от цели у Вас будет меняться формат и параметры теста, а в некоторых случаях и отказ от тестирования. Но об этом стоит писать в отдельном посте.

Поскольку я себе ставил за цель написать о том, как в один день мы «удалили» около 4000 вопросов из системы и почему мы так сделали. 

База в 4000 тестовых заданий досталась нам в наследство, при попытке оптимизировать – поняли, что лучше не надо. А теперь почему:
1) большая часть тестовых заданий (вопросов) были легкими или очень лёгкими, вторая часть – непонятными или неактуальными;
2) в большинстве вопросов страдали варианты ответов (дистракторы): верный вариант был в большинстве случаев очевидным (длина, местоположения, не похожесть на другие варианты); недостаточное количество вариантов ответов; отсутствие перемешивание вариантов ответов;
3) наличие множества дублей тестовых заданий (создавались или различными сотрудниками, или для различных тестов)

На текущий момент – действующих вопросов около 700, из них около 10% в течение года переносятся в архив (нет надобности дальнейшего использования), 90% в течении года пересматриваются на актуальность (од одного до несколько раз, в зависимости от потребности). Большинство вопросов включены сразу в несколько тестов и в случае внесения изменений – мы вносим корректировки только в один вопрос, во всех остальных тестах будет актуальная версия. При перенесении вопроса в архив мы просматриваем с помощью агрегированного отчета в каких тестах данный вопрос еще использовался, чтобы его тоже своевременно исключить. Это то что касается управления базой тестовых заданий.

Мы четко себе отдавали отчет, если мы не изменим подход к написанию тестовых заданий и вариантов ответов к ним, а также если не будет изменён подход к созданию теста и анализа результатов тестирования, то ни про какую эффективность тестирования лучше и не говорить.

Перед нами стоял вопрос, как можно повысить и за счет чего эффективность тестирования. Ответы мы нашли, в свойствах теста. Кстати при нарушении одного из их делает любой тест неприменимым. Вот эти свойства:
§  Валидность – соответствие измеряемым знаниям, умениям.
§  Сложность – объем умственных усилий для выбора ответа.
§  Надежность – правильность и адекватность отражения уровня знаний.
§  Устойчивость – равнозначность для различных групп участников тестирования.
§  Репрезентативность – полнота охвата темы тестирования.
§  Значимость – актуальность включения в тест. 

Управлять ими посредством качественно разработанным тестовым заданиям (вопросов) и дистракторов.

Дистракторы (от англ. distract — отвлечение внимания) — варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению.

За время создания различных тестов и их последующего анализа, хочу поделиться некоторыми рекомендациями.

Рекомендации по написанию тестовых заданий (вопросов)
- Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко.
- Старайтесь формулировать задание в виде одного предложения, которое должно легко восприниматься каждым участником тестирования. 
- Задания тесте должны проверять конкретные знания, умения или конкретные навыки ваших сотрудников.
- Тестовые задания должны быть информативными.
- Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5-20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения.
- Не используйте в заданиях «нестрогие» слова типа «иногда», «часто», «все», «всегда», «никогда», «большой», «небольшой», «малый», «много», «меньше», «больше» и грамматические обороты «Почему не может не…», «Правда ли, что…», «Возможно ли…».
- Умело используйте вопросительные слова «Кто», «Что», «Где», «Когда», «Как», «Какая», «Какой». В большинстве случаем они не нужны в тестовом задании J.

Рекомендации по составлению верного варианта и дистракторов тестового задания.
- Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
- Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; в любом случае следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов.
- Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.
Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
Не используйте варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные», особенно для типов вопросов «единственный выбор».
Убедитесь, что различия между вариантами ответов точны.
Чем больше варианты ответа походят друг на друга, тем труднее распознать правильный ответ и тем лучше тестируется умение понимать, например, прочитанный текст. Но когда различия не очень четки, то может случиться так, что тестируемый, зная правильный ответ, выберет правдоподобный.
Избегайте повторения в вариантах ответов, особенно для вопросов, которые следуют последовательно.
Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противоположной ситуации на прочтение ответов уходит больше времени и больше сил тратится на анализ высказываний.

Совет «С ног на голову»

Создать тестовые задания очень просто. Когда у Вас четко поставленная цель и Вы точно знаете, какие знания Вы должны проверить в участников тестирования, тогда смело начинайте из написания верных вариантов ответов. К верным вариантам ответов подберите правдоподобные дистракторы. И тогда смелой приступайте к написанию самого вопроса (тестового задания).

Сколько должно быть вариантов ответов? Как минимум 4 для вопросов типа «единичный выбор». А для вопросов «множественный выбор» все зависит от количества верных ответов. А что бы участники тестирования не играли «в морской бой» во время тестирования, не забывайте установить перемешивания вариантов ответов (следования вариантов - случайно).
Да, в большинстве тестовых заданий у нас проставлен вес 1 бал за верный вариант ответа, но это не стандарт для нас. 2, 3, 5 баллов за верный ответ также имеет право на жизнь. Количеством баллов мы определяем сложность вопроса.  Был опыт, когда мы ставили и 0 балов. При удобном случае поделюсь данным кейсом.

Длина теста. Оптимальное значение - 25-30 вопросов. Выборка должна быть в 3-4 раза больше. То есть в тест включаем пул из 75 вопросов, а каждому слушателю выдаем по 25-30 вопросов.

Помните, что затрачиваемое время на сдачу теста должно быть не больше 60 мин., а минимальное время зависит от занятости Ваших сотрудников. Мы делаем тесты так, чтобы время, затраченное на его прохождения, не превышало 20-30 минут.

Параметры теста. Как минимум, перемешивайте вопросы в тесте и используйте выборку вопросов. А все остального будет исходить от цели тестирования.

Пример, когда нам нужно было включить в тест вопросы с различным весом верного ответа:  
15 вопросов с весом 1 балл за верный ответ;
10 вопросов с 2 балами за верный ответ;
5 вопросов с 5 балами за верный ответ.

Почему именно так? Ведь проще было поставить настройку показать 30 вопросов из 100. Но в таком случае может получиться так, что кому-то попадутся все 30 вопросов с весом в 1 балл, а кому-то только вопросы с высоким весом. 

Как понять, что с тестом что-то не то? После каждого тестирования каждый из нас выгружает из системы как минимум отчет по завершенном тестировании. Постройте на его основе диаграмму, которая бы показала частоту распределения результатов теста.  Если в результате у Вас получилось что-то на подобие вот такой картинки, значит тест и тестовые задания требуются пересмотра.


Чтобы понять в чем причина, следует сделать выгрузку во варианты ответов участников тестирования. В большинстве LMS это стандартный отчет. Названия его может отличаться, а вот суть нет.  Он имеет приблизительно вот такой вид.


На что обращать внимание:
1. На вопросы, которые имеют слишком высокий средний балл.
2. На вопросы, которые имеют слишком низкий средний балл.
3. На количество выбранных тех или иных вариантов ответов.

Давайте попробуем понять на примерах, что нужно улучшить в некоторых вопросах (тексты вопросов и вариантов ответа показывать не буду, так как в них может содержаться конфиденциальная информация).

Кейс 1.
Средний бал 0,96, только 4% участников тестирования предоставили неверный ответ.

Ошибка №1. Не достаточное количество дистракторов (помним не меньше 4), требуется увеличениях их количества.
Ошибка №2. Второй дистрактор скорее всего не правдоподобный, так как его никто из 50 участников, так и не выбрал - смело его убирайте и придумайте новый.  

Кейс 2.
Средний балл 1.

Ошибка №1. Не используйте вариант ответа «Все ответы верны». В таком случае слушателю достаточно знать только два верных ответов и поскольку тип вопроса не позволит их выбрать одновременно у слушателя появляется мысль «Значит все варианты ответа».
Решения. Если уж не хочется добавлять дистракторы, то хотя бы замените тип вопроса на «множественный выбор» с одним верный вариантом ответа. Но в таком случае будьте готовы править результаты руками для тех участников, которые выберут все первые 4 варианта, что тоже будет правильно. Так что не ленитесь и добавляйте дистракторы и убирайте вариант ответа «Все ответы верны».

Кейс 3.
Вот пример, когда тестовое задание имеет проблемы с дистрактором (вариант 1 та вариант 4). 

Кейс 4.

Обратите внимания, первые два дистрактора никто так и не выбрал, лучше их заменить. А теперь обратите внимание на дистрактор 6, которые ввел в заблуждения более 90% участников тестирования. И здесь могут быть различные сценарии: к примеру дистрактор 6 может демонстрировать, то что сотрудники выбирают его по старинке (раньше был верный вариант ответа) так и то, что он плохо составлен.

Кейс 5.

Вот такая картинка, сигнал что тестовое задание или сформулирована непонятно, или двузначно.
Вот такой небольшой и не затратный анализ поможет Вам повысить эффективность Вашего тестирования. Успехов Вам в роботе!


It Is Tomorrow – And Me, то что меня вдохновляло в процессе написания данного поста.