суббота, 30 мая 2015 г.

eLearning Elements 2015 - впечатления и мысли

Автор: Елена Денисова

Два дня пролетели стремительно! Столько энергии, столько эмоций на таком сравнительно небольшом пространстве!

Спасибо Елене Тихомировой за этот праздник elearning - это редкая возможность всем встретиться, пообщаться, обменяться опытом и познакомиться.

Почти всех, кого хотела увидеть - увидела, но сказать, что "одни и те же лица" уже не могу, и это очень радует. Это значит, что наше относительно небольшое сообщество растет и развивается. Впервые у меня не хватило визиток на всех, а мои две визитницы наполнились не моими визитками :).

Кроме полученного удовольствия от общения, я сделала для себя любопытное наблюдение. Что если формат конференции позволяет общаться и обмениваться опытом, то это и нужно делать! 

Даже, если вы уже эксперты в своей области, это не означает, что развитие окончено и нечего больше взять. Просто, чтобы получать новые знания, идеи, впечатления, энергию, необходимо свободное место или пространство. Делитесь и не бойтесь отдать лишнего - чем больше отдаешь, тем больше получаешь! Если же ты уже перегружен, то и нового ты ничего не получишь. При чем, вовсе необязательно получать только ту информацию, которую рассказывают докладчики, которая в большинстве своем полезная и интересная, а ту, которая разлита в эфире - ее можно уловить только в процессе свободного обмена, полностью раскрывшись самому этой диффузии и свободным потокам энергии.

Если же вы - закрытая "коробочка", то какой бы ни был формат конференции, ничего полезного или интересного вы не сможете получить, так как не смогли освободить место под знания, открывшись другим.

На следующий 2016 год обязательно оставлю место в плане обучения для своей команды и для себя!

Всегда Ваша,
Денисова Елена,

среда, 27 мая 2015 г.

Типология специалистов e-learning

Автор: Эдуард Бабушкин

Задачи поста:
  1. показать, какие у меня получились типологии специалистов e-learning. 
  2. показать новый для многих метод обработки опросов - исследований. В некотором смысле можно говорить о создании модели компетенций в таком формате.

Описание кейса

На клиентском портале компании Websoft (кто не знает, компания специализируется на системах дистанционного обучения) проходил опрос среди клиентов компании:
Мы проанализировали раздел «требования» вакансий на позицию «специалист e-learning», собрали требования в наиболее обобщенном виде (в нижеследующем списке нет системы – это просто наиболее распространенные требования, расположенные в алфавитном порядке). Просим Вас выбрать не более пяти требований, которые являются наиболее важными для специалиста e-learning с Вашей т.з.. НЕ БОЛЕЕ ПЯТИ
Варианты ответов (требования к специалисту e-learning) были такие

  1. анализ.информации
  2. владение.методиками.обучения.взрослой.аудитории
  3. высшее.образование
  4. гибкое.мышление
  5. знание.excel
  6. знание.баз.данных
  7. знание.педагогического.дизайна
  8. знание.психологии.восприятия.и.рекламы
  9. знания.графических.пакетов.Photoshop..Photopaint.и.др.
  10. знания.основ.программирования.на.языках.HTML..CSS..javascript
  11. инициативность
  12. коммуникативные.навыки
  13. мотивация.обучаемых
  14. навыки.сбора.информации
  15. ответственность
  16. оценка.эффективности.обучения
  17. саморазвитие.и.самообучение
  18. системное.мышление
  19. творческое.мышление
  20. управление.проектами

Обращаю ваше внимание: я использовал малти чойс - множественный выбор. Всего проголосовало 72 респондента.
Стандартно результаты считаются так

Типология специалистов e-learning


Конференция eLearning elements 2015 стартовала!



Конференция eLearning elements 2015 стартовала! 
Следите за новостями конференции в соц.сетях по хэштегу ‪#‎proelearning‬

понедельник, 25 мая 2015 г.

Спасите котика! Рецензия на книгу выдающегося сценариста Голливуда Блейка Снайдера.


Автор: Елена Денисова
На эту книгу я наткнулась совершенно случайно. Обычно мою библиотеку я пополняю почти хаотично. Критерий выбора – интерес и предположение связи темы книги с моей деятельностью. Иногда же связь эта не очевидна. Например, часть книг я приобрела ради увеличения собственного лексикона и  навыка «говорения» - это и художественные книги, и мемуары известных людей (не говорите мне про симпатии к этим людям) – я изучаю и впитываю как губка чужой стиль написания текстов!

Таким образом в один прекрасный день  мой взгляд наткнулся на название этой книги. Признаюсь, меня больше зацепило не основное название, а его продолжение: «И другие секреты сценарного мастерства». В сфере e-learning одной из основных функций является разработка электронных курсов. А для хорошего курса требуется хороший сценарий! Конечно, не все разработчики пишут сценарии, но лично я уверена, что это должны делать все, а не творить начисто по велению сердца или, лучше сказать, случая…

И вот, эта книга в моих руках! 

Это потрясающая книга, но для тех, кто умеет использовать информацию «не в лоб», а адаптировать ее к своей деятельности. Конечно, в книге представлен доступный и пошаговый алгоритм написания сценария для любого типа кинофильма или спектакля. Напрямую данную технологию применять в разработке электронных курсов нельзя, хотя бы из-за разницы в терминологии и вообще из-за различий в принципе написаний сценариев кинокартин и курсов.

Но все же связь есть: это современный сторителлинг! Дело в том, как часто это бывает в нашей сфере, есть новая идея или даже направление e-learning. О идее много говорят, приводят аргументы (практические, но чаще эмоциональные) в пользу и превосходство перед другими инструментами e-learning. Вот, только, как всегда, разговоров много, и все даже уже приняли необходимость и важность идеи, а самой технологии то и нет...

Хорошо, что почти всегда "новое - это хорошо забытое старое"! Ну, или стоит поискать в других, казалось бы не связанных, сфер деятельности! Обязательно, что-нибудь да найдется.

В книге "Спасите котика!" - очень подробная инструкция по написанию сюжетного курса (т.е. фильма) - осталось только по этому алгоритму создать структуру и заполнить учебными материалами - вот вам и требуемая история с сюжетом!

 Так, что, если вы не боитесь искать знания не в источниках e-learning, эта книга окажется для вас настоящим кладом! Рекомендую.

Всегда Ваша,
Денисова Елена,

четверг, 21 мая 2015 г.

6 советов по созданию эффективной геймификации

Автор: Михаил Тресер

В процессе работы над Geenio, мы каждый раз перед тем, как браться за работу над следующим функциональным модулем создавали документ с требованиями по его функционалу. Составляя документ с требованиями по модулю геймификации, мы долго дискутировали, спорили и в конечном итоге переписывали его 3 раза. В одном из своих прошлых постов я вскользь затрагивал эту тему и давал несколько рекомендаций по правильному использованию игровых механик. На этот раз я решил посвятить этой теме отдельную заметку. Ниже представлены некоторые советы и рекомендации по эффективному применению геймификации в электронном обучении.
  • Мотивируйте, а не развлекайте
  • Откажитесь от стандартного набора инструментов
  • Не злоупотребляйте наградами
  • Бросайте вызов ученикам
  • Помните об основных целях проекта
  • Игра и геймификация не одно и то же

Мотивируйте, а не развлекайте

Геймификация – это не набор игровых механик, а парадигма разработки контента, которая подразумевает превращение сухих текстовых материалов в более живую, игровую и интерактивную форму. Всегда помните о том, что главная цель геймификации мотивировать и заинтересовать пользователя, а не сделать для него паузу и предложить развлечения каким-то образом связанные по тематике с основной темой курса. На этом спотыкаются многие.

Важно помнить, что геймификация нужна не для развлечений, а для повышения эффективности обучения. Не нужно создавать мини-игры внутри ваших курсов, не пытайтесь придумать новый Tetris или Super Mario Bros, это лишь повредит вашему проекту. Не отвлекайтесь от основного, будьте последовательны. Лучше проверьте в игровой форме, насколько хорошо закрепились полученные учеником знания. В случае, если знания были усвоены не достаточно хорошо, помогите ученику закрепить их с помощью игровых механик. Будьте изобретательны и не бойтесь создавать и использовать новые игровые инструменты, которые никто до вас не использовал. Возможно, ваша идея станет новым стандартом среди игровых механик.

Откажитесь от стандартного набора инструментов

Решившись использовать геймификацию в своем проекте, откажитесь от использования стандартного набора инструментов – points, badges and leaderboards. Многие компании потерпели неудачу в применении геймификации и отказались от ее использования по той причине, что решили воспользоваться стандартным набором, не проверив насколько данные механики релевантные для их проектов.

В геймификации нет универсальных приемов, которые будут работать одинаково хорошо для всех проектов. Необходимо каждый раз заново выстраивать набор игровых механик на основе задач и целей курса. Цель геймификации – повысить эффективность обучения пользователя, закрепить полученные им знания и помочь ему достигнуть, задуманных автором, желаемых целей. По этой причине, для каждого нового проекта требуется уникальный набор инструментов, которые будут повышать его эффективность.

Если вам подходят какие-то из существующих механик – замечательно! Если нет – разработайте свои уникальные инструменты для вашего проекта. Вся прелесть геймификации заключается в том, что она не ограничена несколькими распространенными игровыми элементами, как думают многие, а позволяет создавать абсолютно новые решения для достижения необходимых задач.

Не злоупотребляйте наградами

Если вы все-таки решили использовать badges в вашем проекте, будьте очень осторожны с их применением. 90% компаний злоупотребляют частым награждением пользователей бейджами. Как же узнать, правильно ли используются бейджи в вашем курсе? Все достаточно просто – создайте себе тестовый аккаунт в своем проекте и попробуйте выполнить одно или несколько заданий, с которыми обычно сталкиваются пользователи. Если вы получаете сообщение о получении новой награды каждые 10-15 минут, значит что-то не так в логике использования бейджей. Бейджы должны быть редкими и значительными для пользователя. Перед тем, как получить какой либо бейдж, пользователь должен проявить усилие. Только в таком случае, он действительно будет ценить свое достижение и полученную за него награду. По этой причине бейджи должны быть редким и штучным товаром.

Бросайте вызов ученикам

Ничто не мотивирует так хорошего ученика, как сложные, но интересные задачи. Если ваш вызов сможет зацепить ученика, он будет пытаться решить поставленную задачу, пока не выбьется из сил или не потеряет надежду решить ее. Для сохранения интереса со стороны пользователя, вызовы (challenges) должны быть сложными, но достижимыми. Если задачи будут чрезмерно сложными и пользователь не сможет решить их собственными силами, мы достаточно быстро отобьем у него всякое желание продолжать дальше. Если задачи будут слишком простыми, и не будут требовать от пользователя особых усилий, он, скорее всего, быстро заскучает и потеряет интерес к дальнейшему решению задач. Таким образом, идеальный challenge будет по сложности близок к пределу возможностей среднего ученика, но будет решен до того, как пользователь потеряет надежду и бросит попытки решить задачу.

Помните об основных целях курса

Придерживайтесь задач, поставленных курсов. Геймификация не должна уводить пользователя в сторону, она должна помогать достигнуть основных задач. Используя геймификацию очень легко увлечься интересной механикой, погрузить пользователя в увлекательный игровой процесс, позабыв о поставленных задачах курса. Для предотвращения такой ситуации важно всегда держать в памяти, чего мы хотим от пользователя, который проходит наш курс. Добавляя игровые механики необходимо сразу проверять, помогают ли они пользователю улучшить понимание получаемой информации и мотивируют ли его или же наоборот, отвлекают его от основных задач. Если последнее верно необходимо пересмотреть выбранные инструменты и подумать об их замене или же и вовсе отказаться от применения геймификации в вашем курсе. Я хочу еще раз напомнить, что геймификация должна помогать достигнуть желаемых результатов, а не отвлекать от них.

Игра и геймификация не одно и то же

Многие заблуждаются, считая игры и геймификацию синонимами. Вследствие чего, мы с удивлением можем обнаружить мини игры внутри различных обучающих курсов. В большинстве случаев такие мини игры ничему не учат, а лишь позволяют ученику приятно провести время, отвлекая его от основного замысла. Пересекая тонкую красную черту, отделяющую игровые механики геймификации от игры, мы наносим вред процессу обучения. Это один из тех случаев, когда неправильное понимание геймификации не только не помогает, но и вредит проекту. На этом месте споткнулись многие большие компании, вследствие чего, не увидели никаких положительных изменений в обучении и сделали поспешные выводы о том, что геймификация бесполезный инструмент.


Помните, что геймификация не должна быть автономным модулем. Она должна вписываться в основную концепцию и цели курса, усиливая мотивацию учеников и оборачивая учебный процесс в более привлекательную и интересную обертку.

Мотивация в корпоративном обучении это просто?



Автор: Марина Литвинова
Не первый раз слышу мнение о том, что мотивация в корпоративном обучении это просто. Просто потому, что 1) обучение нужно сотруднику для выполнения его функций, то есть для получения зарплаты, поэтому он уже замотивирован; 2) в бизнесе обучение напрямую связано с продажами и получением бонусов (не выучил продукт - не смог продать - не получил бонусы), 3) при правильно поставленной цели обучения с мотивацией все будет хорошо (если мотивации к обучению нет - не верная цель, не тому учим, не так преподнесли). Но в реальности мы сталкиваемся с тем, что мотивировать все равно надо. Не всегда обучение можно подвязать под продажи и бонусы. И как бы удивительно это не звучало, не всегда бонусы и зарплата будет мотивировать на обучение. Вы скажете, что таких сотрудников надо увольнять? А если таких окажется 50%?) Вы скажете ,что это ошибка подбора? А если дело не в том, что не хотят учиться, а в том, что не хотят учиться работать эффективнее, не хотят переучиваться, не хотят отказываться от своего привычного, пусть дольше, но получается и так привык делать. 
Так в чем же проблема мотивации именно в бизнесовом обучении и какими способами находить решение этой проблемы? 

Источник

среда, 20 мая 2015 г.

Интеграция - обязательное условие при работе с заказчиком. Послание с клиентской стороны.

Автор: Елена Денисова

Не секрет, что мы все в той или иной ситуации оказываемся в роли клиента, которому предлагают воспользоваться продуктом или услугой. В год ко мне приходит несколько предложений по роду моей деятельности – дистанционному обучению и автоматизации HR-процессов. Часть приходит напрямую, часть «спускает» руководство Компании. В течение каждого года я посещаю несколько интересных, на мой профессиональный взгляд, мероприятий – конференций, выставок, экскурсий, бизнес-завтраков/ужинов и т.д., общаюсь в социальных сетях… За год можно составить при желании картотеку предложений разных провайдеров.

За это время у меня появлялись разные мысли и выводы работы с провайдерами и контрагентами. Возможно, если поделюсь обратной связью, кто-нибудь да и примет к сведению и сможет использовать ее в работе с нами, клиентами.

Мысль первая
Знаете, почему организации предпочитают одно ПО другому? Да, конечно, что-то качественней, что-то удобней, что-то дешевле… Но не это самое главное! В сфере корпоративного дистанционного обучения важна не сама платформа – у всех провайдеров все примерно одинаково, в функциональном смысле – примерно тот же набор функций (можно по чек-листу проверять: так и вижу – ага, это есть – ставим галочку, это тоже галочка.. и т.д.). Но в чем же тогда отличие?! В ОТНОШЕНИИ провайдера к клиенту! А именно нам, клиентам, важно знать не только возможности платформы, но и наши действия и инструкции, что делать, куда бежать, как исправить или добавить в случае, если что-то пошло не так, или аппетит разыгрался, и мы хотим внести изменения в имеющееся ПО – оперативно и безболезненно для нашего основного бизнеса.

Ситуация 1.
На одной из конференций-презентаций меня заинтересовало одно решение в области быстрой разработки электронных курсов от ГиперМетода – eAuthor (у меня до сих пор на рабочем столе висит ярлычок). У нас в Компании платформа от Websoft (звучит все это почти как «от кутюр»), основной (и единственный до сих пор) конструктор курсов Courselab, являющийся основным профессиональным инструментом разработки электронных курсов в отделе дистанционного обучения. eAuthor привлек мое внимание возможностью быстрого перевода учебных материалов в scorm формат в виде курсов с удобной навигацией без предварительной подготовки для неспециалистов elearning. У меня возникла идея обзавестись данным инструментом для срочных и временных задач по переводу презентаций самими руководителями для своих сотрудников, что высвободило бы ресурсы профессиональных сотрудников ОДО.
Оставались вопросы технического характера – как внедрить, а именно «как поженить» новый продукт с нашей СДО, и что делать, если что-то пойдет не так. Естественно, прежде чем идти с данной инициативой к руководству, нужно было все проверить, протестировать и убедиться, что идея «взлетит». На мой вопрос с описанием нашей потребности и опасением дружбы продуктов разных провайдеров, что к кому обратиться, кто сможет мне помочь опробовать данный проект из ГиперМетода. Каково же было мое удивление, когда получила примерно следующий ответ: «У вас Websoft? Ну, так и обращайтесь к ним за помощью!» - и весь разговор. Думаю, не стоит объяснять вам, что я решила. Да, после этого ярлычок так и болтается, а продукты ГиперМетода у нас нон грата, хотя, сами продукты, допускаю, вполне ничего себе.

Ситуация 2.
В бытность свою, на заре моей практики, когда мое имя было неизвестно никому, работала в компании ЗАО ЦВ фирма «ПРОТЕК». И была там готовая база курсов от разных поставщиков. Значительная часть от SRC. На момент моего прихода (2007-2008гг) контент курсов во многом устарел. Изучив потребность в организации, выяснилось, что наибольшей популярностью пользовались курсы линейки MS Office, а именно Excel.. Курсы носили справочных характер, где по ссылке открывался тот или иной ролик, где нужно было прощелкать на все кнопочки и команды в заданной (линейной) последовательности. От теории там были только указания: «Нажми на кнопку такую-то». Тесты вообще не соответствовали контенту, а были взяты из другого места, судя по всему. Контакты провайдера остались.
Я набрала номер телефона, нашла ответственного за продукт данной линейки, запросила возможность изменения данных курсов: предложила добавить теорию, которую я согласна была подготовить самостоятельно и изменить тест, уверив, что мы готовы оплатить все расходы – только озвучьте стоимость. Ответ был неожидан: «Данные курсы разработаны. Изменения мы не вносим. Доработки не осуществляем». Надо понимать, что с данной компанией я больше не работаю.

Мысль вторая
Следующий аспект работы с клиентом – плохо снятая потребность. Вернее, потребность снимать умеют практически все. Но только между этапом «Снятие потребности» и «Презентация» такое ощущение, что лежит целая пропасть – эта информация просто куда-то испаряется, теряется и больше не вспоминается в дальнейших встречах. Вместо этого возникает «Предложение», в котором озвучивается то, что нам не нужно даже за дополнительную оплату нам! А если начинаешь возражать, что «мы так не договаривались» (что там дальше по алгоритму?) – включается автоматически этап продаж «Работа с возражениями»! И бесполезно указывать аргументы, что нам нужно другое, а видео, мультики и прочее у нас не пойдут у нас на ПК – мощности не хватает стандартных ПК рядовых сотрудников (ну, извините, им хватает для выполнения непосредственных задач). В ответ получаешь, что мы глубоко отстали от всей общей братии на рынке elearning, что никто так больше не работает… и вообще у нас самая крутая оценка! Ее пользуются во всех крупнейших организациях Планеты! Можно подумать, что каждая «моська» стремится походить на «слона» (ну, извините, мы себя считаем если не «слоном», то стремимся оставаться «фиолетовой коровой» в мире бизнеса (см. Сет Годин)).

Ситуация 3.
Долгое время ко мне на встречу напрашивались из SAP с новым супер удобным, полезным и просто красивым продуктом для автоматизации HR-процессов. Так как физически мое присутствие на рабочем месте было сильно ограничено по причине декретного отпуска, то я очень подробно описала возможный интерес, чтобы мне уже по телефону могли сказать, имеет ли смысл встреча: оговорили пункты демонстрации, конкретное ПО и его части, договорились о времени и встрече. В итоге опоздали на 25 мин и показали стандартную презентацию, которую к слову сказать, я уже успела просмотреть самостоятельно… Не сказать, как я была разочарована!

Но к чести сотрудников SAP скажу, что после моей Обратной связи сотрудники SAP взяли «реванш» и пришли снова на встречу уже лучше подготовленные. Не на все смогли ответить, но учли свои ошибки и стали подстраиваться под нас. Это радует! Возможно, что-то в итоге и получится.

И последнее наблюдение
Перед проведением мероприятия или подготовкой предложения мало кто изучает клиента. Как часто провайдер ошибается с целевой аудиторией? Довольно часто, практически всегда! Считается, что лицо, принимающее решение – это тот, кто платит. Иногда это так, но это бывает не всегда. Чаще всего руководство «спускает» на проверку и оценку целесообразности предложения своим подчиненным, специалистам в указанной области. Бывают, конечно, ситуации, когда руководство самостоятельно принимает решение о покупке, а затем «спускает» свое решение для реализации – сколько мы знаем таких провальных проектов!
Бывает и обратная ситуация, когда предложение интересно ТОП-менеджменту, а его озвучивают на мероприятии для линейных менеджеров и специалистов области. В этом случае, усилия тоже оказываются втуне.

Если цель – долгосрочные отношения, то стоит перед подготовкой предложения расставить правильные акценты и выявить настоящих лиц, принимающих решения для лучшего предложения.

Я привожу данные примеры из моей практики не для обиды – все же мне решать, как клиенту, с кем работать, а с кем – нет. Именно также наши внутренние заказчики при нашей работе внутри организации по наполнению базы знаний решают, работать им с нами, или нет. Поэтому здесь можно выпустить порцию помидоров и яиц, но это плохо повлияет на мое мнение, как клиента))).

Но лучше все же выстраивать свои отношения с клиентом на принципах интеграции и «и люди к вам потянутся»!

Всегда Ваша,
Денисова Елена,

понедельник, 18 мая 2015 г.

Программа eLearning elements 2015



Ровно 8 дней до eLearning elements! 

За это время вы можете успеть зарегистрироваться, ответить на опросы про геймификацию и обязанности e-learning специалиста, посмотреть программу и выбрать самые интересные для вас темы.

Скачайте уже готовую программу конференции. Все самые важные моменты вы найдете внутри. Скачать программу >>

Архитектура e-learning проекта

Автор: Марина Литвинова

Моя схема из презентации  к неформальной встрече корпоративных экспертов группы Corporte e-learning Ukraine. Буду рада вашим идеям, дополнениям и возражениям)



Комментарии к схеме можно найти  ТУТ.


Первая встреча группы корпоративных экспертов Corporate e-learning Ukraine. 16 мая 2015 г.

Автор: Марина Литвинова


Первая встреча группы корпоративных экспертов Corporate e-learning Ukraine состоялась! Официальный релиз посмотреть в аккаунте группы на slideshare

Немного об эмоциях: Первое мое радостное удивление было в момент, когда через несколько дней после создания группы на линкедине, появилась идея встречи! Второе - когда невероятно быстро собралась группа спикеров и участников. Третье - когда я увидела чудесный зал бизнес-центра, за что отдельное спасибо моему коллеге по организации - Валерию Задавысвичке. Дальше - я потерялась в эмоциях.


В глазах каждого участника, который заходил в зал, горел интерес к обучению. На этапе знакомства мы все смогли понять, что собрались единомышленники. Аудитория была профессиональной и заинтересованной:
- представители банков (Пиреус, Укринбанк, ПриватБанк, Форвард, Проминвестбанк, 
-  представители компаний (АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ, Эльдорадо, Агрохолдинг «Кернел»), 
- представители компаний-провайдеров обучения (Техноматика, ТЭК Интернешл), 
- представители Всеукраинской ассоциации электронного обучения,
- представители вузов (Харьковский политехнический институт, Национальный транспортный университет, Институт информационных технологий). 

Так как встреча была четко по приглашением и количество участников было ограничено, я предполагала, что из наших 24-х заявленных гостей может быть и половина, а может и меньше. Тем не менее пришли практически все. И я очень хочу поблагодарить участников за смелые вопросы, за то, что в теплый субботний день пришли учиться, за что, что приехали из разных городов, за то, что мы познакомились друг с другом, за то, что мы представили украинский корпоративный e-leanring, за то, что поделились опытом и полезной информацией, за ваши улыбки и горящие глаза. Это было действительно здорово! Приятно видеть столько людей, которые занимаются любимым делом. 


Отдельная благодарность спикерам, которые поделились своим опытом (тут пишу и себя:):
- Проблемы внедрения электронного обучения, Валерий Задавысвичка (Пиреус Банк, Киев), 
- Архитектура e-learning проекта, Марина Литвинова (Ассоциация e-learningPRO), 
- Опыт внедрения нестандартного курса обучения в банке, Владимир Кухаренко (Харьковский политехнический институт), 
- Опыт внедрения и эксплуатации дистанционного обучения внутри корпораций, Алексей Орлов (Открытый корпоративный дистанционный университет, Одесса).


Вопросы, которые нас всех волновали, были очень актуальны:
- Как обучать эффективно и как контролировать обучение?
- Как мотивировать сотрудников на обучение?
- Могут ли наставники и внутренние эксперты выполнять функции специалиста e-leanring?
- Как эффективно управлять e-leanring-проектом?
- Сколько сотрудников должны поддерживать СДО?
- Кто еще такой-же человек-оркестр в своей компании, выполняющий все функции e-learning?
- Когда начинать планировать развитие СДО и как вовремя остановиться?
- Можно ли внедрить и развивать СДО без поддержки топ-менеджмента?
- Как гармонично сочетать очные и дистанционные форматы обучения?
- Чем поможет управление изменениями в компании при внедрении СДО?


И, да, в следующий раз мы будем увеличивать время мероприятия и уделим больше внимания обсуждению. Понимаю, что на дискуссии времени не хватило. И также запланируем небольшие задания, которые мы сможем совместно выполнить и создать что-то полезное для всех. Возможно, это шаблон нормативного документа или стандарт курса или список функции специалиста СДО. Предлагайте свои идеи того, в чем нужна помощь группы. 

Если вы не успели установить контакты с кем-то из спикеров или участников, это можно сделать в группе фейсбук среди списка подтвердивших участие. Группу в фейсбуке мы оставим закрытой. Чтобы стать ее участником, обращайтесь к Валерию. Группа в линкедине - открытая. Чтобы стать ее участником просто отправьте запрос.


Мы открыты новым идеям и вашим предложениям. Хотите стать спикером или помочь в организации следующей встречи - пишите нам:
  • https://www.facebook.com/marina.litvinova
  • https://www.facebook.com/vzadavysvichka
Двигаемся дальше!


P.S. 

1) Для тех, кто не успел заполнить анкеты обратной связи после встречи, напомню, что жду их в любом электронном виде:) на свой имейл marina.litvinova@meta.ua


2) Если у вас остались вопросы к спикером, можете их задать, презентации и контакты ниже. 






Учитель в медийном городе Маккуайра

Автор: Иван Травкин

На прошлой неделе я прочел «Медийный город» Скотта Маккуайра [1], и скажу, что по субъективным впечатлениям эта книга должна стоять на одной полке с работами Маклюэна. Маккуайр, в отличие от Маклюэна, пишет ясно: читать было удовольствием. Впрочем, думать пришлось больше, чем читать. В первую очередь, я думал о том, как связать идеи из книги с проблематикой собственной работы.

В главе, посвященной общественному пространству перформанса (6 глава), Маккуайр обращает внимание на «умную толпу» Говарда Рейнголда [2] и соглашается с его тезисом о социальных практиках как самом востребованном продукте завтрашней мобильной индустрии [там же]. При этом он не забывает и о политических противоречиях использования мобильных технологий в социальной сфере, которые Рейнголд и некоторые другие авторы хотят сгладить или вовсе игнорируют.


Далее следует интересная цитата Андреаса Брокманна, я приведу ее целиком (цит. по Маккуайру, с. 234):

«Задача творческого использования медиа — формирование многообразия общественных акторов и площадок, разработка методов артикуляции новых публичных сфер, соединяющих физическое городское пространство и потенциальную общественную область электронных сетей. Эта общественная область возникнет лишь при наличии сложных форм взаимодействия, участия и учебы, где используются технические возможности новых сетей, которые придают новым творческим формам зримость, присутствие, активность — одним словом, публичность» [3, с. 167].

Маккуайр также замечает, ссылаясь на Сеннета, что «общественная коммуникабельность не возникает естественным путем: ей надо учиться, ее надо взращивать, практиковать» (с. 234). Этот тезис перекликается с моими ранними размышлениями о «бутстрапе» учебной культуры как единственном пути к мобильному кампусу [4]. Наконец, Маккуайр говорит следующее: «роль художников, использующих новые медиа для построения экспериментальных интерфейсов в общественном пространстве, может обрести стратегическое значение» (с. 234). Хотя он использует техническую метафору интерфейса, мне кажется, последний понимается здесь даже шире, чем в креативном программировании (высокотехнологичный перформанс с использованием цифровых медиа), а, значит, и «художник» может пониматься шире, чем просто creative artist.

Сейчас я вижу интересную задачу в том, чтобы интерпретировать учителя как художника, творящего экспериментальные образовательные интерфейсы в контексте медийного города Маккуайра. Практика учителя — его искусство публичной жизни в медийном городе — сама по себе является образовательным интерфейсом, очевидность которому придают такие инструменты, как интерактивное портфолио [5]. Эта новая для меня постановка, кажется, намекает на неучтенные ранее аспекты учительства — те смыслы, которые хочется охватить краткой, но выразительной формулой (см. презентацию [6], слайд 4).

Ссылки

1. Маккуайр, С. Медийный город. М.: Strelka Press, 2014.

2. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР ПРЕСС, 2006.

3. Broeckmann, A. Public spheres and network interfaces // Vectorial Elevation: Rational Architecture / Ed. by R. Lozano-Hemmer. Mexico City: Conaculta Press, 2000. P. 165-182. N 4.

4. Травкин, И. Ю. Бутстраппинг мобильного кампуса // Fun of Teaching, 21.4.2012. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/21435022423

5. Травкин, И. Ю. [#соразвит14] Интерактивное портфолио // Fun of Teaching, 31.7.2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/93389266256/14

6. Травкин, И. Ю. Персональная учебная сеть и персональная образовательная среда: современный ресурс для обучения (презентация). 11.11.2014. URL: http://www.slideshare.net/iwannt/ss-41414261

elearning: Сделайте работу с экспертами интересной!

Автор: Елена Денисова

Мы много уделяем внимания вовлечения обучаемых в процесс обучения, а также в реализацию знаний в рабочий процесс после обучения: придумываем, адаптируем и внедряем новые подходы, методы и инструменты в электронных курсах. Чего только не придумали! Elearning не стоит на месте, и это здорово!

Однако для качественного электронного курса необходимо участие эксперта/экспертов контента курса. Чем выше активность и желание работать у эксперта, тем больше можно сделать в самом курсе! Кто-то скажет, что дело эксперта подготовить и передать учебные материалы, и потом проверить сам курс, и будет прав, конечно.

Но замечено, если эксперт сам вовлечен в процесс разработки электронного курса, понимает, каким он должен быть и работает в паре с разработчиком, то и материалы готовит не механически, а под разработку. Например, если есть идея осуществить сквозной кейс с различными игровыми моментами, то эксперт в паре с разработчиком моделирует процесс обучения и поведения обучаемого после обучения. Эта модель получается непрерывной и более реалистичной за счет знания эксперта реальной рабочей ситуации. В результате сам эксперт вовлечен и замотивирован на качественную работу.

Кроме того, когда эксперт вовлечен в работу разработчика в части написания сценария, сам процесс работы становится увлекательным! Многие наши эксперты после первого опыта работы с нами, отделом дистанционного обучения, через какое-то время стремятся сами повторить данный опыт – ведь, это не только полезно и нужно для эффективной работы их подразделений, но и безумно интересно и увлекательно!

Некоторые наши давние друзья-эксперты даже предпочитают приехать к нам (обычно, с целью улучшения взаимоотношений и ускорения процессов разработки, мы приезжаем сами в удобное для них время в удобное для них место). Они объясняют это желанием посвятить выделенное время исключительно работе над курсом, чтобы им никто не мешал: на рабочем месте их все отвлекают, дергают. Скорее всего, нашим экспертам просто нравится с нами общаться, получать удовольствие в процессе работы над курсом. В результате получается качественный интересный курс, эксперт решает свою управленческую задачу, а мы получаем лояльных и заинтересованных друзей в лице экспертов курсов, которых всегда можно «подбить» на новую разработку.

Работая с экспертами, старайтесь вовлечь их в процесс разработки в части идей, чтобы они могли себе представить, как это будет работать в реальной их деятельности, чтобы они могли не только оценить конечный результат, но и внести свою лепту. Сделайте их создателями «своего» курса! Конечно, необходимо соблюдать баланс между методическими требованиями и желаниями эксперта – не забывайте, что именно вы знаете, как лучше замотивировать обучаемого. Будьте наставником и ведущим в разработке электронного курса, учитывайте и направляйте идеи эксперта в нужное русло, используйте его личный опыт для лучшего результата. Фактически, от вас требуется канва, а эксперту позвольте помочь вам заполнить ее наилучшим образом. От вас потребуется обработка этого ценного материала. А эксперт в результате будет чувствовать себя если не автором курса, то хотя бы соавтором и основным источником (если не единственным) источником знаний.

Наш девиз работы с экспертами – «Будь нашим другом!».

Всегда Ваша,
Денисова Елена,

воскресенье, 17 мая 2015 г.

Применение Big Data в Elearning и адаптивное обучение

Автор: Михаил Тресер

В процессе онлайн обучения ученик оставляет за собой четкий след своего пути и успехов. Если проследить за шагами ученика, можно получить массу полезной информации для дальнейшей аналитики и помощи другим ученикам. Сегодня, многие компании научились анализировать такие данные и предоставлять прогнозы касательно дальнейшего продвижения ученика в учебе. Такие системы могут подсказать, каким ученикам нужна помощь и в каких именно темах необходимо оказать поддержку.
Существуют также инструменты для создания подстраивающихся под ученика курсов, которые меняют показываемые ученику материалы в зависимости от его продвижения внутри курса. Все идет к тому, что в ближайшие 5-7 лет большинство систем для профессионального обучения смогут анализировать успехи ученика и на основе полученной статистики подстраиваться под него.
В последние пару лет, большой популярностью среди компаний стало пользоваться направление “Big Data”. Появилось большое количество старт-апов, которые специализируются на сборе, аналитике и работе с “Big Data”. Большие корпорации тоже не отстают и открывают новые подразделения, занимающиеся только этим направлением. Нужно понимать, что в данном случае важно не только собрать большие объемы даты, но и   научиться обрабатывать ее и доставать полезную информацию, предоставляя готовые инструменты и сервисы для компаний и государственных учреждений.
Такие инструменты могут помочь заранее определить сложности, с которыми сталкиваются студенты, улучшить их результаты и персонализировать обучение на самом высоком уровне. Определяя прогресс обучения студента, такие программы могут помочь преподавателю понять, какие студенты могут не пройти курс, чтобы он мог предоставить соотвествующие вспомогательные инструменты и помощь.
Адаптивное обучение будет активно развиваться в ближайшем будущем и все от этого только выиграют. Компании, которые смогут предложить наиболее интересные и актуальные для рынка решения хорошо заработают на этом. Организации, которые начнут применять такие аналитические инструменты в своих системах смогут повысить результаты и продуктивность своих сотрудников и учеников.

пятница, 15 мая 2015 г.

Курс "Холодные звонки" от компании Kraft. Рецензия.

Холодные звонки – актуальная тема для многих компаний, занимающихся продажами, в том числе по телефону.

Курс «Холодные звонки» от разработчиков компании KRAFT (http://kraftsol.ru/products) выполнен на высоком уровне качества:
 
  • Удобный интерфейс,
  • Приятный дизайн, соответствующий тематике,
  • В целом грамотная методическая подготовка контента курса;
  • Грамотная речь;
  • Есть в начале курса кейс на проблематику;
  • Наличие уместных практических кейсов,
  • Интересные аудио-кейсы.

Курс рассчитан на менеджеров по продажам, специализирующихся на холодных звонках. В качестве целевой аудитории заявлены как новички, так и уже практикующие холодные звонки.

Единственное замечание, несмотря на наличие информации и отработки по всем этапам продаж через холодные звонки, нет целостной картины самой технологии Холодного звонка: что такое холодный звонок, когда и зачем применяется, что он дает менеджеру по продажам, почему ему выгодно и надо использовать холодные звонки, кто является лицом, принимающим решение, как определить лицо, принимающее решение – на что ориентироваться и т.д. 
 
То есть, если менеджер уже практикующий, возможно он все это уже знает и ему, действительно, нужна только практическая отработка теоретических знаний. Если же менеджер – новичок, то данный блок информации нужен, как вводная часть обучения.

В остальном курс приятно порадовал сбалансированностью методического, технического и визуального исполнения – в меру, уместно и логично.

В данной реализации порекомендовала бы специалистам, уже имеющим опыт в холодных звонках для систематизации уже имеющихся навыков, а также их улучшения путем тренировки на практике через предложенные кейсы.



Всегда ваша,
Денисова Елена,
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
http://blogofdenisova.blogspot.ru

четверг, 14 мая 2015 г.

Нужна ваша помощь, друзья! Поделитесь ассоциациями на тему: "Автоматизация? Легко!"

Дорогие друзья! 

Я начала работать над книгой "Автоматизация? Легко!"


Сюжет книги: Менеджеру среднего звена неожиданно руководство ставит задачу автоматизировать бизнес-процессы департамента, где он работает в одном из отделов. Он включается в игру под названием "Автоматизация", рискует и выигрывает.

Напишите, пожалуйста, как вы считаете, что должно быть в этой книге? О чем она?


Пишите в комментариях! Я очень жду ваших ответов! Это очень мне поможет :).

Заранее всем ответившим большое спасибо!

Ваша Денисова Елена,
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
http://blogofdenisova.blogspot.ru/

среда, 13 мая 2015 г.

Компьютерные тесты: проводим экспертизу

Автор: Дмитрий Аббакумов
Когда тестовые задания разработаны, наступает время следующего этапа – экспертизы. Экспертиза очень важна, так как в это время задания очищаются от ошибок и неточностей, которые встречаются даже у самых опытных разработчиков. Дмитрий Аббакумов, руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ, делится практическими советами.
Начинается экспертиза с поиска и привлечения экспертов. Минимальное требование к экспертам – специализация на тематике теста. При этом желательно, чтобы эксперты были знакомы с правилами конструировании тестовых заданий. Эксперты могут отличаться, пересекаться или совпадать с авторами заданий. Эксперты могут быть как внутренними, так и внешними по отношению к организации, в которой разрабатывается и/или планируется к внедрению тест.
Качество экспертизы во многом зависит от количества экспертов. Рекомендуется минимум три эксперта, не считая автора задания, для оценки каждого тестового задания. Важно ответственно отнестись и к планированию объемов работы. В качестве ориентира А. Г. Шмелев в книге «Практическая тестология» приводит следующее соотношение: 100-150 тестовых заданий на 1 день работы эксперта в режиме двух сеансов по 2-3 часа с перерывом между ними (имеются в виду задания с выбором одного ответа).
После того как команда экспертов собрана, необходимо организовать их работу.

ПОРЯДОК РАБОТЫ ЭКСПЕРТА С КАЖДЫМ ОТДЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ:

  1. Найти или сформулировать правильный ответ в зависимости от типа задания.
  2. Оценить качество задания, обращая внимание на ясность и лаконичность формулировок, отсутствие ошибок и неточностей, по трехбалльной (высокое, среднее, низкое) или по пятибалльной шкале (очень высокое, высокое, среднее, низкое, очень низкое) с письменной аргументацией своей оценки.
  3. Оценить трудность задания по трехбалльной (высокая, средняя, низкая) или по пятибалльной (очень высокая, высокая, средняя, низкая, очень низкая).
  4. Оценить соответствие задания теме теста, например, в двоичной логике да/нет.

Количественная оценка качества заданий дает возможность измерить согласованность мнений экспертов. Если все эксперты оценили задание как качественное – оно остается в банке заданий. Если эксперты согласованно отвергают задание – оно удаляется из банка заданий. При отсутствии согласия у экспертов требуется доработка задания . В этом случае будет полезно обратиться к аргументации экспертов (см. пункт 2 выше). Зачастую в порядок экспертизы включают дополнительный пункт, предлагающий экспертам предложить свои варианты доработки некачественного задания. В этом случае доработка «спорного» задания становится еще проще.
Очень важным элементом процедуры экспертизы является анонимность. Только в этом случае можно рассчитывать на откровенность экспертов и можно доверять полученным оценкам.

ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ПРИЗНАКА НЕКАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ:

  1. Задание не связано с темой теста.
  2. Указанный автором правильный ответ является спорным.
  3. Задание имеет неточности в формулировках, грамматические, орфографические или пунктуационные ошибки.
Экспертизу удобнее проводить в электронной форме. Для этого можно использовать сервисы Google Forms или Survey Gizmo, которые позволяют собрать оценки и затем проанализировать их с использованием возможностей MS Excel или любой программы для статистического анализа данных. Можно воспользоваться специализированными сервисами, например, HT-LINE, достоинством которого является автоматический анализ результатов экспертизы и их наглядное отображение.
Экспертиза является непростым этапом разработки компьютерного теста. Поиск и привлечение экспертов (а они зачастую являются очень занятыми людьми), необходимость удаления заданий, которые разрабатывались с таким трудом, но оказались некачественными – превращают экспертизу в настоящее испытание не для слабонервных. Но важно понимать, что качество тестовых заданий, получающихся в итоге, того стоит.
При подготовке текста использовались материалы книги А. Г. Шмелева «Практическая тестология» 
Дмитрий Аббакумов


Источник