пятница, 28 июня 2013 г.

Проектирование e-курса с желаемым учебным результатом (впечатления)

Автор: Константин Бугайчук 
  Зимой этого года на Зимней школе e-learning.by, я получил приглашение пройти обучение на обучающе-консалтинговой сессии В. Наумова "Проектирование e-курса с желаемым учебным результатом".

Признаться честно, я немного волновался, хотя с Владимиром и знаком давно заочно и с недавних пор очно, однако зная его специфику ведения дискуссий, не рассчитывал на приличный результат, а тем более продукт.

**Никогда не забуду его первое выступление на вебинаре В.Н. Кухаренко, где он с хитрым прищуром Владимира Ильича Ульянова-Ленина методично разложил по полочкам основные  недостатки работы преподавателя академсектора (а грубо говоря справедливо опустил ниже плинтуса). Во время выступления  меня охватывали смешанные чувства, последним из которых было такое: Не каждый день тебе правду в глаза скажут (я эту запись потом даже коллегам показывал))))**

Чтобы лучше понять специфику работы коллеги, я изучил его пособие "Проектирование корпоративного электронного курса", и, естественно, попытался поработать самостоятельно над решением практических задач.





 


Данное пособие описывает процесс создания корпоративных электронных курсов от момента получения запроса на их разработку до послайдового сценария такого курса. Что в нем понравилось, так это то, что Вы фактически можете начать проектировать свой курс основываясь на материалах книги, в которой предусмотрены отдельные страницы для немедленного выполнения практических заданий в виде таблиц, пропусков  и т.д. Книга не содержит "воды", изобилует примерами практики автора, поэтому общие впечатления остались положительными, а единственное пожелание, которое Владимир обещал учесть, сделать больше места для практики.


Забегая вперед скажу, что сама сессия была построена практически по предложенному пособию, поэтому его изучение мне очень помогло.

среда, 26 июня 2013 г.

"Алгебра" и "гармония" в e-learning

Автор: Владимир Наумов

Уже не первый день спорим в Скайпе с уважаемым коллегой Л. про баланс "гармонии" и "алгебры" в электронном обучении.

Коллега больше напирает на персону автора контента, преподавателя и тьютора, уникальность их Лличности, их  эмпирические творческие достижения и практики.
Ничего не имея против творческой индивидуальности e-learning'цев, все же отдаю приоритет технологичности обучения, "поверх" которой, ИМХО, может буйно колоситься индивидуальное творчество:


Нужно лишь ответить себе на вопрос, что важнее:
  • эксклюзивная зависимость результатов обучения от эксклюзивной Лличности или столь же "эксклюзивного" eL-продукта или
  • набор действенных обучающих процедур, обеспечивающих гарантированное достижение аудиторией желаемого учебного результата?  

вторник, 25 июня 2013 г.

Отзыв о конференции "Современные технологии обучения в компаниях и учебных заведениях"

Автор: Наринэ

18-19 июня прошла Юбилейная Международная выставка и конференция "Современные технологии обучения в компаниях и учебных заведениях". Удалось побывать на нескольких секциях, ниже заметки, которые остались после конференции.

На секции по аудиовизуальным технологиям в электронном обучении выделили за и против видео-коннтента:
+ запись лекции на видео
+ запись вебинара
+ документальный фильм
- дорого
- "тяжелый" контент
- просмотр max 5 минут.

Использование интерактивного видео: игровой учебный фильм с проблемной ситуацией и различными вариантами развития сюжета, реализуется обратная связь. В качестве примера стоимости 20 минут видео для 6-часового курса обозначили сумму в 500 000 руб., с учетом найма профессиональных актеров, дикторов и монтажа.
Возможно, для компаний это реальная стоимость, но для бюджетных образовательных учреждений дорого. Направление интерактивного видео довольно интересное и в сети уже не раз встречались такие ролики, один из примеров ниже:



Продвинутые учителя и преподаватели вполне могут самостоятельно подготовить интерактивное видео, вопрос времени. Стоит обернуть минус "просмотра не более 5 минут" в плюс и не делать ролики больших размеров, лучше меньше, но качественнее и более емко.

Презентовали интересный проект, который уже существует 2 года, Аудиовизуальная академия. Если Вам интересны материалы по новым медиа и аудиовизуальному искусству, то Вам сюда: http://audiovisualacademy.com/avin/
На сайте представлены видеолекции и интервью с ведущими профессионалами аудиовизуальной сцены. Обучение бесплатное, на английском языке, есть русские субтитры.



Adobe поделился книжками в pdf-формате для скачивания:
  •  Цифровой дизайн: основы веб-проектирования с помощью инструментов Adobe
  •  Визуальный дизайн: основы графики и предпечатной подготовки с помощью инструментов Adobe
  •  Цифровое видео. Основы съемки, монтажа и постобработки с помощью инструментов Adobe
  •  Создание электронных учебных ресурсов
http://www.adobe.com/ru/education/resources.html

А здесь подарок от вебинара.ру, Методическое пособие для начинающих и опытных вебинаристов: http://webinar.ru/metodichka/

Многие уже слышали про новые стандарты для дошкольного образования.

30 мифов об электронном обучении



С тех пор, как электронное обучение получило широкое распространение, начали подавать голоса критики, ставящие под сомнение его достоинства, качества и вообще, жизнеспособность. Но так ли это? Могут ли студенты институтов традиционного образца похвастаться большими успехами, чем те, кто выбрал дистанционное обучение?
Пришло время развенчать некоторые из этих мифов.

1. Эта технология не заслуживает доверия
Большинство общественно-финансовых институтов предприятий и государственных структур так и топтались бы на месте, если бы боялись внедрения новых технологий. Суть в том, что для успешного дистанционного обучения не нужно дополнительного программного обеспечения. Все, что требуется, - это подключенный к Интернету компьютер. Никаких сложнейших инструментов и дорогого программного обеспечения. С технической точки зрения, электронное обучение – процесс предельно простой. Особенно, учитывая тот факт, что у большинства людей есть довольно надежные компьютеры и постоянный доступ к сети Интернет.

2. Студенты лишены возможности группового взаимодействия

В последние годы уровень социального взаимодействия между людьми зашкаливает. Многие академические платформы электронного обучения используют быстрый рост социальных сетей, таких как Facebook и Twitter, давая людям возможность общаться и взаимодействовать, создавая таким образом благоприятные условия для совместного обучения. 
В отличие от классических университетов, где студенты ограничены стенами аудитории, те, кто выбрал дистанционную форму обучения, имеют возможность общаться с людьми по всему миру.

2-rabota-v-gruppe

3. Это подвергает риску профессию преподавателя

Компьютеры не заменят людей. Они просто упрощают процесс обучения, давая возможность охватить более широкую аудиторию. Профессия учителя или преподавателя ни в коем случае не нивелируется системой электронного обучения. Напротив, у профессоров появляется возможность охватить большее количество студентов и открыть местную школу, завладев большей долей рынка образовательных услуг.

3-professiya-prepodavatelya

4. Студенты хуже учатся, не ощущая контроля над своей работой со стороны преподавателя

Если студент или студентка не заинтересован в получении знаний, ему или ей все равно: наблюдает за его работой преподаватель или нет. В то время как электронное обучение не предполагает, чтобы студент был в определенное время в определенном месте, при этом обеспечивая ему доступ к учителю и другим сокурсникам, способным оказать помощь и поддержку.
Старая поговорка: «Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете заставить его пить» как нельзя лучше развенчивает этот миф. Если перед студентом не стоит цель получить знания и добиваться успеха, программа или учитель здесь ни при чем. Винить во всем электронное обучение глупо. Является своеобразным катализатором для доставки информации, электронное обучение не отвечает за пагубные привычки студента.

4-procent-otseva-mooc

Процент отсева и структура слушателей MOOC (сверху вниз): наблюдатели, периодические посетители, пассивные участники, активные участники.

5. Учебная программа менее надежна

Вам приходилось посещать некоторые из открытых лекций Массачусетского технологического института? Его аудитории являются точными копиями традиционных учебных классов. Студенты, которые проходят электронное обучение, получают такую же подготовку, что и студенты традиционных вузов. Качество учебной программы напрямую связано с инструктором, который ее составлял. Способ доставки (в данном случае, в цифровом виде) в любом случае не влияет на качество продукта.

5-programma-obucheniya

воскресенье, 23 июня 2013 г.

Новый формат конкурса CourseLab

Автор: Эдуард Бабушкин

Недавно прошел конкурс электронных курсов CourseLab. Конкурс был в новом формате: участники делали курсы "здесь и сейчас", и задания вытягивали как билеты на эксзамене.

Подробнее с результатами можно здесь познакомиться. Я же хотел познакомить вас с коротким видео - резюме конкурса. Смотрим


Массовые открытые дистанционные курсы: понятие, типология, перспективы

Автор: Бугайчук Константин

Опубликовано в журнале "Высшее образование в России" № 3, 2013  С. 148–155 

(к сожалению от подачи материала, до публикации прошло 4 месяца, статья была подана в декабре 2012 года, поэтому кое-что уже усовершенствовалось и получило развитие, но надеюсь во многом статья осталась актуальной и будет Вам всем полезна)

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ: ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Современные тенденции использования сети Интернет в различных отраслях нашей жизни позволяют нам пересмотреть некоторые подходы к профессиональной деятельности человека даже в самых консервативных областях. Одной из таких областей является образование.

Безусловно, что сама идея использования сети Интернет для проведения учебного процесса не нова. Появление сервисов web 2.0 и новая идеология конструирования взаимодействия между людьми в виртуальном пространстве способствовали тому, что все больше учебных заведений, которые работали в области электронного, дистанционного или открытого образования стали переносить часть учебного процесса в сеть или использовать ее возможности для доставки учебного контента или взаимодействия участников.

По мере развития возможностей проведения учебного процесса с использованием Интернет педагоги стали искать новые формы и методы обучения, которые бы максимально отвечали философии функционирования глобальной сети: свобода, массовость, открытость, индивидуальность, коллективное развитие идей, конструирование содержания и т.п. Одной и таких теорий (идей, концепций) стала теория коннективизма, которая в свою очередь стала основой организации и проведения в Интернет массовых открытых дистанционных курсов.

Некоторые вопросы посвященные проблемам массовых открытых дистанционных курсов и теории коннективизма рассматривались в публикациях Кухаренко В.Н. [1, с. 94-96]., Калмыкова А.В. [2, с. 103]., Патаракина Е.Д. [3, с. 113]. Щенников С.А. анализировал вопросы открытых курсов от классического университета в контексте дидактики электронного обучения [4, с. 86].

Стоит отметить, что стремительный рост феномена «массового сетевого обучения», активное участие в этом процессе ведущих высших учебных заведений мира способствовали расширению сферы научных исследований этой проблемы, а термин «массовый открытый дистанционный курс» приобрел несколько иное от первоначального значение в организационном и смысловом аспектах.

Сам термин «массовый открытый дистанционный курс» (Massive Open Online Course − MOOC) предложили два исследователя Брайан Александр и Дэйв Кормье в результате работы над курсом «Сonnectivism & Connective knowledge», который в 2008 году проводили Джордж Сименс и Стивен Доунс. Общее название курсов этого типа образуется из четырех отдельных терминов:

– massive (массовый): для проведения этого курса, как правило, требуется большое количество участников;

– open (открытый): курс является бесплатным и любой человек в любой момент может присоединиться к нему. Как правило, в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные сервисы web 2.0;

– online (дистанционный, тип онлайн) означает, что материалы курса и результаты совместной работы находятся в сети Интернет в открытом для участников доступе;

– course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться.

Авторы этой концепции называют коннективизм «теорией обучения в цифровой век». Ключевое положение коннективизма – знание распределено по сетям связей (network of connections), и поэтому обучение заключается в возможности конструировать эти связи и проходить по ним. Чтобы объекты считались связанными, свойство одного объекта должно привести к другому или также стать его свойством. Знание, которые вытекает из таких соединений, считается соединительным знанием (connective knowledge).

среда, 19 июня 2013 г.

"Designing Successful E-learning". Часть 5. Запоминающиеся учебные события


Автор: Денис Якорев

При стандартной схеме обучения: трансляция информации + заключительный тест, ученик запоминает информацию, как правило, только до момента тестирования, после чего она беспрепятственно улетучивается. Для эффективного электронного курса, этого, конечно, недостаточно. Давайте вкратце рассмотрим способы, позволяющие сделать более запоминающимися основные составляющие учебного события: контекст, задачи, активность и обратную связь.

Запоминающийся контекст


  • Использование жесткой сюжетной линии, с элементами напряженности, необычными ситуациями, юмором и драматическими моментами;
  • Использование захватывающих медиа: взгляд с необычной точки зрения, интересные иллюстрации, анимации и аудио;
  • Схематическое изображение абстрактных понятий и следствий из них;
  • Использование приемов и техник, облегчающих запоминание (мнемоники/мнемотехники), помощь ученикам в составлении их собственных мнемоник.

Запоминающиеся задачи


  • Демонстрация лучших способов;
  • Показ техник, которые могут существенно упростить решения задачи;
  • Дать возможность ученикам сделать что-то, чего в реальности они сделать не могут, например побыть Генеральным директором крупной компании и т.д.;
  • Предлагать ученикам все более и более сложные задачи, требующие от них максимальной отдачи.

Запоминающаяся активность


  • Предлагать ученикам использовать полученные знания различными способами и в различных условиях;
  • Обеспечение достаточного количества практики;
  • Распределение практических занятий во времени (периодичность применения навыков в ходе обучения должна соответствовать периодичности их применения на рабочем месте).

Запоминающаяся обратная связь


  • Использование обратной связи, направленной на внутреннюю мотивацию;
  • Наглядная демонстрация последствий принятых решений;
  • Использование юмора и драматических моментов для демонстрации результатов обучения.
Теперь рассмотрим каждую составляющую в отдельности.

eLearning, курсы MOOC и идея университета

Автор: Иван Травкин
 
Проблема электронного обучения в ВУЗе связана не с «доставкой обучения», а с опосредованием присутствия в академической среде. Спросим: зачем электронное обучение очному студенту? Мы должны ответить на этот вопрос прежде, чем начнем говорить о дистанционных формах. Последние не тождественны электронному обучению, являясь лишь частным случаем, и общая проблематика должна быть контекстом для разговора о них, но не наоборот.

Вялость развития «электронного» направления в наших ВУЗах (на фоне «урагана» западных новшеств, вроде MOOC) связана не столько с дефицитом специалистов или административными барьерами (следствия), сколько с искаженным представлением об университете как таковом, его преобразующей функции (в отношении личности) и социальной миссии (в отношении общества). С философской точки зрения, движение MOOC хорошо тем, что, обещая разрушить монополию ВУЗов на производство профессионалов, — не важно, произойдет это или нет, — оно не имеет целью уничтожить сам университет. И это повод, чтобы задуматься: что же такое университет?

«Поняв» университет и ответив «зачем» в отношении электронного обучения, мы сформируем предпосылки для создания новых университетов: независимых сетевых организаций (коннективистских по Даунсу) с распределенной системой управления, и имеющих своей наивысшей ценностью академическую свободу, а не объем бюджетного финансирования. Возможно, мы даже освободимся от гнета стандартов и компетенций, необходимых профессиональным училищам, или предскажем, станет ли Digital October университетом.

Источник

10 причин применить правило 20% свободного времени


pravilo-20-procentov
Если вы не слышали о концепции 20% свободного времени обучения, то суть ее проста: отведите 20% свободного времени обучения, чтобы ученики в это время изучали то, что сами выберут - все так просто. Ниже приводится 10 причин за то, чтобы придерживаться этой концепции в процессе образования, которые гарантируют, что это правильный выбор!

1. Вы станете частью большого сообщества

Поначалу концепция 20% была не настолько популярна, чтобы можно было говорить о сообществе преподавателей и учащихся. Однако в считанные месяцы преподаватели стали делиться своим опытом о применении идеи 20% свободного времени обучения онлайн. Пожалуй, наиболее активная группа называется Genius Hour teachers, у которых даже есть википедия - Genius Hour wiki. Вступайте в ряды и смотрите, чего достигли ваши коллеги!

2. Вы предоставите учащимся возможность углубиться в изучение интересующих их тем

Один из основных недостатков сегодняшнего образования – преподаватели освещают широкий ряд тем, пренебрегая при этом глубиной знаний. 20% свободного времени обучения будет использовано учеником для изучения того, что ему действительно интересно, что возможно выльется в желании затратить на изучение личное свободное время. Не кажется ли вам, что это стоит поощрять?

3. Очень позитивное давление на одногруппников

Когда учащимся предоставляется возможность поделиться с остальными тем, над чем они работают, публичная демонстрация своих целей делает их более реальными. Одногруппники видят, над чем работают их коллеги и стараются сделать так, чтобы их проект был не хуже, по сравнению с другими. Подобная мотивация, помимо оценки, получаемой за задание, заставляет учащегося стремиться к большему.

4. Ученики отдыхают от погони за оценкой

Слишком часто ученики выполняют задания только ради того, чтобы получить конкретную оценку. Они стараются, дабы в результате их похвалили, ну, то есть, чтобы успеваемость была соответствующая. Концепция 20% свободного времени позволяет отвлечься от этой погони за оценками. Более того, возвращает к жизни принцип «учиться, ради того, чтобы получить знания».

5. Это еще и весело!

Рэнди Пауш, известный профессор информатики университета Карнеги-Меллон, как-то сказал: «Если вы считаете, что учиться и в то же время получать удовольствие невозможно, то, думается, что вы ничего не смыслите ни в том, ни в другом».  Без сомнения, 20% свободного времени – лучшее время обучения. Стоит лишь почитать о том, как преподаватели Genius Hour описывают радость учеников, когда наступает время изучать тему по собственному желанию.

6. Будут затронуты все виды обязательных предметов школьной программы

Неважно где вы преподаете – в начальной, средней или старшей школе. Концепция 20% свободного времени обучения позволит затронуть разные обязательные предметы школьной программы.

7. Дифференциация в лучшем понимании

Ученики работают в своем темпе, и преподавателям нужно помогать развивать потенциал ученика в зависимости от темпа развития и способностей каждого. Так как каждый сам выбирает себе проект, ученики не связаны тем же темпом и методом выполнения задания, что и его товарищи.  Учатся все, но при этом присутствует элемент дифференциации.

8. Обучение не только теория, но и практика

Обучение, построенное на эмпирическом опыте, позволяет ученикам самостоятельно усваивать материал.  Преподаватель лишь направляет и подталкивает в нужном направлении, в то время как ученики сами работают и создают. Нельзя не вспомнить слова Конфуция: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я делаю - и понимаю».  Позвольте своим ученикам творить, они будут понимать и скажут вам за это спасибо.

9. Прекрасный способ приобрести ценный опыт

Не все всегда может получиться, и мы все совершаем ошибки. Главное – подходить к неудачам философски. Ведь когда конечная цель – знание, на самом деле речи о провале и быть не может.

10. Ученики не когда не забудут, что значит творить

Слышали ли Вы когда-нибудь об Аркаде Кейна (Caine’s arcade – 9-летний Кейн Монрой создал аркаду из картонных коробок и предметов обихода)? Началось все с простой идеи, а в результате Кейн вдохновил множество детей на создание чего-то уникального.  Когда Вы что-то создаете, Вы становитесь частью этого, к тому же присутствует элемент личного пристрастия, который не отражает ни один стандартный тест для оценки знаний.
Сейчас самое подходящее время, чтобы быть частью образовательного процесса. Самое подходящее время, чтобы проявлять усердное участие в сфере образования. И самое подходящее время, чтобы двигать образование на новый уровень.
За прошедшие 100 лет не происходило столь кардинальных изменений в системе понятий и воззрений сферы образования, какие мы наблюдаем сейчас. Дело в том, что раньше все изменения сводились к выражению «делай старые вещи по-новому». Сегодня же преподаватели и образовательные учреждения нацелены на то, чтобы «делать новые вещи по-новому».
Предоставить ученику свободу выбора в отношении того, что он хочет изучать – вот что значит 20% свободного времени обучения, вот почему – это залог успеха.

среда, 12 июня 2013 г.

Отзыв о конференции РЕЛАРН 2013 (или экскурсия с элементами конференции)

Автор: Константин Бугайчук


С 1-го по 6 июня 2013 года мне удалось наконец вживую пообщаться с Еленой Николаевной Ястребцевой и принять участие в замечательной конференции (точнее в работе ее "школьного сектор"а) РЕЛАРН 2013.

Так как ведущей темой секции была выбрана такая "Особенности теории и практики формального и неформального дистанционного образования", то  темой своего доклада я избрал соотношения этих понятий и постарался затронуть основные аспекты - от базовых терминов до конкретных примеров. А еще мне была оказана честь открытия  конференции своим выступлением - вперед на танки так сказать.

Получилось ли? Увы, наверное просто публика еще не разогрелась к началу, тем более был жесткий регламент, и непонятно  поняли меня коллеги или нет? (судя по тому что задан был аж один вопрос))). Будем считать что людям надо все осмыслить, а уж потом спрашивать. Так что всегда буду рад пообщаться на эту тему. 

Это фото моего выступления (спасибо Щечилиной Татьяне: черно-белая фотка это просто классно!)



Вот моя презентация на конференции:



Что еще было интересного, ну в принципе за полтора дня мы прослушали доклады почти всех участников сектора, после чего отдельный день был выделен для 4-х тренингов (мастер-классов) от наших коллег. Вот о них поподробнее.

Тренинг от Елены Яковлевой и Надежды Жестковой "Чудная Чухония" был посвящен использованию Evernote в процессе совместной работы в аудитории. Мы должны были создать заметки в которых отразить принадлежность к народности (саамы, карелы, финны), т.е.  а) сделать национальные костюмы флаг, слоган и .т.д., б) с использованием алфавита древней Чухонии, на сушеной (вяленой) рыбе написать приветствие командам, в) сделать свой проект о жизни Чухонских народов в виде ментальной карты и т. д. И все это, естественно в виде заметок Evernote, которые предполагалось разместить в общем доступе.

Вот ссылка на результаты работы нашей группы: https://www.evernote.com/pub/bugaychuk/994bd652-d320-4ffa-ab7c-e7f50bcaa5f0. т.е. мы еще раз убедились в том, что  сервис Evernote позволяет быстро фиксировать результаты работы, кроме того, интересным вариантом выглядит использование одного публичного блокнота двумя и более группами учащихся для сравнения собственных достижений.

Считаю, что мы  проиграли на своей презентации, но выиграли на итоговом проекте, в котором мы описали трансформацию старых способов коммуникации  чухонцев на современный лад (этакий шуточный экспромт). Например: письмо на рыбе - e-mail, хозяин избы - модератор группы, амбар деревни - гугл диск и. т. д.

четверг, 6 июня 2013 г.

Академический + Корпоративный eLearning



Вы замечали иногда тихое, иногда громкое противостояние корпоративного и академического e-learning? 

А ведь если мы прислушаемся друг к другу, то сможем взять гораздо больше для своего развития и развития e-learning, чем упрекая в недостатках.

Как представитель корпоративного сектора я хочу поделиться тем ценным, что дало мне знакомство с коллегами, которые внедряют СДО в вузах.

Я занимаюсь e-learning с 2007 года. Моя сфера - корпоративный сектор, банки. Некоторое время назад академический сектор был от меня очень далек. Благодаря модерированию сообществоа eLearningPRO я смогла познакомиться с  академическими коллегами ближе и проникнуться тем, как же взять лучшее из обеих сфер и использовать в своей работе. 

Обучение для меня началось с Центра e-Learning и курса "Педагогический дизайн", далее была книга "Технологія створення дистанційного курсу", потом - путь к созданию той самой персональной учебной сети, просмотр и участие в вебинарах и конференциях, доклады и посты в своем блоге. 

Благодаря знакомству с коллегами, которые занимаются СДО в вузах, я поняла огромное значение сопровождения процесса обучения (это тот самый преподаватель, тьютор, эксперт, которого часто забывают в корп.секторе), увидела возможности реализации совместного обучения в дистанционном курсе простыми средствами в Moodle, заполнила пробелы в теориях обучения. И увидела очень много общего.

Я удивляюсь, когда замечаю противостояние академического и корпоративного сектора. Ведь мы можем дать многое друг другу, можем дополнить знания и умения. На самом деле корпоративный и академический e-learning имеют больше точек для соприкосновения, чем кажется. И есть люди, которые уже нашли эти точки и выгодно используют их в своей деятельности.

Что касается корпоратива, ему иногда нужно жертвовать временем, ресурсами и даже правильностью применения теории дистанционного обучения для того, чтобы сохранить темп развития бизнеса. Согласитесь, не всегда теории применяются на 100% так, как написано, и тем не менее приводят к нужному результату. 

Академ.сфера - это кладезь методологии электронного обучения и в целом обучения. Для этой сферы большая сложность в том, что нужно подготовить студента будущего - он будет заниматься той деятельностью, которая возможно еще не появилась с помощью тех инструментов, которые возможно еще не изобретены. Согласитесь, задача глобальна. 

Обе сферы имеют схожие задачи: 
  • мотивация тех, кто пишет курсы (преподаватели, эксперты из бизнеса), а также их обучение, создание шаблонов
  • мотивация тех, кто обучается (студенты, сотрудники компаний)
  • организация процесса дистанционного обучения так, чтобы он был интересен всем участникам, а также эффективен
  • постоянная генерация внутреннего энтузиазма у тех, кто внедряет и развивает СДО (и в вузе, и в компании)
  • контроль технических моментов СДО: установка, внесение и хранение данных, работа со статистикой и прочее
  • восполнение недостатка в ресурсах (тут часто включается творческое славянское мышление:)
  • создание различных нормативных документов, которые поясняют процесс обучения в СДО и роли его участников
  • продвижение СДО, PR, популяризация 
  • и уверена, у вас есть что еще добавить в этот общий перечень наших задач
Если соединить прикладные задачи корпоратива и видение перспективы, а также методологии академ.сектора - это будет невероятно мощный энергетический коктейль! Для меня это стало большим и ценным открытием, которое уже улучшает корпоративный e-learning в банке, где я сейчас внедряю и развиваю СДО. И потому я хочу выразить благодарность моим академическим коллегам, которые приоткрыли завесу вузовского e-learning, а также поблагодарить корпоративных коллег, которые также дали мне очень много для развития. Кстати, некоторые из коллег представляют оба сектора e-learning, с кем-то я знакома лично, с кем-то - не знакома, но читаю блоги, смотрю вебинары, отслеживаю в твиттере или фейсбуке.
Елена Тихомирова
Владимир Николаевич Кухаренко 
Алексей Корольков 
Иван Травкин


Спасибо вам за то, что пишете, рассказываете, показываете, проводите вебинары и открытые курсы, делитесь своим опытом, удивляете и вдохновляете!

Источник

10 навыков современного преподавателя

Автор перевода: Станислав Трофимчук

В последнее время можно услышать много разговоров об учащихся и преподавателях 21 века, и о проектах ‘connected classrooms’. Ежедневно Ваш электронный почтовый ящик распирает от сообщений о новых технологиях, а процесс проведения занятий, как не прискорбно, все никак не идет в ногу со временем; даже если Вы применяете перевернутое обучение, проводя занятия в формате один на один с помощью iPad, да еще и онлайн в стиле MOOC. Как же быть современному преподавателю, когда вокруг все употребляют эти непонятные словечки и круглосуточно твердят о технологизации?
Все просто. Нужно лишь сделать паузу, глубоко вздохнуть и выбрать лишь несколько определенных тенденции, которые Вы хотите использовать в образовательном процессе.  Независимо от того, хотите ли Вы опробовать внедрить BYOD classroom (Bring Your Own Device - "принеси своё устройство"), перевёрнутое или смешанное обучение, это можно делать постепенно, не так ли?
Пытаться осовременить образовательный процесс за один вечер не стоит. Напротив, это залог неудачи.
Некоторые преподаватели пытаются применить при обучении iPad, раздав 30 штук оных на занятии, а потом в процессе пытаются разобраться, какие приложения стоит использовать, какие нет. На самом деле, на то, чтобы использовать в процессе обучения iPad, уходят месяцы подготовки, нужно достичь определенного уровня профессионального развития, и требуется личная заинтересованность учащихся. Если они видят в этом лишь возможность поиграть на занятии в Angry Birds, то Вам над этим еще работать и работать. Поэтому осваивать современные методы стоит постепенно – один за раз.
А для этого Вам потребуется рад навыков, которые должен иметь каждый современный преподаватель  - недаром статья так и называется.  Так что если Вы хотите поднять процесс образования на новый уровень или улучшить цифровые навыки, читайте дальше. На самом деле, нижеперечисленные навыки будут полезны любому преподавателю, не зависимо от возраста. Можно этот список из 10 навыков использовать как своего рода типовой контрольный перечень.

1. Налаживайте контакты

Называют это PNL, что расшифровывается либо как “personal learning network”, либо “professional learning network”, но суть не в этом. Главное – уметь и знать, как правильно налаживать контакты с преподавателями, администраторами и учащимися по всему миру. Подобная “сеть контактов” впоследствии поможет Вам найти ответ практически на любой вопрос. Прежде чем отправляться в путешествие по технологизации образовательного процесса, расскажите о своей задумке коллегам в районе, а также не забудьте сотрудничать с коллегами во всем мире. Так что напишите об этом вTwitter, начните использовать Google+ и освойте Learnist.
networking

2. Устанавливайте хорошие отношения

Будь то хорошие реальные жизненные отношения или отношения онлайн, они играют важную роль в работе современного преподавателя. Что подразумевается под «хорошими отношениями»? Все просто: старайтесь знать о человеке больше, чем лишь его имя или ник. Проведите с ним больше времени, онлайн или при личной встрече, с целью узнать человека получше. Выпейте вместе кофе, поговорите по Skype, присылайте email с интересующими Вас вопросами. Если Вы считаете, что Вам есть чему научиться у этого человека, потратьте время на то, чтобы завоевать доверие и подружиться. Поверьте, оно того стоит.

3. Осознайте роль технологий в обучении

Как уже было упомянуто выше новых технических приемов по усовершенствованию обучения просто тьма и все новые появляются каждый день. Это не преувеличение, например: сервис Edudemic в неделю получает 750 писем от людей, которые просят осветить ту или иную тему, или наоборот предлагают информацию о новинках в области технологий. Итого более 100 сообщений в день! Преподавателям тоже ежедневно приходят подобные email сообщения от компаний, коллег и администраторов. Так что попробуйте понять, какую роль технологии играют в обучении на самом деле.  А именно, научитесь отделять нужную информацию от ненужной, чтобы понять насколько полезна та или иная методика или технология в Вашей работе.
Если у Вас уходит больше 15 секунд, на то, чтобы осознать полезность технологии, скорее всего она Вам не нужна – все просто.

online-ed

4. Научитесь находить полезные сервисы и ресурсы

Есть множество сервисов и ресурсов, которые помогают внедрять технологии в образование. Так что было бы неплохо освоить программы для чтения RSS и другие программы для работы с новостными ресурсами. Например, может пригодиться аккаунт в Feedly (аналога Google Reader, который закрывается), который можно проверять время от времени. Также стоит попробовать ZiteRockmelt и даже Digg. Пусть и не всегда предоставляемая ими информация имеет отношение к образованию, но эти программы для чтения необходимы любому современному и активному преподавателю.

5. Создайте себе репутацию онлайн

Кто-то называет это цифровой грамотностью, кто-то говорит о репутации онлайн, главное – современный преподаватель должен уметь хорошо выглядеть онлайн. Речь не идет о том, какие фотографии размещать на Facebook. А, например, о том, что надо следить за тем, чтобы профиль в LinkedIn соответствовал действительности. Или использовать действительно нужные социальные сети (Snapchat или Vine вряд ли помогут вам наладить контакты с коллегами), не оставляя за собой различных информационных следов. Например, если вы новичок в области использования сети Интернет, совет прост – удаляйте все аккаунты, которыми больше не пользуйтесь. Например, на Facebook есть вкладка ‘Приложения’, которая позволяет понять в какие сети Вы входили с помощью аккаунта Facebook. Их стоит регулярно подчищать.

6. Научитесь правильно вести блог

На самом деле, абсолютно правильного способа вести блог не существует. Можно размещать фотографии занятий на Tumblr или можно делиться учебными планами на WordPress. В конце концов, можно просто наиболее запомнившиеся высказывания за день размещать на Blogger.
А вот неправильно вести блог вполне реально и современным преподавателям стоит знать, что делать нельзя. В основном нельзя делиться слишком большим количеством информации онлайн. И имеется в виду не частота, с которой Вы говорите о будущем занятии или о том, как вы применяете перевернутое обучение. Речь идет о размещении информации о людях, которые об этом не поставлены в известность. Другими словами, размещать информацию стоит только с разрешения человека, поставленного в известность об этом. Просто так делиться информацией о студентах или о ком-то еще нельзя. Обычно современные преподаватели в курсе, но все равно стоит сказать – осторожнее с информацией, которую Вы размещаете, потому что удалить ее потом практически невозможно. Как только нажали ‘опубликовать’, считайте, что выгравировали на камне.

7. Не спешите

Не давайте учащимся только краткое содержание. Не торопитесь закончить занятие только потому, что “солнце клонится к закату”. Притормозите, сделайте глубокий вдох. Если одно занятие подходит к концу, но оставшегося времени не хватает, чтобы начать и хорошо объяснить следующую тему, не спешите. Лучше потратьте время на то, чтобы доработать текущую тему и лучше ее раскрыть. Задайте вопросы, прикиньте, поможет ли какая-то технология при проведении занятия, расслабьтесь и не торопитесь. Навык заключается в том, чтобы не «протянуть» занятие, а сделать его живым, чтобы студенты достаточно поработали и остались под впечатлением. Суть не в том, чтобы знать, что Вы хотите изменить, а в том, чтобы непосредственно внести изменения.

8. Пусть социальные сети будут полезными

Понять какую социальную сеть лучше использовать – трудно. Найти подходящую можно лишь методом проб и ошибок. Но вот что важно: нужно научиться использовать социальные сети так, чтобы Вы получали максимальную пользу. А это значит, что нужно организовывать список тех, на кого Вы подписаны на Twitter, или контролировать с кем Вы дружите на Facebook. Если не следить и редактировать список контактов в социальных сетях, в конечном итоге придётся либо отказаться от аккаунтов, либо меньше их использовать. Проще регулярно редактировать список контактов и следить за тем, чтобы они снабжали Вас действительно нужной информацией.

9. Не бойтесь ошибиться

Как было сказано в 3 пункте списка, нужно найти и применять подходящую технологию. В 99% процентах случаев гаджет или утилита Вам и не пригодятся. Но вот, скажем, Вы решили попробовать что-то новое. И тогда наступит время, когда нужно будет не бояться ошибиться. Не стоит опасаться того, что учащиеся, коллеги или администраторы будут находить минусы в том подходе, который Вы пробуете. Верьте в себя и осознайте, что пробовать -  не грех. Не пугайтесь. Смело погружайтесь в это дело, применяя новые технологии, и не жалейте. И самое главное, если Вы не достигнете нужного результата, или не достигните никакого вообще… не бойтесь оставить эту идею позади и двигаться дальше.
Проще говоря: не решился попробовать – все равно, что ошибся. Так что лучше пробовать!
failwhale

10. Умейте отдохнуть

Наконец, это возможно самый необходимый навык для современного преподавателя. Нужно знать, когда остановиться. Стоить чувствовать, когда работа с Twitter начинает утомлять, и приходит время для того, чтобы заняться чем-то другим. Будь то планирование занятия или просто отдых и просмотр фильма, разнообразие – ключ к успеху. Очень важно стать современным преподавателем, который не умотается за год.
Какие еще навыки должен иметь современный преподаватель? Оставьте свое мнение в комментариях, чтобы и другие поучились на Вашем опыте!