четверг, 30 октября 2014 г.

Требования к современному преподавателю

На своих курсах повышения квалификации преподавателей мы затрагиваем тему "Требования к современному преподавателю". В ее рамках в этом году я обратился к публикации Александра Александровича Андреева "Проблемы преподавателей вузов в среде e-learning". По ее мотивам я подготовил небольшую презентацию, которую и представляю Вашему вниманию.


С полным текстом статьи Александра Александровича можно ознакомиться по ссылке http://vovr.ru/upload/Educa8-9-10.pdf




среда, 29 октября 2014 г.

Книга "eLearning and the Science of Instruction". Часть 7. Практика. Часть 2

Автор: Денис Якорев

В этом посте мы продолжаем рассматривать практику в электронном обучении. Первые два принципа: достаточность объема и отражение реальности - мы уже рассмотрели в предыдущей публикации. Этот же пост будет посвящен оставшимся:
  • принципу эффективной обратной связи 
  • принципу распределения практики между учебными событиями
  • соблюдению принципов мультимедиа в практических заданиях и 
  • принципу постепенного перехода от примеров к практике

Принцип 3. Добавьте в курс эффективную обратную связь 

Важность обратной связи трудно переоценить: из 138 факторов, влияющих на обучение, обратная связь по эффективности занимает 10 место. Но, чтобы она оказала свое позитивное влияние, необходимо соблюсти ряд требований:

Требование 1. Обратная связь должна не просто констатировать, правильный ответ или нет, но и объяснять почему.

Ниже приведены примеры констатирующей (корректирующей) и объясняющей обратных связей:
Констатирующая(корректирующая) обратная связь
Объясняющая обратная связь
По разным данным использование объясняющей обратной связи дает прирост результативности на итоговом тестировании от 16 до 87%.

Требование 2. Обратная связь должна быть сосредоточена на учебной задаче, а не на обучаемом. 

Похвала, как правило, не содержит информации, ценной с точки зрения понимания задачи, вовлечения в процесс и достижения целей обучения. Поэтому, если ученик решает какую-либо задачу, обратная связь должна быть сфокусирована именно на процессе и особенностях ее решения.

Не используйте обратную связь типа «Отлично», «Молодец» и т.д. А также старайтесь избегать баллов в качестве результата. Вообще, постарайтесь не давать ученикам возможности сравнивать себя друг с другом.

Требование 3. Если задача решается в несколько шагов, то обратную связь надо давать после каждого шага, а не после всего упражнения в целом. 

Однако, данный совет касается лишь упражнений, где четко определены как последовательность, так и содержание шагов. Для заданий, в которых жесткой структуры, существует ряд исследований, которые утверждают обратное.

Еще несколько советов:

  • Особо подчеркивайте обратную связь, которая дает ученику понимание его прогресса за определенное время 
  • Располагайте сообщения обратной связи таким образом, чтобы ученик одновременно видел сам вопрос, свой ответ и сообщение 
  • В вопросах типа «единственный выбор» или «множественный выбор» после ответа покажите правильные варианты и сообщение, объясняющее, почему эти варианты правильные 

Принцип 4. Распределите учебные задания между другими учебными событиями

4.1 Распределите практику по курсу

«Для длительного запоминания информации разреженная практика является более предпочтительной, чем массовая  - это один из наиболее достоверных феноменов в практической психологии. Разреженная практика дает стабильно высокие результаты как для вербальных, так и для двигательных навыков» (Druckman and Bjork, 1991).

Для реализации этого принципа распределите все практические задания по нескольким модулям вашего курса, практические задания внутри модуля также стоит распределить между учебными событиями, а не давать всё единым блоком. 

Если провести тестирование сразу после обучения, результаты тех учеников, кто проходил курс с разнесенной практикой, будут сопоставимы с результатами после блочной практики. Разница появится со временем:


 4.2 Используйте различные типы практики

Этот принцип легко понять, познакомившись со следующим экспериментом (Taylor and Rohrer, 2010):

Две группы учеников изучали одну и ту же тему: грани, ребра, вершины и углы для 4х различных геометрических фигур. Ученикам предлагалось решить 32 различные задачи - по 8 на каждую из фигур. 

Первая группа изучала материал по схеме:
Фигура1 + Задачи по фигуре 1 - > Фигура 2 + Задачи по фигуре 2 ... - то есть по «блочной» схеме. 

Во второй группе задачи были перемешаны и ученики каждый раз решали задачи всех 4х видов. 

Помимо задач, выполняемых в процессе обучения, предусматривался тест, который ученики должны были сдать через день после обучения. Результаты вы можете видеть на иллюстрации ниже:

Несмотря на то, что в процессе изучения материала вторая группа допускала больше ошибок, уже через 1 день их результаты стали существенно превосходить результаты «блочной» группы.

Возможно, эти результаты можно объяснить принципом, затронутым нами в Главе 6:
Практические задания и примеры должны даваться в разных контекстах и с разными начальными условиями. Тогда ученики, помимо прочего, учатся выявлять закономерности, лежащие в основе этих примеров и заданий.

4.3 Советы для определения необходимого числа задач и их расположения в курсе 

  1. Проанализируйте требования, предъявляемые к навыку
    • Нужно ли доводить его до автоматизма? Если да, то нужно ли добиваться этого в процессе учебы, или он будет отработан уже в рабочем процессе? 
    • Необходимо ли понимание учеником идей и процессов, лежащих в основе навыка? 
  2. Для не особо важных задач и задач, не требующих выработки автоматизма, избегайте чрезмерного обучения, которое впустую растрачивает время и ресурсы 
  3. Если требуется доведение навыка до автоматизма - используйте как можно больше практики 
  4. Если от обучаемого требуется автоматически отвечать или реагировать на что-либо, то постарайтесь автоматизировать оценку точности и скорости ответа/реакции. Если вы добьетесь приемлемого результата, то в дальнейшем и скорость, и точность будут только расти 
  5. Распределите практику как между различными модулями внутри одного курса, так и между различными учебными событиями внутри одного модуля 
  6. Синхронный курс лучше дополнить асинхронными занятиями. Лучший вариант - использование коротких 1-2 часовых синхронных занятий с асинхронными курсами между ними 
  7. Если цель обучения - изучение особенностей решения разных типов задач, то разные задачи стоит давать в едином блоке практики, а не разделять их во времени

Принцип 5. Использование принципов мультимедиа в практике 

5.1 Принципы избыточности и модальности 

Аудио - очень неудобный вариант как для постановки задачи, так и для сообщений обратной связи. Ученик должен иметь возможность в любой момент вернуться к условиям задачи и внимательно их изучить.

5.2 Принцип смежности 

Располагайте все элементы задач так, чтобы ученик мог одновременно видеть условие задачи, свой ответ и сообщения обратной связи. В вопросах с несколькими вариантами ответа дополнительно выделите правильный вариант ответа

5.3 Принцип обоснованности 

Практические задания должны выполняться в среде, свободной ото всяких раздражителей. Поэтому в асинхронных курсах рекомендуется избегать:
  • любых историй и мультимедиа объектов, направленных на развлекательные цели, 
  • сложной графики, 
  • фоновой музыки и звуков 
  • чересчур детальных текстовых описаний 
  • анимаций/звуков в качестве сообщений обратной связи 
В случае вебинаров, ведущему стоит обеспечить режим тишины на время выполнения заданий

Принцип 6. Плавный переход от примеров к практике 

Данный принцип лучше посмотреть в посте, посвященному этой проблеме

Источник

Галерея специалистов e-learning. Дарья Косяк



Дарья Косяк – менеджер проектов компании МедиуМ, Россия, www.amedium.ru

e-LearningPRO:  Дарья, как и в каком году вы пришли в e-Learning?

Дарья: В e-Learning пришла 2 года назад. Окончив БГУ по специальности «Компьютерная лингвистика» (переводчик английского, немецкого), принялась искать интересную и креативную работу (это было главным критерием поиска). Пригласили на собеседование в «МедиуМ» на должность «PR-специалиста». Я не была пиарщиком, но уж очень мне понравился род деятельности компании. И, уррррррааааа, меня взяли на должность переводчика! Потом я стала контент-менеджером, а затем и менеджером проектов по электронному обучению. Сейчас я занимаюсь управлением проектами компании. В настоящее время работаю над серией курсов «Управление проектами» по стандарту PMBOOK 5 с использованием последних трендов web-дизайна и программирования. Разрабатываются курсы под мобильные устройства, Android, iOS и Windows. Нисколько не пожалела за эти 2 года, что попала в e-Learning!
e-LearningPRO: Какие знания/умения/навыки вам нужны в работе?
Дарья: E-Learning специалист должен обладать хорошими коммуникативными навыками: уметь разговаривать с заказчиком на одном языке. Навыки педагогики и методики преподавания, на мой взгляд, тоже +1 в копилку e-Learning специалисту. Нужно быть креативным: находить новые фишечки, инновационные подходы. Думаю, список ЗУМ получится весьма внушительным: знания основ дизайна и пед дизайна, программирования, психологии, геймификации; умения анализировать, структурировать данные, проектировать задания, применять методики электронного обучения и многое другое. Самообучение и самосовершенствование – залог успешного e-Learning специалиста!

понедельник, 20 октября 2014 г.

Заметки с конференции EdCrunch от 17 октября

Автор: Наринэ Исаханян

Дафна Коллер () "Образование для миллионов: за кулисами эксперимента"

Coursera запустилась 3 года назад и была студенческим проектом. В настоящее время Coursera включает 114 партнеров из более чем 20 стран, более 700 курсов, 10 рабочих языков языков, практически 10 млн студентов.

Горизонтальная оценка - рассказать участникам курса по каким критериям нужно оценивать вклад других участников, они выполняют эту работу, а затем метаоценку проводит преподаватель. Задаются критерии, плюс автоматически программированная оценка. Просим оценить пять работ других студентов, это делает толчок в развитии педагогических навыков наших студентов.

25% участников курсов хотят получить подтвержденный диплом.

Укрупненный образовательный модуль - специализированная подборка серии курсов, не просто один курс, но и не полноценное университетское образование.

Портрет студента Coursera
 - 1/3 из США, 1/3 из других развитых стран, 1/3 развивающие страны. Россия - 8 по величине рынок.
- Есть молодые люди, заканчивающие школ и студенты, вторая категория 20+, также 40-50 лет, ещё одна аудитория - продолженное образование; категория - азы новой профессии.
- Привлечение за счет многоязычности, центр обучения Coursera - для офлайн обучения. Одним из первых создал такой хаб Digital October (курс по геймификации).

При использовании онлайн обучения можно анализировать большие объёмы данных для качественной оценки. Мощный аналитический движок помогает преподавателю проанализировать, как протекает обучение. 

Панельная дискуссия: Тенденции развития массовых онлайн курсов в мире

Анант Агарвал (президент edX): Важно поддерживать высокое качество образования. Мы используем современные технологии: виртуальные лаборатории и  играфикации.
Глупо не учить людей в той среде, в которой они и так уже находятся.
Когда вы проходите онлайн курс, то вы являетесь участников огромного сообщества.
Молодежь, пользуясь митапм или другими средствами, даже при офлайн обучении, объединяются в онлайн для взаимодействия.

Тина Канделаки: Раньше было два источника: учебник и учитель, а сейчас ищи, находи, знаний много. Но у наших школьников нет культуры сесть и самим что-то искать. Если онлайн знанием не пользуется сам педагог и сам себя не развивает каждый день, то как он может научить ребенка пользоваться онлайн знаниями.
Ежедневно знания агрегируются на разных платформах, поэтому педагог должен образовываться каждый день, чтобы увлечь детей.

Наталья Тихомирова (ректор МЭСИ): Онлайн - нужно говорить не о замене, а интеграции, которая влечет серьёзные изменения. Невозможно управлять старыми категориями новыми явлениями. Изменения требуются в головах людей: и в управлении, и в деятельности преподавателей. Преподаватель - носитель глубоких знаний, но не единственный источник. Работа преподавателя становится как навигатор знаний, уже другая роль. Преподаватель должен быть и обучающимся, каждый день, внося в свой контент новое и новое.

Алексей Семенов (ректор МГПУ): Изменения необходимы. Должна измениться структура, уклад и дисциплина учебного процесса. Тот класс, когда учитель/профессор стоит перед аудиторией был изобретен как модель индустриального эффективного производства. От классного часа в 45 минут нужно идти к более эффективному формату в 8-12 мин. Новый подход: студент выбирает, что ему нужно.

Анант Агарвал (президент edX) "Новые исследования и концепции развития образования"

Люди другие, а образование консервативное. Новое поколение учится по-другому. Наш проект пытается бороться с этим и внедрить новые технологии, а также сделать доступ к качественному образованию проще.
В настоящее время на edX более 3 млн студентов, 320 курсов, 60 университетов партнеров. Первый курс появился в 2012 году, записалось более 150 тыс. учеников. По окончанию можно получить сертификат.

С помощью MOOC ВУЗ может разрекламировать свои курсы и программы, таким образом привлечь к себе новых студентов.

Недавно придумали специализацию - серия курсов, например 7 курсов по программированию.

Всего 5% записывающихся на курс доходят до конца и получают бесплатный сертификат. Однако, среди тех, кто хочет получить платный сертификат (подтвержденный), доля выпуска 60%.

Программный код edX свободен для использования. Многие ВУЗы уже используют наш движок. Сейчас это 40 порталов используют, в том числе 2 российских.

Важна мгновенная обратная связь!

Каждое нажатие кнопки мыши, просмотров и прочее фиксируются в системе для анализа, чтобы понять, на каком этапе мы теряем студентов. На основе данных можно сделать следующие выводы: оптимальная длина ролика (на основе анализа 5 млн сессий просмотров видео) - 6 мин, именно эти ролики больше всего досматривают до конца. А ролики длиной 12 минут смотрят всего 2 минуты! Ниже картинка, иллюстрирующая этот процесс:


Делать домашнюю работу не бесполезно!

Панельная дискуссия: "Открытые образовательные ресурсы и контент"

Что должно измениться в ближайшие 5 лет? Что мы будем ожидать от высших учебных заведений, в условиях открытых образовательных ресурсов и открытого контента. Открытого не только как доступного, но и открытого для его создания и трансформации.

Мнения участников дискуссии:
  • новый уклад ВУЗа, высокая скорость набора текста у преподавателей;
  • должны измениться: сам университет; преподаватели и сотрудники; среда, контент и студент;
  • открытая коммуникация разных людей, которые работают и учатся; привлечение к разработке курсов не преподавателей, а представителей из крупных компаний;  открытый кампус (по принципу open space);
  • появление информационного и технологического поля, в котором разные образовательные ресурсы будут объединяться в экосистему, то есть выстраивать контент от разных поставщиков в индивидуальную траекторию;
  • расшириться целевая аудитория, функция консультанта по формирования своего образования и карьеры;
  • нам важно достичь образовательного результата, не важно какие технологии при этом используются.

А. Джойс Образовательное направление Microsoft

При работе со школой стоит задача трансформирования образовательной системы, чтобы современные технологии делали образование не только эффективным, но и приятным и увлекательным.
Контент должен быть аутентичный.
Каких технологий не хватает студентам при обучении?  Лекци1 в записи, использование технологий, не хватает course system, по результатам опроса электронные портфолио оказались менее популярным среди студентов.
Зачем анализ больших данных и каких?
4 вида: данные о человеке (регистрационные), системные (об оценки, поведении), взаимодействие студента на онлайн платформах (какие лекции досматривают), результаты прогона аналитики.
Для чего использовать данные:
 - прогнозирование успехов студентов;
 - уровень вовлечение студента;
 - кому нужен какой контент;
 Внедрять в университетах Big Date нелегко. Модель для внедрения, направления:

Источник: http://elearningatschool.blogspot.ru/2014/10/edcrunch-17.html

воскресенье, 19 октября 2014 г.

Куда развиваться специалисту e learning

Автор: Эдуард Бабушкин

Коллеги, я работаю на Вебтюторе, поэтому и пост как бы про Вебтютор, но в принципе это относится к любой системе.

В личке мне почти оджновременно два хороших знакомых специалистов в e learning примерно такие тезисы озвучили: да согласен я насчет матстатистики, надо это применять, но у нас особо не развернешься, данные фрагментарные, ни одной комплексной задачи не решишь.

Навело это меня на мысль составить список задач, которые можно решать через Webtutor (без всякого порядка):
  • Валидизация тестов профессиональных знаний. Большинство компаний используют тесты достижений (или тесты профессиональных знаний в простонародье. У Websoft был даже модуль Тест Эксперт (см. Проходной балл для теста - как его определить, Зачем мы делаем невалидные тесты?), но за невостребованностью его слили. Тем не менее, и сейчас можно решать задачи валидизации применяемых тестов. А как иначе вы сможете понимать, какие решения можно принимать на основе результатов тестов? Тесты при этом можно использовать как при отборе кандидатов на работу, так и для оценки эффективности обучения (см. Кейс по оценке эффективности очного и дистанционного обученияКейс по эффективности вебинара)
  • Выявление факторов / драйверов вовлеченности, лояльности и т.п.. По простому: аналитика / статистика при проведении опросов. Я вообще не уверен, что сервисом опросов на Webtutor пользуются.
  • Оценка дизайна портала. Статистика позволяет оценить и выбрать наиболее эффективный дизайн портала. (См. BigData в дизайне порталов).
  • Использование данных стандарта TinCan (см. Как мы реализовали поддержку TinCan API в WebTutor 3.1,, Чем Tin Can отличается от SCORMTin Can вместо SCORM) для оценки эффективности обучения. Вот пример того, под какие задачи может использоваться TinCan Контроль обучения в реальной среде, Когда то мне задали вопрос: можно ли оценить качество усвоения курса не по тесту, а по опросу удовлетворенности курсом, я теперь отвечаю: можно и без опроса удовлетворенности оценить: по логам из Tin Can. Целый клондайк в использовании в бизнес симуляциях. 
  • Оценка качества курса. В основе - TinCan тот же и логика, заложенная в оценке дизайна портала, см. выше. 
  • Из этой же серии пост Алексея Королькова Анализ активности пользователя в вебинаре. Вы можете оценить связь активности слушателя вебинара с показателями усовоения знаний, эффективности и т.п...
  • В ту же копилку активности на форуме, в блогах и т.п... Когда то мне задали "тупой" вопрос: можно ли по активности на форуме предсказать увольнение специалиста? Думаю, что какую то часть объясненной дисперсии мы можем сделать с помощью анализа активности работника на форуме, в блогах и т.п...
  • Управление текучестью персонала и управление эффективностью (см. Как управлять текучестью персонала с помощью Webtutor (кейс)). Это, конечно, высший пилотаж в статистике, но в Webtutor хранится информации часто достаточно, чтобы хоть часть инфо использовать для управления этими процессами: даты приема и увольнения работника, отчет о выполнении им KPI, все остальные поля - гипотезы о влиянии. У вас есть информации об обучении, прохождении тестов, карьерных перемещениях, некоторые личные данные, кое кто заносит инфо с собеседования и т.д... Скачать и проверить гипотезы - день работы. 
А вы говорите "особо не развернешься"..... Копай не хочу....

четверг, 16 октября 2014 г.

Книга "eLearning and the Science of Instruction". Часть 7. Практика. Часть 1

Автор: Денис Якорев
В этой главе мы начнем разговор о вопросах и учебных заданиях - наиболее важных практических элементах в электронных курсах.
Причем форма представления вопросов и учебных заданий, в этот раз, нас будет интересовать мало. В какой бы форме ни был представлен вопрос: в стандартной(одиночный/множественный выбор, правда или ложь и т.д.), либо в специфической, компьютерной (drag'n'drop, симуляции и т.д.), эффективность задания в большей степени будет определяться не формой, а скрытым за ней содержанием. 

А основное требование к содержанию, как вы помните из предыдущих частей конспекта - попасть в правый верхний угол матрицы вовлеченности:


Если упражнение попадает в другую часть матрицы, например в нижнюю правую, то оно не будет способствовать обучению, а будет являться бесполезной физической активностью, не требующей "включить голову". К такого рода активностям относятся, например, вопросы, требующие просто найти в курсе какую-либо информацию и подставить ее в ответ. К сожалению, такие вопросы в тестах встречаются всегда, прежде всего потому, что придумать их проще всего. 

Совсем другое дело - вопросы на понимание материала - они требуют от обучаемого еще и мыслительной активности, поэтому попадают в  нужную нам вторую секцию матрицы.
О том, какие принципы нужно соблюсти для создания высококлассных практических заданий, мы поговорим далее. 

Парадокс и принципы эффективной практики


Зависимость между объемом практики и уровнем достижений в той или иной области, безусловно, есть. Так, исследования показали, что музыканты, достигшие вершин в искусстве провели за практической работой более 10 000 часов (Sloboda, Davidson, Howe, & Moore, 1996, p. 287). Или, например, что наиболее успешные игроки в Scrabble за 3 года отдают этой игре в среднем 3 541 час, в то время как середнячки - только 886 (Tuffi ash, Roring, & Ericsson, 2007). 
Но парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что лучшие представители в своих областях обязательно имеют огромную практику, сам по себе большой объем работы не гарантирует высоких достижений.

Иными словами практика - необходимое, но не достаточное условие высоких достижений.

Достижениям способствует только специфический вид практики, а именно - осознанная практика.

Ericsson (2006) описывал осознанную практику как задачи, изначально выходящие за рамки возможностей учеников, но достижимые в рамках нескольких часов занятий в условиях полной концентрации на ключевых аспектах и с постепенным совершенствованием собственных возможностей за счет многократного повторения после получения обратной связи.
5 основных составляющих осознанной практики:
  1. Наряженные усилия для совершенствования собственных действий
  2. Внутренняя мотивация, вовлекающая в процесс решения задачи
  3. Специально подобранные задачи, которые развивают слабые стороны ученика
  4. Обратная связь, которая обеспечивает понимание результата
  5. Продолжительные повторения в течение многих лет
Понятно, что не все из этих пунктов можно перенести в электронное обучение напрямую, поэтому авторами этой книги были сформулированы 6 принципов, позволяющих их максимально адаптировать под специфику eLearning:
  1. Практики должно быть достаточно для достижения учебных целей
  2. Практика должна отражать реальную деятельность
  3. Необходимо давать эффективную обратную связь
  4. Практика должна быть распределена между и смешана с другими учебными событиями
  5. Должны соблюдаться принципы мультимедиа
  6. Необходимо реализовать постепенный переход от примеров к практике

    Принцип 1. Достаточный объем практики


    Практические задания - дорогое удовольствие. Они требуют времени как на разработку, так и на прохождение. Вопрос в том, стоит ли игра свеч? Оправдывают ли себя вложения в практические задания и сколько их будет достаточно?

    Как показывают исследования, игра свеч стоит. Обучение в интерактивном режиме -  с выполнением практических заданий, в среднем, эффективнее на 63%:


    А вот с вопросом о количестве практики определенности чуть меньше. 

    Несмотря на то, что навыки появляются уже на самых ранних этапах практики, даже после тысяч повторений они все еще продолжают улучшаться - предела совершенству нет. На ранних этапах навыки совершенствуются за счет того, что ученики находят все более удобные и быстрые пути выполнения действий, а на поздних - за счет того, что сами действия оттачиваются до автоматизма. 

    Но с другой стороны, с ростом количества повторений эффективность каждого из них падает. Эта зависимость получила название "Закон практики" 



    Из этого закона можно сделать два основных вывода:
    1. Чем больше практики, тем лучше. Поэтому, если пед.дизайнер стоит перед выбором - дать больше практики или меньше, он должен выбрать первый вариант, если он действительно заинтересован в результате обучения
    2. После определенного количества задач прирост в результативности будет слабо различим, в то время как затраты на разработку будут увеличиваться пропорционально. Так, для математики опытным путем было установлено оптимальное количество упражнений - 3-4 задачи каждого типа. Сравните результаты 2х групп - одна из них решила 9 задач по одной теме, вторая - только 3

    Принцип 2. Практика как отражение реальной деятельности

    Практика должна максимально отражать реальную обстановку, в которой ученику в дальнейшем потребуется эти знания использовать. 
    Чем больше особенностей рабочей обстановки будет учтено в практических заданиях, тем проще ученику будет уложить новый материал в долговременной памяти, связать его с уже имеющимися знаниями и перенести в дальнейшем на реальные задачи в реальной рабочей обстановке. 
    Ну и, конечно, не используйте в курсах практические задачи, нацеленные на простой поиск информации в материалах курса - они не запускают глубоких когнитивных процессов, а значит не способствуют связыванию материала с имеющимися знаниями и, тем более, не способствуют их переносу на практику.

    Остальные принципы  рассмотрим в следующем посте.

    Источник
      Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction 

      Кейс по оценке эффективности очного и дистанционного обучения

      Автор: Эдуард Бабушкин

      Это уже второй мой кейс про эффективности в дистанционном обучении, первый здесь Кейс по эффективности вебинара


      Буду создавать кейсотеку.

      Сегодняшний кейс абсолютно реальный, но не спрашивайте название банка. Точно только то, что дистанционной платформой был Webtutor
      Кейс может показаться простым. Он в отличие от этого поста (см. Кейс по HR-аналитике без цифр (на понимание)), во первых, на определение критерия (это про цифры), а, во вторых, на понимание: важным элементом анализа является корректная интерпретация полученных результатов.
      Удачи в решении.

      Кейс

      В банке прошло одновременно очное и дистанционное обучение по продукту: 13 менеджеров отправили обучаться в подмосковный пансионат, 24 менеджера учились дистанционно.
      После обучения спустя две недели все прошли дистанционное тестирование.
      Результаты показали следующие:
      • В группе "очников" 3 студента ответили на 100 % правильных ответов по тесту, 7 - 90 % правильно, 2  - 80 %, 1 - 70 %.
      • В группе "дистанционщиков" такие результаты: 2 студента - 100 % правильных ответов, 6 - 90 %, 8 - 80 %, 4 - 70 %, 3 - 60 %, 1 - 50 % правильных ответов.

      Вопрос к кейсу:

      1. Представьте данные в виде таблицы;
      2. Визуализируйте данные (каким типом диаграммы воспользуетесь)
      3. Определите статистический критерий для решения
      4. Ответьте на вопрос: можно ли по полученным результатам утверждать, что очное обучение эффективней дистанционного (или наоборот, или они не отличаются по эффективности)
      Продолжение:

      Галерея специалистов e-learning. Тяжелая артиллерия. Виктор Мордвинов

      Артиллерия тяжелая, потому что сегодня я представляю доктора наук с диссертацией по проблеме информатизации системы военного образования(см. Одним доктором больше - обратите внимание на дату!!!).

      С большим удовольствием представляю Виктора Мордвинова - руководителя проекта дистанционного обучения в компании СПОРТМАСТЕР



      Запись и презентация вебинара Виктора у нас на портале Дистанционное обучение: от красивых слов к реальным делам (мнение прагматика) (11 июля).

      Еще один сюрприз: интервью с Виктором Мордвиновым из журнала "Управление компанией" # 8 за 2004 год (!!!)
      СДО - аргументы "за" и "против" (интервью с представителями компании Спортмастер)
      Коллеги, прошу прочитать интревью и сказать: а что изменилось за время с 2004 года?
      И я попрошу Виктора прокомментировать, что изменилось с того времени в понимании СДО.
      Ждем всех на вебинаре!



      >>> 


           Сообщество e-Learning PRO приглашает экспертов e-learning -сферы рассказать о своем опыте и внести свой вклад в развитие Галереи.
           Менеджер e-Learning PRO - Марина Литвинова, marina@e-learningcenter.ru. 

      среда, 15 октября 2014 г.

      Техническое задание на разработку электронного учебного курса

      Автор: Елена Ходак

      Виртуальное образовательное пространство, электронный корпоративный университет, корпоративный учебный портал: эти и прочие термины описывают различные аспекты электронного (или дистанционного) обучения и объединяют различные элементы, которые можно назвать модным словом: e-learning.
      Технологии электронного обучения уже не воспринимаются как нечто совершенно непонятное и недоступное, однако при их использовании возникает множество вопросов. Один из них, и, наверное, самый важный – как сделать электронный курс, и не просто электронный курс, а хороший и качественный.
      Про педагогику электронного обучения, педагогический дизайн и другие содержательные аспекты сказано много и эта сторона вопроса сейчас активно обсуждается в e-learning-среде.
      Мы здесь хотим осветить более прозаическую сторону, но ничуть не менее важную – какие вопросы желательно включить в Техническое Задание для разработки электронного курса при разработке его «под заказ» у стороннего подрядчика.
      Первые два вопроса, как ни банально это звучит, это: «Что делаем?» и «Для кого?». Если назвать их более официально, они могут называться как «Тема» и Цели разработки курса», причем цели желательно описывать в категориях типа «сформировать у слушателей знания о…», а цели - в формате «курс предназначен для … (здесь указывается целевая категория, например продавцы, агенты и др.»).
      Не лишним будет указать язык курса. Особенно, если компания ведет бизнес в различных странах, чтобы было однозначно указано «русский».
      Из специфических требований желательно указать способы распространения курса. Это один из ключевых технических аспектов, описывающий каким образом будет проходить обучение: через систему дистанционного обучения, путем пересылки курса на CD и др. Если электронный курс планируется использовать в рамках системы дистанционного обучения, то желательно указать какой именно, поскольку у каждой из платформ (или LMS: Learning Management System) есть свои особенности, которые необходимо учитывать). Поэтому желательно указать, что курс будет размещен, например в Web-Tutur, Mirapolis Learning Management System или Moodle.
      Также желательно указать планируемую модель обучения: будет ли это самостоятельное изучение без тьютора, при котором курс полностью автономен или нет и предполагаемую длительность прохождения электронного курса. Например, 4 часа. Эти подробности необходимы, в том числе и для того, чтобы разработчик мог создать качественную инструкцию для пользователя. Это особенно важно, если предполагается полностью автономное изучение курса.
      Кроме того, в ТЗ крайне желательно внести инструмент, который подрядчик будет использовать для разработки курсов. Например, iSpring или Courselab.
      Не лишним будет описать в ТЗ порядок и срок разработки курсов. Например, курс разрабатывается в следующей последовательности этапов:
      1. Подготовка пилотной версии курса в шаблоне дизайна и его согласование с Заказчиком (объем пилота – не более 5 слайдов);
      2. Разработка полной версии курса;
      3. Согласование полной версии курса и устранение замечаний;
      4. Передача заказчику итоговой версии курса для установки в СДО
      Естественно, необходимо указать срок создания готового курса.
      Если разработка курса включает создание пилотной версии, то желательно указать, какие составляющие она включает. Например,
      • пример оформления всех типов слайдов;
      • пример основных видов заданий теста;
      • плеер курса с основной функциональностью.
      Обычно Заказчик передает разработчикам материалы, необходимые для создания курса. Чаще всего это элементы корпоративного brandbook. Например, логотипы в растре (*.png).
      Если курс состоит из нескольких частей, то желательно в ТЗ это указать, также как и требования к проверке знаний в курсе. Например, «Проверка знаний осуществляется посредством теста, и размещена в соответствующих разделах курса, один тест к каждой теме. Также в заключение курса будет предложен итоговый тест. На прохождение каждого теста обучаемому дается одна попытка».
      Не лишним будет формализовать требования к плееру курса. Например, «Плеер выполняется в стандартном дизайне Исполнителя, и должен включать в себя кнопки: Далее, Назад, Начать тему с начала, Глоссарий, Оглавление, Аннотация к курсу».
      Отдельно желательно описать требования, предъявляемые к звуковому сопровождению курса. Например, простейший случай: «Звуковое сопровождение в курсе не используется».
      Если Заказчик – географические распределенная компания и электронный курс будут изучать слушатели в удаленных филиалах, то необходимо учитывать пропускные возможности Интернета. Для этого формируются требования к ограничениям курса. Например, «Размер загружаемого модуля не должен превышать 50 Мб».
      Также желательно указать требования к программному и техническому обеспечению слушателей для корректной работы с курсом. Например, «Минимальные требования для корректной работы с курсом:
      • Разрешение экрана монитора: 1024 х 768 или более высокое;
      • Браузер: Internet Explorer версии 8 или более поздней,
      • Пропускная способность интернет-канала: 256 кбит/сек. или более высокая».
      Особенно это актуально для учебных заведений, планирующих привлекать удаленных слушателей.
      Не лишним будет указать возможность и допустимость использования курса на мобильных устройствах. Например «Использование курса на мобильных устройствах не предусмотрено». Можно наоборот, указать «Устройства для просмотра: стационарный компьютер, ноутбук, планшет»
      Также немаловажной частью ТЗ является описание состава работ Исполнителя, который он выполняет по настоящему договору. Как правило, это:
      • Подготовка иллюстраций для курса;
      • Разработка интерактивных компонентов для курса;
      • Сборка курса;
      • Тестирование и отладка курса.
      И в завершение, желательно указать результат работы и форму передачи результата работы заказчику. Например, «Результатом работы Исполнителя является электронный учебный курс, разработанный в инструменте для создания курсов «CourseLab 2.7». Курс предоставляется заказчику в виде проекта CourseLab 2.7 на CD-носителе».
      Если все вышеуказанные элементы в ТЗ будут освещены, то вероятность того, что заказчик получит именно тот электронный курс, который он ожидает, существенно повысится, стороны будут довольны друг другом, снизится риск недопонимания, переделок и потенциальных конфликтов.

      вторник, 14 октября 2014 г.

      Сдвиг от LMS к TMS

      Автор: Эдуард Бабушкин

      Cornerstone OnDemand покупает Evolv, и почему это важно.

      Cornerstone OnDemand является одной из самых популярных платформ TMS (Talent Management system), Вот что они сами о себе пишут:
      Cornerstone OnDemand is a global leader of cloud-based talent management software solutions. Over 15.5 million users across 191 countries rely on Cornerstone to maximize their potential, develop their skills and foster new levels of collaboration.

      Компания Evolv специализируется в области Анализа данных, Машинного обучения, Больших данных и т.п..

      Входит в десятку самых инновационных компаний. На нашем рынке прогремела исследованиями текучести персонала, см.:

      Это еще один сигнал нашему рынку, который мы по традиции не услышим))
      Я пытаюсь периодически говорить про это, делал даже практический заход: Как управлять текучестью персонала с помощью Webtutor (кейс), но к сожалению, среди пользователей платформы Webtutor пока не нашлось ни одного желающего использовать это.
      Несколько лет назад Джош Берзин заговорил о сдвиге от LMS (Learning Management System) к TMS (talent management system).
      И я здесь мессидж адресую Алексею Королькову: сдвиг от LMS к TMS это не только изменение софта, это изменение мышления специалистов. Специалист в идеологии talent management system должен обладать vision, TMS ИМХО - всегда заточена на то, чтобы показать влияние на бизнес результат.
      Ну как то так.. Начал за здравие, а закончил своими болячками.

      среда, 8 октября 2014 г.

      Книги о презентациях



      Автор: Константин Бугайчук

      В сентябре этого года на своей страничке в Facebook я сказал, что хочу каждый месяц читать 3 книги. Естественно, по многим причинам обещание не выполнил - прочел только две. Это две книги об искусстве публичных выступлений (искусстве презентаций).


      Так как я просто тащусь от разработки слайдов, я решил компенсировать отсутствие прочтения третьей книги краткой презентацией того, что прочел. Во-первых это помогает еще раз пробежаться по содержанию, во-вторых, это может подвигнуть кого-то на прочтение этих же книг, в-третьих, это лишняя тренировка для меня.


      Забегая вперед скажу, что источников о презентациях прочитал много, и то, что было в этих книгах иногда повторяло прочитанное мной ранее. Поэтому, я в презентации выложил то, что было менее известно, на что, может быть не обращал внимание, или что было подано под таким углом, что заставило взглянуть на вопрос иначе. Так что многое из содержания книг не вошло в презентацию. Подробности? - Прочтите эти книги.




      П.С. 2 Если Вам читатели блога идея понравилась, напишите - буду стараться делать такие посты еще.