суббота, 29 декабря 2012 г.

Мотивация преподавателей ДО

Автор: Сергей Постников

Проблема мотивации преподавателя при внедрении и развитии в вузе системы дистанционного обучения является одной из ключевых и поэтому вызвала бурное обсуждение на форуме сообщества eLearningPro.

Какие же пути решения предложили участники?

1. Привлечение студентов к рутинным работам по наполнению СДО материалами (Иван Травкин). К мотивации преподавателей прямого отношения не имеет, но работу облегчает.

2. Опора на инновационно-ориентированных преподавателей (Егор Герасимов). Иными словами, на энтузиастов, коих, по данным Натальи Гатауллиной не более 5%. А чтобы сдвинуть какое-то дело требуется как минимум 12%. Ну хоть 5... Позволяет, по крайней мере, начать...

3. Причиной отказа преподавателей предоставить свои материалы может являться не только опасения их незаконного использования, но и боязнь качества этих материалов (Воронцова Мария). Считаю, что именно вторая причина превалирует! Если проводить правильную политику методического обеспечения учебного процесса, то сам факт публикации материалов может служить мотивацией преподавателя.

4. Карательные меры вплоть до увольнения (Игорь). Результат обеспечит, вопрос – какой?

5. Обучение и консультирование преподавателей, желающих работать по-новому (Егор Герасимов, Иван Травкин).

6. Показать преимущества удаленной работы (Галина).

7. Административный ресурс (Александр) – распоряжения и приказы руководства.

8. Премирование, доплата (Елена). Очевидно и эффективно. Проблема только в средствах. Поэтому разумен подход, реализуемый в нескольких вузах – начинать с коротких курсов повышения квалификации. И народу задействовано немного, и какие-никакие денежки сразу начинают капать.

9. Открытая информация о деятельности групп ДО, организация семинаров, обучения, тесное общение с целью привлечения сторонников (Наталья Гатауллина). Сей подход просится назваться идеалистичным, но он, безусловно, имеет право на существование, тем более, в качестве вспомогательного.

Подытожу, высказав свое мнение, которое сформировалось у меня в процессе обсуждения.

С новым 2013-м годом!


 
Дорогие друзья! 

От имени сообщества e-LearningPRO хотим поздравить вас с наступающим новым годом.

Пусть он будет для вас радостным и легким, пусть принесет с собою удачу, светлые события, интересные проекты, креативные идеи и теплые дружеские встречи.

Пусть для каждого 2013-й год найдет именно то, что вас вдохновляет и подталкивает к постоянному развитию и к покорению новых вершин.

Спасибо вам за активное участие в дискуссиях нашего с вами совместного проекта - ассоциации e-learning специалистов! Именно благодаря вашим вопросам и комментариям, постам и форумам у каждого из нас есть прекрасная возможность общения с коллегами и взаимного обучения.

Желаем каждому из вас прекрасно провести приближающие праздники и всегда ждем вас на нашем сайте и блоге.

С новым 2013-м годом, с новыми надеждами и новыми победами!

Перед новым годом принято вспоминать значительные события, которые произошли в текущем году. Давайте и мы с вами вспомним, какие интересные события происходили в нашем сообществе в 2012 году. Приглашаем добавлять в комментариях отзывы о том, что запомнилось именно вам.
  1. Февраль 2012 - e-Teachers Summit 2012
  2. Март 2012 - Саммит разработчиков электронных курсов 2012 (доклады)
  3. Апрель 2012 - Мобильный кампус: виртуальная дискуссия
  4. Май 2012 - Вебинар "Визуализируй это! Или как провести яркий вебинар" (запись)
  5. Июнь 2012 - Вебинар "Интерактивы в электронных курсах" (запись) и  Вебинар "Современное обучение: какое оно?" (запись)
  6. Июнь 2012 - открытие блога Сообщества e-learningPRO с лучшими постами от участников
  7. Июль 2012 - онлайн конференция "e-learning kitchen" (ссылки на просмотр записи в комментариях к событию)
  8. Август 2012 - Вебинар "QR коды в учебном процессе и жизни" (запись)
  9. Октябрь 2012 - Вебинар "Мотивация к обучению: как убедить современного слушателя у... (запись)
  10. Октябрь 2012 - в сообществе e-LearningPRO 3000 участников (праздничная инфографика и подборка ТОП-статей)
  11. Ноябрь 2012 -Вебинар "3000 целей - желание одно", посвященный 3000-ному участнику сообщества (обзорный пост с презентацией и записью)
  12. Декабрь 2012 - Вебинар "Сопротивление дистанционному обучению преподавателя и студ... (обзорный пост с презентацией и записью)
До встречи на новых событиях в новом году!


С уважением,
Марина Литвинова,
менеджер сообщества e-LearningPRO,
руководитель e-learning проекта,
marina@e-learningcenter.ru

вторник, 25 декабря 2012 г.

Компетентностный подход? Да "проще пареной репы" ...

Автор: Владимир Наумов
На заре своей преподавательской деятельности (когда на хлеб насущный приходилось зарабатывать горловыми (очными) часами) ко мне довольно быстро пришло соображение, что "многознание уму не научает" (за что спасибо моему учителю Николаю Григорьевичу Галенко).

Задумавшись, как бы поучаствовать в созидании умов своей аудитории, отчасти опытным путем, отчасти под влиянием литературы (например, технологии полного усвоения знаний  Б.Блума) я пришел к такому выводу:
Знание (в смысле "запоминание и воспроизведение информации без искажений, оценок, интерпретаций и т.п.") должно быть исключено из критериев оценки успешности обучения. А если и не исключено, то удельный весь такого знания в суммарной оценке успехов учащихся должен быть незначителен и находиться перед порогом положительной оценки.

Выглядело это в реальном процессе примерно так:

Не буду вспоминать в деталях, к каким последствиям привела подобная инновация (быть может, в другой раз). Скажу лишь, что однажды одна аудитория даже вслух  засопротивлялась: "Хватит учить нас думать. Нам одних знаний достаточно". Ан нет, вышло все равно по-моему ...

И тут грянул (как положено, сверху) компетентностный подход к обучению: ориентация на результат, центрированность на учащемся и пр. и пр.
Взгляните на пример критериев успешности обучения в духе Болонского процесса:

Где здесь содержатся требования к результатам обучения, которые начинались бы словами: "Учащиеся должны знать ... ... ... ... ... ... "? Почему это в результатах обучения ни слова про "нужно помнить и воспроизводить"?
Где они в таксономии компетенций Кембриджа? Где они в другой программе того же Университетского колледжа Корка?

Итак, если мы исключим из оценки результатов обучение (т.е. из его цели и подцелей (задач) параметр "знание = механическое запоминание и воспроизведение транслированного учебным заведением / преподавателем", то, глядишь, и "настанет" обучение по результату и по компетенциям.

Это же так "просто":  
перестать выставлять положительные оценки за "пройденный материал", или выставлять такие, которые не позволят набрать достаточного для успешного обучения количества кредитов.

Давайте продолжим обсуждение этой темы, по возможности, в практическом ключе, и на вебинаре.

Примечание. Речь выше идет о специальной подготовке, а не начальном школьном обучении. 

среда, 19 декабря 2012 г.

Открытые образовательные ресурсы - действительно ли они могут обучить?


Я не открою Америку, если скажу, что мы с вами наблюдаем бум открытых образовательных ресурсов. Сейчас про них не говорит только ленивый, ими аргументируют и необходимость реформировать вузы России, и новые подходы в работе преподавателей, и новые принципы составления учебного материала. И это вполне логично - чуть ли не каждый день появляется новый проект с открытыми образовательными ресурсами, некоторые растут такими ошеломляющими темпами, что кажется, что эти ресурсы вот-вот могут вытеснить то, что было до них.

И мне кажется, что именно в момент такой эйфории стоит внимательно проанализировать это новое явление, чтобы потом не кусать локти и не переживать о том, что мы поверили в новинку, а она не дала того результата, которого мы от него ожидали.


Для начала нужно взглянуть на вопросы мотивации. ООР - это для тех, кто хочет учиться и знает, чему именно он учиться хочет. Как говорит один мой коллега - это для пытливых. Нужно действительно иметь внутреннюю мотивацию, причем не самую слабую, чтобы получить знания из ООР. Во многих ООР даже из самых влиятельных западных вузов (например, в MIT) материалы представлены в виде не адаптированном для асинхронного самостоятельно обучения, то есть когда слушатель обучается самостоятельно, без поддержки тьютора. Если речь идет о MOOC, то там преподаватель есть, но есть серьезный вопрос, насколько можно хорошо поработать с группой, если ее численность больше 1000 человек?


Я не хочу сказать, что MOOC это плохо. Это хорошо. Но если у вас нет сильной внутренней мотивации, если у вас нет стимула в виде потраченных на обучение денег и если вы не совсем точно знаете, что именно вы хотите узнать, то эффект от обучения может быть столь ярким, как хочется.


С самого начала у меня были подозрения по поводу методики ООР. Недавно я нашла несколько публикаций на Forbes по этому поводу, где авторы сетовали на отсутствие педагогического дизайна у многих открытых образовательных источников. Материалы есть, методические рекомендации есть, все выложено и доступно. Но для самостоятельного удаленного обучения все же требуется достаточно жесткая траектория, которая как раз и решает проблему неточного понимания своей образовательной потребности. И опять получается, что без какой-то конкретной методики и последовательности обучаться могут только те, кто действительно точно знает, какие знания нужны.

вторник, 18 декабря 2012 г.

Размышления на тему: E-learning - это не только электронный курс. Часть 2

Автор: Светлана Полтавцева

Часть 2 (продолжение рассуждений на тему «E-learning – это не только электронный   курс»)

Итак, что же такое e-learning? В прошлой заметке я провела аналогию и попыталась  объяснить, что такое система дистанционного обучения и электронный курс.
А здесь мы поговорим о том, что e-learning  не ограничивается только LMS (Learning Management System) и загруженным в нее контентом.  

E-learning можно рассматривать как организм, которому нужно все время пополнять ресурсы для полноценной реализации задач и выполнения функций. Этот организм не может жить и существовать отдельно без окружающей его среды, и всегда должен быть частью общей системы. Мне кажется более точно будет сказать так, e-learning –это взаимодействие человеческих организмов и их сообществ между собой и информационными технологиями в сфере образования.  

Так вот мы определились, что  e-learning представляет собой механизм взаимодействия. Так что же с чем взаимодействует?

Предположим у вас в компании есть некая LMS, в которой загружены курсы, файлы, должностные инструкций, тесты, опросы. Вроде бы система целенаправленно используется и выполняет изначально поставленные задачи: сокращает затраты на обучение, легче и быстрее проводится тестирование, в какой-то мере процессы автоматизированы. Правда, после внедрения саму систему активно посещали пользователи, а со временем они стали заходить только по принуждению. Почему так?

Внедрить СДО и наполнить его контентом это дело нескольких месяцев, а вот заставить проект жить и развиваться в дальнейшем вместе с компанией, этот процесс очень непростой и требующий постоянного взаимодействия, участие многих подразделений.

Размышления на тему: E-learning - это не только электронный курс. Часть 1

Автор: Светлана Полтавцева

Дорогие друзья, т.к. я не очень люблю длинные тексты, мной было принято решение разбить мои размышления по теме: "E-learning - это не только электронный курс" на две части.

Итак, Часть 1.

Последнее время все чаще и чаще при общении с клиентами я стала обращать внимание на то, что при упоминании термина e-learning (Electronic Learning) люди в первую очередь говорят об электронных курсах и тогда приходится объяснять что e-learning это не только курсы. И я решила разобраться, где же здесь «собака зарыта». Посерфив пару дней в Интернете я наткнулась на тот факт, что превалирующее количество статей, в которых употребляется термин e-learning на самом деле посвящены электронным курсам, точнее процессу их созданию, тому, как они должны выглядеть,  должны это быть видеокурсы или flash и т.д. И тут на меня снизошло озарение:), несмотря на тот факт что сама Wikipedia дает достаточно точное определение, e-learning,  все равно информация в Интернете, которая относится к этой теме освещается достаточно однобоко и что нужно это как-то исправлять. :)

Приступим! В первую очередь хочется сказать что  –  термин e-learning скрывает в себе целый комплекс  терминов, понятий и систем, которые взаимодействуют между собой. Это и система дистанционного обучения, и система управления обучением, и электронные курсы, и средства разработки этих курсов. Согласитесь трудно представить школу или университет без преподавателей, которые являются носителем информации. Лекция это по сути своей курс, в котором преподаватель передает вам знание, лабораторные и практические работы это инструмент закрепления знаний, контрольные это промежуточные оценочные инструменты. Ну и сами экзамены с сессиями это завершающий этап курса, так сказать оценочный рубеж, анализируя результаты которого, мы смотрим, как и куда нам двигаться дальше. Так и система дистанционного обучения не имеем смысла без электронного курса. Можно предположить следующие равенства:  школа или ВУЗ = Система Управления Обучением, Лекции + лабораторные и практические работы + промежуточные аттестации + экзамены = полноценный хороший электронный курс. И стоит заметить, что все эти компоненты связаны между собой и плотно  взаимодействуют:)

Продолжение следует...

Многознание ума не прибавляет

Автор: Владимир Наумов
В свое время, интерпретируя фразу Гегеля "Многознание уму не научает", выдающийся советский философ Эвальд Ильенков говаривал, что встречаются гениальный сапожники и глупые профессора, а то и кто повыше. И ставил вопрос так: учить нужно не знанию, а уму.

В противном случае электронная дидактика может выродиться в "теории обучения", позаимствовавшие методики формирования ума из рекламы, у пиарщиков и масс-культуры.

Что мы делает:  "учим уму" или репродуцируем знания, при этом обучающее воздействие на формирование ума пребывает за порогом наших компетенций?
Взглянем на таблицу, представляющую таксономию Блума:

Материалы вебинара "Сопротивление дистанционному обучению преподавателя и студента: агрессия, игнорирование, претензии"


На прошлой неделе состоялся вебинар "Сопротивление дистанционному обучению преподавателя и студента: агрессия, игнорирование, претензии".


Коллеги, благодарим всех за активное участие, отзывы и конструктивные комментарии. 

Думаю, что одно из ценных открытии в том, что тема очень важна и она не просто поднимается, для ее решения есть различные варианты.Нам остается примерить их на свою ситуацию и практиковаться.

Отдельная благодарность нашему спикеру Наталье Никуличевой за проведенный вебинар!


Ниже презентация и запись вебинара. Интересного вам просмотра.


Сетевое (об)учение: границы применимости

Автор: Владимир Нюренберг

Импульсом к написанию поста послужило обсуждение «сетевого общения и обучения» с Владимиром Наумовым, которого лично я считаю одним из наиболее последовательных и «содержательных» носителей «педагогоцентрической» перспективы в практике дистанционного (электронного, сетевого) ОБучения.


Носители этой перспективы (я называю её «вэб в обучении») имеют сильные позиции, основу которых составляет богатые традиции осмысления дидактических принципов и методики обучения, а также богатый опыт их успешного практикования. В последние десятилетия наиболее продвинутые из числа этих специалистов активно осваивают современные информационные технологии, видя в них новые возможности для совершенствования инструментария своей работы. Перспектива, носителями которой они являются, определяет эти новые технологии как то, что усиливает наработанный и апробированный арсенал методов обучения, делает возможным «апгрейд» «механизмов», за счёт которых учащийся «будет приобретать необходимые знания и новые способы деятельности и реализовывать свой потенциал (способности)», проектирование и конструирование которых и составляет основное содержание практики обучения.


четверг, 13 декабря 2012 г.

Безопасное образование 2.0


Автор: Дмитрий Гусев, StarForce Technologies 

Современное образование невозможно представить без интернета. Глобальная сеть стала не только транспортом по передачи учебной информации, но и виртуальным учебным классом, способным вместить тысячи слушателей одновременно. 

В государственных и частных компаниях внедряются системы LMS (Learning Management System), управляющие всеми аспектами адаптации, обучения и аттестации сотрудников. Там же хранятся электронные образовательные материалы, проводятся вебинары, онлайн встречи с удаленными сотрудниками и многое другое. Есть даже модуль подбора персонала!  

Современные университеты тоже не отстают и активно внедряют системы электронного образования, наборы электронных образовательных курсов, методических пособий и учебников. Кроме того, в электронный формат переводятся расписание занятий, дневники, результаты проверки знаний. Учебные центры располагают электронными библиотеками и архивами, в которых хранятся терабайты информации.  

Во многих общеобразовательных школах все глубже внедряются такие приложения как электронные дневники, электронное расписание. Ученики используют электронные курсы и материалы для обучения, как в классе, так и дома.  

Особенно электронное дистанционное образование важно для работающего человека. Ведь времени на посещение учебного заведения нет и обучаться можно тогда, когда удобно и там, где удобно.  В последнее время основным трендом электронного образования становится «облако». Учащийся получает доступ к образовательным курсам из любой точки мира через интернет. Единственным условием в этом случае становится наличие высокоскоростного доступа. 

Сегодня такой доступ есть у очень многих и уж во всяком случае у тех, кто хочет учиться совмещая это процесс с работой. Однако, можно легко себе представить человека на отдыхе, за пределами больших городов, где с интернетом тяжело. В этом случае электронный курс можно скачать к себе на компьютер для последующего изучения.

вторник, 11 декабря 2012 г.

N способов манипулировать аудиторией в е-learning - 2

Автор: Владимир Наумов

В продолжение поста "N способов манипулировать аудиторией в е-learning"

Одним из действенных механизмов манипулирования аудиторией, который возглавляют список из 10 способов манипулирования с помощью средств массовой информации (по-русски) Ноама Хомского,  является отвлечение внимания.

В электронном обучении (особенно пышно в корпоративном)  отвлечение внимания реализуется чаще всего посредством ... привлечения внимания к неважному или несущественному. В качестве иллюстрации  приведу картинку, изображающую заставочный слайд курса, которую собрал специально для подтверждения этой мысли:
Предъявив аудитории подобную картинку, я прошу присутствующих, с целью проверки особенностей восприятия, быстро ответит на ряд вопросов:
1. Что вы почувствовали, глядя на изображение?
2.  Как отреагировало ваше тело?
3. Что подумали?
4. Что вам захотелось сказать?
5. Что сделали?

Рисунок у меня, конечно, убогонький (скомпилированный и не сильно отвлекающий от основ алгоритмизации господ будущих гуманитариев, возможно, даже напротив, мотивирующий :)). Оно и понятно. Увы, не являюсь профессиональным изобразителем.
Гораздо лучше было бы сделать профессиональное изображение, вроде данного ниже, чтобы ввести аудиторию в проблематику изучаемого предмета (здесь - создания электронных курсов с помощью конкретного редактора):

Картинки кликабельны
Причем, чем больше столь профессиональных привлекательных изображений (см. другие), тем круче курс в плане отвлечения внимания от его содержания - работы в редакторе электронных курсов.
Не верите? Приобретите курс и подсчитайте соотношение привлекающего контента по отношению к содержательному, хоть в слайдах, хоть в квадратных пикселях или сантиметрах, хоть в процентах, хоть в буквах. Оно того стоит :)) в прямом и в переносном смыслах.

Итак, вы изучаете средство авторинга, например, выбор визуального решения шаблона слайда. Для этого вам необходимо нарядить (педдизайн отдыхает!) персонажа, которого зовут Глаз:
Глазам без штанов ходить тоже некорректно, а на работе - и без галстуков

Вгляделись в слайд? А теперь быстренько, не задумываясь, ответьте на 5 вопросов, приведенных выше, желательно в комментариях к этому посту.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Как привлекать внимание с целью отвлечения внимания:
  • насытьте слайд и курс в целом второстепенной, ненужной, произвольной и притянутой за уши информацией, 
  • перегрузите восприятие пользователя, 
  • рассредоточьте внимание, 
  • учите второстепенному и/или простому, что и детям малым по извилинам, 
  • реагируйте на действия учащихся позитивно, чем проще выполненные учащимся действия, тем позитивнее должна быть обратная связь, 
  • избегайте влезать в суть явлений и процессов, не поднимайте сложных проблем и концептуальных вопросов,
  • в качестве вариантов ответов давайте то, что не доказано, бездоказательно, бессмысленно, само собой разумеется или что учащемуся невозможно опровергнуть (см. рис. ниже), предварительно обучив, как отвечать, 
  • постоянно заставляйте пользователя выполнять действия, не имеющие реального значения, 
  • пусть персонаж изрекает банальные и бытовые или маловразумительные, но многозначительные сентенции (см. рис. ниже) - 
и вы получите образцовый профессиональный курс-манипулятор, не дающий возможности получить действительно глубокие и важные знания.    


Хорошо это или плохо? Не знаю... однако тренд замены обучающих приемов набором инструментов масс-медиа воздействия налицо.

Может, таким и должно быть обучение в век ИТ, и информационного общества, и экономики знаний? Что думаете, коллеги? 

Продолжение темы

понедельник, 10 декабря 2012 г.

Мастер-класс для "агентов изменений", внедряющих СДО


В ближайшее время в сообществе состоится вебинар, посвященный сопротивлению дистанционному обучению. 

Давайте подумаем, а что мы знаем о таком сопротивлении?

Для преподавателей, внедряющих СДО в вузах, а также для корпоративных экспертов, внедряющих СДО в компаниях, эта тема будет очень актуальная. Ведь переход на дистанционное обучение либо появление его как дополнительной формы меняет привычное отношение к обучению, установленные ранее схемы взаимодействия и правила. И как любое изменение, это вызывает у всех участников различные состояния сопротивления и протеста.

Например,  сопротивление со стороны студента новой программе обучения  и отказ следовать требованиям преподавателя. Или сопротивление со стороны преподавателей, воспринимающих дистанционную форму как угрозу их статусу и рабочему месту.  И для тех, и для других - просто нежелание выйти за привычные рамки и попасть в новую среду обучения с необходимость осваивать новые правила и схемы взаимодействия. Страх того, что не получится, не понравится. Непонимание того, зачем новая форма, когда и старой (существующей) все довольны. Отсутствие мотивации и другое. 

Какие инструменты помогут снять это сопротивление? 

Во-первых, само осознание того, что введение новой формы обучения должно сопровождаться тщательным анализом целевой аудитории и их отношения к обучению, их мотивации, их уровня ИТ-подготовки.  И после анализа должны быть разработаны способы реагирования на каждый вид сопротивления.
Во-вторых, создание целого комплекса регулярных мероприятий, которые смогут отработать каждый из этапов сопротивления. Например, проблему мотивации могут снять поощрения, проблему освоения новых правил могут снять четкие и простые инструкции и т.д. Следует также отметить такую важную составляющую, как следование сетевому этикету при построении новой схемы взаимодействия для участников обучения. 

Но помимо общих рекомендаций также необходимо помнить о том, что каждая компания, каждый вуз – это своя собственная среда, для которой нужен индивидуальных подход. А определить его поможет тот самый анализ целевой аудитории (те, кого будем учить и тех, кто будет учить). 

Присоединяйтесь к вебинару "Сопротивление дистанционному обучению преподавателя и студента: агрессия, игнорирование, претензии". Будем обсуждать сопротивление, находить методы его снятия и «влюблять» в электронное обучение.

П.С. Для вдохновения и погружения в темы, посмотрите и почитайте, как снимают страх перед использованием компьютеров у наших бабушек и дедушек. 


Настоящий e-learning в действии!

Автор: Павел Безяев.

На конференциях, форумах и блогах посвященных электронному обучению, очень много рассуждений о том, как правильно подойти к организации дистанционного обучения, какие модели использовать, что такое педагогический дизайн и как мотивировать учащихся. Из этих разговоров иногда действительно рождаются интересные примеры учебных курсов или любопытные примеры организации процесса, но чаще всё это слова оторванные от жизни. Я всегда засыпал от больших красивых теорий и очень люблю практику – реализовывать что-то самостоятельно или наблюдать, как это получается у тех, кто привык делать, а не говорить. 
Мне повезло, и профессиональная деятельность началась именно с такого примера, но это был пример того, как правильно выстроить процессы, как сломать сопротивление к новому и построить систему с нуля даже в такой консервативной организации, как государственный ВУЗ. Примером идеального e-learning назвать этот проект сложно, но работало всё как часы. Потом долгие годы я наблюдал за тем, как за ширмой красивых слов и брендов впустую тратятся огромные средства, а учащиеся вынуждены сражаться с нечеловеческим интерфейсом классических LMS и разочаровываться от бессмысленного контента. Возможно, поэтому одним из направлений свой работы я выбрал организацию поддержки пользователей e-learning – очень приятно чувствовать благодарность людей, которые понимают, что им действительно хотят помочь, и они не остались один на один с бездушной системой. 
Почти все проекты в сфере дистанционного обучения обычно строятся от системы и процессов, которые хотят оптимизировать и автоматизировать, но никто реально не понимает потребностей конечных пользователей и не реализует их (хотя декларативно об этом заявляют многие). А если говорить об учебных курсах, то за красивой оболочкой часто скрывается бездарный контент, который совершенно не уместен для дистанционной форма обучения.  Изысканные приёмы от гуру педагогического дизайна чаще всего не выходят за рамки конкурсных курсов и реализации демонстрационных примеров оторванных от реальной жизни. Есть, конечно, небольшие удачные примеры, но их так мало, что они теряются на этом фоне.  
Можно ещё долго рассуждать на эту тему, но переходя к сути, скажу, что в этом году я нашёл реальный пример того, как можно и нужно делать e-learning и меня это очень порадовало и вдохновило! Данный проект известен уже миллионам людей, но почему-то в профессиональном сообществе e-learning о нём ничего не слышно – может это ревность к чужому успеху, а может быть многие просто  не воспринимают это, как реальный масштабный пример e-learning. В любом случае, я нашёл в этом проекте почти всё, что так давно хотел увидеть в дистанционном обучении. 
Ребята не закапывались в тонкости педдизайна, не заваливали профессиональны сообщества красивыми статьями на тему мотивации учащихся – они просто взяли и сделали всё как надо. Я говорю про проект LinguaLeo.com online-сервисе для изучения иностранных языков. 
Если кто еще не видел – очень рекомендую. Если говорить упрощённо, то на этом ресурсе реализовано самое главное – если ты туда пришёл и хоть немного хочешь учиться (при этом ты, понятно, ленив и много раз бросал учёбу раньше), то ты будешь туда возвращаться, а в какой-то момент ты даже с удовольствием заплатишь деньги, что бы продолжить это увлекательное занятие. 
Да, может там ещё не всё идеально. Многие сразу обратят внимание, что ресурс скорее напоминает online-игру, а не учебный портал, что курсы достаточно примитивны и однотипны, что нет системы входного контроля и рекомендуемых траекторий обучения, что социальная составляющая ещё не полностью развита и явно не хватает диалоговых тренингов. Но это работает! 
Тот же элемент игры это действительно отличная мотивация – лично я уже добрался до 22 уровня и не хочу останавливаться!  
Социальная составляющая обучения это то самоё, о чём столько говорят многие мои коллеги (да и я говорил на последней конференции), но чего почему-то не удавалось никому пощупать руками, а там это работает и мотивирует! 
Курсы простые, но проходятся на одном дыхании (правда, мне сложно пока оценить их эффективность).  
Это действительно e-learning в действии! 
Ну, а 2,5 миллиона пользователь это хорошее подтверждение моих слов. 
Скажу больше – я уверен, что все недостатки, на которые обратят внимание мои коллеги и заметны мне – известны команде LinguaLeo и они работают над этим – проект постоянно развивается (я за три месяца хорошо это заметил). Лично мне кажется, что на форумах и блогах сообщества e-learning надо больше говорить именно о таких примерах, а не теоретизировать о сферических конях в вакууме…