вторник, 30 июля 2013 г.

Тест "eLearning является инструментом корпоративной культуры в вашей компании?"


Автор поста: Марина Литвинова

По мотивам видео-доклада на eLearning eLements 
Львова Марина, Как сделать eLearning инструментом корпоративной культуры
http://www.youtube.com/watch?v=1Ij2h8_N4t8 
Вопросы для специалистов по eLearning в компании. 
Да -1 балл, Нет – 0 баллов
1. В вашей компании принято учиться?
2. У вас есть четкий ответ на вопрос «Зачем нужно учить сотрудников компании»?
3. Является ли eLearning  частью корпоративной культуры компании?
4. Подталкивает ли каждый ваш электронный курс к тому, чтобы сотрудники что-то создавали после обучения?
5. Являются ли сотрудники компании актерами/участниками ваших курсов?
6. Привыкли ли люди в вашей компании часто читать любые документы?
7. Активно ли вы используете ли вы  макретинговые коммуникации для развития СДО (новости, рассылки, форумы, события, исследования и т.п.?

Подсчитайте набранные баллы, сделайте выводы. Для того, чтобы сделать eLearning инструментом корпоративной культуры, стремитесь к максимуму баллов и, конечно же, не ограничивайтесь вопросами теста.
Единственное, с чем не согласна, так это с тем, что в первый год внедрения e-learning в компании нельзя ощутить его преимущества. Можно, при грамотном подходе.
Особое внимание уделите маркетинговым коммуникациям – это действительно очень важный момент.
Доклад очень интересный, рекомендую. 


четверг, 25 июля 2013 г.

Управление e-learning проектом: менять ли в компании платформу СДО?

Автор: Марина Литвинова

Менять ли платформу СДО?

Обычно этот вопрос возникает на начальном этапе, если совсем не удалось внедрение выбранной платформы и поздно поняли, что она не подходит. Или же на этапе, когда СДО есть и, в принципе, устраивает, но хочется лучше, больше, красивее, функциональнее (нужны новые модули, которые не может предложить провайдер существующей СДО).

Если вы на начальном этапе, прошло полгода-год с момента установки СДО и видите, что система не подходит, то, к сожалению, ошибка или в выборе СДО или целях внедрения СДО, что еще серьёзнее. То есть изначально у отдела обучения /компании не было понимания того, для чего СДО, какие задачи она будет решать, как ее можно будет интегрировать в программные комплексы компании (и хотите ли вы этого), кто и как будет ее поддерживать, на сколько она вписывается в существующий процесс обучения.

Если же СДО уже существует достаточно давно, к ней привыкли, но хочется платформу лучше (и главное понимаете, чем именно лучше), то такая перемена будет достаточно серьёзным шагом для компании.


Я за то, чтобы сохранить существующую СДО при условиях, если: 
  • СДО помогает в реализации бизнес-задач компании (ключевой момент, ради которого в принципе в компании нужна или не нужна СДО) 
  • СДО «вписывается» в существующий процесс обучения (является одним из элементов, помогает планировать учебные события, отвечает стратегии развития обучающего центра и т.д.) 
  • СДО корректно интегрирована с другими программными комплексами компании (кадровая система, электронный документоборот, почта и/или др.канал коммуникаций, система оценки персонала и т д.) 
  • СДО выполняет возложенные на нее функции обучения и контроля знаний (тут можно конечно возразить, если бы выполняла, не захотели бы сменить, НО если отталкиваться от основных базовых возможностей, то платформы СДО имеют сходный набор функционала) 
  • СДО удобно настроена для пользователей и модераторов обучения, которые уже привыкли к ее использованию (возможно, не самое важное условие, но тем не менее имеет значение).
Если же в этих пунктах мы встречаем проблемы, то СДО действительно нам не подходит.

Первое, что нам нужно сделать -  проанализировать, можно ли решить эти проблемы в имеющейся СДО, и сколько ресурсов на это потребуется.

Второе, что нужно сделать: провести тщательную оценку ситуации и выделить ключевые моменты, из-за которых компании все же нужна другая СДО. Эти моменты должны касаться целей внедрения СДО, функционала СДО и ресурсов для поддержки.

Когда точно не стоит менять СДО:
  • Просто хочется попробовать другую СДО (чем больше компания, тем дороже может стоить это «попробовать», тренируйтесь на демо-версиях и сравнивайте, а сильно ли это отличается от текущей СДО, смотрите глобально на функционал и цели – они индикатор потребности в изменениях) 
  • Хочется, чтобы красивее выглядел сам Портал Обучения (во-первых ответьте, кому этого хочется – отделу обучения? компании? пользователям портала? Это очень многое прояснит.) 
  • Есть проблемы в программных комплексах, которые сейчас интегрированы с СДО – на эти комплексы отдел обучения обычно не влияет и, сломав существующие связи, настройка под другую СДО может оказаться очень неприятным длительным процессом с временными решениями и проблемами автоматизации данных.
Что ожидает в случае смены СДО: 
  • Затраты ресурсов, и денежных, и человеческих на покупку, установку СДО, настройку, интеграцию, тестирование, исправление ошибок (считайте и взвешивайте). 
  • Поддержка процесса СДО во время смены платформ (рассчитайте, сколько времени это может занять, и как будут потребности в обучении перекрываться в этот период) 
  • Перенос контента, истории обучения с одной СДО в другую и проверка корректности переноса данных (тут трудно предугадать, на сколько хорошо можно будет их «подружить», узнавайте есть ли у провайдера похожий опыт) 
  • Переучивание пользователей СДО тому, как ориентироваться в новой системе. Это касается и тех, кто учится, и тех, кто модерирует процесс обучения, создает курсы/тесты/анализирует статистику. 
  • PR новой СДО

Можно задуматься о смене СДО, если:

1. Необходима реализация новых целей отдела обучения и компании в целом, которые невозможно осуществить в имеющейся СДО.

Профессионал может и «мыльницей» сделать снимок лучше, чем «зеркальным» фотоаппаратом. Но все же он не будет с «мыльницей» работать каждый день J

2.  В имеющейся СДО не хватает функционала, который необходим для реализации бизнес-задач. Например, нужно расширить возможности для обучения и вовлечения персонала, а также для планирования программ обучения в соответствии с запросами бизнеса, т.е.:
- нет платформы проведения вебинаров, которая будет встроена в СДО для планирования обучения и сбора рез-тов,
- невозможность по нужным критериям планировать, формировать и контролировать программы обучения (в т.ч. с включением не только дистанционных мероприятий),
- невозможность получить необходимые стат.данные по СДО хотя бы при условии исп-я выгрузки в excel, подключения GoogleAnalitics или другой настройки стат-ки в имеющейся СДО)
- нет площадки для мозговых штурмов, вроде wiki или виртуальных миров.

3. Нужен «ветер перемен».

Долго размышляла, может ли быть поводом смены СДО желание полностью отойти от привычного и сменить взгляд на дист.обучение в компании.

Если проблемы в СДО никак не влияют на реализацию стратегии обучения в компании, стоит ли задумываться о другой платформе? Тут скорее стоит серьёзно задуматься о роли СДО в процессе обучения в компании. 
Смена самой стратегии обучения в компании может стать толчком к смене СДО, а не наоборот.
Если вашей компании действительно нужен ветер перемен, пусть он будет попутным!
 

среда, 24 июля 2013 г.

Как создавать онлайн опросы с помощью Zoho Survey

Автор: Бугайчук Константин

Многие из Вас слышали об онлайновом иннструменте Zoho, который относится к так называемым "облачным офисам". Кроме обычных приложений в пакет Zoho входят wiki-редактор, органайзер, собственный почтовый ящик  и т.д. Подробный обзор офисного пакета Zoho можно посмотреть по этой ссылке.

Недавно компания попыталась создать инструмент проведения опросов и тестов Zoho survey.


У сервиса есть платная и бесплатная версия, естественно, что  нас, в первую очередь интересует первая. Итак, какие особенности опросов заявляют производители? 







Неограниченное количество опросов. 15 вопросов в опросе, до 150 ответов. 34 шаблона опросов, 19 вариантов вопросов, шкала прохождения опроса. вставка на сайт или блог, генерация QR кода, возможность поделиться опросом через социальные сети, просмотр результатов в реальном времени и т.д. Интересно? Думаю да - надо проверять. 













Итак, регистрируемся через свой почтовый ящик или учетную запись социальных сетей.



Получаем форму, в которой есть окно с готовыми шаблонами опросов (на английском), база Ваших опросов, если таковые были и Вы зашли в очередной раз и вкладка для создания нового опроса.



Создаем опрос:  Вводим название, после этого система предложит нам выбрать тип вопроса, который будет применяться в Вашем опросе. Путем добавления новых или таких же типов вопросов вы создаете свой опрос (до 15 вопросов).





Интересно, что при множественном выборе вам просто надо вписать варианты ответов в колонку, а система сама их отформатирует:

а) опрос в процессе создания


б) Опрос после публикации



В сервисе есть предусмотренные шаблоны ответов на вопрос. Например: полностью не согласен, согласен, полностью согласен и т.д.




У созданного опроса появляются опции изменения, предварительного просмотра, публикации.


Нажав на опцию "Опубликовать опрос" - вы выбираете дату по которую будет продолжаться опрос, количество респондентов, пароль, защиту от ответа на одном и том же компьютере (поля можно оставить пустыми).



Публикация опроса предполагает то, что его можно вставить в блог, на сайт, поделиться в соц сетях и т.д.




Вот собственно вкратце все. Zoho еще раз доказало, что не отпустит Google так далеко от себя. Сервис порадовал простотой регистрации, вменяемыми условиями бесплатной версии, хорошей интеграции с соцсервисами, широким выбором опций опроса. Жирный минус для читателей блога так это один - полностью английский интерфейс. Но хочется сказать, что альтернативы онлайн опросов расширяются, что не может не радовать))).

Напоследок хочу привести пример созданного опроса. Если Вам не тяжело проголосуйте, а я посмотрю механизм отображения результатов и дополню публикацию))).


пятница, 19 июля 2013 г.

Нет у обучения функции информировать

Автор: Владимир Наумов


Время от времени на том или ином ресурсе, лично или в переписке коллеги многократно спрашивали у меня:
  • А почему вы считаете, что не может быть чисто информирующих (другой вариант: информационных) электронных курсов?
  • Почему работники компании (наиболее типично это для банков) не усваивают информации, а количество ошибок (в банках - особенно в бизнес-процессах и продвижении/продажах продуктов) не убывает (практически не убывает, а то и растет), а если и убывает, то не благодаря обучению, а под позитивным  воздействием негативной мотивации?
Ответ на эти оба внешне разные вопроса одинаков: "Да потому, что ваши курсы не обучающие продукты, а информирующие. Нет у обучения функции информировать, зато есть функция объяснять, толковать информацию (Подробнее о педагогических функциях контента см. материалы вебинара "Создаем функциональный контент").

Раз уж с легкой руки ряда наших eL-гуру повелось, что обучать взрослых теть/дядь нужно, как детей малых, на примерах, воспользуюсь их рекомендацией.
Вообразите ситуацию, когда преподаватель, ну, скажем, налогового права, вышел за кафедру и стал читать или  пересказывать Налоговый кодекс. Другой, более продвинутый преподаватель стал бы читать Налоговый кодекс + Комментарии к нему. Многое бы поняли студенты? Думаю, что не много. Если не верите, сами сядьте и почитайте его, или Таможенный или Морской кодекс, хоть с комментариями, хоть без (если вы не юрист). А если юрист, то книгу Р.А.Уилсона "Квантовая психология" (хоть она попроще и с заданиями для самоконтроля).

На то и нужен преподаватель, чтобы доступно переинтерпретировать информацию в учебное знание, а затем и объяснить, растолковать, если угодно, разжевать его - учебное знание - аудитории.

Думаю, что и е-курсы, если они обучающие, а не "творческая" компиляция информации + инфографические, схематические и прочие изобразительные и аудио-визуальные ее украшения также должны реализовывать функцию объяснения материала (информации).

В реализации педагогической функции "объяснить новый материал" есть еще два "побочных" эффекта:

среда, 17 июля 2013 г.

Использование мобильных устройств для участия в вебинарах: "за" и "против"

Авторы: 
Марина Литвинова, менеджер e-Learning PRO
Участники e-Learning PRO


Коллеги, размещаю небольшой пост-резюме по итогам нашего форума "Вебинары на мобильных девайсах: есть потребность?", которую начал Владимир Наумов, и, в результате резюмировал, что "при наличии соответствующей инфраструктуры и ПО (проблема флеша, iOS) мобильные вебинары сами пробьют себе дорогу."

Тема, на мой взгляд, очень актуальная. Обсуждение наше иногда плавно перетекало в философские размышления, что тем не менее не помешало выделить  конструктивные мысли и идеи. Они будут полезны для тех, кто проводит/прослушивает вебинары и нуждается в мобильности этого процесса.

В целом, обсуждение свелось к тому, что потребность есть и мобильные вебинары уже используются, как участниками, так и спикерами. Особого отличия мобильных вебинаров от вебинаров на стационарных ПК не отметили, подчеркнув, что инструмент обучения вторичен после цели. Пожелания по интерфейсу сводились к простоте. Из технических помех развития мобильных вебинаров названы были проблемы с покрытием, каналами связи и флешем. Мне, как представителю корпоративного сектора, понравилось мнение о том, что на рынке корпоративного обучения привязка к кабинетному обучению только задерживает развитие e-learning. Некоторые коллеги поделились своим опытом участия в вебинарах с пом. мобильных устройств, использовалась платформа wiziq. 

Для себя решила, что я - "за" вебинары на мобильном, и для этого мне нужен не смартфон, а планшет, и не мобильный интернет, а wi-fi. И конечно же - мотивация к обучению, без которой нет смысла говорить о том, что какие-то технические или нетехнические преграды помешают кому-то получить нужные знания. Кто знает, что ищет, тот найдет возможность! 




Ниже вопросы, которые мы обсуждали и наиболее интересные (на мой взгляд) ответы, которые родились в ходе дискуссии.


  • Актуально ли использование мобильных устройств для участия в вебинарах?
- Да! У меня уже неск-ко раз была ситуация, когда я в дороге, вебинар начался, домой не успеваю, а на смартфоне не подключишься, возможно моб.интернет еще слаб 

- Да. Пользовался моб приложением wiziq для участия в вебинарах. Неплохо, но все равно есть что допиливать. Да еще камера в самих устройствах на способствует фронтальному размещению устройства перед Вами (т.е. если Вы ведете вебинар с видео надо смотреть на свой планшет немного сбоку).

- Достаточно актуально. я стал за собой замечать, что после целого рабочего дня за компьютером, вечером очень тяжело сидеть и смотреть курсы с тех же EdX и Coursera. iPad в данном случай очень удобная замена компьютеру. Опять же заметил, что с iPad случается меньше проблем при участии в видеоконференциях в Skype и Google Hangouts (на компах то видео не заведётся, то звук шипит и т.д.).

- Нет

- Нет. Вебинар проводится по заранее известному расписанию, и только исключительные случаи могут вызвать потребность в мобильном использовании. Если кто-то захочет участвовать в моих вебинарах мобильно, он может это легко делать уже сегодня (я использую WizIQ). Пока не хочет никто даже при наличии возможности. Может из-за того, что мои вебинары надо внимательно слушать, результаты участия важны для самих участников и предпочитают это делать в тихом и удобном месте, а не в трамвае.

- У меня на вебинарах участники не только слушали, но и выступали со своими презентациями с использованием планшетов

-  Использование мобильных для вебинаров уже актуально. Долгое время весьма скептически относился к любым планшетам и скорости мобильного интернета...пока не  увидел, что смартфоны с кнопками ушли в прошлое. Имея наушники и достаточное разрешение экрана-можно вполне наслаждаться мобильным контентом и даже учиться. Наверное, сложно в метро слушать онлайновые лекции- все таки качество связи у нас пока оставляет желать лучшего, но подкасты и записи вебинаров вполне можно по частям просматривать. 


  • Есть ли перспективы развития у такого формата вебинаров? 
- Думаю, что есть.

- Планшеты в итоге вытеснят ноутбуки, либо же придут к совместному формату по типу MS Surface. Соответственно, я вижу планшеты как вполне перспективную платформу для вебинаров.

- Как ни изощряются разработчики контента, сегодня ощущается острый дефицит живого общения, пусть даже и опосредованного. Читать, смотреть записи, отвечать на тесты...форумы, блоги, лайки... уже не достаточно.

Если человеку важен вебинар, то он зайдет в тихое кафе, присядет на скамье в парке и будет внимательно слушать. Нужно на это смотреть как на способ доступа к информации, возможно адаптировать материал вебинара под мобильные устройства участников.

- Я склоняюсь к тому, что думать и учиться нам в современных условиях нужно уметь всегда и везде, справляясь с потоками инф-ции, транспортом, шумом и окружением.

- Наиболее острой задачей (проблемой?) остается качество обучения/учения. Чему, как и для чего мы учим. Цель первична, инструмент вторичен. А освоить инструмент мы все в состоянии.  Спасибо нашему сообществу и тем, кто дал нам возможность тут двигаться вперед. 

- Корпоративным управленцам нужна максимальная мобильность. При повышении мобильности повышается их конкурентоспособность. Тут, вполне естественным образом, мобильные девайсы выжмут с рынка десктопы. Более того, осмелюсь утверждать, что на рынке корпорантов декстопы ориентированные на регулярное кабинетное присутствие только задерживают развитие рынка электронного образования.

- Потребность есть, но удовлетворяется преимущественно немобильными девайсами


  • Каким должен быть интерфейс виртуальных классов для работы в них на смартфонах?
- Минимальным, похожим на мобильное приложение
- Максимально простым. Ну и конечно же Touch-ориентированным. И какими бы ни были удобными мобильные клавиатуры, работать с текстом на них сложно.
- Интерфейс должен быть настраиваемым и доступным для управления с планшета (крупные кнопки),

  • Какие специфические образовательные задачи и функции, отличные от привычных вебинаров на стационарных компьютерах или ноутбуках, можно «делегировать» мобильным вебинарам?
- Вопрос похож на "чем отличается курс для моб.тел. от курса на комп-ре", думаю проблемы и предложение те же: монитор меньше, удобство тоже, не все функ-ции привычного вебинара могут подойти. НО если мы говорим о планшетах, то разница будет небольшая 
- Как обнаружил, планшет (в моём случае iPad) очень удобно использовать в качестве Whiteboard при составлении видео для дистанционного курса. То есть докладчика снимает профессиональная камера, а презентация записывается с экрана планшета, и при этом присутствует возможность рисования стилусом поверх презентации с помощью чего-нибудь типа Doceri
- Ничего специфического
- Контент аскетичный по объему и форматам (требует реконструкции о уровня пдф, отказ от флэш). Видео поток -  минимизация или полный отказ. Аудио поток - минимизация качества. Учебные цели вебинаров - минимизация до одной. Опросы, тесты - упрощение до бинарности (да/нет вопросы). 
- Особой специфики образовательных задач для планшетов не будет
  • Какие технические моменты препятствуют и(или) способствуют «мобилизации» вебинаров?
- Препятствует пока еще не повсеместная смартфонизация)) и исп-е планшетов, а способствует постоянная мобильность потенциальных участников, уже нет необходимости сидеть где-то за компом чтобы получить доступ в интернет
- Качество мобильного интернета. Проблемы присутствуют и в городах миллионниках, и в даже в Москве. Пользователи будут привязаны к зонам с Wi-Fi.
- Нужны мощные устройства и Wi-Fi.
- Сейчас вебинары в основном на платформе Flash проводятся (пишу "в основном", хотя ни разу не встречала систему проведения вебинаров на другой платформе), а мобильные устройства от флеш-плеера отказываются
- Сегодня нет реальных условий для этого. Начиная с низкого потока передачи данных и заканчивая малым количеством обладателей планшетов. Мелкий экран работать тоже может, но это не серьезно.
-  Планшеты, конечно, удобнее (чем больше их диагональ - тем удобнее) для просмотра вебинаров, чем смартфоны. Однако проблема флеш-формата..
- Я не против мобильности. Я за аргументирование и понимание разницы функционала. Что за столом, что в метро, что в поезде. Я за понимание того, что учеба, как и вебинары, требует концентрации и думания, что возможно не везде и не всегда.
- При необходимости или желании без проблем и мобильным девайсом можно воспользоваться (при наличии соответствующей связи)
- Можем ли мы решать проблемы, связанные с тем, чтобы у студентов/учеников появился быстрый интернет и недорогие тарифы и гаджеты? Конечно нет. Мы можем на это только рассчитывать. Мы готовы к такой вебинаро-мобилизации хоть сейчас. Пример http://www.wiziq.com/mobile/

- Если вы не в вай фай покрытии, вряд ли  Вы сможете полноценно наслаждаться мероприятием. Если есть хорошая сеть - все в порядке - не надо искать ПК, достаточно будет своего устройства. wiziq на планшете идет аж свистит)))) но с Wi-Fi 


П.С. Дополнено 12.12.2014: появилась новость о том, что вебинары можно прослушивать через телефон как обычный звонок (в аудио-формате) и без доступа к сети Интернет; компанию, от которой узнала, называть не буду, думаю, можно погуглить


7 принципов разработки электронного курса

вторник, 9 июля 2013 г.

"Designing Successful E-learning". Часть 6. Мотивирующие учебные события

Автор: Денис Якорев

1. Введение

Мотивация – это замечательно. Человек, у которого есть мотивация, всегда полон оптимизма и стремления учиться, развиваться, добиваться поставленных целей. А вот человека, у которого ее нет, растормошить очень и очень сложно. И все потому, что мотивация очень плохо поддается влиянию извне. Многие преподаватели даже считают, что тот уровень мотивации, с которым ученик пришел на занятие – это все, чего можно от него добиться, но это не всегда так.

У мотивации есть очень опасный враг – скука. Именно поэтому одна из самых важных задач педагогического дизайнера –сделать курс как можно более интересным и увлекательным. Только так можно добиться от ученика максимума внимания и усердия.

На основе собственных наблюдений M. Allen сформулировал 7 основных правил мотивации – «7 магических ключей», которые мы рассмотрим далее. Сразу стоит сказать, что вряд ли возможно совместить все эти правила в одном курсе, но даже, если удастся использовать 2 из них – это будет очень хорошо, а если 3 – просто отлично.

Все 7 правил можно разделить по четырем категориям:

Контекст

  1. Добейтесь предвкушения результатов
  2. Сделайте контекст привлекательным (используйте новизну, напряжение, юмор, привлекательную графику, музыку, анимации и т.д.)
  3. Задачи

  4. Предложите ученику рискнуть
  5. Выберите подходящий контент для каждого ученика:
    • Если предложить ему то, что он уже знает – ему станет скучно
    • Сложность задачи должна соответствовать возможностям ученика
    • Решение задач должно требовать от ученика использования только что полученных знаний и навыков, причем в правильной последовательности
    • Задачи должны вселять в ученика уверенность в собственных силах

    Активность

  6. Предлагайте ученику задачи, которые решаются не сразу, а в несколько шагов
  7. Обратная связь

  8. Обеспечьте “внутреннюю” обратную связь
  9. Не торопитесь осуждать за ошибки
Практические наблюдения подкрепляются и результатами работы американского исследователя J. P. Gee, автора 38 принципов обучения при помощи игр. Некоторые из этих принципов будут приведены далее.

2. Мотивирующий контекст

В любой книге, фильме или спектакле есть чрезвычайно важная часть, которая во многом определяет общее впечатление от произведения – его начало. Это справедливо и для электронных курсов – если в самом начале потерять внимание ученика, убить его желание продолжать, то в дальнейшем исправить что-то будет практически невозможно.

J.P. Gee. Принцип №23. Принцип подмножества.
Роль учебного события и то место, которое оно займет в иерархии знаний, определяется его началом

J.P. Gee. Принцип №7. Принцип приверженности обучению.
Чем больше ученик симпатизирует виртуальному персонажу, с которым себя ассоциирует, и чем более увлекательным находит виртуальный мир, тем сильнее втягивается в процесс обучения.

2.1. Как добиться предвкушения результатов обучения

Люди не любят тратить свое время попусту, им очень хочется знать, что же ценное и полезное они могут получить при прохождении курса – есть ли вообще смысл начинать? Причем узнать это они хотят немедленно и в понятной для них форме, поэтому длинные и абстрактные списки учебных целей в данном случае не подойдут.
Самый лучший способ преподнести результаты обучения – сделать это так, чтобы ученики сами с легкостью смогли оценить, насколько полезным был для них курс. Например, можно показать проблемную ситуацию, из которой ученик должен выйти победителем. 

Но при этом ситуация должна быть:
1) абсолютно понятной
2) достаточно сложной
3) может быть разделена на подзадачи, которые ученик в состоянии решить.

J.P. Gee. Принцип №1. Принцип активного обучения.
Все элементы учебной среды должны поощрять активное и вдумчивое, но никак не пассивное отношение к обучению.

Ставьте перед учениками сложные задачи. Сложные задачи интересны, они вызывают любопытство, простые же задачи, наоборот, навевают скуку. Но помните, что запутанность изложения и сложность самой задачи – абсолютно разные вещи. Задача должна быть понятна, а результаты должны иметь для ученика определенную ценность.

2.2. Привлекательный контекст

Привлекательность контента определяется далеко не только качеством графики. Очень важную роль играет содержательная часть – сюжетная линия. Для того, чтобы придумать увлекательный сюжет нужна фантазия, но результат может превзойти все ожидания – качественная история дает гораздо больший эффект чем качественная графика.

3. Мотивирующие задачи

Компетенции и способности

Автор: Владимир Наумов


Познакомился с довольно обстоятельным обзором хьютагогики (heutagogy). (Со страхом употребляю это слово, боясь, что может оно стать очередной писаной торбой для наших еL-инноваторов).


В материале (на основании ряда солидных источников) представлено интересное соотношение феноменов "компетенция" и "способность":

 Компетенция
Способность
Доказанная  способность в приобретении знаний и навыков.

Когда учащиеся компетентны, они демонстрируют приобретение знаний и навыков; навыки могут быть повторены и знания получены/восстановлены. 

Уверенность в собственной компетентности и, как результат, возможность действовать в знакомых, незнакомых и меняющихся обстоятельствах.

Когда учащиеся способны, они имеют возможность принимать надлежащие и эффективные меры, чтобы формулировать и решать задачи как в знакомых,  так  в незнакомых или меняющихся обстоятельствах


Способным (рискну употребить словечко «оспособленным») людям свойственны следующие черты:
  • знание, как учиться и постоянно размышлять над процессом обучения, эффективно к нему адаптируясь;
  • умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми и быть открытыми к общению;
  • творческое применение компетенций, особенно в новых и незнакомых ситуациях, гибкость;
  • ориентацию на позитивные ценности.
Не определился пока, как к подобной позиции и к предложенному различительному основанию относиться, но сам заход на внятное отграничение  компетенций и способностей (пусть и для взрослой целевой аудитории) может оказаться продуктивным. По крайней мере, в контексте хьютагогики и даже коннективизма и xMOOC в системе повышения квалификации.

Источник

воскресенье, 7 июля 2013 г.

Что такое Учебный Портал?

Автор: Эдуард Бабушкин

Заметки эксперта конкурса. Сразу предупреждаю, что статья не согласовывалась с руководством компании Websoft, содержит неофициальную позицию – мою личную. Только так и можно к этой статье относиться.

Компания Websoft провела в мае – июне 2013 года конкурс учебных порталов среди своих клиентов. Во-первых, хочу поздравить компанию с новым достижением - это достижение показывает новый уровень развития компании. За этим стоит:
  • Уровень менеджмента по организации программирования;
  • Поколение выращенных во взаимодействии с компанией клиентов.
Официальная информация содержится в посте Конкурс учебных порталов 2013 года, я же хочу проговорить свой взгляд на конкурс, немного прокомментировать систему оценивания и пригласить экспертов к дискуссии на тему «Что такое Учебный портал?»

Что такое Учебный портал?

Начну с корпоративных порталов. Корпоративный портал, ИМХО, это рабочая среда бизнес процессов. Из этого следует, что внедрять корпоративные порталы надо исходя из понимания, какие бизнес процессы будут встроены в портал.
В этом смысле Учебный портал – среда бизнес процессов компании, обеспечивающих процессы создания учебного контента и логистики учебного процесса: очного и дистанционного. И участие в конкурсе предполагает высокий уровень развития данных бизнес процессов в компании. В этом смысле можно пояснить тезис про «Поколение выращенных во взаимодействии с компанией клиентов»:
за Учебными порталами стоят не только и не столько креативные дизайнерские решения, как может показаться исходя из презентаций, но, ИМХО, годы работы по отладке бизнес процессов по организации процессов обучения в компании. Именно обучения: не дистанционного только, но вообще – обучения.
И качество портала определяется качеством бизнес процессов. И собственно задачу эксперта по оценке порталов видел в определении качества бизнес процессов компании.
Не в обиду другим участникам, но, может быть, поэтому первые места уверенно занимают банки: там бизнес процессы должны быть поставлены хотя бы в силу кучи требований внешнего законодательства. Это выстраивает и мозги определенным образом. Или просто говорит мой собственный опыт работы в банках?:)

Бизнес-процессы 

В качестве пояснения про бизнес процессы хочу накидать вокабулярий из презентаций порталов, некое облако терминов и тегов:
  • Техническая реализация программ обучения розничного сегмента бизнеса;
  • Нематериальная мотивация как инструмент развития портала и дистанционного обучения;
  • Библиотека учебных программ: инструмент для управления обучением;
  • Учебный портал как инструмент управления знаниями;
  • Система аналитики и автоматизации подбора и обучения сотрудников фронт –подразделений; 
  • Оценка персонала: планирование и корректировка ключевых целей;
  • Справочный центр Розницы;
  • Автоматизация программы «Кадровый актив»;
  • Трансляция ценностей компании.
Неплохой показатель развития hr-бизнес процессов? И попутно замечу, что уже в названии презентаций виден тренд от LMS к TMS. И компании Websoft нужно проводить конкурсы не учебных порталов, а HR-порталов.

Как оценивать Учебные порталы?

Предыдущий раздел был в качестве похвалы участникам, в целом – рынку e-learning. Теперь о том, по какой схеме я старался оценивать порталы.  Она, в общем, логично вытекает из раздела «Что такое Учебный портал?». Схема такова:
  • Какие бизнес задачи стояли перед внедрением портала
  • Как бизнес задачи были переведены на язык HR бизнес процессов
  • Какие технические средства использовались
  • Результаты
Посмотрите несколько презентаций и определите, насколько моя схема оценки совпала с решениями участников. Кстати говоря, некоторые участники проиграли, потому что не смогли донести свою мысль через презентацию. Я это знаю, поскольку с некоторыми компаниями работаю плотнее, поэтому сужу почти изнутри.
И важно: сами презентации – кейсы для тех, кто собрался внедрять у себя учебные / корпоративные порталы.

У меня вопрос к читателям: по какой схеме вы бы оценивали корпоративные порталы?
Этот вопрос и к экспертам конкурса. Хотелось бы услышать ваше обоснование оценок, услышать достоинства, недостатки решения. Надеюсь, не последний раз оцениваем)
Спасибо!

Приложение Порталы участников конкурса - смотрите ниже. 

пятница, 5 июля 2013 г.

Отзыв о конференции DevLearn 2012

Автор: Михаил Тресер


Ежегодная конференция DevLearn проходит в Лас-Вегасе и является самым большим и уважаемым событием в Северной Америке в сфере E-Learning.
В 2012 году в конференции участвовало около 2000 человек из 42 стран. Были представлены 85 вендоров с разнообразными продуктами и решениями для компаний. По официальной статистике, предоставленной организаторами мероприятия, в 2012 году средний бюджет, выделенный на учебные цели компаниями, направившими своих представителей на конференцию, составил $402570. 53,6% из общего количества участников DevLearn составляют люди, занимающие ключевые позиции в своих фирмах и обладающие правом принимать решения в своей компании.
DevLearn_attendee_roles
79,7% участников мероприятия являются представителями корпоративного сектора.

Тренды E-Learning в 2012 году

На DevLearn 2012 никаких серьезных изменений в трендах не произошло. Никто ничего нового и революционного не предложил. Единственное существенное изменение на рынке – это появления нового стандарта-спецификации по сбору и обмену информацией между системами управления обучением и обучающими материалами. Новый стандарт Tin Can привлек внимание большинства участников конференции и собирал полные залы людей. Много разговоров о сравнении SCORM и TIN CAN API, о сложности поддержки SCORM в LMS и учебных материалах на должном уровне, особенно в тех случаях, когда речь идет о корпорациях. За обедом сотрудник Ericsson рассказал нам о том, сколько времени у них отъедает внедрение SCORM во все материалы компании и сколько сложностей приходится преодолевать, о невозможности отслеживать продвижение пользователя при просмотре видео. Некоторые компании делают большой упор на использование видео-материалов и бывает, что такой вид материалов преобладает над текстовыми материалами.

Tin Can API

На конференции было официально заявлено, что новый стандарт Tin Can, отныне становится основным стандартом AICC, на который равняется весь рынок eLearning. Из 85 вендоров, представленных на выставке, 30 заявили о поддержке в своем продукте TIN CAN API. На сессии, посвященной Tin Can, зал был переполнен людьми. Новая спецификация де-факто становится основным стандартом рынка и сменит SCORM в ближайшие несколько лет. TIN CAN позволяет собирать подробную статистику о всех шагах пользователя и отражать это впоследствии при генерации отчетов, что очень привлекательно для всех начальников корпоративного уровня. Ключевое слово для убеждения – “Аналитика”. Аналитика такого уровня предоставляет гораздо больше информации и позволяет лучше понять нужды и проблемы сотрудников.

Mobile Learning

На сегодняшний день в мире продано 4 миллиарда телефонов. 50% учеников старших классов и 40% учеников средних классов имеют смартфон или планшет. Ожидается, что к 2016 году Enterprise сектор закупит 96 миллионов iPadов. Цифры довольно внушительные, но в ходе ряда дискуссий на DevLearn 2012 выяснилось, что влияние степени распространенности мобильных устройств на сферу eLearning не так однозначно. Конечно, есть новинки: например, одна из новых идей в мобильном обучении – изменение изучаемого контента в зависимости от показателей тега геолокации. Однако, несмотря на то, что вендоры продолжают внедрять модули для поддержки мобильных платформ в свои продукт и искусственно подогревают интерес к мобильному обучению, становится очевидно, что важность мобильного направления в электронном обучении слишком преувеличена.
Действительно, существует потребность отображать учебные материалы и проходить обучающие курсы на планшетах. Действительно, полезно иметь иногда доступ к справочной информации на корпоративном смартфоне, особенно, если работа сотрудников связанна с поездками к клиентам. Но приписанная мобильным устройствам значимость в нашей сфере на текущий момент настолько сильно преувеличена и настолько не соответствует реальному положению дел и востребованости со стороны клиентов, что многие начинают воспринимать Mobile Learning как большое надувательство, раздутое прессой и производителями (hype). Лидерами по количеству трафика среди разных устройств по-прежнему являются персональные компьютеры – 93%, в то время как у мобильных телефонов и планшетов лишь по 4,4% и 1,2% соответственно.

HTML5 Publishing

Схожее отношение чувствуется и по отношению к HTML5 Publishing. В отношении него прямо и открыто заявляют о том, что HTML5 – это не Flash. На HTML5 нельзя реализовать многие продвинутые функции Flash, разработка идентичных сложных элементов в большинстве случаев занимает на HTML5 больше времени, чем на Flash. Также HTML не может заменить Flash в полной мере в плане интерактивности и удобства, в частности в нем нет таймлайна. Сложные интерактивные элементы с помощью него не разработать, собственной среды разработки у него нет, по этим параметрам он тоже проигрывает флешу. Большинство крупных компаний в США до сих пор в качестве своего основного браузера используют Internet Explorer. Среди IE порядка 70% составляет IE6-IE8, которые вообще не поддерживают HTML5. Лидирующие производители браузеров так и не пришли к общим стандартам отображения – что Chrome, что Firefox, что IE10, каждый интерпретирует HTML5-код по-своему, что лишает его также и свойства универсальности. К тому же, если учесть, что стандарт HTML5 пока так и не был утвержден W3C как стандарт, а по-прежнему носит статус “working draft”, то его будущее и вовсе становится туманным.

Gamification

На докладе, проведенном специалистами из Google, был представлен кейс с использованием геймификации для сотрудников отделов продаж компании в ряде стран. Предыдущий курс имел очень низкие показатели посещаемости и участия со стороны сотрудников Google, а тесты, которые необходимо было пройти после прохождения курса, и вовсе оставались нетронутыми и о них вспоминали только, когда приходило официальное письмо о том, что их необходимо пройти до завтрашнего дня. В общем, несмотря на довольно активных сотрудников, в Google с тестами и обучающими материалами в отделе продаж был полный провал. Было решено написать обучающий курс с нуля. По такому случаю в отделе обучения решили попробовать использовать геймификацию в качестве инструмента для повышения мотивации сотрудников.
Каждый сотрудник был зарегистрирован под своим профайлом в новой системе. У каждого пользователя появилась шкала с продвижением в обучении, с текущем уровнем сотрудника (Level 1, Level 2…), очками и общим списком лидеров на главной странице внутреннего портала. За каждую минуту, проводимую за изучением курса, сотрудник получал очки. За кейсы, которые представлял сотрудник на общее обозрение, и за положительный опыт работы, которым он делился, также начислялись очки. Такая мотивационная система сработала, и в итоге большинство пользователей заработали в два раза больше очков (затратили больше времени), чем от них требовалось. На активное участие в новых курсах сотрудники затратили в среднем в 7 раз больше времени, чем на участие в прежних. 91% сотрудников рекомендовал новую систему своим коллегам. В среднем каждым пользователем было просмотрено по 400 минут материалов. 4712 материалов и сообщений было сгенерировано пользователями. 65% пользователей завершили все возможные курсы в течении одной недели, несмотря на то, что в их распоряжении было 15 дней. Для маркетинга новой системы внутри компании использовался довольно простой видео-ролик.
Менеджеры продаж сами по себе любят соперничать со своими коллегами. Leader Boards в данном случае послужила стимулом для соперничества. Возможно, это одна из причин успешности проекта в отделе продаж. Сработала бы такая схема в менее конкурентной среде – остается большим вопросом. Насколько повлияли пройденные курсы на показатели продаж, пока не известно, такие результаты проекта ещё не подведены. Вместе с тем, вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что внедрение элементов геймификации положительно повлияло на сам процесс обучения сотрудников, существенно повысило их интерес к прохождению обучающих курсов и заинтересованность в обмене полезной информацией с коллегами.
На другом докладе Карл Кэпп, один из гуру по использованию геймификации в электронном обучении, рассказал о том, в чем он видит роль нового направления. Он относит приведенные ниже примеры разработки курсов к геймификации, трактуя это понятие более широко, чем просто использование игровых элементов из компьютерных игр. В частности, он предлагает создавать учебные материалы в виде историй, поскольку так они запоминаются гораздо лучше, не выстраивать бесконечные блоки информации, а рассказывать историю с сюжетом и примерами.
Им выделены составные части хорошей истории:
  1. Characters (герои истории)
  2. Plot (фабула, интрига)
  3. Tension (завязка)
  4. Resolution (развязка)
  5. Conclusion (заключение)
Кроме того, Карл Кэпп обозначил основные моменты, которые не следует забывать при создании сценария курса: Fantasy – Challenge – Curiosity. Карл также сделал замечание, что не следует использовать геймификацию в целях развлечения, курс не должен превращаться в игру, это не основная его цель.

Персонажи (Characters)

Использование персонажей при создании курсов по-прежнему остается одной из популярных тем у вендоров и клиентов. Добавление персонажей было анонсировано еще для одного нового продукта Articulate Studio ’13. В одном из докладов приводились примеры того, что использование персонажей в построении курса повышает на 30% запоминаемость материала, если к персонажам привязывать интересную историю. Вместе с тем, один из докладчиков поделился информацией о том, что абсолютно не обязательно использовать фотографии живых людей, рисованные персонажи воспринимаются и запоминаются не хуже, чем живые фотографии.

Smart learning interactions

Интерактивные тимплейты страниц продолжают развиваться и по-прежнему пользуются популярностью. Вендоры заявляют о поддержке новых видов интерактивных форм. Пользователи приветствуют новые добавления интерактивных тимплейтов, так как это самый простой способ добавления интерактивных элементов в курс и превращения его в более визуально насыщенный продукт. Оформление интерактивных страниц не занимает много времени и не требует каких-то особых познаний. Articulate и Adobe в этом году сделали большой упор на интерактивные элементы. Есть ощущение, что им больше нечего предложить рынку, но возможно, спрос действительно настолько высок, что компании продолжают добавлять новые тимплейты в связи с просьбами пользователей.
DevLearn_countries
Большинство участников конференции граждане США и Канады.

Инструменты для создания курсов

Adobe Captivate 6

В качестве основных преимуществ Adobe Captivate 6 был выделен следующий функционал:
  1. HTML5 Publishing – возможность экспортировать курс в HTML5 и опубликовать его где угодно, с последующей возможностью просмотра на планшетах.
  2. Actors – добавление персонажей с различными эмоциями и позициями, которые можно вставлять на страницы курса.
  3. HD-screencast – запись экранов в высоком разрешении.
  4. Smart learning interactions – использование интерактивных тимплейтов страниц.
  5. Smoother integration with SCORM- and AICC-compliant LMSs – более тесная интеграция с принятыми стандартами.

Articulate Studio ’13

На первый-второй квартал 2013 года был намечен выход бета-версии Articulate Studio ’13, но официальный релиз продукта до сих пор не состоялся. Ничего особо революционного в ранней презентации продукта замечено не было:
  1. По сравнению с Articulate Studio ’09 в пять раз увеличена скорость работы программы.
  2. Добавлены персонажи из Storyline.
  3. Новые интерактивные тимплейты страниц (Conversation).
  4. Интерактивные вопросы типа Drag’n'drop.
  5. Поддержка Action Script 3.
Однако, после того, как слушатели начали задавать свои вопросы по поводу Studio ’13, выявилось несколько проблем:
1. Размер экспортируемых файлов в Studio ’09 просто гигантский. Об этой проблеме, судя по реакции разработчиков, никто в компании не подозревал и по этому поводу каких-то улучшений в новой версии не обещали. Зато по реакции аудитории на поднятый вопрос стало понятно, насколько эта проблема актуальна для многих.
2. Нет никакой интеграции между двумя продуктами Articulate. Нельзя импортировать/экспортировать проекты в/из Studio ’13 в Storyline и наоборот. В компании явно хотели разделить эти два продукта и сделать один стандартный продукт и один премиум. Но такой шаг тоже не вызвал одобрения слушателей.

Системы управления обучением (LMS)

Абсолютно неожиданно самой полезной лекцией на конференции оказалась “107 – Strategies for Selecting and Implementing an LMS”. Представители Citizen Bank очень хорошо подготовились к докладу и представили массу важной информации, связанной с выбором поставщика LMS и ее внедрением внутри компании. На этом докладе я почерпнул столько полезной информации, что одного-двух параграфов в рамках этой статьи будет явно мало. По этой причине, с вашего позволения, я опубликую материалы, касающиеся выбора поставщика LMS, в рамках отдельной, самостоятельной статьи “Рекомендации по выбору LMS”. Помимо ценной информации, предоставленной во время лекции, представители Citizen Bank снабдили всех участников блока вспомогательным документом, который оказался не менее информативным, чем сам доклад. Сотрудники банка рассказали о недавнем собственном опыте выбора вендора для своей компании.
За последние несколько лет рынок LMS вырос в несколько раз. На сегодняшний день на рынке присутствует порядка 200 LMS-решений. Всё это привело к тому, что цены стали более адекватными, и сегодня гораздо проще подобрать для компании подходящего поставщика услуг.

Content creation

Целая сессия была посвящена тому, как было бы здорово, если бы все материалы из LMS можно было в любой момент экспортировать в форматы XML + CSS.

Возможность совместного редактирования

На выставке производителей я пообщался с представителями Domiknow Claro, которые в качестве одного из основных преимуществ продукта продемонстрировали возможность совместного редактирования курса. В таком режиме есть возможность оставлять текстовые и видео комментарии прямо на слайдах курса, чтобы проще было совместно работать над курсом. Идея показалась интересной, но далеко не самой главной для такого рода продуктов. Для тех, кто с этим инструментом не знаком, скажу лишь, что это ещё один инструмент для создания курсов, основное отличие которого заключается в том, что создание курсов происходит полностью онлайн. В этом есть свои преимущества, например, доступность редактора с любого компьютера, публикация на хостинге поставщика и возможность работать с инструментом без нужды устанавливать что-либо на свой компьютер. Но также есть и свои недостатки, например, медленная скорость, нестабильность из-за работы в браузере и целый список недоработок и багов.

О важности Storyboard

На докладе одного из самых известных в мире разработчиков курсов, Кевина Торна, подчеркивалось, насколько важно иметь возможность посмотреть полную блок-схему курса со всеми страницами и связями между ними. Кевин всячески пытался убедить слушателей в том, что перед тем, как начать создавать курс, необходимо прописать его подробный сценарий и создать интерактивный макет переходов, чтобы понять, какая страница куда будет вести. Предлагается перед тем, как начать рисовать страницы курса, проставить интерактивные переходы от страницы к странице, чтобы вырисовалась четкая схема структуры курса и последовательность переходов внутри него. Кевин также подчеркнул, что на рынке не существует продукта, который бы позволил удобно создавать сценарии, поэтому ему приходится все это делать в Microsoft Word. Ссылки на готовые примеры макетов и сценариев:
http://nuggethead.net/freebies/visual-storyboards.zip
http://theelearningcoach.com/resources/storyboard-depot/
Из доклада Кевина понятно, насколько важно видеть общую картину курса и насколько этого функционала не хватает в большинстве существующих продуктов.
Ещё несколько советов по созданию курсов, которые мы получили заглянув на конец доклада Дана Меерса в соседнюю аудиторию:
  • Используйте разных дикторов для озвучивания материалов.
  • Если вам скучно создавать курс, то скорее всего ученикам будет скучно проходить такой курс.
  • Готовые тимплейты делают материал скучным. Добавьте своему курсу разнообразия, элементы, которые бы выделяли его на фоне других курсов.
  • Вставляйте описание и формальные цели курса в LMS, вместо того того, чтобы вставлять эту информацию на страницы курса.
Главный посыл конференции: “Не дожидайтесь технологий, если вам чего-то не хватает для реализации идей. Начинайте разработку идеи с тем, что есть. Технология сама подстроиться под нужды рынка.”