четверг, 24 декабря 2015 г.

Вспомним самые интересные материалы и e-learning события в 2015 году!

Дорогие участники e-Learning PRO!
    Настало время вспомнить самое лучшее, что произошло в этом году! И мы, со своей стороны, хотим напомнить о наиболее интересных событиях и материалах в сфере e-Learning. И также приглашаем принять участие в опросе “Результаты 2015 года: электронное обучение в Вашей организации”.
    ТОП-5 самых популярных публикаций блога e-Learning PRO:
И, для того, чтобы уравновесить популярность этих публикаций, представляем вашему вниманию подборку новых постов нашего блога:
    В 2015 году было достаточно много интересных конференций, семинаров и встреч, посвященных электронному обучению. Надеемся, вам посчастливилось стать участником хотя бы одного такого мероприятия. Если же нет, то рекомендуем почитать отзывы и запланировать посетить эти мероприятия в следующем году! Например, уже сейчас открыта ранняя регистрация на eLearning elements 2016.
    Отзывы о самых крупных мероприятиях в e-learning (Россия, Украина и Беларусь, Молдова):
Если вы знаете другие мероприятия и можете оставить о них отзыв, то напишите нам и мы с радостью опубликуем его!
    Для тех, кто даже в праздничные дни не может оторваться от e-learning, рекомендуем принять участие в интересных дискуссиях:
Желаем вам новогоднего настроения и сказочного успеха!
До встречи в новом 2016 году!

среда, 23 декабря 2015 г.

Фокус внимания: как сделать так, чтобы слушатели не забыли изученное?

Автор: Елена Тихомирова

За последнее время прочитала очень много книг про осознанность, про внутреннюю гармонию и про счастье. Осознанность - очень большая тема. Про себя, про то, как реагировать на внешние события, как себя настраивать на правильную волну, как управлять эмоциями. Есть потрясающие книги про это. И самые прекрасные те, которые дают реальные, жизненные, практические советы. Простые, понятные, которые просто применить в реальной жизни. Но есть одно огромное «НО!» - их нужно применить. Не только запомнить, но и в нужный момент, возможно не в самой простой ситуации, вспомнить, что на эту тему есть совет, что нужно поступить определенным образом. И попробовать сделать так, как советовали. 

В какой-то момент я нашла одну установку, которая мне очень актуальна. Я запомнила ее, повторяла, думала, пыталась применить в воображаемых ситуациях. Но раз за разом я понимала, что ситуация для применения была, а я все еще не применила то, что так хотела. Потому что это правда трудно, даже при очень высокой мотивации, вовремя извлечь инструмент и им воспользоваться. Особенно, когда речь о новой ментальной модели, о контроле собственного поведения. Я взяла лист бумаги, написала на нем фразу с установкой, сделала фото и поставила заставкой на телефон. Через 2 недели стало понятно, что есть результат. 

Теперь если мы посмотрим на корпоративные электронные курсы, то многие из них тоже про применение новых моделей поведения. Очевидно, что за 1 прохождение результата не будет - человек просто не сможет всю идею пропустить через себя. Но даже если он запомнит материал, то применять потом его будет не просто. Нужны какие напоминания о том, что так нужно делать. Мы сейчас часто делаем курс, который сам по себе, проходишь его и все, потом больше ничего нет. Даже очень мотивированный слушатель не сможет так изучить тему. А много у нас очень мотивированных? Только честно? Может быть кто-то и будет дальше читать книги, может кто-то в сети что-то поищет. Но это очень малый процент. А результат от обучения будет тогда, когда большая часть целевой аудитории будет делать так, как в курсе предлагается. 

Обучение нужно сопровождать. Может быть нужны постеры, которые можно поставить заставкой на телефон. Красивые мотиваторы, напоминающие о какой-то установке. Может быть плакаты в офисе. А еще было бы хорошо сделать небольшие курсы, которые в начале рабочего дня или рабочей недели будут напоминать о том, как мы теперь живем и работаем. 

Некоторое время назад кто-то из европейских коллег назвал такую идею тестом на готовность к работе. Открываешь компьютер, делаешь несколько небольших упражнений и сам себя фокусируешь на том, что важно. Есть некоторые производители большой строительной техники, которые таким образом обращают внимание на техники безопасности. Нельзя завести машину, пока небольшой тьюториал не пройден. 

Способов можно придумать много. Важно, что один, сам по себе электронный курс, не так много может, как нам бы хотелось. Да, он может эффективно передавать информацию, может давать отличные возможности для практики, но вот поддержать процесс изменений - не может. А для действительно эффективного обучения это очень важно. Обучение - это процесс и серьезное изменение. 

И если хотите проверить - прочитайте 1 книгу с советами про управление временем, про осознанность, еще про что-то и попробуйте внедрить в свою жизнь 1 технику. 

Источник

Пятая неформальная встреча группы Corporate e-learning Ukraine или куда будет развиваться e-learning в 2016 году?


Автор релиза: Марина Литвинова

17 декабря 2015 г состоялась 5-ая неформальная встреча профессиональной группы Corporate e-Learning Ukraine. На этот раз мы задавали много интересных вопросов, рассуждали о развитии отрасли электронного обучения и e-learning специалистов, обсуждали тренды этого года и планы развития на следующий год, послушали 9 докладов и провели практикум в формате фасилитации. Встреча проходила в формате коротких 10-ти минутных выступлений каждого из приглашенных экспертов.




Концептуальное проектирование е-курсов

понедельник, 14 декабря 2015 г.

Как интегрировать элементы Storytelling в электронное обучение?

Автор: Константин Бугайчук

Перевод статьи "7 Tips To Integrate Storytelling Into Your Next eLearning Course" (http://elearningindustry.com/7-tips-integrate-storytelling-next-elearning-course)


1. Придумайте сюжет истории и релевантного персонажа.
Каждый персонаж в вашей истории должен иметь отношение к учащимся и их контексту (работе, учебе, профессиональным обязанностям), а диалоги должны быть реалистичными. Персонажи могут также обозначать что-то или кого-то, например, человека, который испытывает недостаток профессиональных навыков и пытается развиваться посредством прохождения вашего электронного курса. Однако имейте в виду, что персонажи или история в целом являются инструментом, с помощью которого вы достигаете ваших основных целей обучения. Хотя вы всегда можете включить в курс немного юмора или некий отвлеченный разговор между персонажами, чтобы сделать курс более реалистичным, но желательно, чтобы диалоги были привязаны к теме курса и не давали слушателям неактуальную для них информацию.


2. Не забудьте включить в курс основные элементы повествования.
Каждая хорошая история имеет сюжетную линию, в которой присутствует основная вступительная часть, проблема или конфликт, которые в дальнейшем могут быть разрешены. Ваш сюжет должен апеллировать к чувствам учащихся, чтобы эмоционально связать их содержанием курса. Другими словами, они должны быть погружены в историю так, чтобы она становилась эффективным средством обучения (здесь мне кажется имеется ввиду решение курсом проблем самих учащихся - чтобы они идентифицировали себя с персонажем истории - Б.К.)

3. Используйте высококачественные изображения для иллюстрации основных моментов сюжета.
Используйте изображения высокого качества для визуального представления основных элементов истории и обратите внимание учащихся на ключевые точки, которые они должны запомнить. При выборе изображения, попробуйте мыслить нестандартно и апеллировать к эмоциям. Например, если вы создаете историю о двух людях, которые пытаются достичь определенной цели посредством сотрудничества, вы можете использовать фотографии, которые релевантны определенным частям (действиям) вашего повествования, а не только стандартные фото двух людей.

4. Всегда интегрируйте основные идеи в сюжет.
Вся история должна иллюстрировать основную идею, которую вы пытаетесь донести до аудитории. Сюжет сам по себе должен включать ключевые моменты вашего предмета. Иногда бывает так, что история перестает относиться к целям вашего курса, из-за чего возникает риск не достичь поставленных учебных целей. Каждый персонаж, и каждый образ, который вы выбираете, должен отражать основную цель вашего курса. В противном случае, курс будет только развлекать учащихся.

5. Стройте повествование, которое привлекает внимание, а не отвлекает учащихся.
Если вы собираетесь представить в вашем курсе историю с помощью рассказчика (ведущего), то вы должны быть уверены, что рассказчик будет ментором (проводником) для учащегося, а не шоуменом. Во многих отношениях, рассказчик просто литературный прием, который усиливает историю и выделяет ключевые аспекты электронного курса. Если вы, например, представляете историю голосом (аудио), избегайте переизбытка информации и "украшений" голоса (акцент и т.д.) - это будет только отвлекать ученика от прохождения курса. Когда вы выбираете голос рассказчика и ритм рассказа, вы должны выбрать в пользу ясности, а не уникальности, так как это будет гарантировать то, что учащиеся могут в полной мере понять то, что сказал ведущий.

6. Сделайте историю короткой чтобы предотвратить когнитивные перегрузки.
При создании историй, попытайтесь сделать ее более короткой (емкой), чтобы избежать когнитивной перегрузки. С другой стороны, она не должна быть настолько короткой, чтобы не принести учащимся реальную пользу. Избегайте путаницы и информационной перегрузки, ограничьте число персонажей или конфликтов (проблем) убедитесь, что все ваши элементы повествования хорошо представлены и интересны для учащихся.

7. Сделайте ваш рассказ интерактивным.
Вместо того чтобы писать длинные текстовые абзацы сделайте ваш рассказ интерактивными в виде слайд-шоу или презентации. Таким образом учащиеся могут сами перейти к следующей части сюжета, или принимать собственные решения, которые будут влиять на развитие сюжета. Это может помочь им увидеть последствия своего выбора, чтобы определить наилучший подход к решению проблемы. Конечно, такой подход может отнять больше времени и ресурсов на создание элементов и сценария курса, но в конечном итоге считаем, что это сделает обучение более привлекательным, эффективным, и запоминающимся.

Кристофер Папас также дает дополнительные ссылки на ресурсы сторителлинга:
  1. Инструменты для сторителлига (http://elearningindustry.com/free-digital-storytelling-tools-for-teachers-and-students)
  2. Основы обучения с помощью сценариев (http://elearningindustry.com/the-basics-of-scenario-based-e-learning)
  3. Приемущества сторителлинга в электронном обучении (http://elearningindustry.com/win-over-your-e-learners-with-storytelling)

Также читайте в нашем блоге:

Впечатления от конференции "Искусство разработки курсов"

Автор: Елена Черныш

9 декабря в Москве прошла конференция «Искусство разработки курсов». Организаторы – компания «eLearning center» (Елена Тихомирова) и Websoft. Детально о конференции здесь

Конференция проводилась в формате демонстрации тех курсов, которые были отобраны для участия в конкурсе на лучший е-курс. Предварительно всем участникам конференции был дан доступ к просмотру и оцениванию этих курсов.

Здесь я изложу краткий пересказ докладов и опишу основные вопросы, поднятые на конференции. Более детальный рассказ с личными впечатлениями можно почитать в блоге компании PG-group.

К 10:00 зал заполнился полностью, собралось около 60 человек. Слово взяла Елена Тихомирова. Она открыла конференцию размышлением на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Перед конференцией был проведен опрос – что вы считаете наиболее важным в хорошем курсе и что скорее всего сделает курс плохим? Речь идет о подаче материала, о навигации, о графике, о наличии и количестве практикумов. Результаты опроса выложены здесь. Елена вскользь обронила интересную мысль – а неплохо бы провести аналогичный опрос среди пользователей. Ведь мы все чему-то учились в области построения курсов, а наши обучаемые – нет. Поэтому логично ожидать, что результат такого опроса среди пользователей, абсолютно не знакомых с теорией проектирования курсов, даст другие результаты.

Следом за ней выступал эксперт по юзабилити интерфейсов. Юзабилити – это не только удобство, как мы все привыкли считать, но и эффективность работы пользователя. Т.е. сколько времени и усилий он затратит на выполнение того или иного действия.

Далее с небольшими перерывами шли секции о структурировании материала, о навигации и о месте практики в курсах. В каждой секции было небольшое вступление модератора, а затем по 3-4 реальных курса. Курс транслировался на большой экран, а автор попутно рассказывал, что и зачем здесь сделано. Опишу краткое резюме каждой секции.

Структура теории = ПДО:
·         проблематика
·         дидактика
·         отработка.

Новинка сезона – использование соревнований внутри курса. Здесь необходим функционал, подтягивающий из СДО имена сотрудников, их баллы и прогресс обучения. Нам представили реализацию в связке CourseLab + WebTutor. Выглядело может и не очень эффектно с точки зрения графики, но безумно интересно с точки зрения интерактивности и соревновательного эффекта.

Навигация хорошая, если отвечает на 4 вопроса:
1.       Где я?
2.       Как пройти дальше?
3.       Что там будет?
4.       Где конец?

Практика в курсе должна отвечать таким критериям:
·         давать пользователю внутреннее ощущение, может или не может он сам выполнить требуемую операцию,
·         большое количество попыток (мы говорим о практике, а не о тестировании),
·         обратная связь на оба варианта действий (правильный и неправильный ответ),
·         отложенная обратная связь (в конце модуля или даже в начале следующего модуля).

В перерыве в зале для фуршета представитель компании Websoft рассказал о новой версии редактора курсов CourseLab3.0 и показал, как реализованы примеры интерактивностей. Для любителей CourseLab хорошая новость – теперь интерактивы drag-n-drop создаются как отдельные объекты в привычном интерфейсе с кучей закладок и параметров.

Предпоследняя секция конференции была посвящена тестированию как таковому, независимо от курсов. Спикер – Алексей Корольков из компании Websoft – поделился статистикой, которую ему предоставили его клиенты, использующие СДО WebTutor. Как оказалось, тестов в СДО загружено в 5 (пять!!!) раз больше, чем курсов. Какой анализ был проведен:
1.       Сколько процентов сотрудников проходят тест, какой получается средний балл – оказалось, что все сотрудники проходят большинство тестов на балл более 90%.
2.       Первый пункт является следствием второго: авторы тестов не утруждают себя придумыванием дистракторов (неправильных вариантов ответа). Хорошие дистракторы должны быть логичны и похожи на правду. Тем не менее, анализ выявил, что в основном дистракторы очевидно ошибочные, нелогичные или вообще абсурдные. Более хитрый анализ показал еще одну особенность: правильный ответ зачастую либо самый длинный, либо самый короткий.
3.       Вес всех вопросов одинаковый.
4.       Используются только два типа вопросов: множественный и единственный выбор, хотя в любом конструкторе тестов доступно разнообразие типов.
5.       Отсутствие перемешивания вариантов ответа дает возможность пользователям в процессе тестирования легко списывать друг у друга. А отсутствие выборки или хотя бы перемешивания вопросов еще на шаг облегчает задачу пользователя – быстренько прощелкать тест и набрать 100%.

Таким образом, Алексей показал, что тесты не работают и никак не разделяют сотрудников  на группы по уровню знаний. Слушатели озвучили еще одну проблему. Оказывается, большое количество сотрудников в компаниях боятся, что их лишат премии, если они наберут меньше 100% баллов за тестирование. Поэтому даже если тест пройден на проходной балл, то некоторые сотрудники звонят в отдел персонала и просят переназначить тест, чтобы пройти его на 100%.

После перерыва в закрывающей секции конференции была поднята тема маркетинга – как «продавать» электронные курсы внутри компании. Опытом делился практикующий маркетолог. В корпоративном секторе «валютой», которую «платит» сотрудник а прохождение курса, является его время – рабочее или личное, и эмоциональное состояние. Докладчик намекнул, что нам, elearning-специалистам, неплохо было бы ознакомиться и начать применять теорию «четырех Пи» (wiki). Кроме этих самых «Пи», докладчик предложил позаимствовать приемы продажи у известных брэндов: искусственный дефицит, эффект эксклюзивности продукта и персонализированность подачи.

Завершила конференцию Елена Тихомирова кратким и динамичным рассказом о том, что нужно дать в курсе пользователю для того, чтобы у него остался положительный опыт. Здесь нужно помнить, что любой опыт, удачный или нет, откладывается в мозгу в виде выработки гормонов счастья или злобы. Поэтому, увидев второй курс, пользователь вспомнит свое состояние после первого курса. И наша с вами задача – создавать раз за разом только позитивные воспоминания. Ну и не забываем о целевой аудитории курса – что пользователь получит после прохождения курса (и тут не о баллах речь).

Финальным аккордом стало награждение победителей. Все курсы были открыты для оценивания участникам конференции. Был определен победитель в номинации «Лучший курс, созданный внутри компании» и «Лучший курс, созданный подрядчиком».

Первым победителем стала компания Юлмарт с игровым курсом «Битва менеджеров», реализованным в виде боксерского поединка (сверстан в Storyline). Пользователю нужно щелчком мыши выбирать реплику одного из двух персонажей. На мой взгляд, победу этому курсу принесли очень приятная графика и легкость взаимодействия с курсом.

Второй победитель – это Лукойл (заказчик) и SRC Мультимедиа (разработчик) с диалоговым тренажером, который строит диаграмму личностных качеств (сверстан в эксклюзивном конструкторе). Действительно, этому тренажеру не было равных.

Отмечу курс по подаче отчетности в налоговую – крайне простое оформление, зато очень качественный текст. Автор жутко удивилась, что ее курс выделили на фоне остальных. Похоже, она слишком часто работает с тяжелой документацией и занижает сложность процесса переработки безумных инструкций в адекватный текст.

Итог:
- Полная коробочка впечатлений от спикеров. 
- Получила доступ к чужим работам – жутко интересно, красиво, познавательно и образовательно.
- Встряхнула устоявшуюся систему структурирования материала.
Отвлеклась от рабочих будней.


Как определить длительность электронного курса?

Автор: Елена Тихомирова

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс. 

Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам. 

1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?
В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около 2000 знаков) - 3-4 слайда курса. Опять же нужно понимать, что слайды могут быть сильно разными и текста может не быть совсем. Потому значение тут - среднее, с учетом того, что часть слайдов будут текстовыми, часть - интерактивными, с небольшим количеством текста. 

2. Как понять, сколько слайдов курса получится из PowerPoint презентации? 
Принято считать, что презентация переходит в курс в соотношении 1:1. Для среднего расчета такой подход вполне подходит, опять же с той же пометкой, что слайды могут быть разными и иногда 5 слайдов презентации могут превраться в 1, но интерактивный. Потому справедливо будет считать экранами, тут, если нет планов сокращать материал, скорее всего будет 1:1. 

3. Как понять, сколько слушатели будут изучать курс? 
Теперь, когда у нас понятно, сколько будет экранов в курсе, можно попробовать определить время прохождения. Исходим из средних параметров: 
  • в среднем взрослый человек читает со скоростью около 1200 знаков в минуту;
  • на экране у нас будет около 500 знаков. 
Получается, что 1 экран курса слушатель будет читать примерно 25 секунд. Если у нас в курсе будет около 120 экранов, то есть примерно 40 слайдов (примерно 3 экрана на слайд - так получается по опыту создания курсов), то время на изучение такого курса - 120*25/60=50 минут. Это очень близко к классическому расчету 1 слайд = 1 минута. 

С точки зрения методической работы, стоит делать экраны с расчетом на меньшее время - около 15-20 секунд. Это все равно больше, чем среднее время, которое человек сейчас проводит за чтением на сайте (оно правда меньше, 8.9 секунды), но с учетом того, что в курсе человек будет скорее всего более сконцентрирован, то можно чуть разгуляться. 

Но самый лучший способ проверить длительность изучения - проверить результаты по вашей СДО, по времени, сколько люди, например, фокус группа, его изучала. Это будет наиболее точный расчет с учетом особенностей целевой аудитории, ее знания материала и подготовленности по теме, а также с учетом реальных условий, в которых обучение проходит. 

Источник

Читайте также:



От "качества" эксперта зависит успех разработки электронного курса!

Автор: Елена Денисова

Хорошо, если "Заказчик" является и источником знаний или экспертом, одновременно. К сожалению, часто бывает, что Заказчик - тот, что платит, а эксперт - тот, кого назначат (если назначат). Иногда бывает так, что Заказчик дает материал или вовсе просто "тему курса".

Те курсы, которые нужны по закону, в своем посте я не рассматриваю - здесь, действительно, часто бывает достаточно иметь материал (он, как правило, фиксированный и общеизвестный) и целевую аудиторию. По крайней мере, для соблюдения закона "простых курсов" в этом случае вполне достаточно.

Я буду говорить о сугубо практических курсах, по результатам прохождения которых необходимо достичь конкретных целей по SMART, а не только учебных.

Надо понимать, что хороший курс без активного участия эксперта сделать практически невозможно. Исключение составляют курсы, где разработчики и эксперты в одном лице - но эксперт в любом случае должен быть.

Что же делать, если Заказчик не является Экспертом? Во-первых, необходимо найти эксперта. А когда эксперт найден, необходимо проверить его на возможность вовлечь эксперта в процесс разработки. 

Что имеется в виду? Не всегда источник знаний для электронного курса можно замотивировать на активную работу. Это связано с тем, что результат обучения для него ничего не значит. Когда это возможно? Когда человек знает хорошо инструмент, которому обучают, или программное обеспечение или технологию.. но эксперт сам не использует то, что знает, на практике. Он является своего рода знатоком инструментария, но не более. Поэтому обучение других людей использования данных инструментов ему лично ничего не даст, поэтому и времени у него на разработку контента курса не будет, скорее всего.

На этапе уточнения данных по разработке курса необходимо проверить эксперта не только на область знаний, но и на наличие прямого интереса.

Возможно, он вынужден постоянно отвечать на вопросы тех, кто пользуется данным инструментом, и этим постоянно отвлекает эксперта от важных личных дел - чем не стимул побыстрее разработать курс?

Возможно, это руководитель, который вынужден либо постоянно контролировать подопечных, либо выполнять операции самому, либо постоянно стажировать и обучать на словах и собственном примере постоянно прибывающих сотрудников.. Конечно, лучше затратить какое-то время на разработку качественного курса и снять постоянную рутину.

Попробую сформулировать требования к экспертам:
1. Должен отлично владеть предметной областью разрабатываемого курса
2. Должен знать не только продукт/технологию, но и знать процесс, в котором он/она используется.
3. Быть заинтересованным в конечном результате обучения
4. Уметь рассказывать и излагать мысли

Хотелось бы еще, чтобы обладал хорошими коммуникационными навыками, но это было бы слишком идеальной картиной. Наладить коммуникации - это дело методолога.

Я же хочу привлечь внимание не только к вопросу необходимости наличия эксперта в разработке электронного курса, но и в его "качестве", если так можно сказать.

Конечно, экспертов может быть множество, у кого можно спрашивать детали, но также должен быть основной эксперт, кто бы задавал бы основную линию курса исходя из целей, которые же бы и указал разработчику. Без наличия такого эксперта успех любого электронного курса сомнителен.


"Разочарование" в elearning

Автор: Константин Бугайчук (перевод)

Оригинал инфографики http://elearninginfographics.com/elearners-become-frustrated-infographic

1. Причины разочарования слушателей:
  • Учебный курс не соответствует целям студента и уровню его знаний. Если учащийся не видит актуальность курса и возможность его практического применения для решения своих реальных проблем, он потеряет интерес.Чтобы избежать этого, специалисты по электронному обучению должны понимать, что материал учебного курса не может быть абсолютно одинаков для всех.
  • Имеют неверные ожидания. Слушателю надо напоминать, что электронное (онлайн) обучение требует столько же усилий, как и любой другой тип обучения. Следует помнить и о том, что слушателям надо иметь определенные технологические навыки, которые позволят им успешно пройти курс. 
  • Нехватка времени. Люди часто думают, что они могут уделить онлайн-курсам немного времени и закончить их очень быстро. Это не совсем верно. Когда мы не очень хорошо знакомы с электронным (онлайн) обучением, надо учитывать, что потребуется определенное время, чтобы научиться организовывать и управлять своей деятельностью.
2. Почему и как разработчики учебных курсов влияют на "разочарование" слушателей
  • Не проходили электронное обучение как слушатели. Очень важно, чтобы разработчики учебных курсов сами испытали состояние онлайн студента. Это поможет им понять элементы, которые действительно важны для процесса обучения, навыки, которые должны быть оценены и как взаимодействовать с содержанием курса.
  • Предоставление неясных инструкций. Не думайте, что только потому, что учащиеся пришли в ваш курс, они не нуждаются в четких инструкциях и методической информации. Не зная, что им делать, или не понимая шагов, которые они должны пройти может существенно повлиять на восприятие учебного материала, вплоть до отказа от прохождения курса. Если вы даете четкие инструкции для ваших слушателей, уровень их "разочарования" значительно уменьшится.
  • Переизбыток информации. Поставьте себя на место ваших студентов обувь, посчитайте их рабочую нагрузку и реалистично подумайте о том, как много своего времени они действительно могут посвятить работе в вашем курсе. Курсы электронного обучения это не электронные книги, мозгу требуется отдых, а информация должна подаваться постепенно.
  • Нет взаимодействия или сотрудничества. Никогда не забывайте, что обучение это процесс создания знания, во взаимодействии с другими, людьми. Совместная работа, активная оценка и представление иных точек зрения обогащает ваш курс. Дайте слушателям почувствовать, что они являются частью сообщества. Если не способствовать взаимодействию, студенты чувствуют себя изолированными, немотивированными и разочарованными.
3. Почему и как компания влияет на "разочарование" своих слушателей
  • Не создает для слушателей вспомогательные каналы для обратной связи и помощи. Создание таких каналов (часы, форумы и т. д.) с самого начала может помочь решить проблемы слушателей на ранней стадии обучения. 
  • Не принимают во внимание необходимые технологические ресурсы. Отсутствие необходимых программ, технических средств и т.д. или их альтернатив может быть непреодолимым препятствием для успешного обучения и может привести к тому, что студент утратит мотивацию.
  • Не создают службу технической поддержки. В идеале, при любой организации обучения должен быть специалист, который решит технические проблемы пользователя различными путями и по различным каналам связи (по электронной почте, телефону, мессенджерам). Эти люди или команды должны быть дружелюбны, терпеливы и обладать достаточными техническими знаниями и умениями, чтобы помочь слушателю решить их проблемы.
  • Нет проверки ресурсов. Перед запуском материала, компании должны убедиться, что материалы будут считываться и отображаться правильно, а также что они имеют актуальное содержание, подходящий формат и юзабилити.

Источник

пятница, 11 декабря 2015 г.

Структурирование информации при разработке электронных курсов

Автор: Дарья Андриянова 

Коллеги, хочу предложить вам способ структурирования информации, о котором я узнала, учась еще в университете. Данный способ применяют педагоги в своей профессиональной деятельности. И я подумала, почему бы не попробовать применить эти знания  при разработке электронных курсов. Создание курса очень часто сопровождается переработкой огромного массива информации. И чтобы как-то упростить эту работу, хочу предложить вам следующий метод, который заключается в создании спецификаций учебных элементов.
Сразу хочу оговориться, что данная методика скорее применима к теоретическим курсам.
Итак, начнем.
Спецификация учебных элементов – это форма наглядного отображения структуры учебного материала, представляет собой таблицу, в которой представлены: перечень изучаемых понятий, уровни их усвоения и время изучения (то есть, опорное это понятие или новое).
Название учебных элементов, понятий
Уровень освоения
Новое понятие
Опорное понятие





То есть сперва мы изучаем весь материал, который должен быть изложен в курсе и выписываем все учебные элементы. Это могут быть понятия, явления, процессы и т.д.
Далее нам необходимо определиться, новое это понятие или опорное. Опорные понятия – это понятия, которые на момент изучения курса уже знакомы обучаемому из предыдущих курсов или других источников. Наша задача их просто актуализировать, сделать так, чтобы обучаемый вспомнил, для того чтобы потом мы на их основе смогли сформировать новые.
После этого мы напротив каждого учебного элемента проставляем уровень усвоения, который мы хотим получить после изучения обучаемым курса.
Существует четыре уровня усвоения знаний: знакомство, воспроизведение, умение (возможность анализа) и трансформация (умение решать творческие задачи).
Поскольку педагогами данная спецификация применяется для построения очных уроков,  то и уровень освоения они проставляют для одного урока. При этом считается, что для опорных понятий за один урок мы должны добиться 3 или 4 уровня усвоения, а для новых только 1 или 2.
Если мы применяем данную спецификацию для разработки электронных курсов, то и уровни освоения прописываем с расчетом того, что обучаемый это освоит за один изученный курс.
Я считаю, что принцип освоения должен оставаться тот же. Новое понятие – 1, 2 уровень, опорное понятие – 3, 4 уровень. Только в случае с электронными курсами 4 уровня добиться сложнее.
Ну а далее на основе этой спецификации мы уже строим структуру курса. При этом наглядно видим, какое понятие нам необходимо только напомнить обучаемому, какое объяснить, а какое попросить воспроизвести.
Подробнее о структурно-логическом анализе вы можете узнать из данного пособия: Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова.