пятница, 30 ноября 2012 г.

Приобретение знаний, технологии и методы обучения

Автор: Владимир Наумов 

Все мы так или иначе учились или учили, все имеем представление об этом процессе. В силу этого обстоятельства невольно действуем сообразно стереотипам. Одним из таких стереотипов, увы, широко распространенных и в среде e-learning’цев является проектирование того, что и как мы будем активно преподавать (контент), а аудитория – пассивно воспринимать. Чтобы учение стало интересным, мы сами невольно начинаем интересничать вместо того, чтобы смоделировать
не столько то, что и как мы будем рассказывать,
сколько то, что и как будет делать  учащийся.  Каким образом, за счет каких механизмов он будет приобретать необходимые знания и новые способы деятельности и реализовывать свой потенциал (способности).
Довольно грустно наблюдать,  как в выражении «инновационные (образовательные) технологии», в которые по определению записывается использование компьютеров и компьютерных телекоммуникаций в обучении ключевым словом выступает «инновационные», а не «технологии».
Чтобы образовательная технология (очная или дистанционная) была инновационной, она все же должна оставаться технологией. То есть отвечать следующим критериям:
  1. Корректная постановка цели и задач (играет первостепенную роль). А что, как ни приобретение знаний и новых способов деятельности учащимся может выступать в качестве целей и задач той или иной обучающей программы?
  2. Безусловное подчинение всего хода уч.процесса цели и иерархии задач.
  3. Ориентация учебных цели и задач (= подцелей) на гарантированное достижение результатов.
  4. Мониторинг и оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на гарантированное  достижение поставленных цели и задач.
  5. Итоговая оценка результатов.  

четверг, 29 ноября 2012 г.

LMS как проект, которым нужно управлять, а не просто наполнять контентом

Автор: Марина Литвинова
Блог автора 

Достаточно часто в сфере e-learning поднимается вопрос того, как внедрить LMS, какую систему выбрать, как и с помощью чего создавать электронные курсы, как мотивировать на обучение. И редко встает вопрос поддержания актуальности контента. А вопрос ведь важный. Возможно, он появляется как проблема, которую надо решить, когда уже наткнулись (не помним, когда что обновили, кто создавал, где сейчас этот человек, кому достанется привести все в порядок, на сколько, в целом, библиотека курсов актуальна, проходят ли обучение эксперты перед созданием курсов, кто они и сколько их и т.д.) 

Коллеги, управляющие СДО, задаете ли вы себе такие вопросы:

1) Какие у нас критерии актуализации?
- Как вы определяете, что нужно обновлять материал? Установлена периодичность на уровне системы (автом.рассылки)? Принимается ли решение на основе отзывов (оценки) учащихся? Принимается ли решение на основе мнения нового эксперта (рецензента), который ранее не оценивал курс?

2) Какая у нас схема актуализации?
- Прописано ли кто, когда и как обновляет материал? Или процесс произвольный в зав. от потребности. Есть ли сроки обновления? Самостоятельно ли делает это эксперт (обучают ли его) или направляет в Учебный центр? Кто несет ответственность за актуализацию (эксперт, учебный центр, вместе)? Что делать, если не обновлено вовремя – снимается ли курс, кто за этим следит?

3) Автоматизированы ли процессы обновления контента?

среда, 28 ноября 2012 г.

Куда движется управление знаниями

Автор перевода: Владимир Нюренберг

Данный текст - частичный перевод
статьи Ненси Диксон (Nancy Dixon). В него вошли наиболее важные тезисы, обрисовывающие, как мне представляется, наиболее важные параметры области применения социального (неформального, сетевого) обучения. 

В этой серии постов из трех частей я дала разграничение развития ландшафта управления знаниями по трём категориям. Первая категория -
использование явного знания, концентрирующееся на «захвате», и документировании знаний и их выстраивание в виде коллекций – так сказать, подключение людей к контенту. Вторая категория – об использовании «эмпирических» знаний, сместившем акцент на создание сообществ практики и процессы рефлексии и структурирования опыта и ориентированный на создание межличностных контактов, подключение людей к людям. Третья категория - использование коллективных знаний, основанных на интеграции различных точек зрения и новых идей. Средой рождения коллективного знание является диалог, обсуждение проблем в виртуальном и/или очном режимах.
 

Указанные мной даты, скорее, указывают на рубежи, на которые приходятся сдвиги в представлениях об организационном знании, а не на реальные изменения в практике управления знаниями. В каждом посте я указал ключевых авторов, которые влияли на формирование нового мышления в этой области. Я исхожу из того, что профессионалы, которые читали эти книги и блоги, находясь под влиянием концептуальных идей, использовали их для создания новых стратегий управления знаниями в организации.


понедельник, 26 ноября 2012 г.

Умная комната


Автор: Иван Травкин 

Одно из моих выступлений в этом году было посвящено влиянию коннективизма на практику обучения в сети. Рассматривая постулаты коннективистов с точки зрения сетевого общества, я использовал следующую цитату из книги Дэвида Вайнбергера (David Weinberger) «Слишком большое, чтобы знать»:
«Когда знание становится сетевым, самый умный в комнате уже не лектор, выступающий перед собравшимися, и даже не коллективный разум всех присутствующих. Самый умный в комнате — сама комната, то есть сеть, образованная из связей между людьми и их идеями, которые, в свою очередь, связаны с тем, что находится за пределами комнаты. Это вовсе не означает, что сеть обретает разум. Однако знание становится буквально немыслимым без сети, которая его обеспечивает. Наша задача — научиться создавать умные комнаты, то есть такие сети, которые делают нас умнее. Это особенно важно, поскольку все прочие сети делают нас удручающе тупыми.» (Weinberger, D. Too Big to Know. 2011. p. xiii)

среда, 21 ноября 2012 г.

Как популяризировать e-learning в Украине



Дорогие друзья, совсем недавно после изучения Международного исследования рынка электронного обучения я задумалась о том, как же популяризировать e-learning в Украине? Вот даже инфографику по этой теме сообразили: http://bit.ly/VxmJTB

Вот есть у производителей САПР продуктов хорошая и правильная, на мой взгляд, стратегия.
Они свои продукты для строительных и архитектурных ВУЗов поставляют за копейки, а некоторые и безвозмездно дарят. Пользуйтесь мол, учите подрастающее поколение инженеров, строителей, архитекторов. Пусть дети развивают представление о технологиях, опыта набираются!  

Конечно, может возникнуть вопрос, а где выгода Вендора поставлять продукт  стоимостью в несколько тысяч евро в университет за копейки. А выгода в перспективе, о которой я и решила порассуждать.  

Адаптация сотрудников - работает ли в электронном виде?


Электронные курсы для адаптации сотрудников делают практически все компании, у которые есть электронное обучение, даже на самых начальных стадиях развития. Потому что это удобно: не нужно набирать группы, не нужно отправлять тренера из-за 4 человек в далекий город, можно быстро обновлять информацию. Пришел человек, мы ему курс открыли, он его прошел и начал работать.

Про тему вводных курсов я несколько раз писала:

- Как сделать хороший адаптационный курс?
- Что мешает эффективному восприятию электронного адаптационного курса?

На тендеры в компаниях чаще всего выставляются именно адаптационные курсы. Они большие, на них выделяется хороший бюджет, есть смысл посмотреть предложения рынка. Запросы предложений на эту тему заставляют задуматься, а будет ли электронное обучение для этой темы вообще работать. Почему так резко? Потому как все чаще я не могу от потенциального заказчика получить ответ на вопрос: "Что должно быть в итоге? К какому результату вы идете?".


Основной набор слов в запросе предложений на адаптационные курсы: увлекательный, интерактивный, интересный, яркий, нескучный, с хорошей графикой. Еще есть пара технологических моментов, а также требования по ресурсам.


Про красиво я постоянно говорю, что это вообще не термин. Аналогично и с ярко, красочно и все такое прочее - это очень субъективно. Попробуйте сравнить ваше "красиво" с "красиво" коллеги, но только не того, с кем вы по пятницам вместе время проводите, а с тем, с кем у вас отношения не складываются. И увидите, что в целевой аудитории курса люди будут с очень разным "красиво".


Как бы это не было печально, но аналогично можно сравнить и увлекательность, интересность,  и интерактивность. Вы играете в компьютерные игры? Нет? Тогда вам не будет интересно искать на экране спрятанные предметы, получать за это баллы и тратить их на то, чтобы попасть в секретные комнаты и там еще сделать одно задание. А мне будет, потому что я такие игры очень уважаю. А может быть для вас увлекательным будет чтение интересного материала?


В вводном курсе должна быть очевидна стратегия компании, должна легко прослеживаться тенденция, какими должны быть сотрудники компании, что в них нужно развивать, что нужно привить. Материал должен быть и полезным для первых дней работы и полезных для интеграцию в компанию. И он должен отражать то, какой компания является на самом деле.

О правилах сетевого обучения и общения


Толчком к написанию этого поста (вернее, серии постов, надеюсь) послужила одна дискуссия, которая, возможно, и могла бы выйти неформально или информально обучающей, да, к моему великому сожалению, не стала. По крайней мере в том объеме, в котором могла бы стать.

В ее рамках лишь обозначил необходимость правил взаимодействия в групповом сетевом обучении, а тем более, в деятельности сообществ практики.


Сразу сделаю несколько оговорок:

1.
не всякое сетевое взаимодействия является учебным по цели. Несложно заметить, что часто под соусом сетевого якобы учебного взаимодействия публикуются маркетинговые, пиарные и замаскированно рекламные произведения.
(Кстати -1, недавано познакомился с очередным псевдообучающим курсом аж из, кажется, 13 модулей, который демонстрирует то, что его разработчики считают эталоном разработки, но едва ли чему-нибудь завершенному научит. 

Кстати - 2, и в аналогичных сетевых курсах участие принимал: хорошие были образчики, в которых видимость обучения служила инструментом пиара ведущего(их) и/или его компании/вуза). Под соусом учебных, проблемных, дискуссионных публикаций выдается и продается то, что к целям и задачам обучения имеет весьма сомнительное отношение.

2.
всякая публикация (включая порой слайдовый или сетевой курс) может чему-то научить пользователя, если станет пищей для его ума и импульсом для развития.

понедельник, 19 ноября 2012 г.

Гарольд Джархи о внедрении неформального обучения

Автор перевода: Владимир Нюренберг

Пост представляет собой вольный и частичный перевод (или, правильнее сказать, переложение) постов консультанта Гарольда Джархи (Harold Jarche), с его рефлексией работы над двумя проектами внедрения инициатив по сотрудничеству и обмену знаниями в двух крупных компаниях, одна из которых является международной. Это своеобразный ремикс нескольких записей, на которые даны ссылки в «титульном» посте. Как всегда, здесь нет готовых ответов и рецептов, но есть структурированный подход, позволяющий оценить «вызовы» работы по выстраивания социального обучения в организации. 

Заглавием этого поста является цитата из письма коллеги Джархи по Internet Time Alliance (группа консультантов, занимающихся неформальным обучением и ведущим блоги по данной теме) Джейн Харт: «… что до новых социальных навыков и навыков сотрудничества (social and collaboration skills), которые необходимы сотрудникам, ты просто не сможешь научить (train) людей быть социальными. То, что здесь требуется: спуститься к людям и, испачкавшись, помочь им понять, что значит работать вместе на новом социальном рабочем месте (new social workplace) и оценить то, что это может им дать». Внушает оптимизм, не правда ли! Но, в общем, это реалии продвижения социального и неформального обучения в компании.

пятница, 16 ноября 2012 г.

TED и обучение

Автор: Бугайчук Константин. http://bugaychuk.blogspot.com/

Всем Вам конечно же хорошо известен проект TED. Если нет, до прочитайте данный пост.

TED это ежегодное событие, на которое приглашают ведущих мировых деятелей и мыслителей поделиться своими идеями о каком-нибудь явлении."TED" расшифровывается как Technology, Entertainment, Design (Технологии, Развлечения, Дизайн) – три обширных тематических области, которые вместе формируют наше будущее.

СлоганTED: «Идеи, достойные распространения», объясняет её главную задачу — рассказать об интересных идеях как можно большему количеству людей. Среди лекторов TED — бывший президент США Билл Клинтон, нобелевские лауреаты Джеймс Уотсон и Мюррей Гелл-Манн, основатель Wikipedia Джимми Уэйлс, основатели Google Ларри Пэйдж и Сергей Брин, основатель Microsoft Билл Гейтс.

Видеозаписи лекций, прочитанных на TED, TEDTalks, публикуются на сайте
TED.com. Их можно бесплатно смотреть на сайте, скачать на свой компьютер или подписаться на видео-подкаст. Еще видеозаписи можно смотреть на YouTube. Сейчас в интернете опубликовано свыше 400 видеозаписей. Более пятнадцати миллионов человек просмотрели их около ста миллионов раз. Что интересно, у большинства видео есть русские или украинские субтитры, которые вы можете выбрать на видеоплейере. Кстати, на гугл плей есть специальное приложение для андроид смартфонов и планшетов: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ted.android#?t=W251bGwsMSwxLDIxMiwiY29tLnRlZC5hbmRyb2lkIl0.

Недавно я нашел такие посты:
"10 лучших выступлений в TED для электронного обучения". 10 лучших TED выступлений об улучшении образования: и решил посмотреть эти выступления и поделиться с Вами кратким содержанием некоторых.

1. Дафна Коллер (основатель проекты Coursera).


Массовые открытые дистанционные курсы от университетов - это реализация права права каждого человека на получение образования. Если мы могли бы предложить высокое качество образования всем во всём мире и бесплатно, что бы из этого получилось?


 Во-первых, образование стало бы основным правом человека, где каждый в любой точке земного шара со способностями и желанием мог бы приобрести навыки, необходимые для обеспечения лучшей жизни, своей, своих близких и людей вокруг.


Во-вторых,
это бы обеспечило непрерывное обучение. Очень жаль, что для многих людей учёба останавливается по окончании школы или университета. Если все эти замечательные курсы станут доступны, мы сможем узнавать что-то новое, когда захотим, будь то с целью саморазвития или изменения нашей жизни.

И, наконец
, это позволит стимулировать инновации, потому что выдающиеся таланты есть везде. Может быть, следующий Эйнштейн или Стив Джобс живёт где-то в отдалённой африканской деревне. И если бы мы могли предложить им образование, у них появилась бы возможность придумать что-то грандиозное и сделать мир лучше для всех нас.




Эффективность e-learning проекта

Автор: Марина Литвинова
Блог автора 

Вспомнила презентацию и вебинар, который проводила год назад, как раз 11 ноября 2011 года, в рамках программы " e-learning на старт. 100 проверенных рекомендаций для успешного внедрения электронного обучения" (запись тут должна быть еще доступна)

Думаю, может повторить? ) Хочет кто-то поговорить про эффективность e-learning проекта? Могу предложить совместный вебинар, буду рада сотрудничеству!


пятница, 9 ноября 2012 г.

Неформальное обучение и сообщества практики

Автор: Владимир Нюренберг

Если мы задумываемся о неформальном обучении, значит, мы ищем не просто альтернативы формальному обучению, а резервы эффективности своей организации. Значит, мы понимаем и разделяем позицию, что обучение может и должно происходить не только в программах обучения, но должно быть частью повседневной профессиональной деятельности, нашей и наших сотрудников. Такой подход оправдывает себя не только риторикой обучения в течение всей жизни (lifelong learning), но и потребностью в установлении прочной связи между запросами повседневной практики и обучению новым методам работы. Последние должны подбираться исходя из анализа актуальных затруднений и рабочих проблем, а система обучения должна быть сориентирована не только на освоением сотрудниками этих способов, но и поддержку закрепления «результатов обучения, когда мы пытаемся применить его к нашей работе».
Иными словами, обучение должно быть интегрировано в процесс работы. С точки зрения администрирования это означает, что пространство, где обучение происходит помимо работы (разные место, время и проч.), постепенно исчезает, и ему на смену приходит перманентный процесс «(само)обучения-работы» (или «работы-(само)обучения»). Такое требование не может вызывать ряд вопросов.

четверг, 8 ноября 2012 г.

Тренды обучения и развития 2013

Автор: Эдуард Бабушкин
 
Краткий перевод дискуссии в группе ЛинкеДин Chief Learning Officer magazine (думаю, пояснять не надо, что это за журнал). Представитель журнала попросил читателей поделиться тем, как они видят тренды в обучении в 2013 году (в России на такой призыв откликнутся 0 человек). Перевод вольный: убирал эмоции, вступления, "философию" и повторения. Только сливки. Мне они кажутся вкусными. Ваши комментарии?
  • Будет расти социальное обучение: во многих компаниях оно будет в приоритете. Не хватает реальных кейсов по внедрению, но сотрудники пользуются Фейсбуком и Твиттером, и это говорит в пользу роста социального обучения.
  • 2013 возьмет фокус на персонализации: люди будут искать пути решения своих профессиональных проблем, а наша задача, как L&D сделать все, чтобы помощь была точечной, адресной, а не по принципу «ковровых бомбежек»
  • Разработчики учебных курсов должны перестать думать в академическом ключе, но больше как бизнесмены
  • В 2013 году акцент будет смещен на обучение на рабочем месте вместо болтовни в классах. Это потребует от линейных менеджеров бОльших навыков коучинга, организации учебного пространства, организации прорывов в обучении. Обучение В работе, а не ВНЕ работы отличный способ вовлечения и удержания.

вторник, 6 ноября 2012 г.

По итогам вебинара "3000 целей - желание одно"


Автор: Марина Литвинова, спикеры и участники вебинара


1 ноября мы провели замечательный вебинар "3000 целей - желание одно", посвященный 3000-ному участнику сообщества e-Learning PRO

Хотим поблагодарить наших спикеров Ивана Травкина и Константина Бугайчука, а также всех участников за интересное взаимное обучение в процессе вебинара, за активные мозговые штурмы и "живой" чат, за искренний интерес и радость общения с коллегами!


И очень приятно то, что в духе открытых курсов и сетевого обучения после нашего вебинара у одного из участника родился замечательный пост как вклад в сообщество, другой участник заявил о своем желании провести вебинар (кстати, если вам интересна тема " Создание и ведение портфолио обучаемого и педагога в социальной сети" или же вы хотите самостоятельно провести вебинар, то загляните в наш форум)

В процессе вебинара мы много говорили о коннективизме, о целях учащихся и об осознанности участников как открытых курсов, так и сетевых сообществ.

Мы выдвигали версии того, по каким признакам можно определить некое объединение участников, группу, как сетевое сообщество:

понедельник, 5 ноября 2012 г.

Мотивация преподавателей

Пост из комментария к обсуждению форума о мотивации.

"Прекрасно понимаю трудности, которые возникают в процессе работы с преподавателями. Делюсь своим опытом, буду откровенна. 

Мотивацию делю на внутреннюю (внутренний двигатель, своя воля) и внешнюю (внешний двигатель, внешняя воля).

- в любой системе есть примерно 2% людей (до 5% в зависимости от коллектива), быстро (или почти быстро) загорающихся новым. Это люди внутренней мотивации, зажечь эти факелы просто и их сразу видно. Их нужно находить и сразу брать в команду. Команда участвует в обсуждении, первых разработках. Важно, чтобы о работе команды знал коллектив преподавателей или педагогов. Лучше, если их энтузиазм и дополнительно потраченное время замечено начальством, похвалено-отмечено. Еще лучше, если после первых результатов отмечено пусть небольшой, но премией. И важно, чтобы про премию все знали. И у людей была информация о том, как присоединиться к зарождающемуся новому. Эта команда первопроходцев организует различные мероприятия, делится новой информацией. Мероприятия могут быть такими: встречи методического отдела (объединения) ДО (назваться нужно красиво и перспективно сразу)

- далее - примерно 30 % людей - реагируют на изменения, может не спешат присоединяться, но и не против. Эта группа - хороша для работы, просвещения, будет внимательна на семинарах или вебинарах, часто будет приходить на вебинары и по собственной инициативе. Потенциально - это соратники. Внешняя воля при правильно налаженном общении - скоро перейдет в состояние ожидания участия в процессе. При харизме лидера - вы ведь такой человек - это произойдет быстро. Кроме того, эта группа вполне может увидеть выгоды дистанционного обучения для зарабатывания дополнительных денег. И слава богу. Они станут с интересом учиться, станут вашими соратниками.

Гарольд Ярхе. Как сетевое обучение помогает работать

Автор: Владимир Нюренберг

«В период, который последует за настоящим, более важным, чем прогресс в компьютерном проектировании будет прогресс в нашем понимании того, как человек обрабатывает информацию – в понимании мышления, решения проблем и принятия решений...». Герберт Саймон, лауреат Нобелевской премии в области экономики (1968).

Интернет меняет то, как многие из нас делают свою работу, нашу включённость в потоки информации и то, как мы контактируем с другими людьми. Фермер из Калифорнии Рэй Прок использует Интернет для хранения сообщений, управления своими финансовыми рисками и контроля прочих многочисленных факторов, необходимых, чтобы его молочная ферма была успешной. Он постоянно учится во время работы и, благодаря Интернету, нашёл способ, чтобы не отставать от прогресса в своей профессиональной области.

Однако для многих справляться с постоянно растущим объёмом информации становится всё сложнее. Сегодня за неделю человечество порождает такой массив информации, для создания которого в прошлом потребовались бы годы.
Эта информационная перегрузка имеет прямое влияние на обучение на рабочем месте. Работники имеют доступ к большему количеству информации, чем когда-либо прежде, но часто не знают, насколько эта информация достоверна и актуальна. Раньше наши учебные программы могли подготовить нас к работе без необходимости переучиваться или повышать квалификацию долгие годы, но многое из того, что мы узнаем сегодня, может устареть за несколько месяцев или даже недель.

Сегодня мы должны заново изобрести методы обучения на рабочем месте для сетевого общества. Наши организационные структуры становятся более децентрализованным, появляются распределенные рабочие группы; каждый имеет доступ к практически неограниченной информации, которая может быть многократно скопирована и переработана. В этих условиях то, кого мы знаем и то, как мы ищем информацию, становится более важным, чем то, что мы знаем.

Как говорит участник Internet Time Alliance Джей Кросс (Jay Cross), формальное обучение может быть достаточно эффективным, когда вещи не меняются и предсказуемы, но сегодняшний мир кардинально меняется во всех направлениях. Все меняется удивительно быстро, и так много надо узнать. Современная работа - это нестандартная работа в нестандартных ситуациях.

Джейн Харт (Jane Hart), еще один представитель Internet Time Alliance говорит о том, что её оценки использования социальных медиа и обучения в контексте рабочего места свидетельствуют, что формальное, структурированное обучение играет всё меньшую роль в выполнении работы (getting things done) в условиях сетевого рабочего места (networked workplace). Исследования показывают, что около 80% обучения на рабочем месте является неформальным и, что менее чем 10% информации, которая необходима для выполнения работы, находится у них в головах.

пятница, 2 ноября 2012 г.

Сообщество e-learning PRO: 3000 участников


TOP 10 от e-Learning PRO


Приветствуя 3000-ного участника сообщества, мы подготовили подборку лучших материалов от сообщества e-learning PRO!

ТОП 10 дискуссий в форуме сообщества:
  1. ДО и eLearning
  2. Хаос в терминологии
  3. Мотивация преподавателей
  4. Какой LMS вы пользуетесь?
  5. О виртуальном преподавателе
  6. Воспитание, обучение и оценка
  7. Про индивидуализацию обучения
  8. С чего начать дистанционное обучение в вузе?
  9. Вебинар "Работа с текстом для дистанционного курса"
  10. Саммит разработчиков электронных курсов 2012: инвестировать в конте...
ТОП 10 постов в блоге сообщества:
  1. "Знать" и "понимать"
  2. Советы по проведению вебинаров
  3. Дейв Кормье: Объять неопределенность
  4. Как измерить культуру обучения компании
  5. Техническое задание на разработку е-курса
  6. 15 способов использования мобильного телефона
  7. 15 способов использования QR-кодов в процессе обучения
  8. Президент Стэнфордского Университета про электронное обучение
  9. Почему дистанционное обучение с трудом приживается в России?
  10. "Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса". Р...
  1. Стратегия организации ДО
  2. Нужен ли e-learning в России?
  3. QR-коды в учебном процессе и в жизни
  4. e-learning - обучение со скоростью мысли
  5. Как обосновать внедрение ДО руководству?
  6. Дистанционное повышение квалификации педагогов
  7. Методические подходы к обучению с помощью веб 2.0
  8. Инструкция по использованию Moodle для преподавателей
  9. Как сделать курс, который будет интересен слушателю от начала и до ...
  10. Moodle в электронном обучении: компоненты, возможности, инструменты...