вторник, 26 ноября 2013 г.

Как написать концепцию электронного курса?

Автор: Елена Тихомирова

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать.
Какая информация вам потребуется для создания концепции?

  1. Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить.
  2. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения. 
  3. Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать?
  4. Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит? 
  5. Как делается то, что нужно делать в итоге? - Шаги выполнения задачи, тонкости и трудности. Д
Для самой концепции последний пункт списка можно описывать кратко, основные моменты. Потом, при разработке, нужно будет уже детально проводить анализ, собирать всю информацию. Сейчас же важна последовательность, основные тонкости и трудности. 

Еще нужна техническая информация, которая определит границы создаваемого решения - какие технологии можно использовать, что может ваш инструмент разработки, что умеют делать на ПК потенциальные слушатели, какой у них будет компьютер и канал связи. 

И последний блок орг. вопросов - сколько времени у вас есть на создание курса и какой бюджет. Как ни крути, от этих параметров многое зависит, например уровень интерактивности, которая может быть и не дорогая, но достаточно трудоемкая. 

Когда основная информация есть на руках, начинаем делать из нее выводы и собирать данные для самой идеи курса: 
  • где может происходить то действие, которые сотруднику предстоит освоить? 
  • нужно ли сотруднику сделать это действие самому или он может за кем-то наблюдать, искать ошибки, направлять? 
  • есть ли какие-то планы, циклы, показатели у того действия, которому мы учим? 
  • в какой последовательности выполняются те действия, которым учим? 
Концепция может быть как прямолинейной, то есть мы описываем то место и тот процесс, который будет происходить в реальности. 
Офис компании, перед сотрудником стоит задача проверить помещение на соблюдение техники безопасности. 
Сотрудник просыпается утром и ему нужно правильно подобрать одежду для выхода на работу. При этом у него есть определенные план на день, с учетом которых он должен одеться. 
Может быть также и метафора, то есть мы рассказываем некоторую историю или сказку. Это достаточно опасная вещь, потому что человеку может быть потом трудно перенести "сказочные" знания в реальность. Но при этом, например для адаптационных курсов, такие истории и сюжеты - очень полезны.

Герой отправляется в поездку по скандинавским странам. В первый день поездки ему нужно снять деньги в банкомате, он находит банкомат с интересным и ярким логотипом с оленем и пока стоит в очереди изучает символику и короткие блоки истории банка. Сняв деньги он понимает, что именно в такой яркой и интересной компании он хочет работать. Приехав в Россию он находит этот банк и идет туда устраиваться на работу. По мере того, как он изучает своего потенциального работодателя, он проникается и историей и культурой компании. И когда приходит на работу ему остается узнать только о внутренних делах банка и он готов приступать к новому рабочему дню в новой компании.
Сюжет с историей можно строить только тогда, когда у вас на руках есть все материалы и вы сразу "примеряете", как и где вы сможете тот или иной материал подать. Иначе может так получится, что вы не сможете его встроить в курс или будет видно, что "шито белыми нитками".

Скрытый потенциал блоггинга (версия 2.0)

Автор: Владимир Нюренберг

Данный пост представляет собой исправленную и дополненную версию ранее опубликованного поста*, и посвящён рассмотрению трёх основных подходов к ведению личного блога. Вместе с тем, это попытка наметить несколько важных аспектов, связанных с созданием записей в блогах, необходимых для того, чтобы социальные эффекты каждого из подходов могли быть реализованы в полной мере.
Простота и гениальность идеи блоггинга превратила его в занятие для многих «цифровых граждан», и позволила ему за десятилетие с небольшим пройти путь от увлекательного занятия до важного инструмента профессиональной деятельности. Прелести первого вполне очевидны, над полезностью второго не задумываются лишь «медийщики». Для остальных же вопрос прагматичности ведения личного профессионального блога во многом остается открытым. Предполагая, что к прочтению поста Вас подвиг интерес и некий уровень изначальной осведомлённости, позволю себе лишь привести ссылку на материал, довольно внятно разъясняющий плюсы данного занятия «для современного специалиста».

Личный блог как электронное портфолио

Для большинства из тех, кто уже задумывался над необходимостью заняться блоггингом, приведённые там аргументы, наверняка, будут достаточно разумными. Однако это не снимает двух простых и очевидных «однако»: подобного рода занятие требует времени и хотя бы элементарной сноровки в написании текстов. Здравый смысл не позволяет отнестись к этим утверждениям, как к простым отговоркам, и заставляет искать некое решение. Таковым, на мой взгляд, может стать использование личного блога в качестве портфолио, т.е. места для предъявления себя как специалиста и репрезентации своего профессионального опыта.


пятница, 22 ноября 2013 г.

Лучшее на этой неделе

ДИСКУССИИ:

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Присоединяйтесь к нам на Саммите разработчиков электронных курсов!


вторник, 19 ноября 2013 г.

По итогам телемоста с Эли Билднером о переводе курсов Coursera: краудсорсинговая модель и магия перевода

Автор: Елена Абашева

Лекция-телемост Knowledge Stream с Эли Билднером, отвечающим в Coursera за поиск образовательных партнеров и перевод избранного видео на родные языки для мультикультурной аудитории проекта, прошла 13 ноября в Digital October. Представляю репортаж по итогам мероприятия.

Первые неанглоязычные видеолекции появились на Coursera еще в середине 2012-го, вскоре после открытия ресурса, – это были курсы от франкоговорящих специалистов. Уже тогда пользователи стали объединяться и создавать «самодельные» субтитры к видео на родных для себя языках, однако их качество сильно разнилось.
eli_bildner-telemost2Эли Билднер, говоря о переводе курса, отмечает: «Бывает так, что слова вроде все переведены, но отсутствует культурный контекст, характерный для определенной страны. В результате – нет той магии, химии, делающей курс подходящим для конкретного пользователя – и интерес у него пропадает. Наша задача – чтобы каждый пользователь чувствовал себя «как дома», проходя обучение».
Цифры:
— 75% студентов Coursera не граждане США
— 60% не живут в англоязычных странах
— около 35% живут в развивающихся странах

В начале 2013-го, когда на сайте стали массово появляться циклы лекций от университетов Европы и Азии, команда проекта решила взять перевод под свой контроль.

Хождения по MOOC'ам

Автор: Владимир Наумов

Тезисы о MOOC'ах:
Массовые открытые дистанционные курсы
1. не привнесли в практику обучения ничего нового, кроме
  • массовости,
  • открытости.
  • дистанционности,
  • глобальности (интернационализм),
которые сами по себе не имеют к дидактике, методологии и технологиям обучения  непосредственного отношения. Отличия МОДК от иных традиционных форматов обучения имеют не качественный, а чисто количественный, внешний характер.
2.  MOOC'и копируют и имитируют более или менее адекватно аудиторную деятельность преподавателя (потому там так и популярны видеозаписи лекционного формата работы для оживляжа) и процессы традиционного обучения, практически не используя возможностей ИКТ для автоматизации учения и управления учебным процессом.
3. Процессы учения и управления учением слушателей в MOOC'ах либо не отличаются от аналогичных процессов в очном формате, либо проигрывают им. Учение учащихся - дело рук самих учащихся.
4. Автоматизация учебного диалога между преподающими и учащимися практически отсутствует, за исключением формального (и банального) автоматизированного контроля успеваемости. Причем, контроля преимущественно знаниецентрированного, репродуктивного, связанного преимущественно с припоминанием и воспроизведением информации.
5. Внедрение групповых форм взаимодействия учащихся и их взаимной оценки неизбежно приведет к использованию возможностей конструктивистских и коннективистских решений, что является безусловно положительным фактором.
6. Обучение на платформах МОДК не является технологией обучения, поскольку не нацелено на фиксированный искомый (гарантируемый) результат учения.
7. Возникновение и развитие MOOC'ов является, безусловно, закономерным явлением в условиях становления информационного общества, экономики знаний и "мировой деревни":
"Широта и сила телеобучения завершает не только переход от механической эры к электронной, но осуществляет превращение человеческого обитания на планете в "мировую деревню", построенную на глобальной нервной системе электронных медиа" (Источник).
8.  Высшей  точкой удаленного обучения через информатизацию станет, однако, не копирование традиционных очных решений в сети, а автомитизация (кибернетизация) процесса обучения: управление учением в ходе диалога человека с машиной или с другим человеком при посредстве диалога с машиной.
9. Очное обучение не отомрет. Очное обучение, чтобы выжить в информационном мире, само будет строиться на принципах кибернетики и инженерии знаний, но принципах электронной дидактики. Иначе, ИМХО, ему не выжить ...

Источник 
Хождения по MOOC'ам - 2
Хождения по MOOC'ам - 3 

вторник, 12 ноября 2013 г.

Искусство обучать нескучно и эффективно

Автор: Павел Безяев

Вчера дочитал книгу «Искусство обучать» Джулии Дирексен. Если о впечатлениях, то это самая яркая, интересная и живая книга из всех, что мне доводилось читать, если не брать в расчёт художественные книги. В целом очень похоже на настоящий электронный курс, но на бумаге, только вот графика сильно подкачала — слишком в разнобой (и это при том, что автор тоже понимает, как это важно).
Если уйти от эмоций и поговорить о сути и полезности, с одной стороны эта книга должна быть обязательной для всех кто делает электронные (и очные) курсы, а с другой большая часть из этого уже должна быть известна любому, кто всерьез занялся методиками и создает не просто курсы, а эффективное обучение.   Для себя я подумываю открывать резюме одной из глав, каждый раз, когда буду думать над сценарием очередного курса, чтобы проверить — не упустил ли что-то или взять какую-то идею для эксперимента.

Книгу я читал довольно долго и детали первых глав уже забылись, поэтому мне самому сейчас интересно выдать какое-то короткое резюме, как рекомендацию из этой книги. Понятно, что читал я находясь в своем контексте и кому-то мое резюме может показаться далёким от сути книги, а кому-то совершенно бесполезным (непонятным). Вот что я понял: «Хороший курс должен быть построен, как захватывающая история, в которую обучающийся максимально вовлекается через решение полезных для реальной практики задач. Тот, кто пишет эту историю должен хорошо понимать — для кого он это делает и какие задачи решает. История должна максимально показывать, а не рассказывать и делать это на реальных, ярких, эмоциональных (ну хоть что-то из этого!) примерах. Создавайте интригу, как за счёт сюжета, так и за счёт сознательного сокращения выдаваемой информации».

Перевернутое обучение и инженерия знаний

Автор: Владимир Наумов
Сначала советская, а затем и постсоветская педагогика вовсю декларировали тезис о том, что ученик – Личность и Субъект учебной деятельности. В силу чего преподаватели-практики и теоретики обучения активно искали методы и методики активного обучения. Найдено и описано их было немало, однако радикального сдвига здесь не произошло. Сейчас, в расширением электронных форм обучения наше внимание обратилось на так называемое «перевернутое обучение». 
Его родоначальниками называют Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса, огромную роль в пропаганде перевернутого обучения в мире сыграла Академия Хана (англ., русск.). У нас активно идеи такого обучения популяризируют Иван Травкин (преимущественно вузы) и Марина Курвитс (среднее образование)
Главный мотив этих авторов – повысить активность учащихся.
Пока не рискну ответить на вопрос, а может ли перевернутое обучение выступать как базовый метод обучения, способный заменить традиционное как минимум в передаче минимального набора базовых знаний в школах и вузах. Во всяком случае, один из апологетов и проводников такого обучения в США - Брайан Беннет – считает, что «необходимо обладать каким-то базисом, чтобы в дальнейшем на него уже накладывалась новая информация и навыки. Поэтому я рассматриваю этот подход как возможность расширить уже полученные знания, но не как метод базового обучения».
А если речь вести об обучении взрослых: магистров, специалистов, уже имеющих профессиональное образование, нважно, квалифицированные ли это рабочие, магистры или слушатели последипломных программ? Уж они то почти поголовно субъекты своей судьбы. Думается. Что для этой категории учащихся перевернутое обучение как раз и может стать базовой формой.
Итак, сделаем допущение, что наш учащийся – это действительный субъект обучения. В этом случае функция извлечения, приобретения новых знаний может быть целиком делегирована ему. И не обязательно эти знания он будет извлекать из кратких видео-лекций. Возможны и иные источники знаний на электронных или бумажных носителях. Очная же часть учебного процесса станет носить максимально активный характер. Как, к примеру, представлено на рисунке (источник):
Представленная схема извлечения знаний позаимствована из источника (Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб, 2000), посвященного искусственному интеллекту, инженерии знаний (раскраска моя - ВН).

Пусть она и не охватывает всего учебного процесса (проверки, применения извлеченного знания), тем не менее, может свидетельствовать в пользу того. что инженерия знаний способна стать методологией организации обучения. И не только перевернутого. И не только взрослых. Во всяком случае, представляется, данная схема может быть адаптирована к процессам извлечения, приобретения знаний субъектами-учащимися, не теряя своей методологической природы – инженерии знаний.То, что окрашено оранжевым - относим к непосредственному или удаленному синхронному взаимодействию учащегося с другими участниками процесса. Неокрашенное - "препоручаем" компьютеру
Не могу не согласиться с Иваном Травкиным, который говорит: «Синхронное взаимодействие организуется исключительно в форме фасилитируемой коллаборативной работы учащихся, а все остальные формы переводятся в асинхронный режим». Само же синхронное взаимодействие может быть очным, так дистанционным, так и очно-удаленным.
Неоднократно приходилось говорить (например), что электронное обучение в нынешнем виде является таковым скорее номинально. До тех пор, пока оно преимущественно дублирует, адаптирует, имитирует и воспроизводит формы и методы традиционного очного обучения, более или менее разбавленного свежими идеями. Настоящая же электронная педагогика, думаю. возникнет, когда мы положим в качестве основ ее методики, методологии, философии, если угодно, то есть и теории и практики принципы искусственного интеллекта, кибернетики, инженерии знаний и соответствующих программных диалоговых решений, обеспечивающих субъектность учащегося..
Разумеется, предложенную схему можно и нужно уточнить применительно к делу обучения. Не выплеснув при этом инженерийнознаниевого подхода к нему.

понедельник, 11 ноября 2013 г.

По итогам телемоста Инь Лу (Coursera)

Во время телемоста Инь Лу, отвечающая за работу с иностранными рынками, рассказала о Coursera learning Hubs – оффлайн-классах в различных городах и странах, где студенты онлайн курсов смогут посещать встречи и общаться с экспертами-менторами определенных курсов и друг с другом. Первый в России Coursera Learning Hub открывается 14 ноября на площадке Центра Digital October.

Начав свое выступление, Инь Лу еще раз подчеркнула основную цель Coursera: сделать получение образования базовым человеческим правом. Сейчас возможности платформы позволяют преодолеть такие ограничения, как: возраст, пол, отсутствие мобильности, географическое положение.

Дальнейшая работа команды Coursera ведется над решением следующих задач:
- наличием устойчивого и быстрого канала связи – интернета – у слушателей курсов (например, в Африке). Скоро будет представлено мобильное приложение, позволяющее загружать видео малого размера.
- релевантный контент: здесь идет работа над переводами и локализацией курсов
- оповещение как можно большего количества людей о проекте и массовых открытых онлайн курсах (MOOCs).

Наиболее эффективным способом решения последней задачи является, по мнению Инь Лу, «сарафанное радио».
telemost_coursera_07_nov_2013-1Изучая сообщество meetup.com и города, где чаще всего проходили встречи, команда Coursera выделила для себя несколько основных важных моментов о необходимости: наличия устойчивой связи, ментора-организатора, определенной цели – темы. Такие встречи повышают мотивацию и ответственность студентов  перед собой и со-встречающимися при прохождении курсов.

Инь Лу также рассказала о нескольких схожих случаях, когда встречи оффлайн позволяли повысить процент закончивших курсы студентов с 7-10% до 40-70%, а также способствовали позитивным изменениям в их дальнейшей жизни: поиску и устройству на работу, увеличению количества друзей-единомышленников и т.д.
«Если раньше мы соединяли студентов с платформой, инструментами и контентом, то с помощью Learning hubs будем способствовать соединению с другими людьми», – говорит Инь Лу.
telemost_coursera_07_nov_2013Участники телемоста интересовались:
- возможностью обучения школьников:
Инь Лу: наша целевая аудитория – люди от 12 и старше, но курсы для педагогов начальной школы позволяют косвенным образом повысить эффективность обучения для младших школьников.
- использованием онлайн курсов для развития персонала:
Инь Лу: средний возраст студентов-курсерианцев в России составляет 25-33 года, т.е. это люди, находящиеся на раннем этапе своей карьеры. И, конечно, такое обучение им только помогает.
- наставничеством при прохождении онлайн курсов:
Инь Лу: это то, над чем мы сейчас экспериментируем с помощью различных инструментов, включая Google Help и Learning hubs.

Ответила Инь Лу и на провокационный вопрос об амбициях Coursera по созданию глобального открытого виртуального университета, полностью замещающего обучение в вузах: «Coursera – проект, нацеленный на предоставление образования тем, у кого нет возможности посещать университеты оффлайн. Мы дополняем существующую систему образования, но не собираемся заменить реальные вузы: невозможно переоценить совместное обучение лицом-к-лицу и внеклассное общение, например, во время обедов в студенческой столовой, а также личный опыт общения с харизматичными преподавателями».

Одного из участников телемоста интересовал вопрос: «Чем же могут привлечь такие встречи оффлайн в Learning Hubs тех, у кого уже есть высокоскоростной интернет и уютная обстановка для прохождения курсов?»

Юлия Лесникова, директор образовательных программ центра Digital October, модератор встречи, представила троих экспертов-менторов четырех первых курсов, стартующих с 14 ноября в российском Learning Hub. Такое представление курсов и мини-выступления менторов должны были снять подобный вопрос.

Российские эксперты-менторы во время встреч в Learning Hub, помимо ответов на вопросы студентов, возникающих при прохождении онлайн курсов, смогут:
- расширить тему курса и разобрать сложные моменты, не вошедшие в него (Николай Вяхха)
- максимально заинтересовать слушателей темами основного и дополнительного курса в области генетики (Мария Шутова)
- осветить вопросы, связанные с потребностями бизнеса в области компетенций и навыков персонала, и пригласить интересных гостей, раскрывающих практические моменты, связанные с курсом (Екатерина Храмкова)

1. Куратор курса «Алгоритмы в биоинформатике»
Николай Вяхха, соавтор курса, факультет компьютерных наук и инженерии, Университет Калифорнии в Сан-Диего, директор Института биоинформатики в Санкт-Петербурге

2. Куратор курсов «Гены и человеческое поведение» и «Полезная генетика»:
Мария Шутова, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории эпигенетики человека и животных Института общей генетики РАН.

3. Куратор курса «Дизайн-мышление для инноваций в бизнесе»
Екатерина Храмкова, кандидат наук (Master of Arts: Design & Branding Strategy), генеральный директор дизайн-агентства инноваций Lumiknows.

Источник: Education-events.ru

О тестах в дистанционном курсе

Предлагаем вспомнить хорошую презентацию о создании тестов в дистанционном курсе и таксономии Блума:


четверг, 7 ноября 2013 г.

Образование 3.0: Застой или начало новой эры?



Автор: Павел Безяев

Хочу поделиться своими выводами о выставке-конференции «Образование 3.0» (31.10-2.11.13). 

Скажу сразу, что пока это самое унылое мероприятие такого уровня из тех, что я посещал начиная с 2005 года. Но есть удивительно ощущение, что это первая конференция e-learning, в ходе которой появилась спонтанная, но очень важная и глобальная Идея. Идея не звучала в докладах, но постоянно всплывала в ходе коротких дискуссий среди тех, кто реально находится на передовом крае e-learning (я не про тех, кто себя причисляет к ним сам). 

Идея примерно такая: Технологии уже проникли в нашу жизнь настолько глубоко и так быстро меняются, что больше не сбивают с толку своей «инновационностью» и понимающим людям становится ясно, что если снять скучного лектора на 3D камеру, дать всем обучающимся проходить тесты на самых навороченных планшетах, а оценки писать мелом на интерактивной доске, то мы никак этим не приблизимся к эффективному обучению!  Сейчас школы заваливают интерактивным оборудованием, вузы и компании понаставили себе LMS и клепают пачками «электронные курсы». И везде примерно одна философия — чем больше новых технологий, тем круче! «Даешь видео, интерактивные ролики, подкасты, 3D модели, дополненную реальность и все что есть! И пофиг, что не знаем, как это эффективно использовать, что нет методик — зато — инновации!!!» Почти никто не знает даже элементарных методик, которые могут сделать вполне эффективным даже простой слайдовый курс из текста, картинок и простых интерактивных элементов, но многие готовы списать эти технологии в утиль и гонятся за очередными новшествами! Меняют платформы, инструменты, форматы, замахиваются на мобильное обучение, а про то что бы научить людей методикам и выстроить систему — забывают (да и кто нучит?). У кого-то нет ни выстроенной системы, ни понимая важности методик при разработке курсов, но они уверенны, что у них-то уже есть e-learning, просто сам по себе этот e-learning малополезная штука. У других есть система, но курсы это «перевернутые учебники» с красивыми вставками и они при этом с удивлением рассказывают, что люди разучились учиться и совсем немотивированные (в одном докладе даже подчеркнули, что они не могут на это влиять и даже не рассматривают это!!!).