вторник, 31 июля 2012 г.

Бенчмаркинг корпоративных систем обучения


Автор: Эдуард Бабушкин
 
Набрел где-то в инете на рекламный проспект Human Capital Media – они промотируют свое бенчмаркинговое исследование корпоративных систем обучения

Замечу, что Human Capital Media аффилированная структура с Chief Learning Officer – уже поэтому имеет смысле ей доверять. Сам отчет стоит около 500 уе, поэтому самое вкусное за кадром, но вот два слайда из промо презентации я вытащил и решил поделиться.

Думаю, специалистам по обучению компаний это будет интересно. И есть что реально сравнить

Диаграмма №1 Расходы на обучение одного работающего

Показано распределение компаний по уровню расходов на одного работника
19 % компаний тратят более 2 000 уе на обучение каждого своего работника
расходы на обучение на одного работника

Диаграмма №2 % расходов на обучение от доходов
24 % компаний тратят более 1 % своих доходов на корпоративное обучение
% расходов на обучение от общих доходов

Поделитесь (хотя бы в личку фейсбука) – как у вас дела обстоят? Буду очень признателен!
Бенчмаркинг корпоративных систем обучения

четверг, 26 июля 2012 г.

Почему дистанционное обучение с трудом приживается в России?


Автор: Кира Гусева

Последние лет пять среди сотрудников, занимающихся обучением персонала, ходит слух, что «вот-вот начнет развиваться электронное обучение, e-Learning — это модно, это нужно, через 5 лет все будут учиться через компьютер...». Однако годы идут, а слух все тот же: через 5 лет, через 5 лет. Почему же дистанционное обучение, оно же e-Learning, оно же электронное, так нехотя приходит в Россию? Почему, даже если ему удалось до России дойти, идея и концепция не выдерживает русских холодов (или русского менталитета), и e-Learning здесь словно бы замерзает, не развиваясь дальше? Об этом мы сегодня и поговорим. О постулатах, которые мешают российским компаниям делать качественный e-Learning.


Постулат первый:

У нас в компании есть дистанционное обучение! На самом деле, во многих компаниях оно и вправду есть. Вопрос — как e-Learning развивается в тех компаниях, в которых удалось доказать его практичность и явную пользу? Доказать необходимость внедрения электронного обучения — самое простое. Плюсы налицо: и экономия времени, и удобный способ передачи знаний, и даже (это факт!) экономия бюджета на обучение персонала. В компании появляется   новая форма обучения, выделяется специально обученный (или не обученный) специалист, который будет заниматься поддержкой и развитием системы. И что дальше? Развивается ли система?


Увы, зачастую дистанционное обучение превращается в библиотеку документов,

презентаций и прикрепленных к ним тестов.

вторник, 24 июля 2012 г.

Коснувшись темы индивидуализации обучения

-->
  • Нужна ли индивидуализация курсов и возможность выбрать удобный формат? 
  • Как обеспечить индивидуализацию при достаточно широкой целевой аудитории?
  • Что если заказчик курса, выбирая формат курса, судит только по себе?
Такие вопросы мы рассматривали, коснувшись темы индивидуализации обучения (ссылка на форум). Дискуссия вышла долгая и порою эмоциональная, иногда уплывающая в поиск наиболее подходящей в данном случае терминологии, иногда уходящая в сторону от основной темы, и все же очень интересная! И ведь суть не в терминологии, а просто в правильном понимании и обмене идеями. В большей степени мы говорили о том, как сделать обучение комфортным и удобным для конкретного слушателя, какой предоставить ему выбор, целесообразны ли затраты на разработку курса в нескольких форматах, персонализировать ли обучение. То, к чему мы пришли в итоге, читайте далее.

- На сколько удобно изучать курс в видео-формате с быстрым темпом речи преподавателя?
- С одной стороны, динамичная речь и смена кадра - это плюс, потому что внимание сосредоточено на информации, которую хочется понять и усвоить. С другой стороны - минус, потому что некоторые идеи хочется обдумать, возможно, что-то записать, чтобы не забыть. (Марина Унгер)

- Как учесть интересы разных людей, с различной скоростью восприятия информации и индивидуальными предпочтениями?
- Можно одну и ту же информацию подавать в разных форматах. Видео - для быстрого и наглядного знакомства с предметом; текстовый файл (PDF, PP и пр. ) - для тех кто больше любит читать и делать заметки на полях; аудио-файл - для любителей подкастов.

понедельник, 23 июля 2012 г.

Электронные курсы в компаниях: как "готовят" и с чем подают?

Недавно на ветке форума в сообществе мы подняли тему трендов в разработке курсов и попросили коллег поделиться информацией о том, какие же курсы сейчас популярны. Краткий обзор нашей дискуссии читайте ниже.

Несколько раз повторялся тренд сокращения объема курсов, разработки электронных тренингов и последовательного профессионального обучения. Очень интересная идея квантов курса и много другое.

Итак, основные акценты в разработке курсов (по мнению наших коллег-экспертов):
- короткие курсы или курсы, разбитые на самостоятельные модули;
- поиск мобильных приложений для обучения;
- многоформатность подачи информации в курсах;
- отработка обратной связи от пользователей при оценке курсов и тестов в СДО;
- использование корпоративных изображений банковской рекламы вместо клипартов;
- последовательное проф. обучение через программу курсов для конкретной должности;
- адаптация и языковой перевод для компаний-партнеров и банки в др. странах;
- уход от продуктового обучения (доклад Киры Гусевой на Саммите разработчиков электронных курсов);
- использование курсов без учебной цели (развлечь, дать возможность задуматься, подтолкнуть к дискуссиям, сориентировать);
- создание собственного банка изображений для курсов из фотографий сотрудников;
- комбинированные электронные курсы состоящие из "квантов", связанных картой знаний (наподобие Академии Хана). Т.е. у курса нет вообще иерархического оглавления, а есть только сетевой граф, который связывает кванты курса (Павел Калинников);
- модульная система обучения (Владислав Швецов);
- использование игровых элементов при подаче материала (геймификация),
- подача материала в виде инфографики;
- создание «персонифицированных» курсов, когда в курсе используются личные данные учащихся;
- организация общения учащихся, проходящих обучение внутри курса;
- проведение внутри курса опросов/голосований с отображением текущего результата;
- организация «соревнования», например, выводить различные рейтинги участников обучения – кто быстрее выполнил какое-нибудь упражнение, кто лучше…(Сергей Колков)
- совмещение тренинга и дистанционного курса по различным навыкам (разработка электронных тренингов);
- создание курсов, совмещающих возможности синхронного и асинхронного обучения;
- создание виртуальных лабораторных работ (по специальным предметам, а не общеобразовательному циклу) и тренажеров по работе с приборами (Сергей Постников);

Полностью форум можно прочитать на сообществе. И не только прочитать, но и поделиться опытом с коллегами! Подключайтесь к нам.

среда, 18 июля 2012 г.

Почему компании внедряют неформальное обучение

Пост – слайд и повод к размышлению. Принципиально не даю своих комментариев. Комментарии и размышления в другого типа постах.
Даю скриншот одного западного исследования компаний, внедривших у себя неформальное обучение.
Фишка в том, что опрос показывает, как сами практики видят основания внедрения. А не с т.з. тех, кто это задумывает и продает

вторник, 17 июля 2012 г.

Как измерить культуру обучения компании

Автор: Эдуард Бабушкин

Пост родился, как не удивительно, как результат моего опыта преподавания excel
Да и вообще преподавания. + размышления о неформальном обучении
Он не инструментальный, и у меня нет пока ресурсов сделать инструментальные выводы, я хочу задать только некоторый вектор.

Идея

Многие тренера и преподаватели озвучивают мысль: многие участники приходят на тренинг с желанием, чтобы им все разжевали и запихали это в рот, сами они при этом напрягаться не желают.
Знакомо?

Культура обучения компании, или уровень культуры компании измеряется процентом специалистов, готовых самостоятельно осваивать знания. Или активностью сотрудников по обучению.
+
% сотрудников, готовых делиться знаниями.
Добавьте недостающее.

Пример 1

Я абсолютно уверен, что самостоятельно освоение excel доступно всем офис менеджерам. И все проблемы решаются через поисковик.
В данном случае достаточно легко определить тех, кто желает самостоятельно осваивать и кто не желает.

Пример 2

Форумы. Как быстро ваши сотрудники получают ответ на заданный вопрос в форуме.
Примеров на самом деле может быть много. Например, количество просмотров поста эксперта. Или количество вопросов к этому посту. И т.п..
Я в данном случае принципиально не даю интегральную модель, чтобы не попадать в свою же ловушку (см пост Зачем бизнесу корпоративная культура?),поскольку интегральной модели не существует, под каждую задачу и каждую компанию можно создать свою, вполне считаемую и осязаемую модель измерения культуры обучения, заточенную под конкретные задачи. И если заметили, я даже определения культуре обучения не даю. Просто некий вектор. % специалистов, которые готовы учиться самостоятельно и активность.

Факт для размышления

Не нравится то, что я написал? А вы сможете назвать компанию, в которой сотрудников ритейла принципиально не обучают потому, что считают - это их расхолаживает, они перестают чувствовать себя ответственными за усвоение знаний и навыков.

Культура обучения vs Среда обучения (learning environment)

В этом смысле культура обучения характеризует субъектов обучения, а не условия протекания обучения. Поэтому четко отделяем то, что создано спецами по обучению (доступ в интернет, электронные курсы для свободного изучения, электронные библиотеки, форумы и т.п..)

Added value для компании

Во-первых, это экономия денег и временного ресурса. Во-вторых, это оптимизация ресурсов – не зря же специалисты по обучению создают среду обучения (learning environment).
В-третьих, модели неформального обучения – по сути бизнес-симуляции, но только в с случае неформального обучения результатом является практически полноценный бизнес – результат – обученный работник, а риски, как в бизнес –симуляции – минимальные, по сути – только временные. Не получилось, ну и не получилось. Негативный опыт – тоже опыт.
И последний поинт кажется мне наиболее важным: я никак не могу перейти к его описанию.
Интересно, есть ли в России компании, работающие над культурой своего корпоративного обучения.

четверг, 12 июля 2012 г.

Проверка честности ответов на тест в e-learning

Автор: Марина Литвинова

Самостоятельно ли сотрудник сдает тест? Это важная тема для обсуждения. У нас поднимался вопрос проверки с помощью веб-камер, но по разным причинам пришли к выводу, что он нецелесообразен. И так ли важна проверка честности? Это в школе, в институте важно проверить, сам ли сдал, проверить честность. Потому как проверить на практике применения в жизни редко получается (отдельная тема востребованности школьных знаний). А на работе, когда есть функциональны обязанности, для выполнения которых нужно не только знать (сдать самому тест), но и уметь, так ли важна проверка на честность, за которой мы гонимся?

Если есть мотивация, если есть цель и практическая ценность самого курса - его изучат и сами сдадут.

Например, мне нужно приготовить борщ, а я не умею. Но нужно и всё тут. Гугл в помощь. Я найду рецепт, приготовлю борщ, запомню или запишу рецепт, чтобы использовать далее. Если мне нужна информация, и знаю, что она пригодится для неодноразового использования, зачем мне искать какую-то соседку тетю Машу, которая один раз за меня приготовит этот борщ? :) А мы ищем тех, кто проконтролирует невмешательство тёть Маш в кухонный быт недобросовестных хозяек...

За что бороться: за мотивацию или за честность?

Источник

вторник, 3 июля 2012 г.

15 способов использования мобильного телефона для обучения, предложенные участниками нашего Сообщества

-->

Авторы:
Марина Литвинова, 

участники дискуссий

Недавно мы обсудили с коллегами, а как уже сейчас они используют мобильный телефон. Было много интересных ответов, которыми хотим с вами поделиться. Некоторые действительно активно пользуются мобильными технологиями с целью обучения, другие считают этот инструмент не очень удобным, третьи говорят о влиянии поколения, к которому принадлежит человек. Хотя, недавно на Facebook я увидела комментарий от Ивана Травкина о том, что его мама успешно читает романы на телефоне. Так что, дело не в поколении и, наверное, даже не в привычке, а в том, чтобы выбрать удобный для себя способ использования.

Предлагаем 15 способов использования мобильного телефона для обучения, предложенные участниками Сообщества e-Learning PRO:
1) следить за форумом и активно участвовать в Интернет-дискуссиях (elearningpro)
2) хранить и редактировать информацию в документах Google на Андроидах ("Диск")
3) изучать иностранные языки: английский язык на lingualeo, использовать как словарь, делать карточки для запоминания иероглифов.
4) изучать курсы и сдавать тесты в корпоративной СДО из внешнего Интернета
5) использовать для уведомления и синхронизации деятельности (календарь "учебных" дистанционных и очных дел, тренинговых сессий)
6) просматривать обновления на Facebook, блогах, подписки в Reader
7) копировать инф-цию, которую можно просмотреть в дороге
8) отвечать на звонки-опросы знаний в аудио-формате
9) записывать тезисы и конспекты на конференциях
10) записывать цитаты из книг/статей
11) использовать QR-коды
12) участвовать в вебинарах
13) читать статьи и книги
14) фиксировать инсайты
15) работать с почтой

И, на десерт, некоторые советы и размышления на тему мобильного обучения от экспертов Ассоциации:

Что особенного должно быть в мобильном обучении? 
- Электронные же курсы должны быть «лёгкими» и по возможности с минимальными дизайнерскими изысками;
- Сначала необходимо вовлечь в этот мобильный процесс «активную» часть специалистов электронного обучения;
- Поддержать новый "западный" Trend - возьми свой гаджет на работу.
(Игорь Прусаков)


Список некоторых неудобств, о которых говорили "подопытные" в эксперименте по использованию мобильного обучения от компании Билайн:
- Нет времени и не удобно учиться для тех, кто в машине
- Трудно работать со стилусом во время езды в транспорте - Тряска + нужно держаться одной рукой за поручни :))
- Некоторые участники говорили, что учиться в транспорте сложно в принципе - много отвлекающих факторов...

Что нравится людям в использовании мобильных телефонов?

Люди с большим удовольствием и по собственной инициативе создают и просматривают видео с помощью мобильных телефонов. На западе эту тенденцию уже давно используют в целях корпоративного обучения. Аудио и видео подкасты могут создаваться сотрудниками, тренерами и пр., а затем вывешиваться в СДО и блогах, храниться на сервере и скачиваться на мобильные. И мне кажется, что здесь есть огромное поле для организации неформального обучения, как внутри компаний, так и в академическом секторе. 
(Марина Унгер)

Создаются ли курсы, которые работают в мобильном телефоне?

Курсы, сделанные в Courselab 2.7, работают в мобильном Safari на iPad и iPhone. (Алексей Корольков)

В чем особенности подготовки веб-контента для мобильных устройств?
(Алексей Корольков)
- нельзя использовать интерфейсы с drag & drop;
- нельзя делать интерфейсы в которых различаются одинарный и двойной щелчoк мыши, желательно минимизировать интерфейсы с нажатием правой кнопки мыши;
- сайты должны быть "резиновыми", в идеале их верстка должна адаптироваться под разрешение экрана (на маленьких экранах быть одноколоночной, на больших многоколоночной и т. п.);
- нельзя использовать Flash (для ряда платформ). С Java апплетами тоже могут быть проблемы.

Если и стоит говорить о чем-то особенном в m-learning так это о приложениях, т.е. не о доступе к обучению через веб-браузер, а о предоставлении учебного контента в виде приложений для мобильных платформ (iOS, Android).

Что можно посмотреть в дополнение темы m-learning?
- презентация от Елены Тихомировой про мобильное обучение
- обсуждение мобильного кампуса от Ивана Травкина и статья в нашем блоге
- форум m-learning
- материалы конференции "Реларн-2011" об использовании мобильных устройств при считывании QR-кодов