пятница, 29 марта 2013 г.

Материалы онлайн конференции "e-learning kitchen - 2"

Ура, eLearning kitchen II состоялась

Мы благодарим всех, кто вместе с нами раскрывал секретные рецепты электронного обучения :)

Выкладываем презентации выступлений и запись самой конференции:

Елена Тихомирова, Центр eLearning

Артем Полянский, Зиллион

Сергей Колков, Банк "Возрождение"

Алексей Корольков, WebSoft

Марина Литвинова, Укринбанк

Алексей Воробьев, LearningTech



Обучение в режиме онлайн предназначено для целеустремленных студентов

Автор перевода статьи: Станислав Трофимчук


Стэнфордский университет привлек внимание общественности к онлайн-образованию, когда пара известных профессоров мотивировала более 150 000 студентов со всего мира зарегистрироваться на правах вольнослушателей на курсах по искусственному интеллекту.
Это предприятие, тем не менее, очень мало говорит о роли, которую онлайн-курсы могут сыграть, став частью стандартной программы обучения. Руководители колледжей, мечтающие применить подобную стратегию для обучения, к примеру, основной лексике английского языка, столкнутся как минимум с двумя серьезными проблемами.
Во-первых, коэффициент отсева составляет для некоторых масштабных онлайн-курсов до 90%. Это может стать проблемой и при небольшом количестве слушателей, особенно в сравнении с традиционными занятиями «лицом к лицу». Во-вторых, обучение в режиме онлайн больше подходит для целеустремленных студентов, имеющих базовые навыки самообучения и хорошую мотивацию для получения новых знаний. Но значительной части учащихся просто необходим близкий контакт с учителем для достижения успеха и дистанционное обучение им просто не подходит.
Занятия в режиме онлайн — далеко не новость для учебных заведений, но в целом ситуация не радует. Согласно данным исследовательского центра муниципального колледжа при Колумбийском университете, около семи миллионов человек (а это примерно треть всех студентов американских вузов) участвовали или участвуют в проектах, названных центром «традиционными онлайн-курсами». Среднестатистическая группа состоит из 25 студентов. Занятия ведут профессора, фактически не взаимодействующие с учащимися. Центр провел девять социологических исследований, изучив сотни тысяч курсов штатов Вашингтон и Вирджиния. Выводы довольно неутешительны.
Так, исследование показало, что дистанционно обучавшиеся студенты колледжей в среднем хуже усваивают программу и чаще «заваливают» экзамены, чем студенты, посещающие традиционные занятия. Иными словами, они вносят плату за обучение, ничего не получая взамен. В лекционных залах и классных комнатах студенты с невысокой успеваемостью имеют шанс получить необходимый минимум знаний. Дистанционное обучение им такой возможности не предоставляет. Зачастую они просто бросают курсы, не доучившись.
Аналогичное исследование проводилось и в штате Вашингтон. В статистическую выборку попала 51 000 студентов муниципальных и технических колледжей с двухгодичным обучением. Исходные данные собирались 5 лет и обрабатывались в 2011 году. Выводы также неутешительны: слушатели онлайн-курсов менее склонны к продолжению обучения в четырехгодичных ВУЗах и получению степени. Причины лежат на поверхности. Многие студенты вузов или колледжей низшей ступени не умеют учиться самостоятельно, не умеют правильно распределять время и просто неспособны овладеть даже базовыми знаниями математики или английского без помощи преподавателя.
С отсутствием веры в свои силы и пробелами в базовых знаниях таким студентам проще и комфортней справляться с помощью учителей. А в режиме онлайн они чувствуют отчужденность от преподавателя, который, в свою очередь, зачастую даже не знает своих студентов в лицо.
Без существенного усовершенствования методик дистанционного обучения, вузам нет смысла более активно интегрировать онлайн-занятия в учебный процесс. Более того, заведения с большим числом студентов нуждаются в проведении коррективных занятий с частью учащихся. А часть студентов должна продемонстрировать определенные успехи в «традиционных» занятиях и лишь потом допускаться к дистанционному обучению.
Интересно, что исследования проводились и в «гибридных» классах, где практиковалось обучение как в режиме онлайн, так и в более традиционной форме — «лицом к лицу». К сожалению, подобные гибридные формы обучения пока редки, а на подготовку профессоров для работы в них нужны деньги и время.
«Онлайн-революция» предлагает богатые возможности для расширения доступа к знаниям. Но, как показывает практика, плохо продуманное дистанционное обучение далеко не способствует достижению этих целей.

Как создать интерактивное портфолио?

Автор: Светлана Панюкова


Делюсь примером коллаборации из моей практики и краткое описание того сайта с помощью которого это реализовано. Я являюсь научным руководителем этого проекта.
Социальная сеть  4portfolio.ru предназначена для создания и ведения интерактивного веб-портфолио. Зарегистрированные пользователи имеют возможность создавать собственный сайт-портфолио, который будет доступен для просмотра везде, где есть Интернет.

На сайте 4portfolio.ru ученики, студенты и учителя, преподаватели вузов имеют возможность:
 * наглядно и красочно демонстрировать собственные успехи и достижения, легко и просто собирать на своей страничке любую информацию, текстовые, графические, видео, аудио файлы;
 * лично контролировать доступ к страницам и разделам своего портфолио;
 * писать комментарии к открытым для просмотра страничкам портфолио других пользователей;
* общаться с друзьями, вступать в профессиональные сообщества или сообщества по интересам, расширить круг общения;
 * вести блоги, делиться своими идеями и мыслями с многомиллионной аудиторией сети Интернет.

Детям цифровой эпохи от самых маленьких дошколят до студентов вузов привычней, интересней и комфортней учиться в информационно-образовательном пространстве Интернет, чем работать с карандашом и бумагой!

Возможности портала позволят легко и просто разместить свои наиболее значимые достижения в учебе или работе в виде красочных страничек. Например: сочинения, рассказы, рефераты, доклады, контрольные работы, эссе или рисунки, анимацию, фото и видео, словом все, что может храниться в электронном виде. Обучаемый сможет загружать в систему информацию для своих педагогов, сверстников, членов семьи и потенциальных работодателей, постепенно заполнять резюме, вести записные книжки, формулировать планы на будущее. Но портал 4портфолио – это не просто копилка важной информации и файлов. Это полноценная социальная сеть с возможностью ведения блогов, написания комментариев, обмена мнениями, участия в форумах, создания сообществ, дистанционного общения педагогов, обучаемых и их родителей.

Инструментарий сети позволяет:
 * использовать богатый арсенал средств информатизации и коммуникации для ведения безбумажного портфолио и наглядного представления коллекции достижений в цифровом формате;
 * повысить открытость и объективность оценки результатов деятельности, реализовать возможно выявить динамику развития способностей обучаемого и профессионального становления педагога;
 * проводить всевозможные конкурсы, осуществлять рейтинговую оценку достижений обучаемых и педагогов,
 * поднять на новый уровень педагогический альянс семьи и школы;
 * вступать в сообщества единомышленников, обмениваться мнениями, создавать виртуальные объединения преподавателей, учителей – предметников.

Интерактивный веб-портфолио педагога позволит расширить использование его инновационного педагогического опыта, станет основой профессионального роста и признания в педагогическом сообществе!

Пользователями системы могут стать:
* ученики (дошкольники, школьники, студенты);
 * педагоги (воспитатели ДОУ, учителя школ и колледжей, преподаватели вузов);
 * профессионалы (начинающие или опытные специалисты в любой профессиональной области);
* юридические лица (индивидуальные предприниматели, учреждения и организации различных форм собственности, в том числе школы, колледжи и вузы).

Если руководство образовательной или иной организации желает контролировать принадлежность к своей организации тех, кто проходит регистрацию в качестве обучаемого, педагога или сотрудника, не допускать посторонних в информационное пространство своей школы или вуза, исключать из списка тех, кто закончил учебное заведение или уволился, мы готовы предоставить права администрирования учетных записей. В этом случае руководство образовательной организации сможет гарантированно контролировать размещаемый контент и корректность комментариев, модерировать общение учеников и педагогов на форумах портала. Пользователям предоставляются инструменты социального сетевого взаимодействия внутри образовательной организации: отдельная страничка, доска объявлений, форум, возможность хранения файлов для общего доступа и прочее, что позволяет создать внутреннее информационно - образовательное пространство. Администратор организации имеет возможность регулировать совместную дистанционную работу сотрудников, оперативно собирать и выставлять на сайте информацию о готовых проектах или выполненных работах.

В сети предусмотрено ведение четырех видов портфолио:
* личное портфолио,
* портфолио достижений (учебные, научные, профессиональные, спортивные и пр.),
 * портфолио отзывов;
 * портфолио документов.

В каждом из этих видов портфолио пользователь имеет возможность размещать неограниченное число страниц и разделов, открывать или закрывать их для просмотра и комментариев. Собранная в веб-портфолио ученика информация станет наглядным подтверждением его личностного развития, образовательных, научных, спортивных и прочих достижений и успехов, основой создания карьерного портфолио.

Ведение портфолио в социальной сети 4portfolio.ru не привязано к конкретной системе автоматизации управления учебным заведением и поэтому ориентировано на весь жизненный цикл человека: детский сад → школа → вуз → профессиональная деятельность.

У вас появляется новый, бесплатный, простой в использовании инструмент, который позволит сформировать свое персональное пространство,«представить себя миру».

Уважаемые коллеги, цифровое окружение 21 века меняет мир, меняет нас. Новые технологии можно и нужно использовать на благо человека. Помогите нашим ученикам развиваться и процветать в цифровую эпоху! Желаем вам активной и плодотворной работы в информационно – образовательном пространстве, достижения новых высот в учебной или профессиональной деятельности!
Более подробная информация об этом проекте размещена на сайте www.4portfolio.ru.
Если у вас при прочтении данного сообщения появились вопросы или предложения, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Будем рады продуктивному сотрудничеству с творческими и креативными педагогами.
Научный руководитель проекта: доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования Светлана Валерьевна Панюкова. 
E-mail: 4рortfolio.help@gmail.com

пятница, 15 марта 2013 г.

"Разработка сценария электронного курса. Разбор типичных ошибок" (о вебинаре Александра Рябинина)

Автор: Марина Литвинова

Краткая рефлексия вебинара в виде твит-поста:
  • За каждый этап процесса разработки курса должен отвечать определенный обученный специалист.
  • Пишите «вы» в курсах с маленькой буквы
  • У каждого модуля курса должен быть логический вход и выход (резюме)
  • При формулировке заданий в курсе НЕ должно быть двузначных формулировок - это одно из самых замечательных правил обучения.
  • Надписи на кнопках в заданиях курса должны быть глаголами: собрать, выбрать, добавить, проверить и т.д.
  • Персонаж курса не должен передавать в своем диалоге теорию, это должно быть именно взаимодействие.
  • Команда для разработки эл.курса - от 7 человек: сценарист, корректировщик, дизайнер, иллюстратор, тестировщик, звукорежисер, аниматор и т.д.


От себя: много про дизайн, мало про педагогический и про сопровождение процесса обучения. Но возможно это потому, что рассматривали в вебинаре разработку курса, а не процесс обучения по этому курсу с его включением в СДО либо в какую-то программу обучения. 

В любом случае спикеру благодарность за вебинар, за идеи и за ответы на вопросы!

Презентация и видеозапись вебинара




Запись вебинара

среда, 13 марта 2013 г.

"Онлайн-курирование" (о вебинаре Владимира Нюренберга)

Оглянитесь на свою деятельность.
Наверняка, какая-то часть ее относится к онлайн-кураторству!


Автор: Марина Литвинова
Блог автора 

Посты надо писать сразу. Вот все, что откладывается «на потом», попозже, рискует быть потерянным. Выкладываю почти потерянные мои комменты на вебинар «Онлайн-курирование» Владимира Нюренберга.

В целом, Владимир рассказывал о проблеме подготовки кураторов содержания. Что же это за профессия «куратор»? Или это практика? Пожалуй, вопрос еще открыт.

Актуальные в данный момент проблемы  - перегрузка информации –> поиск релевантной информации  –> потеря времени –> информационная перегрузка –> потеря внимания и дезориентация   -   может решить куратор контента.

Именно он, куратор контента  - тот самый герой, который вернет ценность качественной информации и поможет справиться с перегрузкой информационных потоков.

Владимир во время проведения вебинара склоняется к тому, что мы можем говорить о новой профессии. Ее представители – люди, которые используют свои навыки для анализа и экспертизы информации (например, сервисы рекомендаций, отзывов). Они дадут ответ на вопросы, какую книгу прочесть, куда поехать отдохнуть и даже каким именно транспортом воспользоваться. Возможно, в скором времени мы столкнемся с монетизацией этих рекомендаций. 

Хотя все таки онлайн-кураторство – это больше практика, тут же замечает спикер)


Что же конкретно делает онлайн-куратор?
- модерирует MOOC
- курирует информацию в соц.медиа
- управляет виртуальным сообществом специалистом
(wow, понимаю, что я же тоже онлайн-куратор)
- является контент-менеджером.

И снова мы сталкиваемся с тем, что все новое пока еще не имеет стандартов, хотя наш замечательный спикер рассказывает о такой интересной классификации курирования как практики:
  • Курирование контента
  • Агрегирование контента
  • Коллекционирование контента
  • Фильтрация, очистка информации
  • НЕувеличение количества шума в контенте
  • Осуществление интеллектуальной навигации
  • Добавление ценности и осмысленности контента
Вот примеры кураторов, которые смогла быстро найти:

Еще как вариант – подведение итогов дискуссий и акцентирование основных мыслей и идей:

Селекция – следующий уровень кураторства, когда происходит не просто отбор информации, но и его усиление, трансформирование (полагаю, то, что сейчас я делаю в данной статье, публикуя свой отзыв и свое понимание вебинара, с примерами, которых не было в исходном материале, может являться трансформированием. Возможно, Владимир что-то ответит мне в комментарии к этому посту).

Простыми примерами селекции Владимир называет перевод статей с английского языка (например, статься Президент Стэнфордского Университета про электронное обучение, перевод выполнен Центром eLearning)

Также вариантами селекции является комментирование информации (как дополнение), визуализация исходной информации (это так понимаю, если кто-то возьмет текст и превратит, например, в mindmap).

А после селекции идет наивысший уровень – культивирование. Это когда есть актуальная тема, но она недостаточно раскрыта в сети. И тога куратор занимается поиском не контента, а людей – экспертов в теме, подключает их к созданию контента, то есть выступает своеобразным генератором релевантной информации. И вот это практикует Говарльд Рейнгольд (пример, проект «Равногогика», самообучение людей в Интернет).

В общем, что из всего этого выйдет, мы увидим. А пока Владимир Нюренберг будет выступать вместе с Владимиром Кухаренко соавтором открытого курса по «Куратор содержания».

Еще посты по теме кураторства: 


Презентация и запись вебинара:







вторник, 12 марта 2013 г.

Индивидуализация обучения и преподаватель

Автор: Константин Бугайчук


В этой публикации описываются роли преподавателя в эпоху адаптивных систем обучения.


А началось все с видео компании Эриксон, в котором эксперты в области образования рассуждали о его будущем. 

Это, в некоторой степени, рекламный ролик который опирается на опыт таких платформ как Knewton и Coursera, как на некие модели индивидуального (адаптивного) обучения.

В центре внимания видео, среди всего прочего, является способность  технологий  отслеживать пользовательские данные и облегчать (создавать) индивидуальную траекторию обучения на основе этих данных, в том числе учитывая предпочтения студентов и используя наиболее актуальную информацию, которая есть в сети.


В этом случае авторы статьи говорят о возможных ролях преподавателя (при условии внедрения таких систем).



1. Координатор / Learning Manager: Нам нужен будет преподаватель, чтобы помочь студентам ориентироваться в технических аспектах выполнения работ, к которым система подталкивает их. Инструктор (преподаватель) будет играть важную роль в направлении студентов на решение задач, и в обеспечении поддержки, когда учащиеся не достигают стандартов запрограммированных в адаптивной системе обучения. 

2. Remediator: Когда студенты не достигают целей обучения, изложенных в автоматизированной системе, инструктор должен вмешаться, чтобы прервать процесс либо предоставить альтернативные команды или настройки системы.

3. Обогатитель/Enricher: Если адаптивное содержание помогает студентам овладеть базовыми понятиями и узнать справочную информацию, то учителя (инструкторы) могут сосредоточиться на оказании помощи студентам по использованию этой информации, чтобы помочь превратить ее в знания (знания - это не информация).

4. Наставник/Mentor: Одна из  возможностей для преподавателя - это быть  соавторами и наставниками  студентов. Такие мероприятия будут помогать студентам развивать профессиональные навыки, что фактически и потенциально может обеспечить новый и столь необходимый поток дохода для школ и университетов.

5.  Создатель контента: Педагоги могли бы стать ценным ресурсом, чтобы помочь поддерживать содержание в  адаптивных системах обучения. Это служит дополнительной цели:  децентрализации учебных программ таким образом, чтобы гарантировать набор разнообразных точек зрения и идей.

6. N/A: Интернет быстро становится хранилищем для всех человеческих знаний (информации), и для этих систем есть потенциал стать достаточно сложными, чтобы принять существующий контент и усовершенствовать его для создания новых возможностей для обучения.


Итак, мне кажется, что такие системы (адаптивные) пока во всяком случае есть некая перспектива. Сейчас, скорее, обучение скорее должно ориентироваться на совместные проекты, решение задач в определенном контексте т.н. "обучение в сотрудничестве". Автоматизация это хорошо, но до определенного момента. В конце концов эти системы тоже люди создают)))

А Вы что думаете коллеги, есть у таких систем перспектива?


P.S. Последняя часть ролика, на мой взгляд, несколько противоречива.

С одной стороны говорят о том, что технологии коренным образом изменят модель образования, с другой мы видим, что есть большие сложности в институциональных МОДК, которые связаны с минимальным присутствием преподавателя и попыткой автоматизации учебного процесса, что в конечном счете влечет за собой слабую поддержку студента, отсутствие продуктивного межличностного взаимодействия и т. д.

Например Дафна Коллер, олицетворение МОДК в формате лекция, тест (гуманитарное задание - проверяют слушатели) и иные докладчики говорят о том, что обучение, где присутствует преподаватель имеет много преимуществ, что задача учителя (НЕ СИСТЕМЫ), чтобы удовлетворять информационную потребность ученика, делать его среду такой, в которой он бы беспокоился и т.д. Сама Дафна признает, что ее Курсера, это скорее право на доступ к информации. Кроме того, она говорит:

Одной из революций в образовании является то, что обучение будет меньше сосредотачиваться на передаче информации и будет возвращаться к своим корням, где преподаватели ведут диалог, развивают навыки критического мышления и разжигают страсть к дисциплине.

(Вот за это (точнее наличие отсутствия), кстати, многие xMOOC и критикуют).

Думаю, что одним из выходов есть некое ограничение на количество участников курсов (что, кстати EDx сделал с курсом по авторскому праву), что в принципе может дать некую "индивидуальную составляющую" онлайн обучения. 

В. Кухаренко  в своем будущем курсе по "курированию контента" тоже предусмотрел ограничение на количество участников - предполагаю что именно для этой цели: обеспечить качество индивидуализации. Так что есть над чем подумать, или я ошибаюсь?

понедельник, 11 марта 2013 г.

Блокнот к Саммиту разработчиков электронных курсов


Наткнулась на свой блокнот тезисов по результатам саммита разработчиков курсов. 
Решила, почему бы не вспомнить еще раз, тем более скоро новая конференция - elearning elements




Приглашаем к соавторству в блоге сообщества

Автор: Марина Литвинова, менеджер e-learning PRO

Друзья, с июня 2012 года у нашего сообщества появился блог, в котором мы размещаем лучшие посты от участников ассоциации и который вы читаете в данный момент :) 
Сейчас в блоге более 130 постов и, в среднем, 150 просмотров в день. Мы развиваемся и хотим и дальше наполнять блог только интересными постами.
И потому приглашаем к соавторству! Каждый из вас может внести свой вклад в развитие e-learning, ведь ваш пост, публикация, любая мысль и идея для кого-то может стать ценной находкой!
А для вас блоггинг может стать отличной формой самообучения и незаменимым инструментом пострефлексии. Внизу оставлю несколько примеров того, о чем можно рассказать в блоге.
Статьи высылайте, пожалуйста, на e-mail marina@e-learningcenter.ru.
Главные требования: про e-learning, интересно, практично, доступно, без рекламы.
С нетерпением ждем свежие весенние идеи!

Демонстрация одного типового электронного курса (в Moodle)


При обсуждении темы форума "Как реализовать активное обучение и совместное обучение (collaborative learning) в ДО?" один из участников, Юрий Николаевич Белоножкин, продемонстрировал пример типового электронного курса в Moodle. 

Вступление к курсу обучения состоит из различных элементов, таких как кодекс поведения, форум (чаво), консультации с преподавателем, перечень компетенций, социальная активность и др. Там же есть описание курса (предмета), информация о преподавателе и правила начисления баллов. 

Сам курс включает видеоролики и теорию в тексте, вопросы для самопроверки, кроссворды, тесты, обсуждения, оценку преподавателем студентов и  студентами друг друга и много другое. Интерфейс пользователя настраивается самим студентом и включает такие интересные блоки, как "достижения", "мой прогресс" и "с днем рождения". Навигация понятная, сама СДО настроена аккуратно и продуманно. 

Преподаватель демонстрирует в ролике то, как проходит обучение и оценка, как появляются и сопровождаются дискуссии в форуме, как настроены коммуникации со студентами, как наглядно увидеть результаты обучения, какие социальные составляющие включены в процесс обучения и т.д.

В общем, все это лучше увидеть самим - это реальная практика, заслуживающая внимания. Практика, которая при умном подходе может быть использована в любой СДО и даже вне ее. Важно понять сам процесс сопровождения обучающего процесса. 

Приятного просмотра!



вторник, 5 марта 2013 г.

Цитата


Понятие ДО

"Внедрение дистанционного обучения 
должно начинаться с изменения людей, 
а не с приказов и технологий" (К.Бугайчук)

Автор: Марина Литвинова
Блог автора 

Есть много презентаций, статей и постов о том, что такое ДО. И в них очень часто есть стандартные определения а-ля-википедия. Сегодня же я наткнулась на презентацию, которая заслуживает внимания даже тех, для кого определение ДО давно не секрет. Просто и со своими мыслями о том, что такое ДО (от Константина Бугайчука)







понедельник, 4 марта 2013 г.

WebTutor 4.0

Автор: Бабушкин Эдуард

Немного фантазии
Мы говорим про тренд от LMS (Learning Management System) к TMS (talent management system), подразумевая Data Mining и BigData в работе HR.
Я понимал это как анализ взаимосвязей между например прохождением обучения и последующими результаты работы. Или между результатами оценки по компетенциям и выполнением KPI
Это круто и является недостижимым идеалом 99, 9999 % компаний в ближайшие 5 лет, но
Вот сегодня я перевел статью Джона Салливана Как Google стал№3 в списке самых дорогих компаний Мира, используя People Analytics и понял, что тренд от LMS к TMS в том понимании, что я заявил выше, уже устарел…
Я тут смог записаться на конференцию Яндекса по цифровому маркетингу, где будут рассказывать о моделях поведения потребителей в сети, и меня осенило, что мы эти методы будем транслировать в HR.
Мы – это компания Websoft (делать конечно, будет А. Корольков и команда программеров), а я буду делать предсказания
Так вот Вебтютор рано или поздно будет собирать данные по поведению сотрудника на портале – и учебная информация будет только маленьким кусочком, а кроме того, будет считаться время, проведенное в сети, количество лайков, постов, контент анализ текстов, обратная связь и т.п..  А потом на основе этой информации будет предсказываться поведение сотрудника: его успехи, риски увольнения и т.п…
Не верится? Почитайте биографию Nate Silver
Почитайте также ссылки по теме
4 урока президентских выборов в управлении талантами иBigData
* меня спрашивают: это фантазия? Это будущее или настоящее?
Отвечаю: настоящее. Никаких технических, технологических, методологических препятствий для реализации нет