четверг, 26 июня 2014 г.

Удовольствие учиться

Автор: Иван Травкин

Часто возвращаюсь к вопросу о том, почему одни учатся и делают это с удовольствием, а другие совсем не хотят и даже противятся учению. Исходная причина, конечно, в окружении человека, том круге, которому он принадлежит. Однако сейчас я пишу и рассуждаю с позиции взрослого человека, то есть человека, осознавшего себя учащимся (а не обучаемым, как было прежде) и принявшим эту ответственность.

У Сименса есть замечательная мысль в "Knowing knowledge" [pdf], высказанная почти мимоходом: человеческая жизнь суть процесс обретения смысла.
Все же, какое удовольствие учиться! Разве нет? Психологии, наши современники, называют это состоянием потока (см. работы Чиксентмихайи), но подобное описывали и раньше. Для русской культуры характерно обращение к святоотеческой мысли, и я часто вспоминаю начало десятого поучения аввы Дорофея (подвижник VI-VII веков) как наиболее яркий из известных мне примеров:
Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что ел, или что пил, или как спал. И никогда не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих и даже не вступал с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей. Когда же учитель отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения, и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал, что буду есть, ибо не мог найти свободного времени для распоряжений касательно самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея книгу подле себя на постели, и часто углублялся в неё. Также и во время сна она была подле меня на столе моем, и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять вечером, когда я возвращался домой после вечерни, я зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи, и вообще был в таком состоянии, что от чтения вовсе не знал сладости покоя.

Поучения аввы Дорофея. М.: "Правило веры", 1995. С. 137-138 (или онлайн)
Мы должны научиться получать удовольствие от самого учения, потому что этот и только этот процесс составляет все содержание нашей профессиональной жизни, ее хронику и собственный инструмент. Чтобы учиться, нужна внутренняя мотивация, а внешняя украшает лишь фасады психики, не требуя подлинного обращения внутрь себя (рефлексии), понимания почему и зачем я стал тем, кто я есть, что означает моя профессия (от лат. посвящение, а также исповедание), чью систему ценностей я называю своей системой ценностей и чья система ценностей на самом деле определяет мою деятельность и т. д. Наконец, если мы не в состоянии получать удовольствие (реализовывать внутренний мотив), нужно помнить хотя бы о следующем: отказываясь от учения, мы не только себе препятствуем, но и других лишаем этой возможности.

вторник, 24 июня 2014 г.

Исследование Boston Consulting Group: выделено 5 групп по отношению к онлайн-обучению в зависимости от ожиданий

Автор: Елена Абашева

Boston Consulting Group представила результаты исследования, отражающего текущие потребности студентов и их родителей в области онлайн-обучения: «The Five Faces of Online Education: What Students and Parents Want». Выделено пять групп по отношению к онлайн-обучению на основе ожиданий студентов. Аналитики Boston Consulting Group также рассмотрели, что должны сделать учебные заведения для развития программ онлайн-обучения и удержания студентов каждой группы.

Всего было опрошено 2 500 студентов средних и высших учебных заведений США и 675 родителей. 67% студентов-респондентов имеют опыт онлайн-обучения в каком-либо виде и попадают в одну из следующих пяти групп.

Преданные поклонники/ True Believers (15% от общего числа опрошенных)
Слушатели данной группы наиболее удовлетворены онлайн-курсами. 3/4 взятых ими курсов размещены в Интернете или реализуются в смешанном формате. Респонденты не согласны с тем, что такие электронные курсы «ниже по качеству», чем очные программы обучения. Для лояльности данной аудитории нужны отзывчивые тьюторы и преподаватели. А для увеличения численности этой группы оптимально формировать линейку курсов для самостоятельного обучения, предоставлять консультации по построению карьеры и возможность более быстрого достижения той или иной академической степени.

Противники / Online Rejecters (15% от общего числа опрошенных)
Наименее удовлетворенная результатами онлайн-обучения группа. Респонденты «скептически относятся к качеству, эффективности и возможностям карьерного роста по результатам онлайн-образования». Маркетинговые сообщения, резонирующие с таким отношением, связаны с качественным образованием в рамках определенных факультетов, поддержкой в написании сложных курсовых работ и другими положительными аспектами университетской жизни в кампусах.

Искатели опыта / Experience Seekers (23% от общего числа опрошенных)
Здесь опрошенные полагают, что смешанные курсы «как правило, эффективны» и предоставляют «персональный подход к обучению». Для данной аудитории исследователи рекомендуют учебным заведениям включать в электронные курсы такие элементы, как игры и симуляции, которые помогают приобретать практический опыт и отражают реальные потребности работодателей, а также способствуют развитию сотрудничества в онлайн-формате. Актуальными будут мобильный доступ к курсам и сочетание обучения с «возможностями «сделать добро».

Хорошо считающие деньги / Money Mavens (17% от общего числа опрошенных)
60% респондентов из этой группы взяли смешанный курс, и подобные курсы составляют около 1/3 от общего количества в их программе обучения. Опрошенные данной группы являются «наименее удовлетворенными системой образования в целом» и «скорее верят в то, что «колледж/вуз являются пустой тратой денег». Для этой аудитории максимально подходят некоммерческие организации с ассоциированными образовательными программами. А в маркетинговых посланиях для таких будущих студентов оптимально делать акцент на доступности услуг, связанных с развитием карьеры, проверенных результатах, самостоятельном прохождении курсов и низких расходах на обучение.

Открытые умы / Open Minds (30% от общего числа опрошенных)
Представители этой группы «наиболее удовлетворены» смешанными курсами, и одинаково доверяют онлайн-программам и очному обучению. Этот сегмент аудитории может представлять наибольший интерес для развития классов с «виртуальным опытом обучения», по мнению исследователей.
Для данной аудитории актуальны: виртуальные классные доски; возможность найти онлайн нужные учебники, видео или другие ресурсы по определенным темам или группы для обсуждения; онлайн-общение с преподавателями и сокурсниками с помощью чата или видео; мобильный доступ к учебным материалам.

Исследователи отмечают: студенты больше готовы вкладывать деньги в программы, подразумевающие обучение онлайн, чем их родители.

Родители «значительно чаще отказывают в финансовой поддержке», если их ребенок выбрал такой способ обучения, а не традиционный или смешанный формат. Тем не менее, неодобрение родителей не препятствует развитию онлайн-образования: 76% студентов, 73% аспирантов и 39% старшеклассников (9-12 классы в системе K-12) имеют опыт получения образования онлайн в той или иной форме.

Родители студентов предпочитают, в основном, «традиционное обучение с некоторыми онлайн-элементами» (39%).

20% из них больше нравится гибридная модель 50/50, а 24% ратуют за традиционный очный формат.

Студенты же требуют гораздо большей интерактивности и возможностей доступа. Большинство учебных заведений исторически сосредоточены на асинхронном опыте электронного обучения, когда студенты учатся в своем собственном темпе без ограничений по времени и месту. Но сейчас такой формат выступает скорее барьером, так как студенты заинтересованы в онлайн-среде, позволяющей общаться в реальном времени и доступной с разных устройств. Молодым людям важно иметь много времени для общения с преподавателями, консультантами и другими студентами, и, соответственно, реализованные возможности для такого интерактивного общения.

Кристин Бартон, партнер Boston Consulting Group и соавтор доклада, отмечает: «Потребности нынешних студентов отличны от потребностей студентов в недалеком прошлом. Они определяются расширением возрастных рамок групп обучаемых, развитием цифровых технологий и маркетинговыми трендами. То, что работало в сфере онлайн-образования в прошлом, не будет работать в будущем. И эффективные технологии будут отличаться для разных учреждений».

Эллисон Бейли, старший партнер и соавтор доклада, добавляет: «Аудитория, заинтересованная в онлайн-обучении, будет происходить из источников, отличных от прошлых. Успешные учреждения поймут, как различаются те или иные группы студентов, и какие сегменты будут расти и требовать инноваций. Важными будут: определение приоритетных инвестиций, понимание процессов и формирование правильных маркетинговых сообщений, чтобы удовлетворить больше потребностей с меньшими ресурсами».

Подробнее с исследованием можно ознакомиться на сайте Boston Consulting Group>>

Перевод подготовлен Education-events.ru 

пятница, 20 июня 2014 г.

Модели смешанного обучения

Автор: Константин Бугайчук

За последний месяц стал чаще "находить" в сети информацию о смешанном обучении. Особенно понравились материалы +Vladimir Naumov  и +Yuri Eelmaa Я тоже решил внести свой скромный вклад в этом направлении и представляю Вам материалы по тематике смешанного обучения.

1. Смешанное обучение - интеграция онлайн обучения с традиционным обучением в классе лицом к лицу. Многие преподаватели используют в своем учебном процессе возможности LMS Moodle и BlackBoard (источник)


2. Что такое «смешанное обучение»? Это использование двух или более различных методов обучения. Например, чередование очных занятий с онлайн-обучением, микс онлайн-обучения с периодическим выходом на тренера или преподавателя для консультаций, комбинация обучения на рабочем месте с неофициальными консультациями у коллег или тренера (источник)


Нашел классификацию смешанного обучения, очень похожую на ту, что описывал в своей презентации  +Yuri Eelmaa (источник)




1. Ротационная модель -  при прохождении учебной программы или при изучении отдельного предмета ученики, на основе утвержденного расписания (графика) или по усмотрению учителя, ученики чередуют способы работы с материалом, (одним из которых является онлайн обучение). Другими способами работы с учебным материалом в ротационной модели являются: очная работа в малых группах, очная работа всем классом по решению определенной проблемы, групповые проекты, индивидуальные занятия, и письменные задания.


У ротационной модели есть подвиды:


а) Ротационная модель с наличием "онлайн-станций". В ней студенты чередуют способы изучения материала по установленному расписанию (графику) или по усмотрению учителя. Процесс освоения материала включает по меньшей мере одну "станцию" ​​для обучения в режиме онлайн. Другие "станции" могут включать такие мероприятия, как работа в малых группах, групповые проекты, и т.д.  Некоторые способы реализации этой модели также могут вовлекать в деятельность весь класс и чередовать между учениками разные виды деятельности. В этой модели ученики должны пройти все "станции", как в очном, так и в онлайн режиме.


Пример: KIPP  академия оснащает каждый класс 15 компьютерами. В течение урока учитель чередует работу учеников по предмету с помощью различных методов (онлайн-обучение, обучения в малых группах, а также индивидуальные задания). Т.е. одна половина класса работает онлайн, а другая очно, потом они меняются

Смешанное обучение (много хорошего видео)

Автор: Константин Бугайчук

Продолжаем публикацию материалов по вопросам смешанного обучения.

23 мая 2014 года появилась неплохая подборка видеоматериалов по этой теме: https://www.youtube.com/watch?v=orv5KV0qepA&list=PLvzOwE5lWqhTv1uCzuAZZZbBJseZP_HwY (в данном плейлисте содержится 9 роликов).

Хотя материалы на английском языке - Вам в помощь придут субтитры, а также мои краткие аннотации





Blended Learning: Введение (01:35).
Хороший анимированный ролик, который показывает преимущества смешанного обучения перед традиционной методикой обучения (использование ИКТ, активное обучение, групповая работа). Хороший мотиватор для любой презентации. 

Это видео иллюстрирует понятие смешанного обучения, а также четыре основные модели смешанного обучения, в том числе "Ротационная модель", "POD модель", "Flex модель".

В видео показан опыт отдельного учебного заведения в городе Окленде, штат Калифорния, которое внедрило в свою практику "Ротационную модель" с наличием отдельных станций. Кстати нашел хорошее изображение этой модели:



Смешанное обучение на простом английском (4:04).Кстати на роликах компании Common Craft построена книга "Искусство объяснять" (Сергей Гевлич подтвердит). В этом видео показывается роль LMS и сервисов web 2.0  в современном процессе обучения. Представлена также цифровая таксономия Блума.

Смешанное обучение, Настоящее преподавание (02:12)

В этом видео также показывается "Ротационная модель" смешанного обучения. Ученики в процессе обучения используют компьютеры, планшеты, групповые формы работы.

Смешанное обучение и технологии интеграции (7:31)
В этом видео показывается разница между смешанным обучением и интеграцией технологий. Показаны основные преимущества смешанного обучения, а также некоторые его модели, в частности "перевернутый класс".

Смешанное обучение: преобразование классных комнат с помощью технологий (03:20)

В видео представлены различные инициативы по внедрению модели смешанного обучения. Педагоги говорят о том, что эта модель разнообразила их деятельность и помогает ученикам прогрессировать быстрее. На сайте показанного учебного заведения есть отдельная страница, которая посвящена смешанному обучению

Руководство по внедрению смешанного обучения (5:09)

На самом деле название ролика говорит само за себя. Рассмотрены ключевые этапы внедрения смешанного обучения в деятельность учебного заведения: анализ ситуации  и создание условий, планирование, внедрение, дальнейшее совершенствование. По этой ссылке можно скачать руководство по внедрению смешанного обучения

С целью более глубокого погружения в тему также рекомендую к просмотру:

пятница, 13 июня 2014 г.

Еще одно дополнение к определению неформального обучения

Автор: Эдуард Бабушкин

На клиентской конференции Вебсофта во время выступления Елены Тихомировой пришло в голову еще одно понимание неформального обучения.

Для меня базовое понимание неформального обучения заключалось в том, что в неформальном обучении цели обучения ставит сам учащийся. В отличии от формального, где обязательно присутствует тютор, который владеет пространством целей, методов обучения и т.п.. (см. например Контроль в неформальном обучении. Оксюморон - посмотрите интервью с Юрием Духничем).

Но в этом месте мы сталкиваемся с одной проблемой: часто овладевающие знаниями просто не могут поставить эту самую цель, не могут задать правильный вопрос, не могут определить необходимую сферу знаний, поскольку она лежит за пределами их опыта.
Я с этим столкнулся на своем семинаре Аналитика для HR - бОльшая часть участников в конце семинара признает, что семинар не соответствовал их ожиданиям. Не потому, что плохой, а потому, что просто не представляли, что можно делать нечто подобное.

И в этом смысле фигура тютора необходима, как эксперта.
Возможно ли неформальное обучение, где пространство целей держит тютор, а не сам обучаемый?
Ответ: да!
В том случае, если 1) обучение не носит обязательный характер и 2) обучение носит характер вызова.
Мы как то привыкли, что корпоративное обучение должно обучить всех, все должны пройти обучение, мы должны замотивировать на обучение и т.п.. Т.е. организаторы обучения должны....
А почему бы обучение не превратить в кузницу талантов? Где не организаторы должны, а студенты могут?
В этом случае вся дидактика курса строится таким образом, чтобы были победители, чтобы не каждый смог выполнить задания.
И таким образом формируется культура обучения компании (см. Как измерить культуру обучения компании).
На этом построены MOOC (massive open online course) - по статистике курс проходят не более 5 % от тех, кто начинал изучать курс.

И тогда у нас получается иерархия форм обучения в компании:
  1. Формальное обучение - тютор владеет целями обучения, участники должны обязательно овладеть знаниями;
  2. Промежуточная форма - тютор владеет целями обучения, участникам не обязательно овладеть знаниями, в обучении есть победители, обучение носит характер вызова, учащемуся нужно прилагать дополнительные усилия для овладения знаниями;
  3. Неформальное обучение - учащийся сам определяет цели обучения, предметную область для освоения; тютора чаще вообще нет, поскольку нет человека в компании, который бы смог выступить в роли эксперта.  

вторник, 10 июня 2014 г.

Книга "eLearning and the Science of Instruction". Часть 3. Мультимедиа. Общие положения. Принципы смежности и модальности

Автор:  Денис Якорев

Когнитивная теория (которую мы рассматривали в предыдущей главе) говорит о том, что учебный материал должен быть подан в максимально удобной для обучаемого форме. 
Вопрос данного поста - как представить в такой форме различные виды мультимедиа, которые мы используем в электронных курсах.

Общие положения

Текст - это хорошо, хорошо написанный текст - еще лучше. Наверняка, найдутся люди, которые будут утверждать, что одна хорошая книга, пусть и без иллюстраций может заменить сотню анимационных роликов низкого качества, и они будут правы. Но при прочих равных, текст, дополненный графикой усваивается примерно в 1,5 раза* лучше голого текста (* - более подробное описание порядка и результатов исследования - в оригинале книги).  Причем графика максимально полезна для учеников, малознакомых с темой - профессионалы одинаково хорошо усваивают иллюстрированный и неиллюстрированный материал. И, конечно же, графика будет эффективна только в том случае, если она не живет сама по себе, а специально разработана для упрощения понимания текста, привнесения в курс новой информации.


Какую графику лучше использовать.


Что интересно, динамическая графика (видео и анимации), вопреки расхожему мнению, зачастую уступают в эффективности серии статических иллюстраций, пошагово демонстрирующей материал. 
Объясняется это тем, что последовательность картинок вовлекает ученика в активное учение - нахождение и визуализацию связей между ними, их повторное обдумывание, в то время как для анимаций более характерно пассивное восприятие. 
Кроме того, анимации, как правило, содержат большое количество деталей и быстро сменяющихся картинок, что способствует когнитивной перегрузке. Серия иллюстраций такого недостатка не имеет - у ученика есть возможность самостоятельно регулировать скорость изучения, и он всегда может вернуться на несколько шагов назад.

В то же время, есть ряд случаев, когда анимации оказываются эффективнее иллюстраций:

  • при изучении ручных операций;
  • для демонстрации невидимых глазу взаимосвязей;
  • в случае, когда необходимо использование спецэффектов - замедленной съемки, нестандартных ракурсов, привлечения внимания к отдельным деталям.

И, конечно же, при выборе графики всегда стоит учитывать, что стоимость разработки анимаций и стоимость внесения в них изменений, как правило, существенно выше стоимости разработки и содержания иллюстраций.

Принципы мультимедиа


Существует несколько принципов, руководствуясь которыми, можно существенно улучшить восприятие мультимедиа-информации. Все они вытекают из рассмотренной ранее когнитивной теории. Мы начнем рассматривать их в этой публикации и продолжим в следующих:

 

Принцип смежности


Графика и описывающий ее текст (как в аудио, так и в печатном формате) не должны демонстрироваться раздельно. Текст должен находиться на одном экране с описываемой графикой, а аудио-комментарии - произноситься именно тогда, когда показывается соответствующий кусок анимации или видео. Когда текст и графика разделены во времени или пространстве, пользователю приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы их объединить. 

В соответствии с принципом смежности, названия элементов, например, лучше располагать непосредственно на схемах, чем использовать выноски с нумерацией и легендой.


 Еще несколько выводов из принципа смежности для печатного текста:
  • Лучше избегать добавления в курсе ссылок на другие ресурсы. Переход к другому окну браузера создает разрыв в восприятии. Особенно сложно придется ученику, если информацию придется собирать по кусочкам, перемещаясь между разными окнами. Кроме того, переключившись на другой ресурс, ученик может так на нем и остаться, совсем позабыв о курсе
  •  Не стоит отделять инструкцию/условия задачи от области ее выполнения, или контрольный вопрос от вариантов ответа. Они также должны размещаться на одном экране?
  • Текст стоит размещать слева от графики. Мы читаем слева-направо, и такое размещение наиболее удобно для восприятия
И для аудио-текста:
  • Не разделяйте аудио и видео потоки. Они должны запускаться одной кнопкой и быть синхронизированы - т.е. описание должно звучать ровно тогда, когда на экране показан описываемый предмет.
Согласно исследованиям, группа, которой демонстрировался курс, учитывающий принцип смежности в среднем на 68% лучше усваивала информацию в курсе с печатным текстом и на 50% - с начитанным.

 

 Принцип модальности

Представление текста в аудио-формате предпочтительней печатного варианта. 
Принцип основан на предположении когнитивной теории о раздельных каналах восприятия. В данном случае будут задействованы оба канала - через аудио канал будет поступать текстовая информация, через визуальный канал - графическая. 


В то время как при использовании печатного текста и текст, и графика поступают только через визуальный канал, оставляя незадействованными ресурсы аудио канала.

 Основные ограничения в использовании аудио:
  • техническая возможность (наличие наушников, колонок и т.д.)
  • сложность материала - аудио эффективно только при относительно простом содержании курса. Для сложных или технических курсов предпочтительно текстовое представление
  • терминология - аудио эффективно, если текст содержит минимум незнакомых терминов
  • скорость подачи - аудио эффективно, если курс нацелен на интенсивную подачу материала
  • язык курса. Аудио формат предполагает, что для всех учеников язык изложения является родным
  • возможность цитирования. Если в дальнейшем предполагается ссылаться на текст курса, то стоит предпочесть текстовый вариант

Максимальная эффективность аудио, как вы уже поняли, достигается при изложении несложного материала, не содержащего незнакомых слов и в быстром темпе, - в условиях, когда одновременная обработка печатного текста и графики может привести к когнитивной перегрузке или игнорированию части материала.
При максимально подходящих для аудио формата условиях его использование позволяет получить прирост в эффективности в 20 - 30% по сравнению с печатным текстом.



Источник
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction 

понедельник, 2 июня 2014 г.

Куда идет e-learning 2

Автор: Эдуард Бабушкин

В продолжение темы (см. пост видео интервью с Александром Беляшиным Куда идет e-learning). Пост Александра получил более 200 просмотров, кучу лайков и комментариев в социальных сетях.

Сегодня я тот же вопрос задал Елене Тихомировой, CEO & Founder в Живое Обучение и Создатель в Сообщество eLearning PRO.

Смотрим, лайкаем и комментируем!



Современная инфографика, или Чем меньше информации, тем круче электронное обучение

Автор: Владимир Наумов

Уж очень своеобычно, по-минималистски многие наши e-learning'цы понимают когнитивные процессы по поводу графики и инфографики в обучающих продуктах:



Давайте прочтем текст и взглянем на рисунок на скриншоте (Источник). Скольку штук на нем логических связей и переходов, необходимых для осознания и понимания  нарисованного объекта? А что это такое «осознание объекта» как ни максимизация высших логических связей? Чем их больше, тем полнее осознание и глубже понимание объектов. Не правда ли?

Но последуем далее за скупой минималисткой мыслью автора:
Таким образом, - «вытекает» из предыдущей мысли, -  делайте выбор в пользу упрощенных конструкций, не создавая чувство хаоса и беспорядка.
И вот оно - апофеоз «теории когнитивной нагрузки»:
Чем меньше информации поступает в  мозг обучаемого для обработки, тем лучше это будет сказываться на обучении!!!.
Иными словами, чем ближе объем учебной информации и когниций по ее поводу к нулю, тем выше, как изящно выразилась автор,  «производительность обучения».

Однако в ее рассуждениях есть одно методологическое - когнитивное - нарушение. Когнитивные процессы – это процессы рациональные, осуществляемые и представляемые миру в знаково-символической форме (буквы, цифры, блок-схемы, визуальные модели и т.п.):
Мысль о том, что «Эстетика и минимализм - вот чем нужно руководствоваться при создании учебных курсов» справедлива в е-learning лишь отчасти. Она справедлива к тем элементам контента обучающих продуктов, которые
  • содержат образную информацию,
  • воздействуют не на кору головного мозга, а на подкорку,
  • иррационально обрабатываются преимущественно правым полушарием, а не левым,
  • апеллируют к эстетическим каноном прекрасное-безобразное и эмоциональным и чувственным откликам со стороны учащегося,
Естественно, что визуальная, чувственно воспринимаемая сторона такой инфографики, как, к примеру, на рисунке ниже (шкала времени = интерактивная хронологическая таблица) не может не вызвать в учащемся определенного эмоционального и эстетического отклика (нравится – не нравится, красиво – не очень) или чувства национальной гордости (или его уязвленности) или т.п.. Но чтобы картинка запустила высшие психические функции (когниции), одного ее наличия далеко не всегда достаточно.

А вот не современная, а средневековая инфографика «Колесо вопросов», которая запускает как раз когнитивные процессы:


Придумавшие подобные колеса монахи-иезуиты поместили бы любую нынешнюю инфографику в центр такого колеса и смогли бы, последовательно описывая ее с помощью «опорных слов», из самой идиотской инфографики запустить по максимуму когнитивные процессы учащихся. Ну, да наше экономное инфографическое мышление в том не нуждается, ибо:
Чем меньше информации поступает в мозг обучаемого для обработки, тем лучше это будет сказываться на обучении

Однако дело в том, что большая часть нашей инфографики требует не когнитивной обработки, а простого чувственного ее восприятия, что даже рыбы умеют, если у них глаза есть.

Но вернемся к минимализму и реализму графики в цитируемом посте:

Абсолютно согласен, с подчеркнутой на рисунке фразой, если она относится к рекламе, а не к обучению. Реклама  должна бить не по коре, а по подкорке, не в мозг, а, желательно, не выше желудка, а лучше ниже пояса; апеллировать не к осознанию и не к пониманию, а к бессознательному, к пред- и докогнитивным процессам. 
Минимизировать когнитивную нагрузку в рекламе – святое дело. А вот в обучении вряд ли. Если вы, конечно, рассматриваете аудиторию своих электронных курсов не в качестве тех, на кого распространяются законы этологии:

Источник