среда, 25 сентября 2013 г.

Внимание, конкурс на самый популярный пост октября!


От имени сообщества e-Learning PRO хочу поблагодарить всех наших авторов, которые создают множество увлекательных, полезных и практичных e-learning-постов! 

А также объявить конкурс на самый популярный пост октября в блоге сообщества.

ПОБЕДИТЕЛЯ ЖДЕТ ПРИЗ: новый, ещё пахнущий типографской краской,  экземпляр книги «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным».

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗ:
1. Быть участником e-Learning PRO (регистрация тут)
2. Написать пост для блога сообщества e-Learning PRO (примеры тут)
3. Получить наибольшее количество комментариев к посту.
КОНКУРС ПРОВОДИТСЯ с 1 по 31 октября 2013 г.
РАЗМЕЩАЙТЕ СВОИ ПОСТЫ в блоге сообщества.

Для получения доступа к публикации направьте свой e-mail на адрес marina@e-learningcenter.ru

Мы с нетерпением ждем ваши отзывы о посещенных мероприятиях, книгах, курсах, программах, советы по созданию курсов, тестов, проведению вебинаров, рассказы о реализованных проектах, посты-картинки с инфографикой на тему e-leaning, статьи о том, почему вы занимаетесь обучением, переводы англоязычных постов про e-leaning, mindmap ваших проектов и ресурсов, советы новичкам, отзывы об использовании мобильных приложений и виртуальных миров, интересную e-leaning- статистику и  многое-многое другое!
При определении победителя будет учитываться так же общее кол-во просмотров поста.
С уважением,
менеджер e-Learning PRO
Марина Литвинова

понедельник, 23 сентября 2013 г.

mQlicker (мобильные опросы) + Quickoffice (мобильные документы)

Автор: Константин Бугайчук


1. mQlicker это сервис с помощью которого Вы можете создавать тесты и опросы, отвечать на которые Ваша аудитория сможет с помощью мобильных устройств. Сервис позволяет создавать опросы с несколькими вариантами выбора или с одним, или предоставить ответ в виде числа или текстового сообщения. Ответы от аудитории могут  быть представлены ей тут же в режиме реального времени

2. Базовый алгоритм действий в сервисе:
  • создается опрос (тестовое задание, тест).
  • ученики (респонденты) набирают в адресной строке браузера мобильного устройства или компьютера http://respond.cc, вводят код опроса, который дает им преподаватель, и отвечают на предложенные вопросы. К опросу также можно перейти по прямой ссылке, которую дает сервис, или просканировав QR код, который генерируется сервисом для каждого опроса.
  • затем Вы можете с помощью ПК, мобильного телефона или планшета просматривать обновление результатов в режиме  реального времени.
Судя по описанию, алгоритм работы схож с сервисом Mentimeter  небольшая заметка о котором есть в этом блоге, но  который несколько менее функциональнее (хотя не во всем - см. выводы).

3. Требования:
  • iPhone, с поддержкой IOS 4 +.
  • Android, с поддержкой версий ОС 2.3 +.
  • Windows Phone, с расширенной поддержкой WP8, а затем (уже в продаже!).
  • Kindle Fire и Kindle Fire HD (расширенная поддержка).
  • Любое другое мобильное устройство с веб-браузером.
  • Любой веб-браузер, например, Chrome, Firefox, Safari или Internet Explorer.

Полноэкранное отображение результатов на:

  • iPhone, IPad (IOS 5 +).
  • Android (OS версии 3 +).
  • BlackBerry (OS версии 6 +).
  • Windows Phone (OS версии 8 +).
  • Любой веб-браузер, например, Chrome, Firefox, Safari или Internet Explorer 9 +.


Интересно, что инструкция (маннуал) составляет 300 страниц, а посмотреть ее можно здесь


Краткое описание работы в сервисе

1. Заходим по адресу https://mqlicker.com Сначала Вам надо зарегистрироваться на сайте сервиса. На указанную Вами электронную почту придет письмо с верифицирующим кодом, введите его при регистрации.



четверг, 19 сентября 2013 г.

Курс-викторина с отложенной обратной связью

Автор: Павел Безяев

 
 
 
Задумали достаточно сложный с технической точки зрения (и по трудоёмкости) курс по продажам услуг и сервисов. Основа курса – соревновательный дух!

Курс делится на два блока:
  • Знание сервисов
  • Продажа сервисов (техники продаж)
Наиболее интересен первый модуль. Он будет представлять собой некую викторину с отложенной обратной связью. По темпу это будет что-то вроде электронной игры «волк ловит яйца», только вместо яиц будут ответы клиенту. Если детали сервиса «отскакивают от зубов», то консультант легко будет отвечать на вопросы, а иначе ему придётся использовать метод «тыка» или пропускать вопросы. После блока вопросов по определенному сервису, выводим промежуточный результат, а потом (и вот это интересно!) выводим обратную связь только по тем вопросам, на которые был дан неверный ответ. Получается интересное решение – с одной стороны есть динамика, как в игре (мы не отвлекаемся на обратную связь к каждому вопросу). А с другой стороны есть обучающий эффект, т.к. мы даём обратную связь именно по ошибочным ответам, что позволит улучшить результат при следующем прохождении курса и закрепить знания. Не маловажно, что курс будет сопровождаться PR-компанией – рейтинги лучших сотрудников будут регулярно публиковаться на корпоративном портале. 10 сотрудников набравших больше всего баллов к определенной дате перейдут в очную часть конкурса и будут соревноваться за реальные призы.

Для реализации мы рассматривали два инструмента – Captivate и CourseLab. Ставку делали на Captivate, т.к. его возможности действительно безграничны. Но тут избыток возможностей сыграл злую шутку – все попытке реализовать задуманный сценарий натыкались на неожиданные сюрпризы связанные с концепцией заложенной разработчиками и некими глубинными настройками на поиск которых уходило очень много времени. Неделя поисков привела к тому, что я дал сотрудникам отбой и открыл CourseLab, где за 20 минут реализовал прототип требуемого курса.

Если кому-то будет интересна технология, то готов поделиться:

1. На картинку/текст с верным ответом вешаем действия (на клик мышкой):
ПЕРЕМЕННАЯ (x1=1, область действия = весь модуль)
ОЦЕНКА (Цель=total, добавить 1)
ПРЕХОД (следующий слайд)
На неверные ответы «вешаем» просто переход на следующий слайд.
На слайде размещаем типовой элемент из раздела навигации — «таймер» и через действие «окончание времени» задаём переход на следующий слайд (это если обучающийся не успел дать ответ). При этом сам слайд выводим в режиме «Ждать действия».

Для каждого следующего вопроса задаём свою переменную x2, x3, … x100. Получается, что при нажатии на верный ответ мы увеличиваем общий балл по курсу и присваиваем занчение 1 соответствующей переменной, а если ошибаемся, то прост переходим к другому вопросу. Вернуться назад нельзя.

2. Что бы выводит отложенную обратную связь, мы создаём после каждого блока вопросов слайды с текстом обратной связи. К каждому слайду через действие на событие «перед показом» вешаем небольшую проверку:
ЕСЛИ (Условие=#x1==1)
____ПЕРЕХОД (следующий слайд).
Таким образом, получается, что все слайды с обратной связью по вопросам на которые был дан верный ответ просто не будут отображаться!

Смотрится очень динамично и интересно! И при этом у нас больше сотни вопросов :) 

Если нужны дополнительный детали – с радостью поделюсь!

osotl

 
 
Удачи!
Павел Безяев.

 
 

среда, 18 сентября 2013 г.

О чем писать в своем профессиональном блоге

Автор: Эдуард Бабушкин

Кажется идея блоггинга начинает пробивать себе дорогу. Теперь меня часто засыпают вопросами: о чем писать? Как привлечь внимание к себе? Не каждый пост является программным, не каждый пост требует выдавать глобальные идеи. Такие посты и не нужны. Но внимание читателей нужно привлекать постоянно, поэтому нужны какие-то инструменты и темы, позволяющие относительно легко и быстро создавать контент.
В данном посте я набросаю несколько вариантов того, как вы можете не только представить контент читателям, но и использовать написание для саморазвития (см. Блоггинг как форма обучения). Одно дополнение: речь идет больше о личном профессиональном блоге, чем о корпоративном. Позже я напишу про контент корпоративного блога, но специалисты могут взять много из данного поста для своих корпоративных блогов

Рефлексия рабочей деятельности

Не важно, ведете вы проектную деятельность, тренинги или другое, вы всегда рефлексируете над проделанным, поэтому: оформляйте рефлексию в тексты. Специалист по оценке персонала обязан писать рефлексивный отчет по ассессменту, тренер по проведенным тренингам, консультант  - по консалтинговым проектам. Наверное, это самый важный источник информации о нас, как о профессионалах.
см. например Отчет по мастер-классу Эффективное использование social media HR. Санкт-Петербург, 6 декабря
или просто пример рефлексии
Вовлеченность персонала

Отзывы о книгах и/или статьях

вторник, 17 сентября 2013 г.

Дистанционное обучение: 4 признака для выбора образовательного учреждения

Автор перевода: Елена Абашева 

Dottie L. King, президент колледжа Saint Mary-of-the-Woods (штат Индиана, США), поделилась мыслями, как выбирать учебное заведение, предлагающее дистанционное обучение. 


Saint Mary-of-the-Woods занимается поддержкой дистанционного обучения уже более 40 лет.
Для нас, в России, с учетом роста интереса к дистанционному обучению,  и поддержкой государства этого направления, обозначенные ею 4 важных признака, могут быть интересны с позиций подтягивания самого учебного заведения.

1.  Определите собственные приоритеты. Обращайте внимание на аккредитацию учреждения и курсов, чтобы полученные дипломы, сертификаты были признаны впоследствии другими высшими учебными заведениями. Также важное значение имеют: число выпускников, наличие программ для стажировки, позиции в рейтингах, используемые технологии и их поддержка.

2. Убедитесь в наличии полноценного факультета в учебном заведении.  Когда вы знаете, кем и как разрабатываются программы для онлайн обучения, вам легче сделать осознанный правильный выбор. В идеале, преподаватели, разрабатывающие и проводящие курсы онлайн, имеют хорошие, прочные связи с образовательным учреждением, и преподают также в традиционных форматах.  Если курсы разработаны сторонними организациями — неизбежен разрыв между преподаванием и содержанием обучающей программы.
Для успешного онлайн обучения также важна доступность услуг со стороны учебного заведения по поддержке студентов, занимающихся онлайн. Должны быть определены рабочие часы служб технической поддержки, время тьюторов для ваших вопросов и консультаций.

3. Какова политика учреждения в отношении студентов, занимающихся онлайн? Внимательно ознакомьтесь с тем, как учреждение относится и заботится об успешном взаимодействии со студентами. Гибкость и понимание трудностей студентов в определенных жизненных обстоятельствах, могут иметь решающее значение! Что произойдет, например, если возникнет необходимость прервать учебу, чтобы уделить внимание заболевшему ребенку?

4. Активная позиция учебного заведения в вовлечении студентов в процесс. Вовлечение студентов, занимающихся онлайн, в традиции, обряды и торжества обогащают процесс обучения и укрепляют сотрудничество. Приглашение студентов онлайн программ для участия в различных событиях, помогает продемонстрировать их важную роль в настоящем и будущем учреждения,  а также   больше рассказать студентам об истории учебного заведения. В колледже Saint Mary-of-the-Woods, которым руководит Dottie L. King, студенты, обучающиеся онлайн, наравне со студентами очных программ участвуют в старой традиционной церемонии получения кольца из черного оникса по окончанию колледжа.  «И я могу сказать вам , что получение этого кольца для них столь же значимо, как и для тех студентов, которые жили на территории кампуса в течение четырех лет», — отмечает Dottie L. King.

Источник: Education-events.ru

СДО как индикатор "белых пятен" в бизнес-процессах компании

Автор: Марина Литвинова,  
менеджер e-Learning PRO 
Наткнувшись, благодаря СДО, на очередную проблемную ситуацию, решила написать о том, что система обучения может быть гораздо более полезна для компании и ее функции выходят за пределы повышения уровня профессионализма сотрудников. 

Сейчас у меня второй проект СДО. Над первым я работала достаточно долго, более 5-ти лет. Над вторым - год. Оба проекта в банке. Анализируя внедрение и развитие двух систем в двух компаниях при разных условиях, корп.культуре и т.д., я увидела единое преимущество СДО, которое не касается обучения. И это преимущество в том, что систем помогает выявлять проблемные места в компании. После их выявления конечно же идет поиск подразделений и людей, ответственных за эти "белые пятна" в бизнес-процессах и разрешение проблем (и это не всегда получается легко и быстро и чаще всего отдел обучения не влияет на процесс, но тем не менее оказывает помощь в выявлении этих проблем).

Кратко, не вдаваясь в описании ситуаций, СДО может выявить такие проблемные ситуации в компании:
  1. Отсутствие стандартизации рабочего места и ПК пользователя вплоть до браузеров, плагинов, бюджетов на закупку и модернизацию оборудования и наличия сис.админов на местах.
  2. Нечеткая синхронизация программных комплексов и проблемы внутри них, в т.ч. в зонах ответственности за эти комплексы.
  3. Нечеткое распределение зон ответственности внутри подразделений и между ними (и чем больше автоматизации и стандартизации будет в СДО, тем более явно проступят эти зоны, их смешения и наложения).
  4. Слабые места в бизнес-процессах, а также отсутствие четко настроенных бизнес-процессов.
  5. Несоответствие функций, выполняемых сотрудниками на занимаемой должности (особенно явно проявится при формировании программ проф.обучения в зав. от должности).
  6. Проблемные моменты во взаимодействии главного офиса и региональных подразделений, часто выражается в том, что стороны "додумывают" друг за друга ("мы им сообщили" - "они знают", а на самом деле "отправили письма" и... не получили обратную связь, решив что "они знают").
  7. Проблемные вопросы и узкие места в продуктах и услугах (возникают при обсуждении новых продуктов и рассмотрении различных конкретных ситуаций, а также, как ни банально, при обычном тестировании и обнаружении неверных вопросов-ответов).
  8. Состояние корпоративной культуры и не только в отношении к обучению.
  9. Состояние каналов связи внутри компании: 1)техническое, 2) само отношение к коммуникациям и ответам на них.
  10. Дублирование информации на различных ресурсах с различными ответственными за обновление одной и той же информации (как итог - актуальность тоже отличается).
  11. Нехватка информации по продуктам и услугам компании на доступных для сотрудников ресурсов, может коснуться и клиентов.
  12. Кадровые неточности (могут всплыть при анализе рез-тов обучения или планировании групп для обучения в случае неверных должностей, подразделений, несвоевременно оформленных кадровых док-тов и т.д.)
  13. "Дело не в обучении" - о этот момент я очень люблю обнаруживать, но, к сожалению, его не очень любят признавать инициаторы. Т.к. очень легко "полечить обучением", даже если не поможет, но ведь действие совершено. А реально проблема часто кроется в том, что нужно не обучение, а: 1) налаживание взаимоотношений между подразделениями; 2) регулярное информирование; 3) создание единых принципов коммуникаций внутри компании; 4) административный контроль; 5) исправление проблем в программных комплексах; 6) исправление бизнес-процессов .. ну и любой из 12-ти пунктов выше.

И на мой взгляд, выявляя подобные проблемы, сама ценность СДО станет гораздо выше, ведь система поможет улучшить бизнес-процессы, а значит, и повысить эффективность компании.

Тестирование в электронном курсе

Автор: Елена Тихомирова

Постоянные читатели блога и те, кто со мной хоть раз лично общался на тему e-learning, точно знают, что я в целом противник классических тестов. И не смотря на то, что я изучала методологии составления эффективных тестов и в целом знаю, что это не самый плохой инструмент в обучении, никак мою позицию не меняло. Оказывается, нужно было посмотреть на это под другим углом.


Я все никак не могла понять, что же меня так в тестах смущает. Сегодня дописывала статью про разработку мобильных приложений для обучения и в числе прочего там я писала о том, что для запоминания обязательно нужна практика. И что в каждой теме обязательно должно быть упражнение, которое позволит куда-то применить новые знания. А темы в мобильном обучении - очень маленькие, не более 1-3 минут. Потому что мобильным телефоном пользуются с таким интервалом и так можно рассчитывать хоть на какое-то внимание потенциального слушателя.


Теперь смотрите, что получается. Если модуль длительностью, скажем, 2 минуты, и я его делю на 2 части - 1 минута на теорию и 1 минута на задания. Если я ставлю в качестве задания тест, то он точно будет бесполезным, потому что очевидно, что в течении 1 минуты большинство людей в состоянии удержать информацию в оперативной памяти и воспроизвести ее. Мы же в состоянии повторить только что сказанную фразу слово в слово? То есть максимум, что такой тест проверить - работу оперативной памяти.


Как студенты используют Facebook для большей мотивации к обучению на онлайн курсе

Автор перевода: Елена Абашева


В блоге Coursera израильские студенты  Ziko и Michael рассказали о том, как использование группы в Facebook помогло укрепить их мотивацию к обучению во время прохождения онлайн курса. 


Понимая, что онлайн курсы позволяют им учиться в собственном темпе,  Ziko и Michael также считают, что студенты нуждаются в четком графике и поддержке при прохождении курсов в онлайн режиме.

Поэтому они решили открыть для близких друзей, которым был интересен курс (преподаватель — Dan Ariely, курс — A Beginner’s Guide to Irrational Behavior), группу на Facebook для совместного обучения и обмена опытом.  «Гораздо труднее игнорировать сроки предоставления заданий, когда ваши друзья на Facebook напоминают вам о них!»,- говорят Ziko и Michael.

Через несколько минут после открытия группы, к ней присоединилось 10 человек, в течение нескольких часов присоединились десятки, а через небольшое количество дней в группе стало более 300 человек.

А дальше — члены группы начали:
- увлеченно обсуждать курс  и материалы к нему
- создавать мини-группы для совместного обучения (как онлайн, так и оффлайн)
- организованная группа добровольцев начала переводить на иврит статьи курса для других студентов
«Увлекательно учиться вместе с людьми разных возрастов. Группа позволила вести активное обсуждение тем курса на родном языке и помогла сохранить время, благодаря совместной работе», — отмечают студенты.

А что в итоге?
"По окончанию курса мы обнаружили, что статистика была в нашу пользу: процент завершивших курс среди членов группы был выше среднего по миру в 8 раз, а средний балл в нашей группе — 94".


Встреча с преподавателем
Узнав, что профессор Dan Ariely собирается посетить Израиль, Ziko и Michael предложили ему встретиться с членами группы.

Через месяц большая группа студентов смогла встретиться с профессором, и в течение трех часов ребята поделились опытом и задавали вопросы. Удовольствие получили все :).

Шесть советов от Ziko и Michael по созданию группы, поддерживающей обучение на онлайн курсе, в Facebook:

четверг, 12 сентября 2013 г.

PRO ELEARNING ИНТЕРВЬЮ с Марком Розенбергом

Марк Розенберг, один из известнейших специалистов в мире электронного обучения с 30-летним опытом, рассказал нам об основе успеха e-learning проекта, как не растратить e-learning впустую, возможно ли построить систему управления знаниями в компании, а также дал 5 советов для внедрения эффективного электронного обучения.

Читайте и впитывайте каждую идею!

Источник

Профессиональные истории в обучении

Автор: Елена Тихомирова

Я вчера нашла совершенно потрясающий курс - PwP in Action | HIVPwP.org. Про то, как сотрудники клиник, медицинских учреждений и департаментов могут работать вместе максимально эффективно по противодействию распространения ВИЧ. У меня был опыт консультирования 2х американских фондов, которые именно этой темой занимались. Она сложная. Мы когда обсуждали примеры из практики, особенности целевой аудитории и их работы - местами было просто жутко. И тему передать очень не просто и убедить делать так, как нужно - сложно.

Этот курс сделан одним очень классным педагогическим дизайнером. И его главное достижение - в курсе нет слов "должен", "необходимо", "рекомендуется" и прочих инструкций. В курсе есть только профессиональные истории, рассказанные в виде иллюстрированной повести. Нет практики, нет тестов, ничего кроме простого, обычного рассказа. Но вы пройдите этот курс и вы поймете, что он работает.



Курс вызывает эмоции, заставляет задуматься. Причем не только на тему, о которой речь идет в курсе. Я пока его проходила, поняла, почему некоторые близкие мне люди не хотели идти к врачу и почему не правильно поступала в процессе уговоров. Я думаю, что вы найдете свое.

Здесь нет никакого напряжения и никто вас не заставляет работать определенным образом. Про должностные обязанности речь вообще не идет, потому что очевидно, что тема настолько важна и актуально, что любой медработник знает, что в таких случаях делать. Но часто не делает. И можно было бы сделать десяток слайдов про то, как должны быть распределены обязанности, кто и как должен действовать и еще пару слайдов про ответственность, которая лежит на каждом медработнике. Вместо этого - профессиональные истории, которые показывают, как можно работая вместе помочь людям. И эти истории простые, понятные, написаны легкими, естественными и простыми диалогами. Тут нет тестов, практикумов и прочих формальностей. Они и не нужны тут.


Достаточно хороших профессиональных историй, простого текста и графики. Без анимации, без роликов, без всего того, что так часто считается атрибутом хорошего курса. Но разработчик курса должен задуматься, погрузиться в тему, пообщаться с целевой аудиторией и продумать, как можно этот материал представить так, чтобы его восприняли.


Источник 

Хотите рассказать историю? Знакомьтесь, Narrable, сервис для цифрового сторителлинга.

Автор: Константин Бугайчук

Хотите рассказать историю? Это спокойно можно сделать с помощью простого сервиса Narrable. Суть  простая - Вы создаете набор фотографий (изображений), которые расположены в определенном Вами порядке и на основе которых Вы сможете рассказать историю (преподнести учебную информацию). 

Каждая фотография может быть снабжена Вашими голосовыми комментариями или специально подобранными аудиофайлами.

Пример работы сервиса:



Хорошая новость! Изначально сервис дает сделать 5 слайдшоу бесплатно, НО недавно появилась возможность перейти на образовательный тарифный план, который позволит Вам создавать неограниченное количество ваших цифровых историй.



Для того, чтобы обновить Ваш тариф, войдите в систему, нажмите на свое имя в правом верхнем углу, нажмите на синюю кнопку "Обновить план". После этого найдите план "Teacher" и выберите его.

среда, 11 сентября 2013 г.

Только каждый пятый опрошенный считает, что онлайн обучение по эффективности сопоставимо с очным (Inside Higher Ed)

Автор перевода: Елена Абашева
 
Inside Higher Ed 27 августа опубликовал результаты исследования позиции преподавателей вузов по использованию технологий в учебном процессе.

В опросе, который был проведен Gallup для Inside Higher Ed, приняло участие 2251 преподавателей, и 248 технологических администраторов.

Большинство опрошенных скептически относятся к эффективности и качеству, которые может продемонстрировать обучение в режиме онлайн. Только каждый пятый опрошенный считает, что эффективность обучения с использованием онлайн курсов эквивалентна эффективности очного обучения. Большинство полагает, что качество онлайн обучения по ряду ключевых показателей хуже (исключение – возможность предоставления контента).

Увеличилось количество преподавателей, которые проводили, по крайней мере, один из курсов в режиме онлайн: 30% vs 25% в прошлом году. Отмечается, что удовлетворённость качеством и эффективностью онлайн обучения растет вместе с опытом  в его использовании.  50% тех, кто проводил курсы в онлайн режиме (и только 13% из тех, кто не проводил), считают, что результаты такого обучения могут быть соразмеримыми с результатами обучения лицом-к-лицу.

Респонденты полагают, что,  по крайней мере, по четырем  параметрам онлайн обучение оставляет желать лучшего:
- ниже уровень взаимодействия с обучаемыми во время занятий (85%)
- ниже уровень воздействия со студентами из группы риска (78%)
- ниже возможность отвечать на вопросы студентов (67%)
- ниже уровень взаимодействия со студентами за пределами класса (62%)

«Пока мы не увидим  минимум 50% преподавателей, которые признают  онлайн-обучение равным по эффективности очному обучению, нельзя говорить о культурных изменениях, необходимых для образовательных учреждений, чтобы по-настоящему оценить значение технологий», – прокомментировал результаты опроса Michael Feldstein, консультант в области дистанционного обучения (блог e-literate).

вторник, 10 сентября 2013 г.

Правильные вопросы, которые помогут внедрить СДО

Автор: Марина Литвинова,
менеджер e-Learning PRO 



Если вы только начинаете внедрять в компании систему дистанционного обучения, то наверняка перед вами стоит множество вопросов:

·         Какую платформу выбрать?
·         Кто будет создавать курсы?
·         Сколько человек должно быть в команде?
·         Кому поручить администрирование – провайдерами или своим админам?

Я хотела бы обратить внимание на некоторые важные вопросы, которые в моих проектах очень помогли.
  • Проанализируйте, какие методы обучения существуют в компании сейчас и 
  • Как сотрудники относятся к обучению (в том числе и инициаторы обучения) 
  • Какое программное обеспечение у пользователей, есть ли стандартизация, например, единый браузер, единая ОС, какой уровень пользователей – это будет очень важно для нормального функционирования СДО 
  • Обратите внимание на особенности корпоративной культуры, и на место обучения в ней 
  • Для менеджера проекта важны не только «горящие»  цели внедрения СДО (обучить продажников новым продуктам быстро), но и долгосрочные цели для СДО (планирование программ обучения, повышение проф.уровня сотрудников и т д) 
  • Проанализируйте все имеющиеся информационные ресурсы (и доступ к ним сотрудников). Почему важно посмотреть на то, что есть? Все просто, для того, чтобы понять, к чему привыкли, пользуются ли, что не нужно дублировать? Например в прошлом году на саммите разработчиков курсов Кира Гусева рассказывала о том, как максимальнобыстро можно внедрить СДО и в качестве первоначального контента использовать имеющуюся информацию о продуктам на корпоративном портале. 
  • Также проанализируйте какие есть программные комплексы в компании и как они между собой взаимосвязаны. Это особенно важно, если вы покупаете именно СДО, а не пакет, где есть и учет сотрудников, и оценка, и электронный документооборот. 
  • Узнайте о стратегии развития компании и бизнес-подразделений. Тк я говорю о банке, то в первую очередь бизнес-подразделения являются заказчиками обучения. И то, какие продукты и в какие сроки они будут внедрять, зависит планирование графиков обучения, определение приоритетов 
  • Оцените кол-во активных пользователей (большую часть будут составлять сотрудники типовых массовые профессии, ведь именно для СДО замечательный вариант). Будет полезно для понимания оценить общее кол-во сотрудников (нагрузка на СДО, кол-во обращений в тех поддержку), а также средний стаж работы в массовой профессии (при большой текучести нет смысла вкладываться в сложные курсы долгой разработки) 
  • Посмотрите на существующую нормативную базу по процессам обучения и продумайте, как в нее вписать СДО
Источник

Армия e-learning. Опыт развития одного проекта

Автор: Павел Безяев
Продолжу делиться опытом и мыслями, которые могут быть полезными всем кто так или иначе интересуется вопросами e-learning.

Может быть, у кого-то и был сезон отпусков, но вот активность проектов в Юлмарт ни затухала ни на минуту. И то, что происходило у нас последние два месяца можно описать как настоящую мобилизацию в армию e-learning!

Юлмарт меняет ERP систему с самописной на SAP и для компании с миллиардными (в долларах) оборотами и командой более 5000 человек процесс «перевала» представляет собой грандиозный проект. Этим летом «перевал» добрался и до Северо-Западного региона, а тут у нас самые большие объемы, а значит и самые существенные риски. Если в вкратце сформулировать задачу, вставшую перед Центром Бизнес Компетенций (учебным центром), то необходимо за каких-то пару месяцев обучить более 2000 сотрудников работать в новой системе, т. к. чтобы бизнес не понес потери из-за ошибок персонала после перехода на SAP. Тут надо понимать, что SAP это целая вселенная и сделать какой-то один универсальный курс просто невозможно. У нас есть различные категории конечных пользователей (кассиры, кладовщики, менеджеры по продажам, консультанты и т. п.) и вот для каждой из этих категорий надо разработать методику обучения в основе которой должен быть интерактивный курс, т. к. других способов обучить в столь сжатые сроки просто не существует. Возможно, кому-то пригодится наш опыт. Не буду углубляться в детали, но в общих чертах процесс строился так:

Переводим очное обучение в электронное. Как это сделать и не потерять качество и эффективность?

Автор: Елена Тихомирова

Сейчас в большинстве компаний стоит цель - оптимизация затрат на обучение, а точнее - их снижение. Задача, которая позволяет эту цель достигнуть - перевести часть обучения из очного в электронный вид. Значит, из материалов тренинга нужно будет сделать электронный курс.

Самое главное, избежать ошибки - не переводить материалы тренингов в электронный курс как они есть. Ведь презентация на очном занятии - это только опора для тренера. Кроме нее он дает примеры, задания и делает различные упражнения и игры с группой. Если все это убрать, то получится просто чуть более подробная презентация с комментариями. Но она не научит, а, значит, качество обучения упадет сразу.

Как переводить очное обучение в электронное без потери качества?
  1. Определить реальную цель обучения по новому электронному курсу. Что будут сотрудники делать после того, как они курс пройдут? Что именно должно поменяться?
  2. Понять, как и в какой последовательности сотрудники должны будут действовать. Из этого нужно будет сделать структуру курса.
  3. Подобрать кейсы. Без них электронное обучение просто не будет работать, потому что сухой теоретический материал в современном информационном потоке просто потеряется, да и изучать его трудно.
  4. Потратить все время, которое есть на разработку курса, на создание практических ситуаций. Чтобы сотрудник мог пробовать, ошибаться и находить решения. А потом начать работать с применением нового навыка.
Чем e-learning отличается от очного обучения? Тем, что там нет человека, который в ходе обучения будет привлекать внимание слушателей! Можно курсы красиво оформить, но это удержит внимание на 3-5 слайдов, а потом тоже надоест. 

Единственный способ научить в e-learning - увлечь действием, которое имеет значение и которое интересно. И тогда человек запомнит, а запомнив - будет использовать в работе.

Источник 

среда, 4 сентября 2013 г.

Что может спасти плохую LMS? Клиент-ориентированная тех.поддержка!

Автор: Павел Безяев


Что можно сделать, если система дистанционного обучения, которую вам приходится использовать, мягко говоря, далека от идеала, а в пользователях у вас очень даже привередливые клиенты? На первый взгляд – ничего, т. к. LMS это сердце выстроенной системы дистанционного обучения и если сердце барахлит, то никакой «тюнинг» это не скроет. Но сделать ситуацию менее печальной (если заменить СДО нереально) – можно.  

В 2008 году мне довелось работать в одной крупной московской бизнес школе  Как-нибудь я обязательно опишу подробнее этот не самый приятный, но полезный для меня опыт, но сегодня выскажусь только по заданной выше теме.   В целом, всё выглядело очень пристойно – электронные курсы разрабатывала одна из самых известных в Москве компаний, а в качестве LMS использовался продукт от такого гиганта, как IBM. Но на практике всё оказалось очень любопытно – LMS LWCL поддерживали сразу два подрядчика при этом никаких гарантий стабильной работы никто дать не мог (про удобство я вообще молчу).  

Девушки, отвечающие за администрирование LMS делали это так словно занимаются магией «вуду» и были вечно очень напряженными (ещё бы!). Айтишники школы шарахались от сервера с СДО, как «черт от ладана». От клиентов сыпались печальные письма о том, как их достало за свои деньги тыкаться в непонятные кнопки и разбираться в безумных настройках.

Еще в 2004 году я сталкивался с LMS от IBM, но тогда особого мнения составить не успел. Удивительным оказалось, что в 2008 году я увидел ту же самую версию продукта – развития не было. Спасало только то, что один из подрядчиков написал некую надстройку LMS (LMSUP), которая немного упрощала процесс администрирования, но техническая поддержка системы от этого становилась только сложнее. 

Что бы хоть как-то изменить ситуацию мне пришлось поехать на обучение к подрядчику ответственному за IBM LWCL и как можно глубже вникнуть в архитектуру этого решения. Такого количества «черных ящиков» и «ног за ухо» я не встречал больше никогда. И это IBM! Потом-то я уже узнал, что к тому времени в IBM уже приняли решение отказаться от развития данного направления, но в тот момент руководство убеждало меня, что это «великий бренд» и отказаться от этой LMS нельзя. В результате я смог разобраться в куче параметров, которые надо было мониторить и как четко определять к кому из подрядчиков переправлять проблему, но иногда выяснялось, что проблема вообще где-то на уровне ядра и нам приходилось посылать запрос в головной офис IBM. 

Не идеально, но технические проблемы я решил, но оставались еще грустные клиенты, которые после покупки дистанционного курса получали инструкцию размером с первый том «Войны и Мир».

И даже выполнение всех пунктов инструкции не гарантировало успешного запуска курса и понимания логики странного интерфейса. 

Единственное что можно было сделать в этой ситуации – создать качественную и дружелюбную службу поддержки пользователей.  

Мне пригодились и опыт работы ТНК-BP, и пройденный когда-то курс по ITIL, и мой клиенто-ориентированный подход. Мы наняли ребят в разных филиалах школы – от Самары до Хабаровска, так что бы максимально охватить часовые пояса нашей страны, продумали вопрос с единым номером и обработкой запросов. 

Я потратил значительные усилия на то, чтобы пояснить всем своим сотрудникам, что обращающиеся в техподдержку это не «ламеры» и «очередные проблемы», а наши Клиенты и те, кто платит нам деньги. 

Параллельно мы автоматизировали и упростили некоторые процедуры администрирования системы и в какой-то момент даже начали получать благодарности от клиентов. За время работы в этой бизнес школе я сделал ряд непростительных управленческих и чисто человеческих ошибок, но вот выстроенная система поддержки оказалось тем самым решением, которое смогло изменить ситуацию к лучшему даже в таком тяжёлом случае! 

Поддерживайте и понимайте ваших клиентов, пользователей и обучающихся, и они вам многое простят! Кстати, опыт спасения ситуации за счет службы поддержки мне пригодился и в работе с другой не самой дружелюбной и стабильной LMS, но это уже отдельная история...

Удачи! 
Источник